Философия и культура - рубрика Философия любви
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Философия любви"
Философия любви
Еселев Е.А. - «Любовь к мудрости или мудрость любви» (Антропология Другого у Э.Левинаса)
Аннотация: В статье рассмотрена проблема создания антропологии Другого в творчестве Эммануэля Левинаса, как вариант разработки более общей онтологической проблематики взаимоотношения понятий тождественного и иного. Решения и подходы, выработанные французским мыслителем, оказали значительное влияние на формирование постструктуралистской парадигмы в современной философии и, в частности, философии различия. Крах классической метафизики субъекта предопределил поиск новых путей в представлении человека и его отношения с миром. Левинасовское определение человека через ответственность за Другого и предполагаемый выход за пределы бытия в этическом отношении явились важными шагами в разработке онтологических и этических проблем современной философии.
Я.В. Чеснов - Онтологический ряд телесности и ребро адама c. 0-0
Аннотация:
Е.А. Еселев - «Любовь к мудрости или мудрость любви» (Антропология Другого у Э. Левинаса) c. 106-112
Аннотация: В статье рассмотрена проблема создания антропологии Другого в творчестве Эммануэля Левинаса, как вариант разработки более общей онтологической проблематики взаимоотношения понятий тождественного и иного. Решения и подходы, выработанные французским мыслителем, оказали значительное влияние на формирование постструктуралистской парадигмы в современной философии и, в частности, философии различия. Крах классической метафизики субъекта предопределил поиск новых путей в представлении человека и его отношения с миром. Левинасовское определение человека через ответственность за Другого и предполагаемый выход за пределы бытия в этическом отношении явились важными шагами в разработке онтологических и этических проблем современной философии.
Судаков А.К. - Философия любви в кантовских «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного» c. 136-150

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.21977

Аннотация: Статья анализирует представления «докритического» Канта об антропологии пола и любви на материале «Наблюдений над чувством возвышенного и прекрасного», эстетическая концепция которых сосредоточена на впечатлении от предметов на чувство удовольствия и неудовольствия, в органическом единстве с рассудком, воображением и этическим сознанием, на почве витального влечения, знающего, как и вкус, различные степени культуры. Исследование опирается на проведенный ранее анализ философии любви в кантовских "Лекциях по этике" (Менцера). Эссеистическая форма исследуемой работы позволяет рассмотреть различные формы "благорасположения" не в отвлечении и раздельности, как впоследствии будет в "Критике способности суждения", а в их синтетической целостности и живом единстве. Антропология, этика, эстетика и философия культуры Канта сплетены здесь в неразделимое целое. Художественный вкус и эстетическая любовь получают примат в этом целом. Включение измерения культуры в рассмотрение этой темы позволяет Канту увидеть в той «цели природы», которую преследуют здесь индивиды и полы, кроме естественного элемента сохранения рода, культурный момент взаимного облагорожения и возвышения в красоте. Именно этим кантова метафизика любви контрастно отлична от метафизики Шопенгаура. Соответственно, в общении полов, как и в других отношениях, различные формы благорасположения представляются действующими в органическом единстве. Здоровая и отклоняющаяся формы этого общения и взаимовлияния обусловлены уже в представлении раннего Канта господствующими в обществе максимами их не столько школьного, сколько взаимного воспитания. Это ведет мысль Канта к формулировке специфической формы этико-эстетической дедукции брака, выгодно отличающейся от представленной Кантом-моралистом и философом «строгого права».
Карпенко И.А. - Некоторые общие элементы идеалов куртуазной и платонической любви

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.13233

Аннотация: В статье выдвигается гипотеза о возможном (косвенном) влиянии идеала античной платонической любви на формирование куртуазных отношений средневековья. С учётом невозможности прямого влияния предпринимается попытка обнаружить общие значимые элементы. Такие элементы становятся заметными при сопоставлении текстов Платона («Пир» и «Федр») и ряда средневековых источников. Делается вывод о сходстве (возможно, идентичности) некоторых ключевых характеристик платонической любви и куртуазной любви (там, где в наименьшей степени проявилось влияние «Романа о Розе»). Привлекаются работы по проблеме таких специалистов, как В.Ф. Шишмарёв, Йохан Хёйзинга, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби и др. Исследование опирается на метод сравнительного анализа текстов, метод исторического анализа и герменевтический метод (описание культурных практик соответствующих эпох через толкование литературных источников). Новизна исследования заключается в том, что осуществляется попытка обнаружения культурных связей и преемственностей в тех областях, где они совершенно не очевидны, но, тем не менее, могут быть зафиксированы на примере однозначных свидетельств из первоисточников. Данная практика может применяться и в других областях науки для демонстрации либо факта культурного наследования, либо факта случайного формирования схожих ценностей в различных культурных средах.
Карпенко И.А. - Некоторые общие элементы идеалов куртуазной и платонической любви c. 1211-1223

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.66935

Аннотация: В статье выдвигается гипотеза о возможном (косвенном) влиянии идеала античной платонической любви на формирование куртуазных отношений средневековья. С учётом невозможности прямого влияния предпринимается попытка обнаружить общие значимые элементы. Такие элементы становятся заметными при сопоставлении текстов Платона («Пир» и «Федр») и ряда средневековых источников. Делается вывод о сходстве (возможно, идентичности) некоторых ключевых характеристик платонической любви и куртуазной любви (там, где в наименьшей степени проявилось влияние «Романа о Розе»). Привлекаются работы по проблеме таких специалистов, как В.Ф. Шишмарёв, Йохан Хёйзинга, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби и др. Исследование опирается на метод сравнительного анализа текстов, метод исторического анализа и герменевтический метод (описание культурных практик соответствующих эпох через толкование литературных источников). Новизна исследования заключается в том, что осуществляется попытка обнаружения культурных связей и преемственностей в тех областях, где они совершенно не очевидны, но, тем не менее, могут быть зафиксированы на примере однозначных свидетельств из первоисточников. Данная практика может применяться и в других областях науки для демонстрации либо факта культурного наследования, либо факта случайного формирования схожих ценностей в различных культурных средах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.