по
Финансовое право и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансовое право и управление" > Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Финансовое право и управление"
Номер подписан в печать: 1-4.8-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Болтинова Ольга Викторовна, доктор юридических наук, o.boltinova@mail.ru
ISSN: 2454-0765
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2013
Финансовый контроль и аудит
Грачева Е.Ю. - Основные тенденции развития бюджетного контроля в РФ

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9880

Аннотация: В данной статье уделяется внимание основным направлениям развития бюджетного контроля в Российской Федерации. Автором рассматриваются особенности становления бюджетного контроля посредством экскурса в историю права. Выделяются следующие этапы формирования бюджетного контроля: 1) XVII-XIX вв.; 2) рубеж XIX-XX веков; 3) советский период; 4) постсоветский период. Использование исторического метода позволяет выявить основные тенденции становления, функционирования и развития финансового контроля. Автор выделяет 2 группы предложений по совершенствованию норм Бюджетного кодекса Российской Федерации: устранение недочетов редакционного характера и кардинальное изменение определенных норм. Предлагается закрепить в основы правового регулирования контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в рамках Бюджетного кодекса. Автор упоминает о различных формы бюджетного контроля, приходит к выводу о необходимости их правовой фиксации. В конце статьи автор предлагает принять закон о финансовом контроле, который позволит урегулировать данную сферу отношений.
Е. Ю. Грачева - Основные тенденции развития бюджетного контроля в РФ c. 4-38

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63322

Аннотация: в данной статье уделяется внимание основным направлениям развития бюджетного контроля в Российской Федерации. Автором рассматриваются особенности становления бюджетного контроля посредством экскурса в историю права. Выделяются следующие этапы формирования бюджетного контроля: 1) XVII–XIX вв.; 2) рубеж XIX–XX веков; 3) советский период; 4) постсоветский период. Использование исторического метода позволяет выявить основные тенденции становления, функционирования и развития финансового контроля. Автор выделяет 2 группы предложений по совершенствованию норм Бюджетного кодекса Российской Федерации: устранение недочетов редакционного характера и кардинальное изменение определенных норм. Предлагается закрепить в основы правового регулирования контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в рамках Бюджетного кодекса. Автор упоминает о различных формы бюджетного контроля, приходит к выводу о необходимости их правовой фиксации. В конце статьи автор предлагает принять закон о финансовом контроле, который позволит урегулировать данную сферу отношений.
Болтинова О.В. - К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9725

Аннотация: В статье рассматривается государственный контроль как наиболее важный из всех видов финансового контроля. Анализируются принципы осуществления государственного контроля с учетом международных стандартов. В статье рассмотрены последние изменения в БК РФ по вопросам правового регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, обосновывается, что государственный контроль – это не стадия процесса, а необходимая составляющая практически всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации, акцентируется внимание, что в современных условиях интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство, а именно членство в ВТО, Евразийском экономическом сообществе, Таможенном союзе повышается роль Счетной палаты Российской Федерации. Внешний государственный финансовый контроль позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, ход реализации государственных программ и проектов.
О.В. Болтинова - К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации c. 39-45

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63323

Аннотация: в статье рассматривается государственный контроль как наиболее важный из всех видов финансового контроля. Анализируются принципы осуществления государственного контроля с учетом международных стандартов. В статье рассмотрены последние изменения в БК РФ по вопросам правового регулирования государственного (муниципального) финансового контроля, обосновывается, что государственный контроль — это не стадия процесса, а необходимая составляющая практически всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации, акцентируется внимание, что в современных условиях интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство, а именно членство в ВТО, Евразийском экономическом сообществе, Таможенном союзе повышается роль Счетной палаты Российской Федерации. Внешний государственный финансовый контроль позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, ход реализации государственных программ и проектов.
Ногина О.А. - Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении формирования, распределения и использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9881

