Финансовое право и управление - рубрика Общие вопросы финансового права
по
Финансовое право и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансовое право и управление" > Рубрика "Общие вопросы финансового права"
Общие вопросы финансового права
Ершова И.В. - Бухгалтерский учет в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.1.9646

Аннотация: В статье анализируются основы регулирования бухгалтерского учета в условиях экономической интеграции. На основании анализа cоглашений, действующих в рамках ВТО и Таможенного союза сделан вывод о том, что развитие правового регулирования в сфере бухгалтерского учета основано на принципе гармонизации. Показано, что при решении вопросов, относящихся к сфере бухгалтерского учета, государствам-членам ВТО и таможенного союза предлагается опираться на общепринятые в соответствующей стране принципы бухгалтерского учета. Предложено дополнение понятийного аппарата Закона о бухгалтерском учете определением общепризнанных принципов его ведения с системным изложением данных принципов в отдельной главе названного акта. Дана характеристика современной системы правового регулирования бухгалтерского учета в России и основополагающих правил его ведения. Обращено внимание на возрождение понятия «экономический субъект» и хозяйственно-правовое звучание системы объектов бухгалтерского учета. Указана тенденция стандартизации государственного регулирования финансово-правовых областей экономической деятельности. Представлена система негосударственного регулирования бухгалтерского учета, сделан вывод о необходимости саморегулирования данной сферы. На основе анализа законодательства стран таможенного союза (РФ, Республики Казахстан, Республики Беларусь) сделан вывод о том, что в целом правила ведения бухгалтерского учета гармонизированы и позволяют осуществлять деятельность в условиях экономической интеграции. Высказано мнение о том, что трансграничный характер бухгалтерских услуг предопределяет необходимость выработки унифицированных требований к профессии бухгалтера с созданием системы аккредитации.
И.В. Ершова - Бухгалтерский учет в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе c. 24-35

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.1.63266

Аннотация: В статье анализируются основы регулирования бухгалтерского учета в условиях экономической интеграции. На основании анализа cоглашений, действующих в рамках ВТО и Таможенного союза сделан вывод о том, что развитие правового регулирования в сфере бухгалтерского учета основано на принципе гармонизации. Показано, что при решении вопросов, относящихся к сфере бухгалтерского учета, государствам-членам ВТО и таможенного союза предлагается опираться на общепринятые в соответствующей стране принципы бухгалтерского учета. Предложено дополнение понятийного аппарата Закона о бухгалтерском учете определением общепризнанных принципов его ведения с системным изложением данных принципов в отдельной главе названного акта. Дана характеристика современной системы правового регулирования бухгалтерского учета в России и основополагающих правил его ведения. Обращено внимание на возрождение понятия «экономический субъект» и хозяйственно-правовое звучание системы объектов бухгалтерского учета. Указана тенденция стандартизации государственного регулирования финансово-правовых областей экономической деятельности. Представлена система негосударственного регулирования бухгалтерского учета, сделан вывод о необходимости саморегулирования данной сферы. На основе анализа законодательства стран таможенного союза (РФ, Республики Казахстан, Республики Беларусь) сделан вывод о том, что в целом правила ведения бухгалтерского учета гармонизированы и позволяют осуществлять деятельность в условиях экономической интеграции. Высказано мнение о том, что трансграничный характер бухгалтерских услуг предопределяет необходимость выработки унифицированных требований к профессии бухгалтера с созданием системы аккредитации.
Трофимова Г.А. - Финансовая право- и дееспособность физических лиц c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.3.19331

Аннотация: Одним из ключевых вопросов деятельности любого государства является обеспечение финансовой возможности граждан по реализации закрепленных за ними прав и свобод, и в первую очередь – права на жизнь, здоровье, достойный образ жизни. От уровня финансовой самостоятельности граждан зависят расходы на социальную помощь, тяжесть налогового бремя и рост или падение экономики страны. Ключевыми категориями в определении финансовой самостоятельности как раз и выступают финансовая правоспособность и финансовая дееспособность гражданина. Для проведения исследования относительно возможности и необходимости выделения таких категорий, а также формулирования соответствующих понятий были использованы такие методы исследования как формально-юридический, системный, исторический, сравнительно-правовой; методы анализа, синтеза и сравнения. В результате исследования было определено правовое значение таких категорий как финансовая правоспособность и финансовая дееспособность, даны их определения, кроме того, указаны признаки полной финансовой дееспособности, неполной (частичной) финансовой дееспособности, неполной (опосредованной) финансовой дееспособности, ограниченной и утраченной финансовой дееспособности; предложен вариант их правового закрепления.
Горбунова О.Н. - Роль норм финансового права в управлении делами государства и общества

