по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 11, 2020
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 20-11-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2020
Лингвистика
Крылова М.Н. - Эвфемизмы в сатирических монологах (С. Т. Альтов, М. Н. Задорнов, Л. М. Измайлов, В. М. Коклюшкин, А. А. Трушкин) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34129

Аннотация: В статье рассмотрено использование эвфемизмов в языке одного из жанров юмористического дискурса – сатирического монолога. Предметом исследования стали функции, которые выполняют эвфемизмы в монологах С. Т. Альтова, М. Н. Задорнова, Л. М. Измайлова, В. М. Коклюшкина, А. А. Трушкина. Отмечается, что эвфемизмы в сатирическом монологе ещё не становились объектами изучения лингвистов, в то же время здесь они имеют специфику, анализ которой будет способствовать расширению представлений о функциях данного языкового средства. Методами исследования эвфемизмов стали наблюдение, метод сплошной выборки, описание, анализ, синтез.   В результате исследования выявлено, что в юмористическом дискурсе эвфемизмы становятся не только средствами маскировки запретного содержания, но и эффективными элементами создания юмора. В жанре сатирического монолога автором и исполнителем, как правило, создаётся яркий образ персонажа, и использование эвфемизмов находится в зависимости от характера этого образа, в первую очередь от уровня его образования и культуры. Кроме того, эвфемизмы сочетаются с другими средствами создания юмора (каламбурами, повторами, метафорой, метонимией, умолчанием, обыгрыванием прецедентных феноменов, стилистическим контрастом), формируя в каждом из монологов неповторимое сатирическое пространство. Сатирики стремятся к оригинальности в конструировании эвфемизмов.
Фольклор
Кузьмина А.А. - Концепция создания фольклорного подкорпуса Национального корпуса якутского языка: постановка проблемы, структура, технология c. 11-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34168

Аннотация: Статья посвящена созданию фольклорного подкорпуса Национального корпуса якутского языка. Необходимость создания фольклорного подкорпуса обусловлена тем, что он показывает начальный, исторический путь развития того или иного языка, культурное, языковое богатство, традиции народа. Языковые корпусы без репрезентации фольклорных текстов представляются неполноценными, неполными. Актуальность работы заключается в том, что разработка данного подкорпуса имеет ряд теоретических и технологических сложностей по сравнению с другими подкорпусами. Объектом исследования является фольклорный подкорпус Национального корпуса якутского языка. Предметом исследования выступают постановка проблемы, структура, технология создания данного подкорпуса. Основное внимание уделяется проблематике создания фольклорного подкорпуса.   Новизна исследования состоит в том, что впервые разрабатывается концепция создания якутского фольклорного корпуса, выявляются связанные с этим проблемы, определяется структура подкорпуса, технология его формирования. Определили, что структура фольклорного подкорпуса должна отражать жанровые отличия, формы записей, типы фиксации, характер аутентичности, различные базы данных, характеризующие фольклорный текст, его исполнителя и фиксатора. Выявлены этапы работы и технология подготовки фольклорного подкорпуса. В результате пришли к выводу, что фольклорный подкорпус может служить как способ для решения фундаментальных и прикладных задач якутской филологии, как один из возможностей сохранения фольклорного наследия народа саха.
Литературоведение
Гаджилова Ш.М. - Сонеты М. Ахмедова и процесс развития сонетного жанра в современной аварской поэзии c. 19-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34056

Аннотация: Предмет исследования данной статьи художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова в контексте развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Сонеты М. Ахмедова представляют собой значимую часть его поэтического творчества и рассматриваются как новое явление в современной аварской поэзии, зарождение которого связано с творчеством Р. Гамзатова и М. Абасил. Объектом исследования является жанр сонета в аварской литературе. Цель работы состоит в выявлении сонета в многожанровой поэзии М. Ахмедова, а также в осмыслении художественного содержания и формы сонетов М. Ахмедова во взаимосвязи с развитием жанра в современной аварской поэзии. Особое внимание акцентируем на этапах эволюции рассматриваемого жанра в дагестанской, в частности аварской литературе. В центре внимания – художественное своеобразие сонетов М. Ахмедова, их сравнительно-сопоставительный анализ, образный строй и идейно-тематические особенности. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрены сонеты М. Ахмедова, занимающие значимое место не только в его творчестве, но и в процессе развития сонетного жанра в современной аварской поэзии. Полученные результаты показали, что изучение сонетов М. Ахмедова позволяет выявить не только диапазон поэтических исканий поэта, но и богатство жанровой системы современной поэзии аварцев. Сонеты М. Ахмедова привлекают внимание еще и тем, что они вбирают в себя старые и новые традиции предшественников и современников поэта. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ сонетов М. Ахмедова, позволяющий восполнить пробел как в изучении эволюции и процесса развития рассматриваемого жанра, так и поэтического творчества М. Ахмедова в целом.
Языкознание
Чэн Ц. - Категория тональности в жанре очерка (на материале очерков В. М. Пескова) c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34256