Аннотация: В данной статье рассматривается бюджетный контроль, осуществляемый в отношении государственных внебюджетных фондов. Автор раскрывает категорию системы финансового контроля. Им проводится анализ юридической и экономической наук с целью выделения различных точек зрения, имеющих отношение к финансовому контролю. Автор приводит классификацию финансового контроля, к видам которого относятся бюджетный, налоговый, валютный, банковский, валютный и таможенный контроль. Бюджетный контроль по субъектному составу бывает внешним и внутренним. Особое внимание в данной статье уделяется внутреннему финансовому контролю в отношении государственных внебюджетных фондов. Автор анализирует контроль фондами за надлежащей уплатой страховых взносов и приходит к выводу о том, что данный вид контроля обладает всем необходимым контрольно-правовым механизмом и может быть признан видом финансового контроля. Предлагаются различного рода меры по совершенствованию финансового контроля, осуществляемого государственными внебюджетными фондами.
О. А. Ногина - Внешний и внутренний финансовый контроль в отношении формирования, распределения и использования средств бюджетов государственных внебюджетных фондов c. 46-59

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63324

Аннотация: в данной статье рассматривается бюджетный контроль, осуществляемый в отношении государственных внебюджетных фондов. Автор раскрывает категорию системы финансового контроля. Им проводится анализ юридической и экономической наук с целью выделения различных точек зрения, имеющих отношение к финансовому контролю. Автор приводит классификацию финансового контроля, к видам которого относятся бюджетный, налоговый, валютный, банковский, валютный и таможенный контроль. Бюджетный контроль по субъектному составу бывает внешним и внутренним. Особое внимание в данной статье уделяется внутреннему финансовому контролю в отношении государственных внебюджетных фондов. Автор анализирует контроль фондами за надлежащей уплатой страховых взносов и приходит к выводу о том, что данный вид контроля обладает всем необходимым контрольно-правовым механизмом и может быть признан видом финансового контроля. Предлагаются различного рода меры по совершенствованию финансового контроля, осуществляемого государственными внебюджетными фондами.
Левитский А.В. - Финансовый контроль в России в условиях вступления в ВТО

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9727

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные направления влияния права ВТО на национальную правовую систему Российской Федерации в целом и систему финансового контроля в частности. Делается аргументированный вывод об изменении предмета финансового права в связи с возникновением финансовых отношений, осложненных иностранным элементом. Анализируется динамика метода финансового права, связанная с ростом сферы применения приемов координации и согласования, характерных для международного права. Описывается система органов финансового контроля, предусмотренная нормами права ВТО, в ее соотношении с национальной системой субъектов и объектов финансового контроля. Характеризуются методы финансового контроля, используемые международными финансовыми органами. В статье делается вывод о необходимости расширения сферы применения стандартов финансового контроля, разрабатываемых международными организациями. Формулируются предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство, регламентирующее процедуры финансового контроля, с учетом требований и нормативов ВТО.
А.В. Левитский - Финансовый контроль в России в условиях вступления в ВТО c. 60-67

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63325

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления влияния права ВТО на национальную правовую систему Российской Федерации в целом и систему финансового контроля в частности. Делается аргументированный вывод об изменении предмета финансового права в связи с возникновением финансовых отношений, осложненных иностранным элементом. Анализируется динамика метода финансового права, связанная с ростом сферы применения приемов координации и согласования, характерных для международного права. Описывается система органов финансового контроля, предусмотренная нормами права ВТО, в ее соотношении с национальной системой субъектов и объектов финансового контроля. Характеризуются методы финансового контроля, используемые международными финансовыми органами. В статье делается вывод о необходимости расширения сферы применения стандартов финансового контроля, разрабатываемых международными организациями. Формулируются предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство, регламентирующее процедуры финансового контроля, с учетом требований и нормативов ВТО.
Общие вопросы финансового права
Химичева Н.И. - Принципы современного российского финансового права как основы бюджетно-правового регулирования

