Статья 'Композиция как авторский приём организации повествования (на материале англоязычных текстов Р.Н. Митры)' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Композиция как авторский приём организации повествования (на материале англоязычных текстов Р.Н. Митры)

Борунов Артем Борисович

ORCID: 0000-0003-2507-7218

кандидат филологических наук

доцент кафедры романо-германских языков Московский государственный гуманитарно-экономический университет

107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49

Borunov Artem Borisovich

PhD in Philology

Associate Professor of the Department of Romano-Germanic Languages Moscow State University of Humanities and Economics

107150, Russia, g. Moscow, ul. Losinoostrovskaya, 49

borunov.artem@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2016.1.18011

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2016


Дата публикации:

10-04-2016


Аннотация: В данной статье предметом исследования является композиция художественного текста как приём организации текста, являющийся одним из стилистических выразительных средств, иными словами, изучаются особенности реализации стилистического потенциала композиции в художественной прозе Р.Н. Митры и её конституирующие функции. Объектом исследования послужили композиционные особенности художественной прозы американского писателя к. ХХ-н.ХХI в. Рэгу Н. Митры. Фактический языковой материал исследования составляют 4 произведения, объединенных в серию: "Таинственное убийство на Манхеттене". Основными методами исследования явились: описательный и сопоставительный анализы, заключающиеся в выделении из объекта исследования его сторон, частей и единиц, которые становятся предметом специального изучения. Научная новизна статьи заключается в рассмотрении композиции как объекта изучения языковедческой стилистики. Значимость работы заключается в том, что её результаты вносят вклад в разработку теории интерпретации художественного текста, а также в решение проблем стилистики. В ходе исследования был сделан вывод, что одной из характерных чертой индивидуального стиля Р.Н. Митры является особое моделирование пространства и времени в художественных произведениях, а именно: наличие наряду с последовательным планом – ретроспективного, особая темпорально-локальная архитектоника произведения.


Ключевые слова:

композиция художественного текста, Р.Н. Митра, организация повествования, лингвостилистика, интерпретация художественного текста, моделирование времени, моделирование пространства, план повествования, интертекстуальность, эпиграф

Abstract: The subject of the present article is the analysis of the composition of a literary text as a narrative method and one of the stylistic expressive means. The author of the article studies peculiarities of the fulfilment of the stylistic potential and constitutive functions of composition in R. N. Mitra's novels. The object of the research is the peculiarities of composition of literary works by an American writer of the late XXth- early XXIst centuries Raghu N. Mitra. The actual material for the research is the four novels comprising the Manhattan Murder Mystery Series. The main research methods are the descriptive and comparative analysis that imply isolation of parts, elements and units of an object under research and viewing them as particular subjects of research. The novelty of the research is caused by the fact that the author views composition as a research object of linguistic stylistics. The importance of the research is caused by the fact that results of the research contribute to the development of the theory of literary work interpretation as well as solution of stylistics issues. In the course of the research the author concludes that one fo the most typical features of R. N. Mitra's individual style was a special modelling of time and space in his novels. Along with the straight-line narrative, R. N. Mitra also uses the restrospective and special temporal and local narration. 


Keywords:

modelling of time, interpretation of a literary text, linguostylistics , narrative method, R. N. Mitra, composition of a literary text, modelling of space, narration, intertextuality, epigraph