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.2.12257

Аннотация: Как указывает автор, лучший способ, управлять государством с рыночной экономикой – управлять им с помощью денег, что, однако, возможно только с помощью норм финансового права. Это в свою очередь ставит вопрос о необходимости изучения структуры, видов и функций норм финансового права. Также перед современной наукой финансового права встает вопрос о соотнесении норм финансового права с нормами иных отраслей российского права (конституционным, административным, гражданским и т.д.). Исследование понятия, назначения, задач норм финансового права и их места в правовой системе Российской Федерации должно основываться на изучении прямых и обратных связей в управлении государством, чему в науке финансового права уделяется недостаточное внимание. Проведенное исследование основывается на общенаучном методе диалектического познания, логических методах (анализа, синтеза, дедукции, индукции), методе сравнительного правоведения, историческом и иных частнонаучных методах. На основе проведенного анализа понятия, сущности, видов и функций норм финансового права, автор делает вывод, что нормы финансового права дают возможность определить правовые коридоры для прохождения прямых и обратных связей в управлении государством. Указанные связи создаются нормами финансового права как в самой системе финансов, так и в системе макро и микроэкономики, где они являются связующим звеном и обеспечивают связи и взаимозависимости как в экономике, так и в социальных процессах.
Горбунова О.Н. - Роль норм финансового права в управлении делами государства и общества c. 41-53

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.2.65609

Аннотация: Как указывает автор, лучший способ, управлять государством с рыночной экономикой – управлять им с помощью денег, что, однако, возможно только с помощью норм финансового права. Это в свою очередь ставит вопрос о необходимости изучения структуры, видов и функций норм финансового права. Также перед современной наукой финансового права встает вопрос о соотнесении норм финансового права с нормами иных отраслей российского права (конституционным, административным, гражданским и т.д.). Исследование понятия, назначения, задач норм финансового права и их места в правовой системе Российской Федерации должно основываться на изучении прямых и обратных связей в управлении государством, чему в науке финансового права уделяется недостаточное внимание. Проведенное исследование основывается на общенаучном методе диалектического познания, логических методах (анализа, синтеза, дедукции, индукции), методе сравнительного правоведения, историческом и иных частнонаучных методах. На основе проведенного анализа понятия, сущности, видов и функций норм финансового права, автор делает вывод, что нормы финансового права дают возможность определить правовые коридоры для прохождения прямых и обратных связей в управлении государством. Указанные связи создаются нормами финансового права как в самой системе финансов, так и в системе макро и микроэкономики, где они являются связующим звеном и обеспечивают связи и взаимозависимости как в экономике, так и в социальных процессах.
Ашмарина Е.М. - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Доклад на пленарном заседании I Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Экономическое право: теоретические и прикладные аспекты» (Российская академия правосудия, 24-25 января 2014 г.)

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.2.13294

Аннотация: В статье предлагается концепция, которая заключается в актуальности, целесообразности и необходимости введения в российскую правовую систему новой отрасли права, а именно - экономического права Российской Федерации. В этой связи рассмотрены, во-первых, нормы права, в своей совокупности регулирующие общественные экономические отношения; во-вторых, динамичные процессы формирования внутриотраслевых образований (институтов, подотраслей, комплексных разделов), которые отражают актуальную тенденцию преобразовательных процессов, происходящих в экономике как на национальном, так и наднациональном уровне. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Теоретическое выведение экономического права в качестве отрасли российского права можно расценивать как инновационный подход к праву. Миссия новой юридической науки (науки экономического права) заключается в системном анализе оптимизации правового регулирования экономических процессов в их развитии с целью предупреждения негативных тенденций.
Ашмарина Е.М. - Экономическое право: проблемы и перспективы. Доклад на пленарном заседании I Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Экономическое право: теоретические и прикладные аспекты» (Российская академия правосудия, 24-25 января 2014 г.) c. 54-76