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9860

Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы современного российского финансового права. Автором продемонстрированы взаимосвязь данных принципов, их значимость в контексте бюджетно-правового регулирования. Среди данных основных начал отрасли финансового права выделяют принципы 1) приоритетности публичных интересов; 2) социальной направленности финансово-правового регулирования; 3) федерализма; 4) единства финансовой политики и денежной системы; 5) равноправия субъектов Федерации; 6) самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления; 7) разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; 8) участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; 9) гласности; 10) плановости; 11) законности; 12) экономического стимулирования. Особое внимание уделяется новому принципу "экономического стимулирования", ранее не раскрывавшемуся в научной литературе. Автор опирается в своих изысканиях на российское законодательство и различные научные работы ученых сферы финансового права. Предлагаются изменения федерального законодательства с целью закрепления данных основных начал.
Н.И. Химичева - Принципы современного российского финансового права как основы бюджетно-правового регулирования c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63326

Аннотация: в данной статье рассмотрены принципы современного российского финансового права. Автором продемонстрированы взаимосвязь данных принципов, их значимость в контексте бюджетно-правового регулирования. Среди данных основных начал отрасли финансового права выделяют принципы 1) приоритетности публичных интересов; 2) социальной направленности финансово-правового регулирования; 3) федерализма; 4) единства финансовой политики и денежной системы; 5) равноправия субъектов Федерации; 6) самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления; 7) разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; 8) участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; 9) гласности; 10) плановости; 11) законности; 12) экономического стимулирования. Особое внимание уделяется новому принципу «экономического стимулирования», ранее не раскрывавшемуся в научной литературе. Автор опирается в своих изысканиях на российское законодательство и различные научные работы ученых сферы финансового права. Предлагаются изменения федерального законодательства с целью закрепления данных основных начал.
Лукашев А.А. - Подотраслевая природа финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9863

Аннотация: В статье рассматриваются бюджетно-правовые нормы. Автор различает финансово-правовую норму и финансовое законодательство по таким критериям как первичный элемент,объем, соотношение. Раскрываются взгляды различных ученых на структуру системы финансового права, его отрасли и подотрасли. Автор разграничивает "комплексные" и "отраслевые" образования в финансовом праве. Критерием их разграничения определяется однородность. Комплексные правовые институты разделяются на межотраслевые функциональные комплексные институты и межотраслевые пограничные институты. По мнению автора, комплексность отрасли права или правового института можно доказать с помощью объединения предметов регулирования и влияния на них едиными методами. Комплексность подразделяется автором на комплексность на грани финансово-правовых институтов или подотраслей и комплексность законодательства, образуемую при сопоставлении институтов или подотраслей норм права (на грани составляющих финансового законодательства или на грани разноотраслевых законодательств). В завершении статьи автор приходит к выводу о существовании в рамках финансового права двух подотраслей: права бюджетного и права налогового.
А. А. Лукашев - Подотраслевая природа финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения c. 77-101

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63327

Аннотация: в статье рассматриваются бюджетно-правовые нормы. Автор различает финансово-правовую норму и финансовое законодательство по таким критериям как первичный элемент, объем, соотношение. Раскрываются взгляды различных ученых на структуру системы финансового права, его отрасли и подотрасли. Автор разграничивает «комплексные» и «отраслевые» образования в финансовом праве. Критерием их разграничения определяется однородность. Комплексные правовые институты разделяются на межотраслевые функциональные комплексные институты и межотраслевые пограничные институты. По мнению автора, комплексность отрасли права или правового института можно доказать с помощью объединения предметов регулирования и влияния на них едиными методами. Комплексность подразделяется автором на комплексность на грани финансово-правовых институтов или подотраслей и комплексность законодательства, образуемую при сопоставлении институтов или подотраслей норм права (на грани составляющих финансового законодательства или на грани разноотраслевых законодательств). В завершении статьи автор приходит к выводу о существовании в рамках финансового права двух подотраслей: права бюджетного и права налогового.
Разгильдиева М.Б. - Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9876