Библиография
1. Аристотель. Поэтика. Риторика: Пер. с греч. В. Аппельрота, П. Платоновой / Аристотель. – СПб.: Азбука, 2000. – 347 с.
2. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
3. Горшков, А.И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования / А.И. Горшков // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. – М.: Наука, 1981. – С. 82-91.
4. Домашнев, А.И. Интерпретация художественного текста / А.И. Домашев, И.П. Шишкина, Е.А. Гончарова. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с.
5. Есин, А.Б. Литературоведение. Культурология: избранные труды / А.Б. Есин. - М. : Флинта: Наука, 2002. - 352 с.
6. Золотова, Г.А. Грамматика композиции / Г.А. Золотова // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева / Отв. ред. Н.А. Фатеева. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Москва, 19-20 мая 2005. – М.: Управление технологиями, 2006. – С. 164-171.
7. Катаев, В.Б. К постановке проблемы образа автора/В.Б. Катаев // Филологические науки, № 1, 1966. - с. 40.
8. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
9. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля / Г.Н. Поспелов. – М.: МГУ, 1970. – 332 с.
10. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 696 с.
11. Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие / А.Я. Эсалнек. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 112 с.
12. Mitra, R.N. If there wasn't death / R.N. Mitra. – Denver, Colorado: Outskirts Press Inc., 2007. – 230 p.
13. Mitra, R.N. Impute Fall to Sin / R.N. Mitra. – М.: Manager, 2005. – 336 р.
14. Mitra, R.N. A Rain Full of Ghosts / R.N. Mitra. – Baltimore: Publish America, 2004. – 366 p.
15. Mitra, R.N. A Very Insipid Passion / R.N. Mitra. – М.: Manager, 2002. – 336 с.
16. Mitra, R.N. At The Davies: A Novel of Medical Life / R.N. Mitra (отрывок части книги). – (Электронный ресурс). – Режим доступа: URL: http://www.members.tripod.com/~ShibaHill/atthedavies.html, свободный. Дата обращения: 29. 03. 2015.
References
1. Aristotel'. Poetika. Ritorika: Per. s grech. V. Appel'rota, P. Platonovoi / Aristotel'. – SPb.: Azbuka, 2000. – 347 s.
2. Vinogradov, V.V. O teorii khudozhestvennoi rechi / V.V. Vinogradov. – M.: Vysshaya shkola, 1971. – 240 s.
3. Gorshkov, A.I. Kompozitsiya khudozhestvennogo teksta kak ob''ekt lingvisticheskogo issledovaniya / A.I. Gorshkov // Russkii yazyk: Problemy khudozhestvennoi rechi. Leksikologiya i leksikografiya. Vinogradovskie chteniya. IX-X. – M.: Nauka, 1981. – S. 82-91.
4. Domashnev, A.I. Interpretatsiya khudozhestvennogo teksta / A.I. Domashev, I.P. Shishkina, E.A. Goncharova. - 2-e izd., dorab. - M. : Prosveshchenie, 1984. - 208 s.
5. Esin, A.B. Literaturovedenie. Kul'turologiya: izbrannye trudy / A.B. Esin. - M. : Flinta: Nauka, 2002. - 352 s.
6. Zolotova, G.A. Grammatika kompozitsii / G.A. Zolotova // Khudozhestvennyi tekst kak dinamicheskaya sistema. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu V.P. Grigor'eva / Otv. red. N.A. Fateeva. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova RAN. Moskva, 19-20 maya 2005. – M.: Upravlenie tekhnologiyami, 2006. – S. 164-171.
7. Kataev, V.B. K postanovke problemy obraza avtora/V.B. Kataev // Filologicheskie nauki, № 1, 1966. - s. 40.
8. Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar' / Pod obshch. red. V.M. Kozhevnikova i P.A. Nikolaeva. – M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1987. – 752 s.
9. Pospelov, G.N. Problemy literaturnogo stilya / G.N. Pospelov. – M.: MGU, 1970. – 332 s.
10. Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka / Pod red. M.N. Kozhinoi. – M.: Flinta: Nauka, 2003. – 696 s.
11. Esalnek, A.Ya. Osnovy literaturovedeniya. Analiz khudozhestvennogo proizvedeniya: uchebnoe posobie / A.Ya. Esalnek. – M.: Flinta: Nauka, 2001. – 112 s.
12. Mitra, R.N. If there wasn't death / R.N. Mitra. – Denver, Colorado: Outskirts Press Inc., 2007. – 230 p.
13. Mitra, R.N. Impute Fall to Sin / R.N. Mitra. – M.: Manager, 2005. – 336 r.
14. Mitra, R.N. A Rain Full of Ghosts / R.N. Mitra. – Baltimore: Publish America, 2004. – 366 p.
15. Mitra, R.N. A Very Insipid Passion / R.N. Mitra. – M.: Manager, 2002. – 336 s.
16. Mitra, R.N. At The Davies: A Novel of Medical Life / R.N. Mitra (otryvok chasti knigi). – (Elektronnyi resurs). – Rezhim dostupa: URL: http://www.members.tripod.com/~ShibaHill/atthedavies.html, svobodnyi. Data obrashcheniya: 29. 03. 2015.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.