Статья ' Нарциссизм в русской культуре начала ХХ в. как выражение деструктивного начала мира' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Нарциссизм в русской культуре начала ХХ в. как выражение деструктивного начала мира

Кулагина Галина Николаевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра истории и социологии, Казанский государственный университет культуры и искусств

Казань, ул. Оренбургский тракт, 3.
420063

Kulagina Galina Nikolaevna

PhD in Philosophy

Kazan', ul. Orenburgskii trakt, 3.
420063

logica1@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0749.2014.2.12082

Дата направления статьи в редакцию:

18-06-2014


Дата публикации:

02-07-2014


Аннотация: «Господство психологии» обусловило интерес русских философов и писателей начала ХХ в. к экзистенциальным темам. Основная тема русских писателей начала ХХ в. – реабилитация жизни. Необходимо сверх-сверхповествование, необходимы усилия, чтобы думать об этой жизни. Идея жизни становится основной темой писателей, основной метафорой акта творчества. Поэтому философствование становится «вселенской миссией рода человеческого», образом жизни. Это философствование приобретает трагический характер. Потеря смысла жизни, вызванная утверждением Ницше о смерти Бога, повлекла за собой увлечение оккультными науками, мифотворчеством. Различные психические расстройства, нарциссические неврозы исследовали не только психиатры. Катастрофичность бытия способствовала тому, что люди фрагментировали свою жизнь, мышление и действия. Кроме того, фрагментация или расчлененность поощряла склонность думать о себе как самым главным. У исследователей амбивалентное отношение к понятию нарциссизм. Для одних исследователей нарциссизм эпохи непосредственно связан с фрагментацией культуры, с отчуждением человека. Исследователи констатируют, что человечество находится в нездоровых отношениях с самим собой. Противоположную точку зрения высказывает Лэш К. Для него «нарциссизм является обязательным инструментом социализации». Можно выделить интеллектуальную, эстетическую, эротическую, политическую, правововую и т.д. формы нарциссизма; нарциссизм как элемент поэтики и т.д. Существуют культурологическая, социологическая, психологическая и т.д. трактовки мифа. В каждую эпоху исследователи интерпретируют этот миф по-своему. Богатство, глубина этого мифа неисчерпаема, она поражает и восхищает. Начало ХХ в. можно назвать эпохой нарциссизма. Нарциссизм был в русской культуре начала ХХ в. нечто большим, чем просто художественным приемом, стилем мышления и способом бытия в мире. Нарциссизм был, в какой-то степени, ответом на нигилизм эпохи. Он был символом нестабильности. В нем присутствовали антиномии Серебряного века: действительность/иллюзия, целостность/фрагментация, жизнь/смерть, субъект/объект, поверхность/глубина, активность/пассивность, феминное начало/мужское, духовное/телесное, здравомыслие /психическое расстройство и т.д. Нарциссизм эпохи оказал влияние и на форму произведений. Модернизм характеризовался нарциссическим интересом к языку, метафорам, афористическому стилю, радикальным нарушением линейного потока повествования, склонностью к субъективным искажениям. Ключевые слова: нарцисс, нарциссизм, комплекс Бога, Сологуб Ф., красота, Саломея, Кристофер Лэш, Гиппиус З., Л.Толстой, Л.Андреев, закукливание, эго. Исследование отличается интердискурсивностью, то есть открытым взаимодействием философии с литературой, психоанализом, историей, искусством. Диалектический метод исследования неотделим от культурно-исторического и сравнительно-исторического, историко-философского. Историко-философский метод используется в исследовании произведений с целью реконструкций духовных, социальных концептов Таким образом, нарциссизм был в русской культуре начала ХХ в. нечто большим, чем просто художественным приемом, он был символом нестабильности, стилем мышления и способом бытия в мире. Можно выделить интеллектуальную, эстетическую, эротическую, политическую, правововую и т.д. формы нарциссизма; нарциссизм как элемент поэтики.


Ключевые слова:

нарцисс, нарциссизм, комплекс Бога, Сологуб Ф, красота, Саломея, Кристофер Лэш, Гиппиус З, Л.Толстой, Л.Андреев

