Философия и культура - рубрика Религии и религиозное возрождение
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Религии и религиозное возрождение"
Религии и религиозное возрождение
Балагушкин Е.Г. - Морфология мистики (Статья вторая)
Аннотация: Тезис о единообразии мистики игнорирует её проявления, характерные для язычества, и её полиморфизм в развитых религиях. Единая по своей природе, мистика многообразна по формам своего проявления и структурным разновидностям. Первичных структур (архетипов) мистики пять: формирование единения с божеством, божья благодать, трансцендентная и имманентная мистические устремленности, а также биполярная, имманентно-трансцендентная мистическая связь. Элементарные конфигурации мистической связи обычно соединяются в структурные комплексы.
Балагушкин Е.Г. - Архитектоника мистического сознания
Аннотация: Статья посвящена структурно-аналитическому рассмотрению мистики, которое позволяет полнее понять её структурно-функциональные особенности в сравнении с традиционным дескриптивным подходом. Сравниваются Описательный и аналитический подходы в изучении мистики, описывается системное строение феноменов веры, дается морфология и дискурс мистики.
Наумов Ю.В. - Неохристианский аспект философии В.С. Соловьева
Аннотация: В статье представлен критический аналитический обзор идейных влияний на творчество известного русского религиозного философа В.С. Соловьева. Вопросы религиозного возрождения сопряжены в его работах с признанием и глубокой рецепцией кризиса философии и культуры. Преображенное христианство, по его мнению, должно дать вторую жизнь культуре, философии и искусству.
Гусаева К.Г., Ахмедова А.С. - История становления религиозных верований народов Дагестана
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
Наумов Ю.В. - Религиозно-философские идеи наследия Ф. Ницше и В. Соловьева (компаративистский анализ)
Аннотация: В статье дан критический аналитический обзор религиозно-философских идей двух выдающихся мыслителей Германии и России Ф. Ницше и В. Соловьева. Религиозная революция Ф. Ницше и эволюционные преобразования христианства В. Соловьева призваны преодолеть кризисное состояние западноевропейской культуры. По их мнению, выход из кризиса возможен лишь с помощью реанимации религиозного базиса культуры.
Курганова И.Г. - Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: проблемный анализ.
Аннотация: Исследование новых религиозных движений заслуженно считается одной из самых актуальных и значительных тем как в философско-культурологическом плане, так и в плане сугубо теоретическом, поскольку затрагивает фундаментальные вопросы религиоведения. Необходимо подвергнуть критике односторонние, субъективные подходы в трактовке природы и социокультурной роли новых религиозных движений, характерные для апологетов религиозных новаций и их конфессиональных противников из среды традиционных религий. Особенного внимания заслуживает методология религиоведческих исследований.
Шульц Д.Н. - Учение о нетварных энергиях и идея теозиса в западной средневековой философии
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о наличии элементов учения о нетварных энергиях и идеи теозиса в западно-христианской философии. На основе анализа текстов средневековых мыслителей и современных исследований автор, во-первых, показывает, что элементы теории о нетварных энергиях Григория Паламы присутствовали на Западе в учении об иллюминации Августина и Бонавентуры, в учении о формах Майстера Экхарта, а также у Фомы Аквинского и в официальном учении Католической церкви. Во-вторых, автор доказывает, что идея теозиса присутствует во всех традициях западной мысли и в различные временные эпохи. В частности она встречается у таких авторов, как Тертуллиан, Иларий, Амвросий, Августин, Боэций, Ансельм и Фома Аквинский.
Шульц Д.Н. - Эволюция и влияние учения о Filioque на развитие средневековой философии
Аннотация: В работе проанализированы источники формирования учения о Filioque (исхождения Святого Духа от Отца и Сына) в латинской патристике до Августина. Показывает, что Августин синтезирует различные идеи своих предшественников III-IV вв.: Тертуллиана, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и т.д. Августиновский синтез, а также восточная критика учения о Filioque определяют направления дальнейшего развития схоластической триадологии и философии. Так, учение о Filioque определило развитие в средневековой философии релятивистского учения о личности, повлияло на дискуссии об универсалиях, о соотношении воли и разума.
Гусаева К.Г. - Причины проявления этноконфессиональной напряженности в Дагестане
Аннотация: В статье рассматриваются причины, обуславливающие периодическое обострение конфликтных ситуаций и усиление напряженности в современном Дагестане. Несмотря на то, что каждый конкретный конфликтный случай обладает неповторимой конфигурацией и определенным комплексом причин, автор выделяет группы типичных причин, обусловливающих интолерантность и напряженность в обществе, изучение которых существенно влияет на понимание ситуации в регионе и решение задач формирования этноконфессиональной толерантности.
Омарова З.У. - Некоторые аспекты изучения феномена «религия»
Аннотация: Современное российское общество особенно остро переживает процессы, происходящие в религии и связанные с ней. Эти процессы сопровождаются противостоянием сторонников разных взглядов и выливаются в крайне поляризированные позиции и острую полемику в средствах массовой информации. Вполне очевидно, что при обращении к вопросам религии обойтись без оценочных характеристик, которые отражают личный опыт и убеждения исследователя, крайне сложно. Отношение к процессу религиозного познания опосредованно сакральным характером личностного отношения с одной стороны и попыткой рационализировать, стремлением к взвешенности и объективности с другой, что свойственно практике научного исследования, хотя полностью избежать пристрастности вряд ли представляется возможным. В такой ситуации крайне важно выработать отношение к религии вне конъюнктурной заданности, и не маловажной представляется позиция, в которой отсутствует демонстративный нейтрализм.
Е.С. Кананыкина - Педагогика религиозной морали c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Великие педагогические эпосы ученых и философов Древнего Востока, Северной Африки, Передней и Средней Азии легли в основу традиций воспитания современного поколения людей, проживающих на данных континентах. Основы этих традиций, их принципы составляют суть исторических и нормативных документов, посвященных идее воспитания и обучения. Все современные образовательные системы стран Африки и Востока, нашедшие закрепление в нормативно–правовых актах, строятся на основе дидактических воззрений древности
А.М. Пятигорский - Лекции по буддийской философии. Лекции 1 и 2 c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье приводится отрывок из книги Александра Моисеевича Пятигорского «Непрекращаемый разговор» в память о российском философе, филологе, востоковеде и писателе, скончавшемся 26 октября 2009 в Лондоне на 81 году от сердечного приступа.
Кангиева А.М. - Теория смысла в суфийской коммуникативистике c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31617

