Философия и культура - рубрика Философия свободы
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Философия свободы"
Философия свободы
Чертков С.В. - В. П. Свенцицкий, его последователи и эпигоны (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев)
Аннотация: На основе архивных изысканий развенчиваются мифы о биографии В. П. Свенцицкого. Прослежен генезис его взаимоотношений с русскими религиозными философами нач. ХХ в. и на очевидных примерах показана степень влияния на них. Впервые описан вклад христианского проповедника в богословие и философию, комплексно представлены его основные идеи, в т. ч. социальная программа, учение о свободе и эсхатология. Поставлен вопрос об освещении его творчества в энциклопедических изданиях и включении в учебные курсы высшей школы.
Пархоменко Р.Н. - Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии
Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в Античной и Средневековой европейской философской традиции. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Порус В.Н. - Философия - пространство свободы
Аннотация: Философия есть особая интеллектуальная и духовная активность, направленная на выяснение условий, форм и смысла человеческой свободы. В этом смысле всякая философия есть философия свободы. О чем бы ни размышлял философ, он в конечном счете думает о человеке, а следовательно, о культуре, основу которой составляет сложная структура ценностей. Свобода – важнейшая из них. Все прочие культурные ценности так или иначе соотносятся с ней, обретая в этом свой «онтологический статус».
Г.А. Новичкова - Свобода как ценностная ориентация в социальной философии Р. Арона c. 0-0
Аннотация: В статье исследуется одна из важных тем философской антропологии — свобода, которая была научно разработана Р. Ароном в его научных изысканиях. Свобода человека может быть достигнута, по Арону, только в непосредственном сочетании с политической свободой, которая гарантирует участие в общественных делах и дает человеку ощущение, что он оказывает влияние на судьбу общества посредством своих мыслей. Политическая свобода приводит к уничтожению деспотизма. Важнейшим условием для утверждения политической свободы является демократический режим.
Зима В.Н. - К вопросу об общих принципах постановки и решения проблемы онтологического статуса свободы воли (в контексте современных дискуссий) c. 20-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.11.28165

Аннотация: Предметом исследования является проблема онтологического статуса свободы воли. Основное внимание уделено вопросу о существовании метафизической свободы воли. Исследовано влияние, которое оказывает на решение вопроса о существовании метафизической свободы воли получивший преимущественное распространение в современной философии способ обоснования существования свободы воли, связанный с пониманием свободы воли как свободы, необходимой для моральной ответственности. Предпринята попытка выяснить, насколько данный способ способен оказать влияние на решение проблемы онтологического статуса свободы воли. Для решения данной задачи вопрос о существовании метафизической свободы воли предложено рассматривать с использованием стратегии бремени доказательств, в контексте и с учетом присущих категории метафизической свободы воли особенностей. Сформулированы основные принципы и критерии, которым должно соответствовать когерентное в теоретико-методологическом отношении решение данной проблемы. Введены понятия объектного реализма, объектной перспективы рассмотрения человека, отложенной во времени перспективы от первого лица и отложенных во времени фактов. Указано на особое в теоретико-методологическом отношении для решения вопроса о метафизической свободе воли значение такой характеристики человека как смерть. Продемонстрировано эвристическое значение представления об отложенных во времени фактах для решения вопроса о существовании души и возможных способов понимания моральной ответственности. указано на возможность использования онтологии единичных вещей в качестве альтернативы физикалистской онтологии при решении вопроса о существовании метафизической свободы воли. Сделан вывод о том, что представление о существовании метафизической свободы воли не может считаться утратившим своего теоретического значения.
С.С. Неретина - Ханна Арендт, или человек под вопросом c. 54-66
Аннотация: Развивая мысль о том, что такое человек в современном мире, Ханна Арендт анализирует конфликт человеческого в человеке, который, с одной стороны, не может жить в обществе, потому что он от природы — созерцатель, а с другой — не может жить вне общества. Этот конфликт способствует воплощению живого дела и неживого слова в поступок, означает необходимость поставить самого себя под вопрос. Можно сказать, что человек есть тот, кто всегда способен возвращаться к началу
В.Н. Порус - Философия — пространство свободы c. 62-71
Аннотация: философия есть особая интеллектуальная и духовная активность, направленная на выяснение условий, форм и смысла человеческой свободы. В этом смысле всякая философия есть философия свободы. О чем бы ни размышлял философ, он в конечном счете думает о человеке, а следовательно, о культуре, основу которой составляет сложная структура ценностей. Свобода — важнейшая из них. Все прочие культурные ценности так или иначе соотносятся с ней, обретая в этом свой «онтологический статус».
Д.Л. Родзинский - Роль ананке как одного из образов судьбы, в мировоззрении античного философа c. 78-84
Аннотация: В статье мы проследим весь путь генезиса Ананке от ее мифологического образа, персонифицирующего грубую внешнюю силу, недоступную разумному познанию к её натурфилософскому пониманию, где она предстает как внутренняя природа самих вещей, развивающаяся по законам природного бытия, и потому становящаяся доступной для познания. Завершать становление будет философский период её восприятия, где она предстаёт уже как логическая категория, обнажающая собой причинно-следственные связи всего космоса.
Е.А. Самарская - Организованный социальный мир и его современные критики c. 87-94
Аннотация: Автор исходит из распространенного в философии представления, что наступление современного мира в его отличии от традиционного связано с рационализацией как общественных институтов, так и поведения людей. Цель статьи — показать, что европейские левые формировались как критики рационального мира и что эта интенция у левых не угасла до сих пор. Автор доказывает это, анализируя взгляды группы французских левых и обосновывая вывод, что они отказываются от идеи прогресса, протестуют против всех общественных рационализаций, выдвигая идеал свободы как деятельности, управляемой импульсами и целями, лежащими за их пределами.
Ковалева С.В., Мастеров Д.В. - Свобода и социальная гармония c. 97-104