Аннотация: Предметом данного исследования является категория тональности — одна из важных текстовых категорий, которая отражает психологическую установку автора текста. Очерк, как особый жанр, функционирующий на стыке публицистического и художественного стилей, имеет свой типичный диапазон тональности. Изучение категории тональности в очерках является актуальным направлением в гуманитарной науке. Материал исследования — известные советские очерки В. М. Пескова, которые считаются образцовыми и репрезентативными, и до сих пор не теряют своей актуальности. Анализируя его очерки, мы подробно показываем различные средства экспликации тональности и индивидуальную манеру автора.    Новизна исследования заключается в том, что в текстах очерках В. М. Пескова отражен общий тон непринуждённости и дружелюбия, тон собеседования с читателем. С помощью описания общего впечатления, оценочной реакции автора в очерках ярко отражено авторское «Я». Средства экспликации тональности в очерках разнообразны: в очерках, посвящённых природе, автор часто использует метафоры, олицетворения, нейтральные слова с положительной коннотацией и слова, выражающие рациональную оценку, чтобы образно изобразить пейзаж с любовью к природе; в очерках, относящихся к людям, очеркист часто использует нейтральную лексику с рационально-оценочной или положительно-оценочной коннотации, чтобы создать образ героя; в очерках, относящихся к местной культуре, В. М. Пескова часто использует эмоционально-экспрессивную лексику, слова с суффиксами субъективной оценки, экспрессивно-синтаксические конструкции, специальные изобразительно-выразительные средства (олицетворение, эпитеты, гипербола и т. д.) и выражение разговорности, чтобы по-настоящему с восхищением продемонстрировать местную жизнь и культуру. Разнообразные способы экспликации категории тональности придают очерку информативность, привлекательность и воздействующую силу.
Ван С. - Скрепы «МАЛО ТОГО» и «МАЛО ЭТОГО»: синтаксические функции c. 41-48

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34252

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является сопоставительная характеристика вводных выражений «мало того» и «мало этого», употребляющихся как средства связи, преимущественно в тексте – в качестве текстовых скреп. Актуальность предмета исследования определяется его включенностью в изучение лингвистики текста, в частности языковых единиц, выполняющих связующие функции в тексте. Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенностей синтаксических функций «мало того» и «мало этого». В процессе исследования были использованы интроспективно-индуктивный, описательный и сопоставительный метод, что позволило нам вывести особенности употребления «мало того» и «мало этого».    Исследование обусловлено необходимостью продолжения изучения текста, способов достижения его связности, цельности и средств выражения в контексте. Основными выводами проведенного исследования является то что обе скрепы употребляются в следующих случаях: во-первых, в качестве текстовый скрепы в начале высказывания; во-вторых, в функции скрепы-фразы; в-третьих, в качестве средства связи внутри предложения – сложного и простого. Самой типичной для обеих скреп является функция текстовой скрепы. Новизна исследования заключается в том, что впервые было создано описание вводных единиц «мало того» и «мало этого» в синтаксическом аспекте.
Актуальный вопрос
Ленхобоева Т.Р. - Криминальный телерепортаж: методика оценки (на примере республики Бурятия) c. 49-55