Аннотация: В статье раскрывается понятие суфийской коммуникативистики как нового междисциплинарного направления, возникшего на пересечении философии, теологии и теории коммуникаций. В рамках суфийской коммуникативистики простраивается теория смысла. Дается понятие информации с опорой на термин Шеннона «антиэнтропия» - через суфийскую категорию «низам». И далее, смысл определяется как достижение такого резонанса в едином порядке, который ведет к Встрече. Вводятся следующие философские метафоры «Ты-есть» рубеж, манифестация «Ты-есть-бытия», теологический аутизм, поле игры, пространство встречи. используется коммуникативная методология как альтернатива логико-смысловому и культурно-историческому методу при исследовании мистической литературы, средневековых источников Простраивается теория смысла, где смысл описывается через такие признаки: 1) коммуникативность, поскольку декодировка знака и смыслоизвлечение есть только между двоими; 2) динамизм, т.к. смысл всегда результат движения к Другому, «усилия-к-Ты», вектор, путь, где смысл будет обозначать «Ты-есть» рубеж, исход пути; 3) надрациональность когда смысл обретается как любовь, эстетические, духовные переживания, алетея, проясненность и свет; 4) смысл как Встреча в понимании Бубера, Больнова, когда вдруг игра прекращается и обретается встреча, достигается «Ты-есть» рубеж.
Бунковская Е.М. - Сравнительный анализ понятийно-образной системы махаянских сутр и символики Гухьясамаджа-тантры. c. 17-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.3.28914

Аннотация: Данная работа – попытка теоретического осмысления особенностей тантрического буддизма, в частности Гухьясамаджа-тантры, по сравнению с махаянским буддизмом. Текст тантры включает множество специфически буддийских выражений, которые в буддийских традициях соответствуют определенным понятиям, имеют конкретное рациональное или этическое содержание. Однако в тантре эти выражения утрачивают свое прямое значение, они употребляются в качестве символов, указывающих на мистические тайны, обрести которые стремится адепт тантрического учения. Если в махаянских сутрах темой наставлений в основном является глубокое постижение бессущности (пустоты) всех дхарм и наставления о сострадании ко всем существам, то в Гухьясамадже-тантре Бодхисаттвы и Татхагаты просят Бхагавана об обретении невыразимой тайны просветленного состояния. Cопоставление махаянских сутр и Гухьясамджа-тантры, с одной стороны, указывает на общее родство композиции, использование сходных тем, терминов и мотивов, а, с другой стороны, на совершенно новую, тантрическую, трактовку указанных приемов и терминов. Гухьясамаджа-тантра имеет явные параллели в композиции и построении с буддийскими сутрами, в особенности с сутрами Праджняпарамиты, однако реальные или легендарные места и персонажи здесь заменены чисто символическими и мифологическими. Можно предположить, что активное использование композиции буддийского текста и традиционной лексики должно было служить «легитимизации» тантры, указанию на ее принадлежность буддийской традиции.
Медведева А.А. - Ирония как экзегетический троп в сочинении святителя Иоанна Златоуста «Беседы на Деяния Апостольские» c. 23-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.7.30264