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.2.65610

Аннотация: В статье предлагается концепция, которая заключается в актуальности, целесообразности и необходимости введения в российскую правовую систему новой отрасли права, а именно - экономического права Российской Федерации. В этой связи рассмотрены, во-первых, нормы права, в своей совокупности регулирующие общественные экономические отношения; во-вторых, динамичные процессы формирования внутриотраслевых образований (институтов, подотраслей, комплексных разделов), которые отражают актуальную тенденцию преобразовательных процессов, происходящих в экономике как на национальном, так и наднациональном уровне. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Теоретическое выведение экономического права в качестве отрасли российского права можно расценивать как инновационный подход к праву. Миссия новой юридической науки (науки экономического права) заключается в системном анализе оптимизации правового регулирования экономических процессов в их развитии с целью предупреждения негативных тенденций.
Химичева Н.И. - Принципы современного российского финансового права как основы бюджетно-правового регулирования

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9860

Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы современного российского финансового права. Автором продемонстрированы взаимосвязь данных принципов, их значимость в контексте бюджетно-правового регулирования. Среди данных основных начал отрасли финансового права выделяют принципы 1) приоритетности публичных интересов; 2) социальной направленности финансово-правового регулирования; 3) федерализма; 4) единства финансовой политики и денежной системы; 5) равноправия субъектов Федерации; 6) самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления; 7) разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; 8) участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; 9) гласности; 10) плановости; 11) законности; 12) экономического стимулирования. Особое внимание уделяется новому принципу "экономического стимулирования", ранее не раскрывавшемуся в научной литературе. Автор опирается в своих изысканиях на российское законодательство и различные научные работы ученых сферы финансового права. Предлагаются изменения федерального законодательства с целью закрепления данных основных начал.
Н.И. Химичева - Принципы современного российского финансового права как основы бюджетно-правового регулирования c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63326

Аннотация: в данной статье рассмотрены принципы современного российского финансового права. Автором продемонстрированы взаимосвязь данных принципов, их значимость в контексте бюджетно-правового регулирования. Среди данных основных начал отрасли финансового права выделяют принципы 1) приоритетности публичных интересов; 2) социальной направленности финансово-правового регулирования; 3) федерализма; 4) единства финансовой политики и денежной системы; 5) равноправия субъектов Федерации; 6) самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления; 7) разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; 8) участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; 9) гласности; 10) плановости; 11) законности; 12) экономического стимулирования. Особое внимание уделяется новому принципу «экономического стимулирования», ранее не раскрывавшемуся в научной литературе. Автор опирается в своих изысканиях на российское законодательство и различные научные работы ученых сферы финансового права. Предлагаются изменения федерального законодательства с целью закрепления данных основных начал.
Синеокий О.В. - «Контракты на запись», «Раздельное и нераздельное соавторство» и «Право на использование бэк-каталога» в зеркале интеллектуальных прав (адвокатские комментарии в музыкальном бизнесе)

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.1.18112

Аннотация: Объект публикации – интеллектуальные правоотношения в сфере звукозаписи. Предметом статьи выступают «контракты на запись», «раздельное и нераздельное соавторство» и «право на использование бэк-каталога» как взаимосвязанные явления, исследованные сквозь призму права интеллектуальной собственности. Кроме того, рассматривается механизм защиты интеллектуальных прав в международном музыкальном бизнесе с учётом специфики узконаправленных особенностей адвокатской деятельности. Осмысление ряда проблем, связанных с интеллектуальными правоотношениями в сфере звукозаписи, происходит с иллюстрацией на примерах из практики юридического сопровождения различных субъектов музыкального бизнеса, судебного и внесудебного рассмотрения споров. Изложенный материал базируется на методологических основах проведённого исследования, представляющих сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы, описательный метод, методы прогнозирования и перспективного анализа. В результате проведённого исследования автор приходит к выводам теоретического и практического значения по формированию обновленных образцов изготовления и потребления фонографической продукции. Особое внимание уделено уточнению юридических содержаний понятий «бэк-каталог исполнителя» и «бэк-каталог издателя». Новизна исследования заключается в предложениях по модернизации юридического (адвокатского) сопровождения различных субъектов музыкальной индустрии.
Синеокий О.В. - «Контракты на запись», «Раздельное и нераздельное соавторство» и «Право на использование бэк-каталога» в зеркале интеллектуальных прав (адвокатские комментарии в музыкальном бизнесе) c. 69-84