Аннотация: В данной статье раскрывается проблематика бюджетно-правовой ответственности. Автором выделяются следующие проблемы: сложившееся расширительное толкование бюджетной ответственности, формирование теоретической конструкции без формально закрепленных законом оснований и нерешенность вопроса о необходимости бюджетно-правовой ответственности. Автор делает выводы о том, что законодатель отказался от формирования модели последствий неправомерного поведения в бюджетной сфере только по конструкции юридической ответственности, а также о том, что правотворцы не обладают концепцией правового регулирования в данной сфере. Автор указывает на то, что в настоящее время нет оснований для выделения института бюджетно-правовой ответственности в системе бюджетно-правового принуждения, но в то же время поднимает вопрос о возможности появления данного института. Существуют различные противоречия между бюджетным и административным законодательством в сфере бюджетно-правовой ответственности, которые автор статьи предлагает ликвидировать.
М. Б. Разгильдиева - Теоретические проблемы бюджетно-правовой ответственности c. 102-118

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63328

Аннотация: в данной статье раскрывается проблематика бюджетно-правовой ответственности. Автором выделяются следующие проблемы: сложившееся расширительное толкование бюджетной ответственности, формирование теоретической конструкции без формально закрепленных законом оснований и нерешенность вопроса о необходимости бюджетно-правовой ответственности. Автор делает выводы о том, что законодатель отказался от формирования модели последствий неправомерного поведения в бюджетной сфере только по конструкции юридической ответственности, а также о том, что правотворцы не обладают концепцией правового регулирования в данной сфере. Автор указывает на то, что в настоящее время нет оснований для выделения института бюджетно-правовой ответственности в системе бюджетно-правового принуждения, но в то же время поднимает вопрос о возможности появления данного института. Существуют различные противоречия между бюджетным и административным законодательством в сфере бюджетноправовой ответственности, которые автор статьи предлагает ликвидировать.
Финансы учреждений и организаций
Соколова Э.Д. - Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (теория и правотворчество)

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9868

Аннотация: В данной статье рассматривается бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. Бюджетная деятельность определяется финансовой политикой государства. Особое значение для данного вида финансовой деятельности имеют Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, как правило, в правовой форме. Кроме бюджетной деятельности в данной статье рассматривается также подотрасль "Бюджетное право". Автором определены основные категории бюджетного права, само понятие "бюджет" рассмотрено в качестве правовой и экономической категорий. В рамках статьи автором рассматриваются бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Раскрывается проблематика правового регулирования бюджетной деятельности: формирование доходной части бюджета, осуществление расходов бюджета, обеспечение фактической самостоятельности бюджетов, реальные гарантии равенства бюджетных прав, сбалансированность бюджетов, организация предоставления межбюджетных трансфертов. Благодаря бюджетной деятельности, как делает вывод автор, происходит формирование финансовых ресурсов государства.
Э.Д. Соколова - Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований (теория и правотворчество) c. 119-135

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63329

Аннотация: В данной статье рассматривается бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. Бюджетная деятельность определяется финансовой политикой государства. Особое значение для данного вида финансовой деятельности имеют Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, как правило, в правовой форме. Кроме бюджетной деятельности в данной статье рассматривается также подотрасль «Бюджетное право». Автором определены основные категории бюджетного права, само понятие «бюджет» рассмотрено в качестве правовой и экономической категорий. В рамках статьи автором рассматриваются бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Раскрывается проблематика правового регулирования бюджетной деятельности: формирование доходной части бюджета, осуществление расходов бюджета, обеспечение фактической самостоятельности бюджетов, реальные гарантии равенства бюджетных прав, сбалансированность бюджетов, организация предоставления межбюджетных трансфертов. Благодаря бюджетной деятельности, как делает вывод автор, происходит формирование финансовых ресурсов государства.
Из истории финансового права
Быля А. - История налогообложения и взгляды на налоги А. Смита и Д. Рикардо