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.11.23200

Аннотация: Предметом исследования выступает феномен свободы человека, который определяет его сущность. В социальной сфере онтологическая свобода проявляется парадоксально: во-первых, содержательно, как самостоятельность и независимость действующего субъекта от внешних форм, которая становится существенным фактором, дестабилизирующим системное равновесие пространства общества; во-вторых, функционально, – в практике социальной конкуренции, а в социокультурном смысле – в сломе мешающих личности социальных правил и традиций. Результатом конкуренции являются конфликты межличностного характера, итогом ломки традиций – социальные революции. Комплексный подход, интегрирующий различные сферы творческой деятельности человека, определяет междисциплинарную систему исследования, главным методом которого является аксиологический. Новизна исследования заключается в том, что определены гаранты стабильности социальной сферы бытия. К ним относятся: во-первых, система традиционных ценностей, сформированная в процессе культурно- исторического развития общества, и, во-вторых, уровень развития нравственных основ в сознании личности. Исходя из этого, социальная эволюция есть более предпочтительный путь общественной трансформации.
Гижа А.В. - Генезис рефлексивно-понятийной деятельности как начало преодоления практической необходимости c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.12625

Аннотация: Статья посвящена вопросам методологии гуманитарного знания, конкретизированного в проблеме трактовки начала философии. Последнее рассматривается в его отношении к материально-практической деятельности, что не означает редукции метафизики к сугубо материальной действительности. Как аспект заявленной темы рассматривается соотношение мифа и рациональности. Всякая философская тема требует обоснованного и обязательного прояснения существенных методологических подходов к ней как в текущем частном случае, так и с позиций осуществления предельной концептуализации вообще. Специфика генезиса философии в том, что в его историчности требуется увидеть событие метафизическое, располагающееся вне временных рамок. В конечном счете, предметом статьи является проблема свободы, основания и рамки ее достижимости. Реализуется гегелевский методологический принцип конкретизации понятия. Успешность концептуально проведенной конкретизации определяется вниманием к основам рассуждений, и потому следующий аспект методологии может быть указан как дедуктивно-гипотетический. Кроме того, необходимым элементом методологии является также принцип связности форм рефлексивной деятельности. Значение вопроса о генезисе в том, что его требуется рассмотреть не как когда-то свершившееся событие, раз и навсегда данное в своей археокультурной неизменности и неподвижности, а обладающее качеством повторяемости. Специфика этой повторяемости носит не математически абстрактный, регулятивно-итеративный характер, а характеризуется состоянием автопроцесса. Оно, таким образом, является семантически-рекурсивным событием. Вследствие такой особенности, начало философии заложило не только основу умозрительных и отвлеченных построений о мире и человеке, но и актуализировало процесс его личностно-исторического освобождения, первоначально в сознании и быту, а в перспективе – и в общественном бытии.
Пархоменко Р.Н. - Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.8107

Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы продолжить рассмотрение генезиса понятия идеи свободы в западноевропейской философии. После того, как в статье «Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии» [«Философия и культура», №5 (65)-2013, с. 701-708] было показано возникновение первых представлений о свободе в античности и средневековье, автор обращается к мыслителям эпохи Возрождения и Нового времени. Важным моментом философии Нового времени было то, что в этот период возникает новая концепция в метафизике, согласно которой свобода в ее антропометрическом измерении становится одной из основополагающих характеристик жизни индивида. Впервые человек начинает сам определять для себя правила и ориентиры для своих поступков. Постепенно в Новоевропейской философии принцип автономной деятельности субъекта находит обоснование в деятельности субъекта, который свободен в своем мышлении и в своих суждениях. Поэтому философия превращается в «метафизику практического разума», где самодостаточная деятельность человека представляет собой опыт новой свободы. Постепенное перенесение интереса с внешнего мира человека на внутренний мир, позднее приводит Фрейда к открытию сферы бессознательного. У Фихте и Шеллинга понятие свободы трактуется как вопрос об отношении сознания к бессознательному, что является принципиальным отличием романтической философии от «стандартов» мыслителей эпохи Просвещения. В эпоху Просвещения, прошедшую под господством идеи разума, свобода была тождественна разуму человека. Весь анализ понятия свободы тогда сводился рассмотрению соотношения индивида и внешнего мира.
Пархоменко Р.Н. - Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время c. 227-238

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63925

Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы продолжить рассмотрение генезиса понятия идеи свободы в западноевропейской философии. После того, как в статье «Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии» [«Философия и культура», №5 (65)-2013, с. 701-708] было показано возникновение первых представлений о свободе в античности и средневековье, автор обращается к мыслителям эпохи Возрождения и Нового времени. Важным моментом философии Нового времени было то, что в этот период возникает новая концепция в метафизике, согласно которой свобода в ее антропометрическом измерении становится одной из основополагающих характеристик жизни индивида. Впервые человек начинает сам определять для себя правила и ориентиры для своих поступков. Постепенно в Новоевропейской философии принцип автономной деятельности субъекта находит обоснование в деятельности субъекта, который свободен в своем мышлении и в своих суждениях. Поэтому философия превращается в «метафизику практического разума», где самодостаточная деятельность человека представляет собой опыт новой свободы. Постепенное перенесение интереса с внешнего мира человека на внутренний мир, позднее приводит Фрейда к открытию сферы бессознательного. У Фихте и Шеллинга понятие свободы трактуется как вопрос об отношении сознания к бессознательному, что является принципиальным отличием романтической философии от «стандартов» мыслителей эпохи Просвещения. В эпоху Просвещения, прошедшую под господством идеи разума, свобода была тождественна разуму человека. Весь анализ понятия свободы тогда сводился рассмотрению соотношения индивида и внешнего мира.
Р.Н. Пархоменко - Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии c. 701-708

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62670

Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в Античной и Средневековой европейской философской традиции. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Шугуров М.В. - Метаморфозы свободы в контексте кризиса духовности

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.17568

Аннотация: Предметом исследования является детальный анализ соотношения таких фундаментальных философских категорий, как свобода и духовность, применительно к ситуации постсовременности. Автор подробно останавливается на понимании духовности как динамичного и многовекторного процесса смыслообразования. В статье предлагается рассматривать свободу в модусе ее подлинности именно как духовное бытие, осмысленное в фокусе высших смыслов и ценностей. Одновременно осуществляется анализ проявляющейся в нынешней социокультурной ситуации тенденции нисходящего смыслообразования, приводящего к кризису духовности и, соответственно, культуры. Результатом данных процессов является деформация свободного выбора, приводящего к угасанию свободы и духовности. В качестве ресурса для выхода из состояния рассогласованности духовности и свободы рассматривается потенциал философствования, способный не только прогнозировать результаты негативного свободного выбора, но и обнаруживать возможность возрастания человека в смысле. В качестве исходной методологической основы исследования берется антропологическая герменевтика, направленная на утверждение видения бытия человека в качестве открытого миру существа, находящегося в постоянном процессе генерирования и истолкования смыслов. Новизна исследования заключается в обосновании концепции духовной субстанциальности свободы. Это предполагает концептуализацию свободы в качестве выбора различных направлений созидания смыслов, но в тоже время предполагающей и трансгрессию в зону существования, не озаренного светом осмысленности. Существенным вкладом автора в исследование темы соотношения свободы и духовности является экстраполяция выводов о драматизме свободного смыслообразования на современную социокультурную ситуацию, зачастую сегодня описываемую в терминах кризиса. Автором обосновывается, что всплески архаики в современном обществе обусловлены неподлинным модусом обоснования, или понимания, человеком самого себя в качестве чуждого миру существа, что прослеживается в проекте модерна и наследуется постмодернизмом. Главный вывод исследования заключается в продумывании возможных путей нейтрализации искушения смысловой трансгрессией на пути формирования новой модели межличностной и межкультурной коммуникации.
Шугуров М.В. - Метаморфозы свободы в контексте кризиса духовности c. 851-864

