Философия и культура - рубрика Кафедра
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Кафедра"
Кафедра
Горохов П.А. - Философские аспекты проблемы «искусственный человек» в фантастической литературе c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.7.38797

EDN: TQUPUQ

Аннотация: Проблема сотворения искусственного человека и создания искусственного интеллекта – вопросы, ставшие ныне не просто потенциальными, но и актуальными научными задачами. Изначальное генетическое родство философии и литературы как форм человеческой культуры и смыслообразования позволяло осмысливать важнейшие проблемы в богатых мировоззренческим содержанием и прекрасных по форме произведениях. Предмет исследования - философские аспекты проблемы сотворения искусственного человека в классических произведениях фантастической литературы XIX-XX веков. Эта цель достигается последовательным рассмотрением и сравнением философско-антропологических идей, которые можно вычленить из произведений Иоганна Вольфганга Гёте, Мэри Шелли, Герберта Джорджа Уэллса и М.А. Булгакова. В качестве методологической основы данного историко-философского исследования используются герменевтический метод как истолкование и реконструкция смыслов, сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика. Новизна исследования заключается в историко-философской реконструкции проблемы создания искусственного человека, поставленной впервые на страницах мировой художественной классики. Сама идея создать искусственного человека была продолжением богоборческих стремлений эпохи Возрождения и воплощением пламенного желания стать не только наравне с Творцом, но и превзойти Его. Создавая образ гомункула, Гёте также имел в виду надуманность, искусственность и бесплодность многих просветительских идей, ибо просветители поставили под сомнение само существование Бога, поставив на Его место ученого-творца. Гётевская идея бесплодности и опасности экспериментов над человеческой природой была развита впоследствии Мэри Шелли, Гербертом Уэллсом и Михаилом Булгаковым. Гомункул Вагнера и создание доктора Франкенштейна оказываются наиболее близки к тому представлению о человеке, которое господствовало в философии Нового времени и просветительской педагогике. Мощные ноты философского предвидения многих сюжетных ходов грядущей истории человечества звучат в романе Уэллса (создания доктора Моро) и повести Булгакова (Шариков).
Павлова-Борисова Т.В., Борисов А.А. - Письменные памятники исторического и культурного наследия Якутии: проблемы сохранения и интерпретации c. 25-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40663

EDN: XLVZGM

Аннотация: Статья посвящена важной области научных исследований, связанной с историей и культурой Якутии. Письменные памятники историко-культурного наследия наряду с вещественными занимают свое непреходящее место. Решение проблемы их сохранения и интерпретации неразрывно связано публикаторской деятельностью – современные технические возможности повышают ее эффективность. В статье мы изучаем имеющийся опыт в данной области на примере издания русских скорописных источников XVII в. об истории Якутии, а также культурного наследия. Объектом исследования является историко-культурное наследие Якутии. Предметом исследования выступили его образцы в различных формах.   В ходе исследования был обобщен опыт публикации памятников историко-культурного наследия на примере русских скорописных документов XVII в. о Якутии, а также сочинений первого якутского композитора М.Н. Жиркова. Поскольку они представляют огромную ценность как образцы архивных документов, отражающих региональную специфику, нами была проведена работа по определению исторической значимости их для культуры Якутии.В настоящей статье на основе оценки внутреннего содержания рассмотренных в качестве примеров сборников и качества их издания разработаны рекомендации по улучшению дальнейшей работы в данном направлении. Несомненно, и дальше должна быть продолжена работа по выявлению подобных письменных памятников, требующих особого хранения и интерпретации, имеющих огромную историко-культурную ценность для якутского народа, а также переноса на современные носители данной информации с учетом необходимых правил публикации. Впервые поставлен вопрос о создании общеякутской электронной базы данных письменных памятников историко-культурного наследия Якутии.
Кошкарева Н.В. - Тринадцать пятиголосных мадригалов «Из Рубайят Омара Хайяма» Сергея Екимова: к проблеме современного метода анализа полифонических циклов для хора a cappella c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39817