Аннотация: Предметом настоящего исследования является функционирование понятия «ирония» в одном из крупнейших экзегетических сочинений святителя Иоанна Златоуста – наиболее плодовитого христианского проповедника IV в, одного из трёх «великих каппадокийцев» и «учителей Церкви». При этом под "функционированием" понимается выделение частоты употребления корня "εἴρων-" в греческом тексте трактата, а также уточнение значений слов с этим корнем посредством анализа контекстов, в котором они встречаются. Фрагменты греческого текста сопровождаются русским переводом и снабжены комментариями. Основной методологией настоящего исследования является анализ избранных фрагментов греческого текста и синтез обнаруженных в результате анализа значений слов с корнем "εἴρων-" в трактате "Беседы на Деяния Апостольские" Статья привлекает фактологический материал к дискуссии о возможных формах совмещения ироничного и религиозного. Вопрос о допустимости иронии в религиозном сознании проявляется в последние десятилетие в разных формах. В широком поле общественной дискуссии с этим вопросом свазаны и нападение на редакцию журнала "Charlie Hebdo" в 2015 году, и выступление группы "Pussy Riot" в 2012, и межрелигиозная полемика, а также диалог между религиозной и безрелигиозной частями современного общества.
Митько А.Е. - Проблема обоснования миссиологии как исследовательская задача. c. 32-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.5.29687

Аннотация: Процесс систематизации теологического знания является результатом рецепции вероучительного содержания Откровения в историческом опыте Церкви как уникальной институции, обладающей правом как легитимного учительства, так и аутентичной инерпретации. Единственным источником этого права является само Откровение. Соответствие результатов этих процедур теологической аксиоматике определяется прежде всего преемственностью и доктринальной неповрежденностью. В статье рассматриваются потребности в формировании новых стратегий миссии в современном мире, что является определяющим мотивом для интерпретации и систематизации миссиональных аспектов Откровения. Именно Оно и задает как формат, так и метод рецепции, интерпретации и систематизации собственного содержания. Актуализации миссиональных аспектов Откровения на современном этапе предшествует, пусть недолгий, но чрезвычайно значимый процесс возникновения и развития православной миссиологии. Данный процесс имеет незавершенный характер, а его актуальные результаты являются промежуточными и потому проблемными. Поэтому, современная православная миссиология находится в стадии интенсивной проблематизации своего исследовательского поля и метода. Важнейшим препятствием в развитии этого процесса является неопределенность понимания места и теоретико-методологического статуса православной миссиологии в системе теологического знания.
Богачев А.М., Блинкова А.О., Прилуцкий А.М., Шурухт С.М., Гайдуков А.В. - Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа c. 53-67

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.8.33359

Аннотация: В работе приводятся результаты предварительного мультидисциплинароного исследования особенностей реакции молодёжи на различные дескрипторы. Посредством семиотического, глубинно-психологического, религиоведческого и математического анализа собранных ассоциативных цепочек производится сравнение реакций представителей молодёжи на религиозные и этические термины с бытовыми лексемами, выявляется чувствительность к этим терминам, склонность к их логическому и чувственно-эмоциональному восприятию. В частности, на основе методики семантических множителей выявляются сильные и слабые дескрипторы анализируемого семиозиса. С помощью полученных данных делаются интерпретации, позволяющие выявить тенденции, определяющие ряд структурных и психодинамических характеристик психической реальности современной российской молодежи. Авторами исследования сделаны следующие выводы: 1. Чувствительность (и соответствующая информированность) к религиозным дескрипторам была продемонстрирована менее чем половиной респондентов, а пятая часть всей выборки терминов оказалась респондентам неизвестной; 2. При этом при анализе этических ассоциативных цепочек нами на уровне интерпретации зафиксировано существование у респондентов такого явления как «неопределенная религиозность», что может говорить о существовании в их психической реальности определенного духовного поиска, который, как минимум, на данный момент, не соответствует форме известных респонденту религиозных традиций; 3. Полученные нами данные, с одной стороны, соответствуют классический «пирамиде Маслоу» [4], хотя, с другой стороны, возможный духовный поиск респондентов и, одновременно, скудный характер «бытовых» ассоциаций может свидетельствовать в пользу доминирования «этически-духовной» парадигмы в психической реальности респондентов (что сочетается, в том числе, и с поздними исследованиями Маслоу в области «бытийственных потребностей» и «пиковых переживаний» [5]); 4. Вышесказанное означает, что при взаимодействии (в том числе дидактическом и воспитательном) с современной молодежью ключевым «мостиком» к ней является пространство этических ценностей, которые могут быть связаны и со скрытым духовным поиском.
Соколова А.Н., Хватова С.И. - Актуальные вопросы изучения богослужебных практик и культовых искусств c. 62-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.4.25041