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67935

Аннотация: Предметом исследования является детальный анализ соотношения таких фундаментальных философских категорий, как свобода и духовность, применительно к ситуации постсовременности. Автор подробно останавливается на понимании духовности как динамичного и многовекторного процесса смыслообразования. В статье предлагается рассматривать свободу в модусе ее подлинности именно как духовное бытие, осмысленное в фокусе высших смыслов и ценностей. Одновременно осуществляется анализ проявляющейся в нынешней социокультурной ситуации тенденции нисходящего смыслообразования, приводящего к кризису духовности и, соответственно, культуры. Результатом данных процессов является деформация свободного выбора, приводящего к угасанию свободы и духовности. В качестве ресурса для выхода из состояния рассогласованности духовности и свободы рассматривается потенциал философствования, способный не только прогнозировать результаты негативного свободного выбора, но и обнаруживать возможность возрастания человека в смысле. В качестве исходной методологической основы исследования берется антропологическая герменевтика, направленная на утверждение видения бытия человека в качестве открытого миру существа, находящегося в постоянном процессе генерирования и истолкования смыслов. Новизна исследования заключается в обосновании концепции духовной субстанциальности свободы. Это предполагает концептуализацию свободы в качестве выбора различных направлений созидания смыслов, но в тоже время предполагающей и трансгрессию в зону существования, не озаренного светом осмысленности. Существенным вкладом автора в исследование темы соотношения свободы и духовности является экстраполяция выводов о драматизме свободного смыслообразования на современную социокультурную ситуацию, зачастую сегодня описываемую в терминах кризиса. Автором обосновывается, что всплески архаики в современном обществе обусловлены неподлинным модусом обоснования, или понимания, человеком самого себя в качестве чуждого миру существа, что прослеживается в проекте модерна и наследуется постмодернизмом. Главный вывод исследования заключается в продумывании возможных путей нейтрализации искушения смысловой трансгрессией на пути формирования новой модели межличностной и межкультурной коммуникации.
Омарова Л.Б. - Информационный фактор в конструировании пространства свободы человека

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.11468

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является проблема свободы в информационное общество. Пространство свободы, формирующееся в условиях глобальных информационных конструкций, имеет целый ряд особенностей, изменяющих традиционное философское представление о свободе Анализируются проблемы экзистенциональной и социальной свободы в сетевом обществе. В сетевом (информационном) дегуманизируется по сути дела, понятие свободы, замещается на «эффективность», операциональность. Ключевой проблемой современного общества является глобализация информационных систем и связанная с этим проблема фрагментации сознания человека, все дальше убегающего от реальной свободы. В статье рассматривается и дается анализ с философской точки зрения информационному обществу и проблеме сужения пространства свободы. Задача статьи проанализировать экзистенциальные и социальные «сдвиги» в пространстве свободы современного человека. В статье сделана попытка показать взаимосвязь объективного и субъективного в проблеме свободы человека в условиях информационного общества. Информационно-сетевой тип нового цивилизационного устройства сужает субъективное пространство свободы до «бегства от реальности» в силу формирования ограниченной цифровыми технологиями интеллектуально-эмоциональной доминанты человеческой деятельности.
Омарова Л.Б. - Информационный фактор в конструировании пространства свободы человека c. 883-888

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.66619

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является проблема свободы в информационное общество. Пространство свободы, формирующееся в условиях глобальных информационных конструкций, имеет целый ряд особенностей, изменяющих традиционное философское представление о свободе Анализируются проблемы экзистенциональной и социальной свободы в сетевом обществе. В сетевом (информационном) дегуманизируется по сути дела, понятие свободы, замещается на «эффективность», операциональность. Ключевой проблемой современного общества является глобализация информационных систем и связанная с этим проблема фрагментации сознания человека, все дальше убегающего от реальной свободы. В статье рассматривается и дается анализ с философской точки зрения информационному обществу и проблеме сужения пространства свободы. Задача статьи проанализировать экзистенциальные и социальные «сдвиги» в пространстве свободы современного человека. В статье сделана попытка показать взаимосвязь объективного и субъективного в проблеме свободы человека в условиях информационного общества. Информационно-сетевой тип нового цивилизационного устройства сужает субъективное пространство свободы до «бегства от реальности» в силу формирования ограниченной цифровыми технологиями интеллектуально-эмоциональной доминанты человеческой деятельности.
Пархоменко Р.Н. - Свобода и консерватизм в отечественной философской традиции