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34285

Аннотация: В статье принята попытка разработать методику оценки криминальных телерепортажей. Предметом исследования являются критерии оценки качества криминального репортажа. Для детальной оценки криминального репортажа мы разделили все критерии на четыре группы: соблюдение правовых норм; соблюдение этических норм; использование юридической терминологии; соблюдение технологических параметров. Оценивая первый критерий, все правовые нормы в криминальном репортаже мы можем разделить на следующие категории: корректное освещение хода следствия, освещение судебного процесса, освещение ситуации, когда правонарушителем или жертвой преступления является несовершеннолетний. При оценке параметра "Использование юридической терминологии" мы хотим сделать акцент на том, что журналисту необходимо верно использовать термины, например, такие как «подозреваемый» и «преступник». Анализируя последний параметр, мы опирались на критерии, предложенные С.А. Муратовым. На сегодняшний день актуальными остаются вопросы улучшения телевизионного контента, особенно в сфере криминальной журналистики. Данная методика поможет усовершенствовать формы подачи материалов и повысить интерес целевой аудитории СМИ, в этом заключается научная новизна и актуальность работы. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе рассмотрена структура криминального контента телеканала «Ариг Ус». На втором этапе криминальные телерепортажи были классифицированы по темам, далее были разработаны параметры и критерии оценки качества криминального телерепортажа. На последнем этапе - апробации - был проведен анализ качества криминальных репортажей. Среди методов, использованных в данном исследовании, отметим классификацию, анализ, работу с документами.
Литературоведение
Данчинова М.Д. - Роль категорий пространства и времени в создании художественной картины мира в произведениях бурятских писателей (на примере рассказов Барадия Мунгонова «Зов предков и звуки грядущего», Доржи Эрдынеева «Тоонто») c. 56-64

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34241

Аннотация: В статье рассмотрена картина мира в рассказах бурятских писателей. Предметом исследования является роль категорий пространства и времени в архитектонике художественного образа мира в рассказах «Зов предков» Б. Мунгонова и «Тоонто» Д. Эрдынеева. Отмечается, что данные произведения еще не становились объектами изучения в бурятском литературоведении с позиции значимости пространственно-временных соотношений. В этом состоит новизна работы, что позволит выявить иные грани художественного видения в творчестве бурятских писателей. Методами исследования категорий пространства и времени в художественном тексте стали описательный, сравнительно-сопоставительный, мифопоэтический. В результате показано, что категории пространства и времени локализуются в разных художественных образах, символах и значениях, заключают понятия безграничности, бесконечности, относительности и дискретности, позволяют создать яркую самобытную палитру художественного видения мира в рассказах бурятских писателей. Ключевые слова: образ, мир, герой, пространство, время, архитектоника, дискретность, бесконечность, цикличность, метаморфоза. УДК: 821.512.31 В работе был осуществлен анализ художественной архитектоники в призме соотношений категорий пространства и времени в рассказах Б. Мунгонова «Зов предков и звуки грядущего» и Д. Эрдынеева «Тоонто». Особенность категорий пространства и времени в художественной картине бурятских писателей выражается в отображении восточного взгляда на мир, в основе которого находятся модели цикличности и субстанциональности. В рассказе Б. Мунгонова превалирует категория времени. В художественной картине мира одно вытекает из другого. В рассказе Д. Эрдынеева «Тоонто» в отличие от рассказа Б. Мунгонова доминирует категория пространства. Тоонто с бурятского переводится как конкретное пространство, где родился человек, зарыта его пуповина, находится родовой дом. Рассказы Б. Мунгонова и Д. Эрдынеева заставляют задуматься о ценности жизни, возможностях человека исправить ошибки, совершенные в прошлом.
Горелов О.С. - Сюрреалистическая концептосфера как система: понятийный и функциональный анализ c. 65-77