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.1.67549

Аннотация: Объект публикации – интеллектуальные правоотношения в сфере звукозаписи. Предметом статьи выступают «контракты на запись», «раздельное и нераздельное соавторство» и «право на использование бэк-каталога» как взаимосвязанные явления, исследованные сквозь призму права интеллектуальной собственности. Кроме того, рассматривается механизм защиты интеллектуальных прав в международном музыкальном бизнесе с учётом специфики узконаправленных особенностей адвокатской деятельности. Осмысление ряда проблем, связанных с интеллектуальными правоотношениями в сфере звукозаписи, происходит с иллюстрацией на примерах из практики юридического сопровождения различных субъектов музыкального бизнеса, судебного и внесудебного рассмотрения споров. Изложенный материал базируется на методологических основах проведённого исследования, представляющих сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы, описательный метод, методы прогнозирования и перспективного анализа. В результате проведённого исследования автор приходит к выводам теоретического и практического значения по формированию обновленных образцов изготовления и потребления фонографической продукции. Особое внимание уделено уточнению юридических содержаний понятий «бэк-каталог исполнителя» и «бэк-каталог издателя». Новизна исследования заключается в предложениях по модернизации юридического (адвокатского) сопровождения различных субъектов музыкальной индустрии.
Лукашев А.А. - Подотраслевая природа финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9863

Аннотация: В статье рассматриваются бюджетно-правовые нормы. Автор различает финансово-правовую норму и финансовое законодательство по таким критериям как первичный элемент,объем, соотношение. Раскрываются взгляды различных ученых на структуру системы финансового права, его отрасли и подотрасли. Автор разграничивает "комплексные" и "отраслевые" образования в финансовом праве. Критерием их разграничения определяется однородность. Комплексные правовые институты разделяются на межотраслевые функциональные комплексные институты и межотраслевые пограничные институты. По мнению автора, комплексность отрасли права или правового института можно доказать с помощью объединения предметов регулирования и влияния на них едиными методами. Комплексность подразделяется автором на комплексность на грани финансово-правовых институтов или подотраслей и комплексность законодательства, образуемую при сопоставлении институтов или подотраслей норм права (на грани составляющих финансового законодательства или на грани разноотраслевых законодательств). В завершении статьи автор приходит к выводу о существовании в рамках финансового права двух подотраслей: права бюджетного и права налогового.
А. А. Лукашев - Подотраслевая природа финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения c. 77-101

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63327

Аннотация: в статье рассматриваются бюджетно-правовые нормы. Автор различает финансово-правовую норму и финансовое законодательство по таким критериям как первичный элемент, объем, соотношение. Раскрываются взгляды различных ученых на структуру системы финансового права, его отрасли и подотрасли. Автор разграничивает «комплексные» и «отраслевые» образования в финансовом праве. Критерием их разграничения определяется однородность. Комплексные правовые институты разделяются на межотраслевые функциональные комплексные институты и межотраслевые пограничные институты. По мнению автора, комплексность отрасли права или правового института можно доказать с помощью объединения предметов регулирования и влияния на них едиными методами. Комплексность подразделяется автором на комплексность на грани финансово-правовых институтов или подотраслей и комплексность законодательства, образуемую при сопоставлении институтов или подотраслей норм права (на грани составляющих финансового законодательства или на грани разноотраслевых законодательств). В завершении статьи автор приходит к выводу о существовании в рамках финансового права двух подотраслей: права бюджетного и права налогового.
Алексеев И.В. - Экономическое содержание категории «франчайзинговое предприятие»

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.1.14693

Аннотация: Целью данной статьи является уточнение содержательных аспектов экономической категории «франчайзинговое предприятие» посредством анализа экономических глоссариев и научной литературы, демонстрации разноплановых подходов к определению франчайзинга. Задачи – определение ступеней развития сферы франчайзинга в РФ; формирование модели организации территориального франчайзинга; выявление географических регионов, применяющих специальное законодательство для регулирования франчайзинга; выделение определений и основ законодательных актов ведущих стран мира, позволяющих в качестве весомых выявить признаки любой предпринимательской формы франчайзинга. Методом исследования в статье выступает анализ экономических глоссариев и научной литературы, а также сопоставление различных трактовок исследуемого понятия. Основные выводы автора сводятся к тому, что современная концепция франчайзинга способствует не только расширенной узнаваемости продукции или услуги, но и высокой культуре обслуживания потребителей. Взаимная поддержка между предпринимателями помогает в приобретении новых идей, методов, технологий; решении проблем с безработицей на региональном уровне путем вовлечения во франчайзинговый бизнес обширного круга лиц. Новизна статьи состоит в том, что в определены ступени развития сферы франчайзинга в РФ; сформирована модель организации территориального франчайзинга; выявлены географические регионы, применяющие специальное законодательство для регулирования франчайзинга; выделены определения и основы законодательных актов ведущих стран мира, позволяющие в качестве весомых выявить признаки любой предпринимательской формы франчайзинга.
Алексеев И.В. - Экономическое содержание категории «франчайзинговое предприятие» c. 90-100