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9597

Аннотация: В представленной статье рассмотрены следующие вопросы: эволюция налогообложения в разных странах (китай, греция, рим), налогообложение в России, учение о налогах А. Смита и Д. Рикардо. Также указываются отдельные правовые аспекты регулирования налогообложения, некоторые источники правового регулирования (Русская правда). Исторически первые налоги появляются еще в древнем мире. Налоги начали взиматься в связи с необходимостью развития первых государств (важно отметить, что одним из важнейших признаков государства являются налоги), финансового обеспечения власти, возможности удерживать в подчинении население. Первоначально налоги выступали в качестве жертвоприношения, в основе которого лежали обычаи и традиции различных народов и племен. Впоследствии налоги приобретают все большее значение по мере роста и развития государства, возникновения потребности в удовлетворении нужд государственного аппарата. Позднее появляются такие разновидности налогов как церковная десятина, подати и др. Статья будет интересна студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем лицам, интересующимся вопросами налогообложения.
А.Б. Быля - История налогообложения и взгляды на налоги А. Смита и Д. Рикардо c. 136-141

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63330

Аннотация: в представленной статье рассмотрены следующие вопросы: эволюция налогообложения в разных странах (китай, греция, рим), налогообложение в России, учение о налогах А. Смита и Д. Рикардо. Также указываются отдельные правовые аспекты регулирования налогообложения, некоторые источники правового регулирования (Русская правда). Исторически первые налоги появляются еще в древнем мире. Налоги начали взиматься в связи с необходимостью развития первых государств (важно отметить, что одним из важнейших признаков государства являются налоги), финансового обеспечения власти, возможности удерживать в подчинении население. Первоначально налоги выступали в качестве жертвоприношения, в основе которого лежали обычаи и традиции различных народов и племен. Впоследствии налоги приобретают все большее значение по мере роста и развития государства, возникновения потребности в удовлетворении нужд государственного аппарата. Позднее появляются такие разновидности налогов как церковная десятина, подати и др. Статья будет интересна студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем лицам, интересующимся вопросами налогообложения.
Правовое регулирование вопросов налогообложения
Ивлиева М.Ф. - О "возмещении" бюджетных расходов

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.9866

Аннотация: Данная статья подымает проблему формирования денежных фондов, существующих параллельно публичной финансовой системе. В статье проводится анализ Постановления Высшего арбитражного суда РФ № 14278/08. Суть данного постановления в том, что с проигравшего дело налогоплательщика взыскиваются в пользу налогового органа понесенные им расходы по проезду к месту судебного разбирательства. Понесенные расходы связаны с исполнением органом государственной власти возложенных на него обязанностей. Автор настоящей статьи предлагает отнести данные поступления к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Автор рассматривает мнения различных специалистов в области права, в том числе мнение Большовой А.К., председателя Арбитражного суда г. Москвы в отставке, Кононова А.Л., судьи Конституционного суда Российской Федерации. В конце статьи автор отмечает, что проблемы применения бюджетного законодательства все чаще становятся предметом рассмотрения Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
М.Ф. Ивлиева - О «возмещении» бюджетных расходов c. 142-149

DOI:
10.7256/2454-0765.2013.2.63331

Аннотация: данная статья подымает проблему формирования денежных фондов, существующих параллельно публичной финансовой системе. В статье проводится анализ Постановления Высшего арбитражного суда РФ № 14278/08. Суть данного постановления в том, что с проигравшего дело налогоплательщика взыскиваются в пользу налогового органа понесенные им расходы по проезду к месту судебного разбирательства. Понесенные расходы связаны с исполнением органом государственной власти возложенных на него обязанностей. Автор настоящей статьи предлагает отнести данные поступления к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Автор рассматривает мнения различных специалистов в области права, в том числе мнение Большовой А. К., председателя Арбитражного суда г. Москвы в отставке, Кононова А. Л., судьи Конституционного суда Российской Федерации. В конце статьи автор отмечает, что проблемы применения бюджетного законодательства все чаще становятся предметом рассмотрения Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.