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.33131

Аннотация: Объектом исследования является концептосфера сюрреализма как литературного направления. Предметом исследования является специфическая сюрреалистическая система (сюрсистема) понятий и установок, реализующаяся в художественных текстах. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понятийный набор и логика взаимодействия концептов сюрреалистической теории, возможности сюрсистемного анализа текста, особенности корреляции между сюрсистемой, текстом и сюрреалистическим кодом как регулятивным структурным образованием, определяющим самые общие принципы и правила функционирования сюрсистемы. Особое внимание уделяется одному из типов понятий сюрсистемы — инципитам, к которым относятся те категории, которые запускают механизм сращивания противоречий, то есть «инициируют» реализацию сюрреалистического; такие категории, как Желание, Грёза, Воображение, Свобода, Утопия, Бессознательное.       Основным выводом проведенного исследования является признание возможности описания сюрреалистической концептосферы как реляционной системы, включающей в себя функциональное взаимодействие трех типов понятий (инципиты, маршрутизаторы и узлы) с помощью четвертого типа понятий (медиаторы). Действие подобной топологической сети заключается в актуализации основных принципов сюрреалистического кода и реализации их в конкретных художественных текстах. Новизна исследования заключается в том, что совокупность концептов сюрреалистической теории и эссеистики анализируется как открытая, но регламентированная система, с помощью которой возможен стилевой анализ текстов, содержащих сюрреалистические элементы; исследовательские интуиции подкрепляются понятийным и функциональным анализом.
Илларионов В.В., Чэгиэн А.Е. - Осмысление идейного содержания поэмы П.А.Ойунского "Красный Шаман" под углом современности c. 78-92

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34320

Аннотация: Общественное сознание за прошедшие десятки лет пережило переосмысление духовных ценностей. В связи с этим возрос интерес к творчеству классиков мировой литературы, в том числе, и якутской. Среди них несомненный интерес вызывает драматическая поэма П.А. Ойунского "Красный Шаман". Это произведение, как образец высокого искусства, и сегодня продолжает будоражить воображение, даёт пищу уму. "Красный Шаман" со дня первой публикации вызывает интерес многих литературоведов и языковедов. В настоящий момент назрела необходимость пересмотра её идейного содержания под углом общечеловеческого видения мира, как того требует время.   В статье нами предпринята попытка раскрыть истинное содержание драматической поэмы П.А. Ойунского "Красный Шаман" с точки зрения нового поколения читателей посредством выявления использованных автором художественных приёмов, изучения конфликтных ситуаций, взаимодействия образов, требующих аксиоматического метода, а также метода абстрагирования при антропоморфном принципе исследования, что предполагает обращение к первоисточнику для его нравственно-философской интерпретации с позиций нового подхода. Сегодня внимание читателей и исследователей направлено на осмысление истинного содержания произведений П. Ойунского вне влияния традиционных толкований. Читателям наступившего нового века "Красный Шаман" открывает новые грани своего идейно-художественного содержания. В этом произведении таится глубокое суждение автора о путях развития современного общества, которое требует иного подхода к творческому наследию великого поэта.
Лингвистика
Калинин О.И. - Сравнительная характеристика языковой репрезентации концепта ТОРГОВАЯ ВОЙНА в СМИ КНР и США c. 93-107

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.32650

Аннотация: Статья посвящена анализу содержания концепта ТОРГОВАЯ ВОЙНА в китайской и американской лингвокультурах. Исходной позицией исследования является тезис о неизбежной концептуализации объектов и явлений окружающего мира в языке и возможности их изучения посредством концептуального анализа. Предметом исследования является специфика репрезентации данного ТОРГОВАЯ ВОЙНА в дискурсе масс-медиа на китайском и английском языках. Особое внимание в статье уделяется семантическому ядру концепта и его речевой репрезентации в новостных текстах. Методология исследования базируется на двухступенчатом концептуальном анализе. На первом этапе анализируется ядро концепта посредством дефиниционного и этимологического анализа слова-репрезентанта, на втором проведен количественный и качественный контент-анализ с целью выявления сходств и отличий в периферическом значении концепта. Основным теоретическим выводом данного исследования является доказанная возможность использования контент-анализа для выявления специфики речевой репрезентации медиаконцептов. Практическим результатом работы стало выявления значимых отличий в исследуемом концерте в двух лингвокультурах: в китайских медаттекстах ТОРГОВАЯ ВОЙНА рассматривается преимущественно как "борьба за достижение экономической выгоды", а в американской как "соревнование в торговом ремесле". Данные выводы во многом коррелируют со специфическими чертами менталитета жителей КНР и США.
Фольклор
Вавилова К.Ю. - Символика в русском народном творчестве (на материале любовных баллад) c. 108-119