Аннотация: Доказывается необходимость объединения усилий ученых различных специальностей в деле изучения богослужебных практик и культовых искусств различных конфессий. Основным вызовом подобного целеполагания служит факт неразрывной связи социальной и конфессиональной жизни общества, наличия универсальных проблем в вопросах существования богослужебных канонов, способах их обновления, возможностях и статусе культовых искусств, включенных в обрядовые действия. Указывается на актуальность решения художественных проблем в связи с бурным строительством храмов,появления новых форм ритуальных практик. Описывая различные подходы и методы, необходимые для познания номинированной гуманитарной сферы, авторы указывают на определенные преимущества в получении новых знаний при условии синхронного и комплексного изучения богослужебных практик и культовых искусств различных конфессий и при сравнительно-типологическом подходе в изучении сакрального и светского искусств. Новизна исследования заключается в декларировании новой области гуманитарного исследования – иероартологии (от греч. ιερός, «священный»; art (англ) искусство; логия — (греч. logos слово; понятие, учение) т.е. изучении искусства, включенного в богослужебные практики, формирующее и содействующее «священности» и «святости» этих практик. Новая исследовательская область позволит раскрыть общее и специфическое в использовании канонических текстов в религиозных и светских искусствах; преодолеть неравномерности в изучении богослужебных практик различных конфессий; инициировать исследования современного богослужебного канона и культовых искусств буддистов, иудеев, мусульман, которые сегодня изучены фрагментарно; получить новые знания об авторах, работающих в сфере культового искусства или обращающихся к нему, как к частному средству в контексте светского.
И.В. Чиндин - Мифический хронотоп дореволюционного сектантства c. 63-73
Аннотация: В статье анализируется феномен русского дореволюционного сектантства. Рассматривается антропологический аспект сектантского мировосприятия. Характеризуются их мифические андрогинные идеалы.
Ю.В. Наумов - Неохристианский аспект философии В.С. Соловьева. c. 71-76
Аннотация: В статье представлен критический аналитический обзор идейных влияний на творчество известного русского религиозного философа В.С. Соловьева. Вопросы религиозного возрождения сопряжены в его работах с признанием и глубокой рецепцией кризиса философии и культуры. Преображенное христианство, по его мнению, должно дать вторую жизнь культуре, философии и искусству.
Балагушкин Ю.Е. - Религиозные метакультуры Эдварда Тирьякяна

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.10626

Аннотация: В вводной статье к переводу работы американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая» даётся общая характеристика его творчества (не имеющего широкой известности в нашей стране) и ключевых понятий рассматриваемой работы – «общество модерна», «метакультура». Анализируется роль и значение феномена культуры в работах Э.Тирьякяна, специфика использования им понятия «метакультура» и его эвристическая значимость, функциональные особенности религиозных метакультур - христианства, гностицизма и язычества. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Статью завершает вывод о том, что в концепции Э.Тирьякяна содержится оригинальная, религиозно ориентированная версия философской антропологии, субъектом и объектом изменений культуры (в её религиозных разновидностях) и базирующейся на ней структуры общества в целом является человек. В конечном счёте именно природа человека является имманентной основой социокультурной динамики исторического масштаба.
Балагушкин Ю.Е. - Религиозные метакультуры Эдварда Тирьякяна c. 85-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.1.66114