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.1.66397

Аннотация: Целью данной статьи является уточнение содержательных аспектов экономической категории «франчайзинговое предприятие» посредством анализа экономических глоссариев и научной литературы, демонстрации разноплановых подходов к определению франчайзинга. Задачи – определение ступеней развития сферы франчайзинга в РФ; формирование модели организации территориального франчайзинга; выявление географических регионов, применяющих специальное законодательство для регулирования франчайзинга; выделение определений и основ законодательных актов ведущих стран мира, позволяющих в качестве весомых выявить признаки любой предпринимательской формы франчайзинга. Методом исследования в статье выступает анализ экономических глоссариев и научной литературы, а также сопоставление различных трактовок исследуемого понятия. Основные выводы автора сводятся к тому, что современная концепция франчайзинга способствует не только расширенной узнаваемости продукции или услуги, но и высокой культуре обслуживания потребителей. Взаимная поддержка между предпринимателями помогает в приобретении новых идей, методов, технологий; решении проблем с безработицей на региональном уровне путем вовлечения во франчайзинговый бизнес обширного круга лиц. Новизна статьи состоит в том, что в определены ступени развития сферы франчайзинга в РФ; сформирована модель организации территориального франчайзинга; выявлены географические регионы, применяющие специальное законодательство для регулирования франчайзинга; выделены определения и основы законодательных актов ведущих стран мира, позволяющие в качестве весомых выявить признаки любой предпринимательской формы франчайзинга.
Разгильдиева М.Б. - Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9876

Аннотация: В данной статье раскрывается проблематика бюджетно-правовой ответственности. Автором выделяются следующие проблемы: сложившееся расширительное толкование бюджетной ответственности, формирование теоретической конструкции без формально закрепленных законом оснований и нерешенность вопроса о необходимости бюджетно-правовой ответственности. Автор делает выводы о том, что законодатель отказался от формирования модели последствий неправомерного поведения в бюджетной сфере только по конструкции юридической ответственности, а также о том, что правотворцы не обладают концепцией правового регулирования в данной сфере. Автор указывает на то, что в настоящее время нет оснований для выделения института бюджетно-правовой ответственности в системе бюджетно-правового принуждения, но в то же время поднимает вопрос о возможности появления данного института. Существуют различные противоречия между бюджетным и административным законодательством в сфере бюджетно-правовой ответственности, которые автор статьи предлагает ликвидировать.
М. Б. Разгильдиева - Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности c. 102-118

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63328

Аннотация: в данной статье раскрывается проблематика бюджетно-правовой ответственности. Автором выделяются следующие проблемы: сложившееся расширительное толкование бюджетной ответственности, формирование теоретической конструкции без формально закрепленных законом оснований и нерешенность вопроса о необходимости бюджетно-правовой ответственности. Автор делает выводы о том, что законодатель отказался от формирования модели последствий неправомерного поведения в бюджетной сфере только по конструкции юридической ответственности, а также о том, что правотворцы не обладают концепцией правового регулирования в данной сфере. Автор указывает на то, что в настоящее время нет оснований для выделения института бюджетно-правовой ответственности в системе бюджетно-правового принуждения, но в то же время поднимает вопрос о возможности появления данного института. Существуют различные противоречия между бюджетным и административным законодательством в сфере бюджетноправовой ответственности, которые автор статьи предлагает ликвидировать.
Лапина М.А., Лохманов Д.В. - К вопросу о субъектах и источниках административной юрисдикции в финансовой сфере