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34242

Аннотация: Предметом исследования является символы, характерные для жанра народной баллады. Объектом исследования являются тексты русских народных баллад. Материалом исследования послужили сборники "Русская баллада" (под ред. В. И. Чернышева, Н. П. Андреева, 1936), "Народные баллады" (под ред. Д.М. Балашова, А.М. Астаховой, 1963), "Русская народная баллада" (под ред. Д. М. Балашова, 1983),"Баллады" (под ред. Б. П. Кирдана, 2001), "Былины. Исторические песни. Баллады" (под ред. А. В. Кулагиной, В. А. Ковпика, 2008). Автор подробно рассматривает особенности балладной символики и ее функции. В ходе исследования автор статьи делает следующие выводы. Устойчивость жанрового порядка обеспечивается наличием системы художественно-изобразительных средств. Центральное место в поэтике баллады занимают символика, параллелизм, антитеза, эпитеты и метафоры. Символика в любовных балладах представлена достаточно широко. Нередко символическая ситуация становится частью психологического параллелизма, представленного во многих балладных зачинах. Синтаксический параллелизм может располагаться в любом сюжетном звене и усиливаться антитезой. В некоторых случаях антитеза становится важным способом создания трагического эффекта. Балладная поэтика полностью подчинена раскрытию общей жанровой направленности, включая выражение основных универсалий и принципов. Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка текстового исследования основных имеющихся сборников баллад и сделана выборка символов с их последующим анализом в рамках реализации жанровых характеристик.
Языкознание
Прокопьева А.Е. - Образование непереходных глаголов от основ качественных процессивов в колымском диалекте юкагирского языка c. 120-128

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34201

Аннотация: Предметом исследования являются непереходные глаголы колымского диалекта юкагирского языка. В юкагирском языкознании специальные исследования по глагольному словообразованию данного диалекта отсутствуют, чем и определяется актуальность нашего исследования. Объектом исследования послужили аффиксы, при помощи которых образуются непереходные глаголы от основ качественных процессивов (квалитативов). Целью данной статьи является описание образования непереходных глаголов от основ качественных процессивов колымского диалекта юкагирского языка, а также уточнение значений словообразовательных аффиксов. В ходе исследования применялись методы лингвистического наблюдения, описания и обобщения, а также сплошной выборки примеров из имеющихся фактических языковых материалов. Научная новизна заключается в том, что впервые производится анализ и описание образования непереходных глаголов от основ качественных глаголов языка лесных юкагиров. В результате работы выявлена и уточнена семантика словообразовательных аффиксов непереходных глаголов, образованных от основ качественных процессивов, таких как -му- (приведение к различного рода изменениям), -киэ- (обретение какого-либо качества или перехода из одного состояния в другое), -ҕа ~ -гэ, -льэ, -д- (завершенное действие или процесс), -буо- (неполное наделение качеством), -дэ- и суффикса однократного действия -сь- (завершенное действие или процесс).
Алиева З.М., Халилов М.Ш. - Сравнительный анализ благопожеланий и проклятий бежтинцев и чамалинцев c. 129-137

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.11.34211

Аннотация: Предметом исследования являются малые жанры фольклора, в частности, благопожелания и проклятия. Целью данной статьи является сравнительный анализ наиболее употребляемой эмоционально-экспрессивной лексики в бежтинском и чамалинском языке. В настоящее время, когда идет необратимый процесс сокращения и унификации языковой палитры человечества, для ее сохранения необходимо создание, по возможности, полных описаний «живых» языков. В этот список входят и бесписьменные бежтинский (из цезской подгруппы) и чамалинский (из андийской подгруппы) языки – два из 18 миноритарных языков, представленных в Дагестане. В исследовании использован полевой материал авторов (собранный во время экспедиций в 2018–2020 гг.). В статье дается анализ благопожеланий и проклятий в различных ситуациях онтологии бежтинского и чамалинского социумов. Актуальность исследования малых жанров фольклора чамалинцев и бежтинцев обусловлена уникальностью вида, который наблюдается не в одинаковой степени в фольклоре разных народов, что определяет научную значимость выносимой на рассмотрение проблемы. Методами исследования послужили: аналитический (анализ теоретической литературы и фактического материала по теме исследования), метод сплошной выборки, описательный и сравнительный. Методы полевой работы были использованы в ходе экспедиции в Бежтинский и Цумадинский районы Республики Дагестан при сборе материала по паремиологии бежтинского и чамалинского языков.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.