Аннотация: В вводной статье к переводу работы американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая» даётся общая характеристика его творчества (не имеющего широкой известности в нашей стране) и ключевых понятий рассматриваемой работы – «общество модерна», «метакультура». Анализируется роль и значение феномена культуры в работах Э.Тирьякяна, специфика использования им понятия «метакультура» и его эвристическая значимость, функциональные особенности религиозных метакультур - христианства, гностицизма и язычества. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э.Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Статью завершает вывод о том, что в концепции Э.Тирьякяна содержится оригинальная, религиозно ориентированная версия философской антропологии, субъектом и объектом изменений культуры (в её религиозных разновидностях) и базирующейся на ней структуры общества в целом является человек. В конечном счёте именно природа человека является имманентной основой социокультурной динамики исторического масштаба.
Д.Н. Шульц - Учение о нетварных энергиях и идея теозиса в западной средневековой философии c. 89-94
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о наличии элементов учения о нетварных энергиях и идеи теозиса в западно-христианской философии. На основе анализа текстов средневековых мыслителей и современных исследований автор, во-первых, показывает, что элементы теории о нетварных энергиях Григория Паламы присутствовали на Западе в учении об иллюминации Августина и Бонавентуры, в учении о формах Майстера Экхарта, а также у Фомы Аквинского и в официальном учении Католической церкви. Во-вторых, автор доказывает, что идея теозиса присутствует во всех традициях западной мысли и в различные временные эпохи. В частности она встречается у таких авторов, как Тертуллиан, Иларий, Амвросий, Августин, Боэций, Ансельм и Фома Аквинский.
К.Г. Гусаева, А.С. Ахмедова - История становления религиозных верований народов Дагестана. c. 90-96
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
И.Г. Курганова - Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: анализ проблематики c. 96-107
Аннотация: исследование новых религиозных движений заслуженно считается одной из самых актуальных и значительных тем как в философско-культурологическом плане, так и в плане сугубо теоретическом, поскольку затрагивает фундаментальные вопросы религиоведения. Необходимо подвергнуть критике односторонние, субъективные подходы в трактовке природы и социокультурной роли новых религиозных движений, характерные для апологетов религиозных новаций и их конфессиональных противников из среды традиционных религий. Особенного внимания заслуживает методология религиоведческих исследований.
Ю.В. Наумов - Религиозно-философские идеи наследия Ф. Ницше и В. Соловьева (Компаративистский анализ). c. 114-120
Аннотация: в статье дан критический аналитический обзор религиозно-философских идей двух выдающихся мыслителей Германии и России Ф. Ницше и В. Соловьева. Религиозная революция Ф. Ницше и эволюционные преобразования христианства В. Соловьева призваны преодолеть кризисное состояние западноевропейской культуры. По их мнению, выход из кризиса возможен лишь с помощью реанимации религиозного базиса культуры.
Д.Н. Шульц - Эволюция и влияние учения о Filioque на развитие средневековой философии c. 117-122
Аннотация: В работе проанализированы источники формирования учения о Filioque (исхождения Святого Духа от Отца и Сына) в латинской патристике до Августина. Показывает, что Августин синтезирует различные идеи своих предшественников III-IV вв.: Тертуллиана, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и т.д. Августиновский синтез, а также восточная критика учения о Filioque определяют направления дальнейшего развития схоластической триадологии и философии. Так, учение о Filioque определило развитие в средневековой философии релятивистского учения о личности, повлияло на дискуссии об универсалиях, о соотношении воли и разума.
З.У. Омарова - Некоторые аспекты изучения феномена "религия" c. 127-132
Аннотация: Современное российское общество особенно остро переживает процессы, происходящие в религии и связанные с ней. Эти процессы сопровождаются противостоянием сторонников разных взглядов и выливаются в крайне поляризированные позиции и острую полемику в средствах массовой информации. Вполне очевидно, что при обращении к вопросам религии обойтись без оценочных характеристик, которые отражают личный опыт и убеждения исследователя, крайне сложно. Отношение к процессу религиозного познания опосредованно сакральным характером личностного отношения с одной стороны и попыткой рационализировать, стремлением к взвешенности и объективности с другой, что свойственно практике научного исследования, хотя полностью избежать пристрастности вряд ли представляется возможным. В такой ситуации крайне важно выработать отношение к религии вне конъюнктурной заданности, и не маловажной представляется позиция, в которой отсутствует демонстративный нейтрализм.
К.Г. Гусаева - Причины появления этноконфессиональной напряженности в Дагестане c. 166-172
Аннотация: в статье рассматриваются причины, обуславливающие периодическое обострение конфликтных ситуаций и усиление напряженности в современном Дагестане. Несмотря на то, что каждый конкретный конфликтный случай обладает неповторимой конфигурацией и определенным комплексом причин, автор выделяет группы типичных причин, обусловливающих интолерантность и напряженность в обществе, изучение которых существенно влияет на понимание ситуации в регионе и решение задач формирования этноконфессиональной толерантности.
Гаврилова Ю.В. - Роль религиозного синкретизма в современном обществе

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.17812

Аннотация: В современных условиях существования социума духовная сфера бытия подвергается трансформационным процессам. Особо активно изменяются структура и функции, как отдельных религий, так и целых религиозных систем. Одной из основных особенностей современного этапа эволюции религии является её тотальная синкретизация, влекущая за собой изменение специфики традиционных, классических функций религии. В статье исследуется функционирование религиозного синкретизма на современном этапе развития социума. Отмечается, что синкретические религии выполняют все функции «чистых» несинкретизированных религий, однако дополняют их рядом особенностей. Анализируется специфика воздействия религиозного синкретизма на различные сферы социального и духовного бытия; раскрываются особенности проявления религиозного синкретизма в полиэтнических регионах. Изучение функций религиозного синкретизма осуществляется на основе функционального подхода. Акцентируется внимание на том, что синкретизм необходимо рассматривать одновременно как процесс и как результат данного процесса. Отсюда возникает специфика функционирования синкретических религий, выявить которую возможно применяя метод компаративистского анализа. Компаративистский подход позволяет сравнивать функционирование религиозного синкретизма в различных условиях его проявления. В ходе исследования функций религиозного синкретизма, из которых складывается социальная роль синкретических религий, делается вывод, что вектор воздействия религиозного синкретизма на социум обладает как «положительной», так и «отрицательной» направленностью. Такая особенность функционирования религиозного синкретизма в современных условиях существования социума объясняется факторами его возникновения, условиями проявления и различными формами существования. Делается вывод, что синкретизация религий в современном обществе усиливается, а процессы формирования и распространения синкретических религиозных учений и культов приобретают тотальный характер.
Гаврилова Ю.В. - Роль религиозного синкретизма в современном обществе c. 256-261