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.3.13720

Аннотация: Одной из актуальных проблем административного законодательства в финансовой сфере является хаотичное, не согласованное принятие нормативно-правовых актов (источников), регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность органов исполнительной власти в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Предметом настоящей статьи является анализ нормативных правовых актов, которые регламентируют административно-юрисдикционную деятельность специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и Банка России в финансовой сфере. Основным методом исследования является системный анализ, основанный на рассмотрении процессуальных норм, содержащихся в административном, налоговом, бюджетном и банковском законодательстве, во взаимосвязи с нормами материального права, фиксирующими возникновение спорных (конфликтных) ситуаций или правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В статье на основании анализа субъектов и источников административной юрисдикции в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг делается вывод о необходимости разграничения сфер и зон ответственности каждого отраслевого закона в отдельности, выведению из сферы их юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и закреплению указанной деятельности государственных органов в административном законодательстве.
Лапина М.А., Лохманов Д.В. - К вопросу о субъектах и источниках административной юрисдикции в финансовой сфере c. 131-139

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.3.65836

Аннотация: Одной из актуальных проблем административного законодательства в финансовой сфере является хаотичное, не согласованное принятие нормативно-правовых актов (источников), регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность органов исполнительной власти в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Предметом настоящей статьи является анализ нормативных правовых актов, которые регламентируют административно-юрисдикционную деятельность специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и Банка России в финансовой сфере. Основным методом исследования является системный анализ, основанный на рассмотрении процессуальных норм, содержащихся в административном, налоговом, бюджетном и банковском законодательстве, во взаимосвязи с нормами материального права, фиксирующими возникновение спорных (конфликтных) ситуаций или правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В статье на основании анализа субъектов и источников административной юрисдикции в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг делается вывод о необходимости разграничения сфер и зон ответственности каждого отраслевого закона в отдельности, выведению из сферы их юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и закреплению указанной деятельности государственных органов в административном законодательстве.
Галузо В.Н. - О некоторых проблемах отраслевой принадлежности таможенных платежей в Российской Федерации c. 140-143

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.3.65837

Аннотация: В статье обосновано суждение о таможенных платежах как о комплексном правовом институте таможенного права. Предметом исследования являются закономерности, связанные с таможенными платежами. При этом отмечено, что таможенные платежи охватываются одной из функций таможенных органов – обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Систематизированы общие положения о таможенных платежах. Определена доля таможенных платежей в федеральном бюджете Российской Федерации за два года (2007 и 2012). Методами исследования послужили сравнительно-правовой, статистический, позволившие сформулировать выводы. Автором сделаны следующие выводы: таможенные платежи являются комплексным правовым институтом именно таможенного права, а не иных комплексных отраслей права (финансового, налогового, бюджетного и др.). Таможенные платежи необходимо рассматривать как таможенную операцию, которая осуществляется путем уплаты: ввозной таможенной пошлины; вывозной таможенной пошлины; налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенных сборов. Тенденция на увеличение значительной доли доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) в доходах федерального бюджета РФ подтверждает лишь отсутствие поступательного развития экономики Российской Федерации.
Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. - Перспективы развития фармацевтического кластера в Калужской области

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.2.17794

Аннотация: Объектом исследования является процесс развития фармацевтического кластера в Калужской области. Предметом исследования выступает совокупность мероприятий, направленных на создание условий для развития фармацевтической отрасли в отдельно взятом регионе. Авторами подробно рассмотрены предпосылки и условия для развития фармацевтического кластера в конкретном субъекте РФ. Обобщен опыт региона по содействию и развитию процесса кластеризации фармацевтической промышленности. Особое внимание уделено инструментам поддержки со стороны органов власти региона по реализации инвестиционной политике в развитии фармацевтической отрасли. Представлены перспективные направления развития отрасли в регионе. Использованы системный, статистический и логический виды анализа, а также описательные, сравнительные методы обработки и систематизации данных. Ключевой вывод по итогам проведенного исследования: для развития стратегически значимых отраслей для экономики страны требуется помимо бюджетных инвестиций, том числе региональных, создание инфраструктурных и административных условий. Новизна исследования заключается в определении роли органов государственной власти регионального уровня и отраслевой принадлежности в стимулировании инвестиционной деятельности, а также установлении соответствующих процедур и нормативов, регулирующих развитие фармацевтического кластера. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке региональных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование инвестиционной деятельности, а также для корректировки уже существующих документов. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших исследований в области разработки и оценки инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.
Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. - Перспективы развития фармацевтического кластера в Калужской области c. 154-163

