Финансовое право и управление - рубрика Государственное регулирование экономики
по
Финансовое право и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансовое право и управление" > Рубрика "Государственное регулирование экономики"
Государственное регулирование экономики
Рыбчинский Д.С. - Экономические инструменты государственного антикризисного регулирования c. 9-14

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.3.21156

Аннотация: Предмет исследования – экономические инструменты антикризисного регулирования, конкурентоспособность производственных государственных комплексов, финансово-инвестиционную сфера, инновации. Причинно-следственные положения внешних и внутренних факторов, которые вызывают кризис. Концептуальная логикой исследований в экономике при циклических колебаниях в условиях макроэкономики. Согласно которой, экономическая система может эволюционировать. Мало того, в технологическом и промышленном развитии экономические процессы протекают неравномерно. Именно это и порождает спад в отрасли и экономике в целом. Результатом такого явления есть деловой спад активности, снижение показателей социальной и экономической структуры. Методология исследования представляет собой изучение теоретических и практических данных по тематике государственного антикризисного регулирования экономических процессов. Новизна работы заключается в анализе мер, направленных на эффективное регулирование. В данной статье исследуются основные экономические инструменты государственного антикризисного регулирования, которые способствуют сглаживанию кризисных явлений и устранению последствий. Например, трансформация отраслевой структуры экономики и повышение ее инновационной и технологической емкости, национального производственного потенциала.
Коротин К.В. - Проблематика адаптации модели экономики, направленной на один сектор. Пример Люксембурга. c. 11-23

DOI:
10.7256/2454-0765.2019.1.39503

EDN: LLDKJJ

Аннотация: Объектом исследования является экономика, основную долю ВВП которой составляет один сектор. Предметом исследования является возможность реализации идеи экономики, сконцентрированной на одном секторе в любом государстве. Автор приводит в качестве успешного примера реализации идеи экономики, сконцентрированной на одном секторе, экономический рост Люксембурга после ориентации на финансовый сектор в 1980-х годах. Описывая преимущества экономики, ориентированной на один сектор автор обозначает актуальность исследования. Автор задается вопросом - применим ли пример реализации идеи экономики, основную долю ВВП которой составляет один сектор в Российской Федерации? В качестве промежуточного вывода автор доказывает, что реализация данной модели невозможна в Российской Федерации на федеральном уровне. Автор определяет в качестве проблемы исследования определение соответствующего территориального образования в пределах Российской Федерации в котором возможно построение соответствующей модели экономики. Основным выводом проведённого научного исследования является наличие связи между возможностью создания экономики с одним сектором, образующим большую часть ВВП и географическими, демографическими факторами, наличием полезных ископаемых, соответствующей инфраструктуры, международных отношений со странами-крупнейшими покупателями. Результатом настоящего исследования является определение рекомендаций по возможному решению проблемы адаптации модели экономики, сфокусированной на одном секторе, на территории Российской Федерации. На территории Российской Федерации создание экономики с малым количеством секторов, образующих большую часть ВВП невозможно на государственном уровне, а наиболее практичным вариантом является создание соответствующей модели экономики на уровне городов, наиболее близко расположенных к потенциальным торговым партнерам. В качестве возможных вариантов были выделены возможности создания модели экономики с малым количеством секторов в городах Хабаровского края, Смоленской и Тюменской областей.
Романова И.Н. - Участие государства в страховании рисков субъектов предпринимательства c. 16-21

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.4.30490

Аннотация: Предметом исследования являются особенности участия государства в страховании субъектов предпринимательства, которое обусловлено публичными интересами. В одних случаях речь идет о создании особой категории страховщиков,о чем свидетельствует деятельность национальных экспортных кредитных агентств (АО ЭСКАР, SACE (Италия), Coface (Франция), CESCE (Испания) и др.), в других – о поддержке страхователей посредством предоставления субсидий из бюджета. Причем оба варианта находят свою поддержку в практике экономически развитых стран. Методологические основы исследования составляет совокупность общенаучных (диалектический метод, анализ, синтез) и частно-научных методов познания (формально-логический). Участие государства в страховании рисков субъектов предпринимательства является достаточно распространенной практикой в случаях, когда такие риски по общему правилу не рассматриваются как коммерческие, а следовательно, не охватываются обычными программами страхования, либо расходы на страхование считаются предпринимателями неприемлемыми с точки зрения общей структуры их расходов, но потребность в страховой защите присутствует ввиду потенциальной угрозы несоразмерных потерь. В таких условиях государство по сути обеспечивает экономическую стабильность и стимулирует предпринимателей к осуществлению соответствующих видов деятельности.
Шелестинский Д.Г., Буртасова А.В. - Практика Итальянской Республики в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем c. 17-24