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.2.67509

Аннотация: В современных условиях существования социума духовная сфера бытия подвергается трансформационным процессам. Особо активно изменяются структура и функции, как отдельных религий, так и целых религиозных систем. Одной из основных особенностей современного этапа эволюции религии является её тотальная синкретизация, влекущая за собой изменение специфики традиционных, классических функций религии. В статье исследуется функционирование религиозного синкретизма на современном этапе развития социума. Отмечается, что синкретические религии выполняют все функции «чистых» несинкретизированных религий, однако дополняют их рядом особенностей. Анализируется специфика воздействия религиозного синкретизма на различные сферы социального и духовного бытия; раскрываются особенности проявления религиозного синкретизма в полиэтнических регионах. Изучение функций религиозного синкретизма осуществляется на основе функционального подхода. Акцентируется внимание на том, что синкретизм необходимо рассматривать одновременно как процесс и как результат данного процесса. Отсюда возникает специфика функционирования синкретических религий, выявить которую возможно применяя метод компаративистского анализа. Компаративистский подход позволяет сравнивать функционирование религиозного синкретизма в различных условиях его проявления. В ходе исследования функций религиозного синкретизма, из которых складывается социальная роль синкретических религий, делается вывод, что вектор воздействия религиозного синкретизма на социум обладает как «положительной», так и «отрицательной» направленностью. Такая особенность функционирования религиозного синкретизма в современных условиях существования социума объясняется факторами его возникновения, условиями проявления и различными формами существования. Делается вывод, что синкретизация религий в современном обществе усиливается, а процессы формирования и распространения синкретических религиозных учений и культов приобретают тотальный характер.
Н. Фишер - Кантовская всеобъемлющая система философски обоснованной теологии (перевод И.В. Кирсберга) c. 325-336

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62425

Аннотация: Философия Канта обозначена как критическая метафизика – перетолковывающая традиционную, не отказываясь от неё, сохранив (в новом виде) религиозность. Эта идея изложена в пяти частях: в первой речь об отношении практической философии к метафизической теологии; во второй – о кантовской постановке вопроса о Боге – от докритической философии до «Критики чистого разума»; в третьей – о критике всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума (в этой части изображается всеобъемлющая система возможностей философски обоснованной теологии); четвёртая имеет в виду учение о бытии Бога как постулате чистого практического разума; в пятой речь о первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным.
Н. Фишер - «Морально-определённый монотеизм» Канта в связи с христологией (продолжение) (перевод И.В. Кирсберга) c. 692-700

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62669

Аннотация: Религиозный контекст философии морали Канта обозначен как неотъемлемый; мораль не предполагает религию, однако неизбежно ведёт к ней. Изложение начинается (в первой части) с предварительной характеристики подходов Канта, во второй речь о смысле кантовской критики спе- кулятивной теологии, в третьей — об идеале возлюбленного Богом человечества. Порыв, устремлённый в бесконечном прогрессе к идеалу нашей собственной исторической жизни, оживает в действительных встречах с людьми, сталкивающихся с требованием морального закона, следующих ему на примерах, в которых люди признают божественный идеал в стремлении к святости своей жизни. В этом смысле следует называть «морально-определённый монотеизм» Канта «христологическим».
Н. Фишер - О будущем метафизики и вопроса о Боге согласно Иммануилу Канту (с экскурсами в критику метафизики Мартина Хайдеггера) (продолжение) (перевод И.В. Кирсберга) c. 951-966

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.62943

Аннотация: критическая метафизика Канта обозначена — в трёх разделах — на фоне старой и новой традиций (Платон, Аристотель, Ансельм, Фома Аквинский, Хайдеггер, Левинас) — как пред- восхищение возможной будущей метафизики. По происхождению мыслительный путь Хайдеггера составляет общность не только с христианской верой и её теологией, но и с метафизикой Канта. Таким образом, часто цитируемое предложение из разговора о языке между японцем и спрашивающим отсылает к Канту. Предложение гласит, что происхождение — это всегда и грядущее.
Саврей В.Я. - Философия религии в четвертой книге «О началах» Оригена

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.8.12445

Аннотация: В статье автором предпринята попытка экспликации теоретических оснований философского осмысления религиозных феноменов одним из выдающихся мыслителей раннего христианства – Оригеном Александрийским. Из всех учителей Александрийской школы Ориген вызвал наиболее продолжительные споры, не утихавшие на протяжении столетий. Его труды были беспрецедентны для всей античной литературы - в количественном отношении, а в качественном они самым существенным образом повлияли на развитие языка теологии ранних веков христианства. Можно говорить не только о религиозной философии, но и о философии религии как Оригена, так и отцов, хотя сам термин «религия» не имеет у них точного греческого соответствия и доктринально не осмыслен. Автор исходит из того, что центральный интерес для исследования вопросов философии религии у Оригена представляет 4-я книга его теоретического трактата «О началах». Исходя из своей интерпретации мира как притчи и воплощения Логоса как тайны тайн, Ориген рассматривает все исторические формы богопочитания в качестве чувственной интуиции разумно постигаемых истин. При этом неортодоксальное отношение мыслителя к христианскому догмату о воскресении предопределило «драматургический» характер видения им религиозной жизни в целом.
Саврей В.Я. - Философия религии в четвертой книге «О началах» Оригена c. 1186-1196