DOI:
10.7256/2454-0765.2016.2.67901

Аннотация: Объектом исследования является процесс развития фармацевтического кластера в Калужской области. Предметом исследования выступает совокупность мероприятий, направленных на создание условий для развития фармацевтической отрасли в отдельно взятом регионе. Авторами подробно рассмотрены предпосылки и условия для развития фармацевтического кластера в конкретном субъекте РФ. Обобщен опыт региона по содействию и развитию процесса кластеризации фармацевтической промышленности. Особое внимание уделено инструментам поддержки со стороны органов власти региона по реализации инвестиционной политике в развитии фармацевтической отрасли. Представлены перспективные направления развития отрасли в регионе. Использованы системный, статистический и логический виды анализа, а также описательные, сравнительные методы обработки и систематизации данных. Ключевой вывод по итогам проведенного исследования: для развития стратегически значимых отраслей для экономики страны требуется помимо бюджетных инвестиций, том числе региональных, создание инфраструктурных и административных условий. Новизна исследования заключается в определении роли органов государственной власти регионального уровня и отраслевой принадлежности в стимулировании инвестиционной деятельности, а также установлении соответствующих процедур и нормативов, регулирующих развитие фармацевтического кластера. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при разработке региональных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование инвестиционной деятельности, а также для корректировки уже существующих документов. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших исследований в области разработки и оценки инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.
Галеев Р.Р. - Недействительность крупных сделок: проблемы теории и практики корпоративного права

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.3.16255

Аннотация: Предметом исследования статьи являются проблемы теории и практики корпоративного права, а именно: недействительность крупных сделок. Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 260-ФЗ ограничил перечень оснований ничтожности сделок. Более того, значительно расширен круг обстоятельств, которые необходимо доказать для признания сделки недействительной. При этом законодатель сократил состав лиц, которые вправе оспорить сделку, определил запрет на оспаривание сделок при отсутствии реального нарушения прав и охраняемых законом интересов истца и др. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Автором сделан вывод о том, что в связи с новациями гражданского законодательства деятельность акционерных обществ по совершению крупных сделок существенно изменит правоприменительную практику. Указанный Закон должен содействовать укреплению стабильности гражданского оборота и, соответственно, значительно снизить количество крупных сделок, признаваемых арбитражными судами недействительными.
Галеев Р.Р. - Недействительность крупных сделок: проблемы теории и практики корпоративного права c. 347-355

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.3.66906

Аннотация: Предметом исследования статьи являются проблемы теории и практики корпоративного права, а именно: недействительность крупных сделок. Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 260-ФЗ ограничил перечень оснований ничтожности сделок. Более того, значительно расширен круг обстоятельств, которые необходимо доказать для признания сделки недействительной. При этом законодатель сократил состав лиц, которые вправе оспорить сделку, определил запрет на оспаривание сделок при отсутствии реального нарушения прав и охраняемых законом интересов истца и др. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Автором сделан вывод о том, что в связи с новациями гражданского законодательства деятельность акционерных обществ по совершению крупных сделок существенно изменит правоприменительную практику. Указанный Закон должен содействовать укреплению стабильности гражданского оборота и, соответственно, значительно снизить количество крупных сделок, признаваемых арбитражными судами недействительными.
Мороз К.С. - Понятия «услуга» и «финансовая услуга» для целей государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.3.16314

Аннотация: В статье анализируются понятие услуг и особая их разновидность – финансовые услуги как на доктринальном уровне, так и на уровне правового регулирования в рамках Всемирной Торговой Организации, Европейского Союза, Евразийского экономического союза, а также на уровне национального законодательства. В этой связи в статье приведены международно-правовые акты, судебная практика интеграционных объединений; уделено внимание национальному правовому регулированию финансовых услуг, в частности, в разрезе международного правового регулирования сферы услуг. В процессе работы применялся сравнительно-правовой метод исследования, а также анализ, синтез, позволившие сформулировать следующие выводы. Автор отмечает, что в статье разделяются понятия «услуга» и «внешняя торговля услугами», сделан акцент на различие правового регулирования данных терминов в различных интеграционных образованиях и на национальном уровне. В статье выведено авторское определение услуги, а также критерии для определения финансовой услуги.
Мороз К.С. - Понятия «услуга» и «финансовая услуга» для целей государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности c. 356-365