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.2.24155

Аннотация: В работе рассмотрен процесс становления существующей в Италии системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, которая построена на принципах взаимодействия между финансовыми, административными институтами и правоохранительными органами. В отличие от США и Великобритании, ответственным за разработку политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в Италии, является Министерство экономики и финансов. В работе представлен анализ деятельности национального подразделения финансовой разведки Италии – L’Unità di informazione finanziaria per l'Italia (UIF), созданной в соответствии с Legislative Decree 231/2007 в качестве независимого органа в структуре Банка Италии, а также Национальной комиссии по компаниям и фондовой бирже и Института по надзору за страхованием. На основе полученных данных авторы обращают внимание на то, что в Италии функционирует хорошо продуманный режим противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в рамках удачно разработанной правовой базы. При проведении исследования авторами применялись исторический, логический, статистический, системный и прогностический методы исследования, которые способствовали формированию объективных данных. Основным выводом проведенного исследования стало то, что отличительной чертой итальянской системы является тесное взаимодействие национального подразделения финансовой разведки с Банком Италии, чьим хоть и формально независимым, но по сути структурным подразделением оно является. Вместе с тем, повышению эффективности в борьбе с легализацией преступных доходов способствует вовлечение и иных государственных органов.
Абрамов Р.А., Соколов М.С. - Анализ эффективности кластерных проектов Союзного государства c. 18-32

DOI:
10.7256/2454-0765.2017.1.20732

Аннотация: Предметом исследования является комплекс мер и механизмов, влияющим на эффективность проектов кластерного уровня. Обьектом исследования являются межрегиональные и межотраслевые объединения в Российской Федерации и Республике Беларусь как единого государственного образования. Проанализированы основные показатели межгосударственного сотрудничества, реализуемые программы. Анализу подвергались не только утверждённые в качестве превалирующих программы развития, финансируемые из бюджета Союзного государства, но также и инициативные проекты, которые берут свое начало из сотрудничества предприятий различной формы собственности на территории России и Беларуси. Показаны не только проекты сотрудничества приграничных территорий, но также и удаленных регионов. В качестве методологии исследования применялась теория управления кластерами в аспекте проектирования удаленных образований, институционального мониторинга общего развития инфраструктуры для ведения бизнеса, а также сравнительный метод в ключе участия государства в функционировании современных кластеров. В работе показано, что инновационная способность и технологическая готовность являются неотъемлемыми составляющими конкурентоспособности национальной экономики в условиях институциональных изменений. В дальнейшем роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности будет только расти, поскольку структура мирового промышленного производства будет меняться в пользу высокотехнологичных отраслей. Под влиянием бурного развития нанотехнологии и генной инженерии появятся новые виды производства. Но, вместе с тем, значительное количество проблем, связанная с институциональным базисом формирования и развития конкурентоспособности инновационных секторов союзного государства, остаются недостаточно раскрытыми, обоснованными и требуют решения. Вопрос связанные с образованием таких пространственно-временных структур как инновационные хабы в научной литературе до сих пор вообще не были изучены. Новизной работы является утверждение того, что инновационные кластеры не могут быть разработаны и внедрены только в процессе построения и политической реализации проектов развития Союзного государства. Предложены направления реализации положения среднесрочного и долгосрочного развития кластеров. Введено в терминологию понятие инновационного хаба – как агрегатора инновационных проектов.
Горян Э.В. - Роль финансового регулятора в обеспечении кибербезопасности: опыт Сингапура c. 25-38