Библиография
1. Antoinette Rijsenbilt & Harry Commandeur (2013). Narcissus Enters the Courtroom: CEO Narcissismand Fraud. [REVIEW] Journal of Business Ethics 117 (2):413-429.
2. U. May-Tolzmann (1990). Ego and Narcissism Theory Between 1914 and 1922 as It Appears in the International Journal of Medical Psychoanalysis. Psyche 44 (8):689-723.
3. Les Todres (2004). The Wound That Connects: A Consideration of “Narcissism” and the Creation of Soulful Space. Indo-Pacific Journal of Phenomenology 4 (1).
4. Stephen Leighton (2002). Aristotle's Account of Anger: Narcissism and Illusions of Self-Sufficiency.Ratio 15 (1):23–45.
5. James M. Glass (1980). Hobbes and Narcissism: Pathology in the State of Nature. Political Theory 8 (3):335-363.
6. Jonathan Lear (1993). Plato's Politics of Narcissism. Apeiron 26 (3/4):137-159.
7. Arnold Burms (1998). Individual Autonomy and a Culture of Narcissism. Ethical Perspectives 5 (4):277-284.
8. Sheldon Pollack (1981). On Glass, "Hobbes and Narcissism: Pathology in the State of Nature". Political Theory 9 (2):257-259.
9. David Roberts (2013). In Defense of Defenselessness: Kierkegaard's Critique of an Accepted Narcissism. Heythrop Journal 54 (5):n/a-n/a.
10. Alessandro Ferrara (1992). Narcissism. International Studies in Philosophy 24 (3):114-115.
11. Paul Copan (2006). Divine Narcissism? A Further Defense of God's Humility. Philosophia Christi 8:313-325.
12. Cs Gould (1990). Plato, Eliot, George, and Moral Narcissism. Philosophy and Literature 14 (1):24-39.
13. David Kleinberg-Levin (1991). Visions of Narcissism: Intersubjectivity and the Reversals of Reflection. In Martin Dillon (ed.), MERLEAU-PONTY VIVANT. State University of New York?/Maurice Merleau-Ponty in 20th Century Philosophy
14. Jeff Livesay (1985). Habermas, Narcissism, and Status. Telos 1985 (64):75-90.
15. Frederick Rhodewalt & Carolyn C. Morf (2005). Reflections in Troubled Waters: Narcissism and the Vicissitudes of an Interpersonally Contextualized Self. In Abraham Tesser, Joanne V. Wood & Diederik A. Stapel (eds.), On Building, Defending and Regulating the Self: A Psychological Perspective. Psychology Press.
16. Scott Borchers (2005). Revamping Sartre's Original Project: Freedom's Narcissistic Wound. Journal of Phenomenological Psychology 36 (1):1-20.
17. StevenJ Bartlett (1988). Hoisted by Their Own Petards: Philosophical Positions That Self-Destruct. [REVIEW] Argumentation 2 (2):221-232.
References
1. Antoinette Rijsenbilt & Harry Commandeur (2013). Narcissus Enters the Courtroom: CEO Narcissismand Fraud. [REVIEW] Journal of Business Ethics 117 (2):413-429.
2. U. May-Tolzmann (1990). Ego and Narcissism Theory Between 1914 and 1922 as It Appears in the International Journal of Medical Psychoanalysis. Psyche 44 (8):689-723.
3. Les Todres (2004). The Wound That Connects: A Consideration of “Narcissism” and the Creation of Soulful Space. Indo-Pacific Journal of Phenomenology 4 (1).
4. Stephen Leighton (2002). Aristotle's Account of Anger: Narcissism and Illusions of Self-Sufficiency.Ratio 15 (1):23–45.
5. James M. Glass (1980). Hobbes and Narcissism: Pathology in the State of Nature. Political Theory 8 (3):335-363.
6. Jonathan Lear (1993). Plato's Politics of Narcissism. Apeiron 26 (3/4):137-159.
7. Arnold Burms (1998). Individual Autonomy and a Culture of Narcissism. Ethical Perspectives 5 (4):277-284.
8. Sheldon Pollack (1981). On Glass, "Hobbes and Narcissism: Pathology in the State of Nature". Political Theory 9 (2):257-259.
9. David Roberts (2013). In Defense of Defenselessness: Kierkegaard's Critique of an Accepted Narcissism. Heythrop Journal 54 (5):n/a-n/a.
10. Alessandro Ferrara (1992). Narcissism. International Studies in Philosophy 24 (3):114-115.
11. Paul Copan (2006). Divine Narcissism? A Further Defense of God's Humility. Philosophia Christi 8:313-325.
12. Cs Gould (1990). Plato, Eliot, George, and Moral Narcissism. Philosophy and Literature 14 (1):24-39.
13. David Kleinberg-Levin (1991). Visions of Narcissism: Intersubjectivity and the Reversals of Reflection. In Martin Dillon (ed.), MERLEAU-PONTY VIVANT. State University of New York?/Maurice Merleau-Ponty in 20th Century Philosophy
14. Jeff Livesay (1985). Habermas, Narcissism, and Status. Telos 1985 (64):75-90.
15. Frederick Rhodewalt & Carolyn C. Morf (2005). Reflections in Troubled Waters: Narcissism and the Vicissitudes of an Interpersonally Contextualized Self. In Abraham Tesser, Joanne V. Wood & Diederik A. Stapel (eds.), On Building, Defending and Regulating the Self: A Psychological Perspective. Psychology Press.
16. Scott Borchers (2005). Revamping Sartre's Original Project: Freedom's Narcissistic Wound. Journal of Phenomenological Psychology 36 (1):1-20.
17. StevenJ Bartlett (1988). Hoisted by Their Own Petards: Philosophical Positions That Self-Destruct. [REVIEW] Argumentation 2 (2):221-232.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.