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.16297

Аннотация: Предметом исследования являются идеи Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, П.Б. Струве, П.И. Новгородцева, И. А. Ильина - все эти философы были типичными представителями т.н. течения консервативного либерализма в России. Особое внимание уделяется рассмотрению развития идеи свободы в консервативном либерализме, поскольку именно мыслители консервативного направления обратили свое внимание на важную проблему соотношения политики и культуры, не освещенную в должной мере в либеральной политической философии. Методологией исследования является обращение к большому массиву недостаточно на сегодня изученных текстов и рукописей данных мыслителей. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что развитие концепций реализации свободы индивида в государстве в отечественной политической философии шло в постоянном диалоге либеральных и консервативных установок. При этом зачастую либерализм и консерватизм не противопоставлялись друг другу, а идея свободы развивалась в рамках т.н. «консервативного либерализма». В истории политической мысли идее реализации свободы индивида в государстве, противостоял не консерватизм, а радикализм, тогда как консервативные и либеральные течения в России, скорее, дополняли друг друга.
Пархоменко Р.Н. - Свобода и консерватизм в отечественной философской традиции c. 988-999

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.7.68060

Аннотация: Предметом исследования являются идеи Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, П.Б. Струве, П.И. Новгородцева, И. А. Ильина - все эти философы были типичными представителями т.н. течения консервативного либерализма в России. Особое внимание уделяется рассмотрению развития идеи свободы в консервативном либерализме, поскольку именно мыслители консервативного направления обратили свое внимание на важную проблему соотношения политики и культуры, не освещенную в должной мере в либеральной политической философии. Методологией исследования является обращение к большому массиву недостаточно на сегодня изученных текстов и рукописей данных мыслителей. Основными выводами проведенного исследования является мысль о том, что развитие концепций реализации свободы индивида в государстве в отечественной политической философии шло в постоянном диалоге либеральных и консервативных установок. При этом зачастую либерализм и консерватизм не противопоставлялись друг другу, а идея свободы развивалась в рамках т.н. «консервативного либерализма». В истории политической мысли идее реализации свободы индивида в государстве, противостоял не консерватизм, а радикализм, тогда как консервативные и либеральные течения в России, скорее, дополняли друг друга.
Пархоменко Р.Н. - Современные концепции понятия идеи свободы

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.11615

Аннотация: Статья является заключительной частью двух предыдущих публикаций (Пархоменко Р.Н. Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии // Философия и культура — 2013. - № 5. - c. 701-708; Пархоменко Р.Н. Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время // Философия и культура. — 2014. - № 2. - С. 227-238), посвященных генезису понятий идеи свободы и либерализма в западной философской традиции. В статье представлены концепции по названной проблематике в философии новейшего времени. Методологией исследования является изучение как российских, так и зарубежных источников, а также использование материалов, собранных автором во время научных стажировок в различных университетах Германии. Приведенный краткий обзор возникновения и развития понятия идеи свободы в западноевропейской философии во всех трех статьях показал, что размышления о свободе человека пронизывают все периоды человеческой духовной истории, являясь следствием и отражением актуальной исторической ситуации в обществе. Также предпринята попытка систематизации различных течений современной западной либеральной мысли: утилитаризм, либеральное равенство, либертарианство.
Пархоменко Р.Н. - Современные концепции понятия идеи свободы c. 1043-1054

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.66788

Аннотация: Статья является заключительной частью двух предыдущих публикаций (Пархоменко Р.Н. Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии // Философия и культура — 2013. - № 5. - c. 701-708; Пархоменко Р.Н. Идея свободы в эпоху Возрождения и Новое время // Философия и культура. — 2014. - № 2. - С. 227-238), посвященных генезису понятий идеи свободы и либерализма в западной философской традиции. В статье представлены концепции по названной проблематике в философии новейшего времени. Методологией исследования является изучение как российских, так и зарубежных источников, а также использование материалов, собранных автором во время научных стажировок в различных университетах Германии. Приведенный краткий обзор возникновения и развития понятия идеи свободы в западноевропейской философии во всех трех статьях показал, что размышления о свободе человека пронизывают все периоды человеческой духовной истории, являясь следствием и отражением актуальной исторической ситуации в обществе. Также предпринята попытка систематизации различных течений современной западной либеральной мысли: утилитаризм, либеральное равенство, либертарианство.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.