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.8.65399

Аннотация: В статье автором предпринята попытка экспликации теоретических оснований философского осмысления религиозных феноменов одним из выдающихся мыслителей раннего христианства – Оригеном Александрийским. Из всех учителей Александрийской школы Ориген вызвал наиболее продолжительные споры, не утихавшие на протяжении столетий. Его труды были беспрецедентны для всей античной литературы - в количественном отношении, а в качественном они самым существенным образом повлияли на развитие языка теологии ранних веков христианства. Можно говорить не только о религиозной философии, но и о философии религии как Оригена, так и отцов, хотя сам термин «религия» не имеет у них точного греческого соответствия и доктринально не осмыслен. Автор исходит из того, что центральный интерес для исследования вопросов философии религии у Оригена представляет 4-я книга его теоретического трактата «О началах». Исходя из своей интерпретации мира как притчи и воплощения Логоса как тайны тайн, Ориген рассматривает все исторические формы богопочитания в качестве чувственной интуиции разумно постигаемых истин. При этом неортодоксальное отношение мыслителя к христианскому догмату о воскресении предопределило «драматургический» характер видения им религиозной жизни в целом.
Трофимова К.П. - Особенности религиозной культуры цыган в контексте религиозного плюрализма на Балканах

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.9408

Аннотация: Религиозный плюрализм как исторически сложившийся феномен в культурном пространстве Балкан включает в себя традиции множества этнических общностей, в том числе этнокультурных цыганских групп, населяющих различные области данного региона. Особенности сосуществования культур и процессы взаимодействия между этническими общностями обусловливают содержательное наполнение образуемых религиозных традиций. В работе рассматриваются формы межкультурной интеракции, которые специфичны для различных цыганских сообществ и определяют качественное своеобразие их религиозных традиций: ведущий процесс аккультурации, а также ассимиляция и религиозная мимикрия как его частные модели. Разбираются характерные особенности комплексов верований и практик, развитых в локальных религиозных традициях цыган: синкретичность и комбинативность, устный, «народный» характер культуры. Отмечается, что существующие локальные традиции обладают интеркультуральным положением в сложившейся религиозной мозаике балканского региона и представляют собой открытые для влияния и трансформации структуры. Данная отличительная черта религиозной культуры цыган определяет векторы ее развития, исходя из актуальных для Юго-Восточной Европы социокультурных контекстов и присущих им религиозных процессов.
К.П. Трофимова - Особенности религиозной культуры цыган в контексте религиозного плюрализма на Балканах c. 1270-1280

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.63154

Аннотация: Религиозный плюрализм как исторически сложившийся феномен в культурном пространстве Балкан включает в себя традиции множества этнических общностей, в том числе этнокультурных цыганских групп, населяющих различные области данного региона. Особенности сосуществования культур и процессы взаимодействия между этническими общностями обусловливают содержательное наполнение образуемых религиозных традиций. В работе рассматриваются формы межкультурной интеракции, которые специфичны для различных цыганских сообществ и определяют качественное своеобразие их религиозных традиций: ведущий процесс аккультурации, а также ассимиляция и религиозная мимикрия как его частные модели. Разбираются характерные особенности комплексов верований и практик, развитых в локальных религиозных традициях цыган: синкретичность и комбинативность, устный, «народный» характер культуры. Отмечается, что существующие локальные традиции обладают интеркультуральным положением в сложившейся религиозной мозаике балканского региона и представляют собой открытые для влияния и трансформации структуры. Данная отличительная черта религиозной культуры цыган определяет векторы ее развития, исходя из актуальных для Юго-Восточной Европы социокультурных контекстов и присущих им религиозных процессов.
Шульц Д.Н. - Взаимосвязь вопроса об универсалиях и различных вопросов христианской философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.9785

Аннотация: В статье рассматривается формирование христианских доктрин с позиции средневекового спора об универсалиях. В результате установлено, что категории общего и частного являются краеугольными для христианской теологии, антропологии, сотериологии, экклезиологии. Показано, что при формировании церковного учения о Троице христианские авторы пытались избежать крайностей реализма и номинализма в философии и крайностей абсолютного монотеизма и многобожия в теологии. В результате сложилось специфическое понимание личности, ставшее основой христианской антропологии. Также различные христианские доктрины о спасении можно представить следствием из различных философских концепций: католическую и православную – умеренного реализма, реформаторскую (протестантскую) – номинализма. Наконец, в учении о церкви позиции католичества и православия расходятся кардинально: первое придерживается реалистических установок, второе – номиналистических. Таким образом, можно понять, почему спор об универсалиях играл ключевую роль в философии Средних веков – по сути, ответ на вопрос о соотношении общего и частного является философским базисом для всех христианских догматов.
Шульц Д.Н. - Взаимосвязь вопроса об универсалиях и различных вопросов христианской философии c. 1470-1478

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63422

Аннотация: В статье рассматривается формирование христианских доктрин с позиции средневекового спора об универсалиях. В результате установлено, что категории общего и частного являются краеугольными для христианской теологии, антропологии, сотериологии, экклезиологии. Показано, что при формировании церковного учения о Троице христианские авторы пытались избежать крайностей реализма и номинализма в философии и крайностей абсолютного монотеизма и многобожия в теологии. В результате сложилось специфическое понимание личности, ставшее основой христианской антропологии. Также различные христианские доктрины о спасении можно представить следствием из различных философских концепций: католическую и православную – умеренного реализма, реформаторскую (протестантскую) – номинализма. Наконец, в учении о церкви позиции католичества и православия расходятся кардинально: первое придерживается реалистических установок, второе – номиналистических. Таким образом, можно понять, почему спор об универсалиях играл ключевую роль в философии Средних веков – по сути, ответ на вопрос о соотношении общего и частного является философским базисом для всех христианских догматов.
Гуревич П.С. - Интеллектуальная отвага c. 1479-1486