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.3.66907

Аннотация: В статье анализируются понятие услуг и особая их разновидность – финансовые услуги как на доктринальном уровне, так и на уровне правового регулирования в рамках Всемирной Торговой Организации, Европейского Союза, Евразийского экономического союза, а также на уровне национального законодательства. В этой связи в статье приведены международно-правовые акты, судебная практика интеграционных объединений; уделено внимание национальному правовому регулированию финансовых услуг, в частности, в разрезе международного правового регулирования сферы услуг. В процессе работы применялся сравнительно-правовой метод исследования, а также анализ, синтез, позволившие сформулировать следующие выводы. Автор отмечает, что в статье разделяются понятия «услуга» и «внешняя торговля услугами», сделан акцент на различие правового регулирования данных терминов в различных интеграционных образованиях и на национальном уровне. В статье выведено авторское определение услуги, а также критерии для определения финансовой услуги.
Терехова Е.В. - К вопросу об инвестиционном праве в системе финансового права

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.4.17056

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются теоретические и правовые вопросы инвестиционного права, включая специфику содержания публичных инвестиционных отношений. Проводится систем-ный анализ правовых норм, регулирующих процессы инвестиционной дея-тельности государства и муниципальных образований. В статье рассматривается также вопрос, касающийся места инвестиционного права в системе финансового права. Приводится авторское определение инвестиционного права, публичного инвестиционного отношения. Отмечена особая роль в инвестиционном процессе субъектов – институтов развития в сфере публичных инвестиционных отношений. Использованы общенаучные и частно-научные методы научного познания (анализ, синтез, дедукция, аналогия, обобщение, диалектический, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой). Проведенное автором исследование позволило прийти к выводу о том, что инвестиционное право является подотраслью финансового права и имеет свою внутреннюю обоснованную структуру. Сформулированы группы публичных инвестиционных отношений, характеризующие предмет инвестиционного права. На основании вышеизложенного автором выделены отличительные признаки инвестиционных правовых норм.
Терехова Е.В. - К вопросу об инвестиционном праве в системе финансового права c. 440-448

DOI:
10.7256/2454-0765.2015.4.67497

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются теоретические и правовые вопросы инвестиционного права, включая специфику содержания публичных инвестиционных отношений. Проводится систем-ный анализ правовых норм, регулирующих процессы инвестиционной дея-тельности государства и муниципальных образований. В статье рассматривается также вопрос, касающийся места инвестиционного права в системе финансового права. Приводится авторское определение инвестиционного права, публичного инвестиционного отношения. Отмечена особая роль в инвестиционном процессе субъектов – институтов развития в сфере публичных инвестиционных отношений. Использованы общенаучные и частно-научные методы научного познания (анализ, синтез, дедукция, аналогия, обобщение, диалектический, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой). Проведенное автором исследование позволило прийти к выводу о том, что инвестиционное право является подотраслью финансового права и имеет свою внутреннюю обоснованную структуру. Сформулированы группы публичных инвестиционных отношений, характеризующие предмет инвестиционного права. На основании вышеизложенного автором выделены отличительные признаки инвестиционных правовых норм.
Галузо В.Н. - О некоторых проблемах отраслевой принадлежности таможенных платежей в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0765.2014.3.13719

Аннотация: В статье обосновано суждение о таможенных платежах как о комплексном правовом институте таможенного права. Предметом исследования являются закономерности, связанные с таможенными платежами. При этом отмечено, что таможенные платежи охватываются одной из функций таможенных органов – обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Систематизированы общие положения о таможенных платежах. Определена доля таможенных платежей в федеральном бюджете Российской Федерации за два года (2007 и 2012). Методами исследования послужили сравнительно-правовой, статистический, позволившие сформулировать выводы. Автором сделаны следующие выводы: таможенные платежи являются комплексным правовым институтом именно таможенного права, а не иных комплексных отраслей права (финансового, налогового, бюджетного и др.). Таможенные платежи необходимо рассматривать как таможенную операцию, которая осуществляется путем уплаты: ввозной таможенной пошлины; вывозной таможенной пошлины; налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенных сборов. Тенденция на увеличение значительной доли доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) в доходах федерального бюджета РФ подтверждает лишь отсутствие поступательного развития экономики Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.