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.2.27704

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. На примере финансово-экономического центра Юго-Восточной Азии – Сингапура, определяется роль финансового регулятора государства – Валютно-финансового управления (Monetary Authority of Singapore, MAS) в обеспечении кибербезопасности финансового и банковского секторов. Выделяются особенности правового статуса MAS, детерминирующие координационную роль в институциональном механизме обеспечения кибербезопасности. Исследуются ключевые документы MAS, формирующие нормативно-правовой механизм обеспечения кибербезопасности Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Валютно-финансовое управление Сингапура обеспечивает такие вопросы безопасности как конфиденциальность и неприкосновенность данных путем издания специальных нормативно-правовых актов и обязательных предписаний для финансовых институтов. В процессе принятия находится обязательное для всех финансовых институтов предписание по кибергигиене, определяющее требования по безопасности финансовых услуг в качестве обязательных, невыполнение которых приводит к отзыву лицензии. Активно используются и организационно-правовые механизмы, включающие Агентство кибербезопасности Сингапура, научно-образовательные учреждения и руководителей подразделений по кибербезопасности крупнейших финансовых и банковских учреждений мира. Это определяет роль финансового регулятора как ключевую в обеспечении информационной безопасности финансового и банковского секторов.
Камалова Г.Г. - Сравнительный информационно-правовой анализ российского и зарубежного законодательства о коммерческой тайне c. 33-48

DOI:
10.7256/2454-0765.2017.1.22341

Аннотация: Предметом исследования является совокупность норм российского законодательства, регулирующих общественные отношения по охране коммерческой тайны. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как необходимость законодательного закрепления цели ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, совершенствование системы ее признаков и субъектов, детальное регулирование мер по обеспечению конфиденциальности сведений. Особое внимание в статье уделяется вопросам защиты инновационной деятельности в условиях, когда не всякое экономически ценное новшество может быть запатентовано. Методологической основой работы выступают формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования, а также иные методы, применяемые в их сочетании и взаимосвязи. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что цели правового режима коммерческой тайны в современном законодательстве не определены и определяет их на уровне государства, обладателя коммерческой тайны и работника, вносящего вклад в инновационную деятельность. Установлено, что помимо критериев коммерческой тайны, выделяемых российским законодательством, в законодательстве зарубежных стран установлены дополнительные требования к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Автор акцентирует внимание на рамочном характере национального законодательства о коммерческой тайне, недостаточной проработанности мер по обеспечению конфиденциальности коммерчески ценной информации.
Павлов П.В., Ткачева Л.В. - Направления развития инвестиционного законодательства в связи с созданием свободной экономической зоны на территории Республики Крым c. 38-51

DOI:
10.7256/2454-0765.2017.3.18884

Аннотация: Статья посвящена изучению института свободных экономических зон (СЭЗ), анализу деятельности различных их типов, в том числе расположенных на территории Республики Крым. Объектом исследования выступает комплекс правоотношений, возникающих в рамках применения и функционирования особого административно-правового режима на территории Республики Крым. Предметом исследования в настоящей статье определена система нормативных правовых актов, регламентирующих механизм введения и применения особого административно-правового режима осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Республики Крым. При разработке проблемы исследования использовались различные методологические подходы, в том числе системный подход при анализе современной системы налогового регулирования в СЭЗ, а также эволюционный подход, позволяющий выявить внутренние закономерности развития объекта исследования – особого административно-правового режима на территории СЭЗ. Элементами научной новизны являются результаты теоретических обобщений, которые позволили обосновать целесообразность применения особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности в России для создания на определенных территориях страны «точек роста», а также разработать правовой инструментарий повышения их действенности, как важной составляющей механизма государственного управления в экономической сфере. Результатом исследования стали предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность СЭЗ на территории Республики Крым, с целью формирования административного механизма, способствующего полноценной интеграции данного региона в экономическую систему России.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Инновации как структурный элемент механизма денежно- крединого регулирования в экономике