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.10.63423

Аннотация: В статье оценивается огромный и продуктивный труд известного отечественного философа Виктора Павловича Визгина, который перевел и прокомментировал сборник статей Габриэля Марселя. Отмечается, что интерес к творчеству французского мыслителя в нашей стране обнаружился давно. Однако только за последние одно-два десятилетия его труды стали предметом серьезного изучения. Автор статьи полагает, что сегодня В.П. Визгин является, пожалуй, самым глубоким и продуктивным исследователем творчества Марселя. Он свидетельствует не только подбор произведений французского философа, которые содержатся в сборнике. Восхищения заслуживают комментария переводчика. Они не носят характера обычной ссылки. Именно в сносках обнаруживается высокая философская культура В.П. Визгина. Он не только сообщает подробности, связанные с той или иной работой Марселя. Также обозначаются и обобщающие выводы по той или иной работе и творческого наследия в целом. Указываются также отдельные ошибки переводчиков, комментаторов и философов, которые анализировали творчество Марселя. Доводятся до сведения читателей и отдельные противоречия, которые были свойственны Марселю. В своей творческой судьбе он откликался на позиции своих современников. Это позволяло корректировать собственные взгляды, углублять свои концептуальные позиции. В книге воссоздан широкий философский фон, поскольку речь идет не только об экзистенциализме, но также о персонализме, герменевтике, феноменологии и философской антропологии. Отмечается ценность интеллектуальных портретов Шеллинга, Бергсона, Эбнера, Хайдеггера, В Приложении даны аналитические статьи западных философов (П. Рикёра, Ж.-М. Ле Блона, а также самого В.П. Визгина).
Кутарев О.В. - Неоязычество Европы

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.13817

Аннотация: Неоязычество – относительно недавний феномен; этот тип новых религиозных движений возник лишь в XIX–XX вв. Сегодня он привлекает к себе большое внимание в общественной жизни и СМИ. Неоязычество представляет собой религию, воссоздающую те или иные фрагменты дохристианских верований, и опирающуюся на старые текстовые источники, однако привлекающую и элементы новизны, такие как экологичность, эзотерические учения и психопрактики, гуманистическая этика и т.д. Несмотря на расширяющиеся масштабы феномена в современности, научный разбор неоязычества невелик и часто труднодоступен для неспециалиста. Данная обзорная статья рассматривает причины возникновения, основные тенденции и свойства неоязыческих течений, возникших в Европе. Анализируются такие традиции, как германская, кельтская, балтская, финская и т.д.; особое внимание уделяется славянскому неоязычеству в его разнообразии. Помимо описания самих религиозных систем, внимание уделяется их истории, первоисточникам, способам функционирования и т.д. Новизна исследования состоит как в обобщении описательной базы и выявления с её помощью общих для неоязыческих движений тенденций, так и в аналитической составляющей, показывающих способы функционирования указанных систем и причины их востребованности. В то же время сводный обзор позволяет выявлять особенности каждого отдельного неоязыческого течения. Особо стоит выделить дифференциацию понятий "неоязычество" в противовес "язычеству", которая надёжно обосновывается.
Кутарев О.В. - Неоязычество Европы c. 1801-1810

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.65974

Аннотация: Неоязычество – относительно недавний феномен; этот тип новых религиозных движений возник лишь в XIX–XX вв. Сегодня он привлекает к себе большое внимание в общественной жизни и СМИ. Неоязычество представляет собой религию, воссоздающую те или иные фрагменты дохристианских верований, и опирающуюся на старые текстовые источники, однако привлекающую и элементы новизны, такие как экологичность, эзотерические учения и психопрактики, гуманистическая этика и т.д. Несмотря на расширяющиеся масштабы феномена в современности, научный разбор неоязычества невелик и часто труднодоступен для неспециалиста. Данная обзорная статья рассматривает причины возникновения, основные тенденции и свойства неоязыческих течений, возникших в Европе. Анализируются такие традиции, как германская, кельтская, балтская, финская и т.д.; особое внимание уделяется славянскому неоязычеству в его разнообразии. Помимо описания самих религиозных систем, внимание уделяется их истории, первоисточникам, способам функционирования и т.д. Новизна исследования состоит как в обобщении описательной базы и выявления с её помощью общих для неоязыческих движений тенденций, так и в аналитической составляющей, показывающих способы функционирования указанных систем и причины их востребованности. В то же время сводный обзор позволяет выявлять особенности каждого отдельного неоязыческого течения. Особо стоит выделить дифференциацию понятий "неоязычество" в противовес "язычеству", которая надёжно обосновывается.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.