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.2.18274

Аннотация: Предмет статьи являются инновации как структурный элемент механизма денежно- кредитного регулирования в экономике. Объект статьи – кредитно –денежное регулирование в экономике. Гипотезой настоящей статьи является: успешная инновационная деятельность является структурным элементом механизма денежно-кредитного регулирования в экономике на основе создания в процессе инноваций интеллектуальной ренты, вследствие чего в экономике возникает инновационный денежный мультипликатор, который является частью механизма кредитно-денежного регулирования в условиях глобального кризиса и приводит к дефляции в странах с развитой инновационной деятельностью и, одновременно, росту инфляции в странах с низким уровнем инновационной деятельности. Целью настоящей статьи является исследование инновационной деятельности как структурного элемента денежно-кредитного регулирования в условиях глобального финансового кризиса. Для достижения этой цели в статье решены задачи исследования:  -сущности денежной системы и причин инфляции в экономике;  -инноваций как источника интеллектуальной ренты в экономике;  -сущности и характера функционирования инноваций в составе механизма денежно- кредитного регулировании в экономике в условиях глобального финансового кризиса. Методами настоящей статьи выступают логический и исторический анализ, системный и антикризисный анализ, синтез, сравнительный анализ, анализ рисков инфляции и дефляции. Научная новизна статьи определяется тем, что в ней обосновано, что инновации являются структурным элементом механизма денежно- кредитного регулирования в экономике, обосновано существование связанного с интеллектуальной рентой денежного инновационного мультипликатора, который противостоит банковскому мультипликатору в экономике, что приводит к снижению риска развития инфляции, поэтому развитие инноваций может быть элементом структурной антиинфляционной политики, рассмотрены особенности влияния инноваций на процесс денежно- кредитного регулирования в условиях глобального финансового кризиса.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Инновации как структурный элемент механизма денежно-крединого регулирования в экономике c. 104-117

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.2.67895

Аннотация: Предмет статьи являются инновации как структурный элемент механизма денежно- кредитного регулирования в экономике. Объект статьи – кредитно –денежное регулирование в экономике. Гипотезой настоящей статьи является: успешная инновационная деятельность является структурным элементом механизма денежно-кредитного регулирования в экономике на основе создания в процессе инноваций интеллектуальной ренты, вследствие чего в экономике возникает инновационный денежный мультипликатор, который является частью механизма кредитно-денежного регулирования в условиях глобального кризиса и приводит к дефляции в странах с развитой инновационной деятельностью и, одновременно, росту инфляции в странах с низким уровнем инновационной деятельности. Целью настоящей статьи является исследование инновационной деятельности как структурного элемента денежно-кредитного регулирования в условиях глобального финансового кризиса. Для достижения этой цели в статье решены задачи исследования:  -сущности денежной системы и причин инфляции в экономике;  -инноваций как источника интеллектуальной ренты в экономике;  -сущности и характера функционирования инноваций в составе механизма денежно- кредитного регулировании в экономике в условиях глобального финансового кризиса. Методами настоящей статьи выступают логический и исторический анализ, системный и антикризисный анализ, синтез, сравнительный анализ, анализ рисков инфляции и дефляции. Научная новизна статьи определяется тем, что в ней обосновано, что инновации являются структурным элементом механизма денежно- кредитного регулирования в экономике, обосновано существование связанного с интеллектуальной рентой денежного инновационного мультипликатора, который противостоит банковскому мультипликатору в экономике, что приводит к снижению риска развития инфляции, поэтому развитие инноваций может быть элементом структурной антиинфляционной политики, рассмотрены особенности влияния инноваций на процесс денежно- кредитного регулирования в условиях глобального финансового кризиса.
Буркальцева Д.Д., Киреенкова А.И. - Особенности структуры источников инвестирования в основной капитал в России

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.4.18542

Аннотация: Инвестиционная деятельность составляет основу развития любого бизнеса. Для осуществления такой деятельности наиболее важным моментом является решение вопроса о необходимости инвестиционных ресурсов, способов их формирования и в дальнейшем эффективного их использования. Особенности структуры источников инвестирования, анализ формирования и использования инвестиционных ресурсов в Российской Федерации является важной задачей, поскольку от того, насколько эффективно будут создаваться и использоваться эти ресурсы, зависит уровень экономики страны в целом, его экономическая безопасность, институционализация ее системы. Предметом исследования является структура источников инвестирования в основной капитал в России. Целью данной статьи является провести анализ формирования инвестиционных ресурсов в Российской Федерации, выявить особенности структуры источников инвестирования. Метод анализа был применен при определении основных источников привлечения инвестиций в основной капитал Российской Федерации, а также для отражения валового накопления. Графический метод применен для построения структуры источников инвестирования в основной капитал в Российской Федерации и динамики российского валового внутреннего сбережения и валового накопления. Основные результаты проведенного исследования: выявлены основные причины, ведущие к низкой инвестиционной активности российских предприятий; проанализированы основные источники привлечения инвестиций в основной капитал Российской Федерации; определены виды экономической деятельности, имеющие наибольшую сумму инвестиционных вложений в основной капитал в Российской Федерации; предложены рекомендации для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны. Область применения результатов; новизна: выявлена взаимосвязь особенностей структуры инвестиционных ресурсов и их влияние на финансовую устойчивость и экономическую безопасность организации для принятия необходимых решений на макроуровне – государственное регулирование инвестиционной политики в РФ. Выводы: инвестиционные ресурсы должны быть сформированы из наиболее приемлемых источников для конкретной организации и использованы рационально. Для этого необходимо применить меры по улучшению системы контроля за доходами и расходами бюджета страны. За последние 5 лет из проведенного анализа, мы видим, что российские организации для осуществления своей инвестиционной деятельности использовали в большей степени собственные средства. Но, учитывая тот факт, что собственных средств в большинстве случаев не достаточно для финансирования инвестиционной деятельности, происходит стремительное старение производственного потенциала России, экономика в инвестициях испытывает значительные потребности. Поэтому на инвестиции в перевооружение производства необходимо предоставление максимально комфортных условий при получении налогового инвестиционного кредита, налоговых каникул. О недостаточно рациональном и эффективном использовании инвестиционных ресурсов свидетельствует, существенная часть внутренних сбережений, которая не используется для осуществления инвестиций внутри страны и выводится за границу. Для того чтобы изменить эту тенденцию, необходимо упростить порядок, определяющий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов в России.
Буркальцева Д.Д., Киреенкова А.И. - Особенности структуры источников инвестирования в основной капитал в России c. 299-307

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.4.68533

Аннотация: Инвестиционная деятельность составляет основу развития любого бизнеса. Для осуществления такой деятельности наиболее важным моментом является решение вопроса о необходимости инвестиционных ресурсов, способов их формирования и в дальнейшем эффективного их использования. Особенности структуры источников инвестирования, анализ формирования и использования инвестиционных ресурсов в Российской Федерации является важной задачей, поскольку от того, насколько эффективно будут создаваться и использоваться эти ресурсы, зависит уровень экономики страны в целом, его экономическая безопасность, институционализация ее системы. Предметом исследования является структура источников инвестирования в основной капитал в России. Целью данной статьи является провести анализ формирования инвестиционных ресурсов в Российской Федерации, выявить особенности структуры источников инвестирования. Метод анализа был применен при определении основных источников привлечения инвестиций в основной капитал Российской Федерации, а также для отражения валового накопления. Графический метод применен для построения структуры источников инвестирования в основной капитал в Российской Федерации и динамики российского валового внутреннего сбережения и валового накопления. Основные результаты проведенного исследования: выявлены основные причины, ведущие к низкой инвестиционной активности российских предприятий; проанализированы основные источники привлечения инвестиций в основной капитал Российской Федерации; определены виды экономической деятельности, имеющие наибольшую сумму инвестиционных вложений в основной капитал в Российской Федерации; предложены рекомендации для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны. Область применения результатов; новизна: выявлена взаимосвязь особенностей структуры инвестиционных ресурсов и их влияние на финансовую устойчивость и экономическую безопасность организации для принятия необходимых решений на макроуровне – государственное регулирование инвестиционной политики в РФ. Выводы: инвестиционные ресурсы должны быть сформированы из наиболее приемлемых источников для конкретной организации и использованы рационально. Для этого необходимо применить меры по улучшению системы контроля за доходами и расходами бюджета страны. За последние 5 лет из проведенного анализа, мы видим, что российские организации для осуществления своей инвестиционной деятельности использовали в большей степени собственные средства. Но, учитывая тот факт, что собственных средств в большинстве случаев не достаточно для финансирования инвестиционной деятельности, происходит стремительное старение производственного потенциала России, экономика в инвестициях испытывает значительные потребности. Поэтому на инвестиции в перевооружение производства необходимо предоставление максимально комфортных условий при получении налогового инвестиционного кредита, налоговых каникул. О недостаточно рациональном и эффективном использовании инвестиционных ресурсов свидетельствует, существенная часть внутренних сбережений, которая не используется для осуществления инвестиций внутри страны и выводится за границу. Для того чтобы изменить эту тенденцию, необходимо упростить порядок, определяющий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов в России.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.