EDN: IPVZWM

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление параметров циклизации, а также приемов обновления старинной формы и техники полифонического письма современными музыкальными средствами в хоровой музыке a cappella. Предметом исследования выступает хоровое творчество Сергея Екимова. Объектом исследования является изучение архитектоники циклической формы и рассмотрение полифонических приемов в тринадцати пятиголосных мадригалах «Из Рубайят Омара Хайяма» С. Екимова. Музыкальный язык петербургского мастера насыщен смысловой концентрацией, отличается экспрессией высказывания. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых циклах С. Екимова характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. С. Екимов воплощает образы поэзии Омара Хайяма в музыке и формирует свою авторскую концепцию всего цикла. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: архитектоника цикла, жанровая специфика и музыкальная. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора.    Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей западноевропейской полифонической традиции с достижениями русской музыкальной культуры сквозь призму современных техник композиторского письма (сонорика, алеаторика). Акцентируется внимание на необходимости изучения проблематики, связанной с архитектоникой современных хоровых полифонических циклов a cappella, обусловленной общим художественно-историческим потенциалом и значением русской хоровой музыки. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонический цикл хорового творчества a cappella современного отечественного композитора анализируется с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения Сергея Екимова «Из Рубайят Омара Хайяма» и введение его в современный научный обиход.
Акимов О.Ю. - Идея-тема становления в творчестве Василия Розанова в контексте античной традиции c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40109

EDN: NALTTJ

Аннотация: Творчество В.В. Розанова, представляющее собой поток переживаний, ассоциаций, концептуализируется в рамках идеи-темы с помощью категории становления в контексте античной традиции. Метафизика мыслителя интерпретируется как взаимодействие внешнего и внутреннего кругов становления. Внешний круг становления составляет по Розанову движение вещей и человека от рождения к смерти. Внутренние круги становления, соотносимые с каждой конкретной вещью представляют собой сложные аналоги внешнего круга. Особенностью становления по Розанову является отсутствие того, что не становится. В конечном итоге этим не становящимся оказывается само становление, представляющее собой свернутые формы энтропии мира, способом экспликации которых является для мыслителя описание как свидетельство о собственной жизни в мире и бытии мира. Новизна исследования заключается в том, что набрасывание на хаотичный и сложный космос В.В. Розанова античных категорий и проблем предопределяет прочтение онтологических интуиций Розанова как сложного взаимодействия космического и хаотического (хтонического) начал, поиск баланса между которыми составляет ключевую экзистенциальную проблему творчества мыслителя. Изучение творчества Розанова позволило сделать вывод о том, что неразрешимость этой проблемы образует горизонт возможных исследований творчества Розанова с точки зрения различных направлений философии, что фактически приводит к взаимному отрицанию противоположных оценок исканий Розанова, предопределяя дальнейшее изучение особенностей духовных поисков мыслителя с разных позиций как целостного универсума.
Рудякова А.Э. - Формирование вокально-педагогических традиций Саратовской консерватории в контексте педагогических взглядов М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.8.43776

EDN: WNTDXE

Аннотация: В статье на основе архивных данных, а также сохранившихся свидетельств учеников делается попытка реконструкции педагогических взглядов М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой, чья преподавательская деятельность явилась базой последующего формирования вокально-педагогических традиций Саратовской консерватории. Объектом исследования здесь выступают вокально-педагогические традиции Саратовской консерватории, предметом – педагогические взгляды профессоров начального периода деятельности рассматриваемого учебного заведения – М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой. В работе анализируется книга ученика М. Е. Медведева баритона С. Ю. Левика "Записки оперного певца", а также методическая работа А. М. Пасхаловой "Работа над постановкой голоса для руководителей хора русской народной песни". Выявляется, что, несмотря на расхождения в некоторых аспектах постановки голоса вокалиста (беззвуковые упражнения, научные основы воспитания вокалиста, применение вокализов и т. д.), деятельность М. Е. Медведева и А. М. Пасхаловой характеризуется следующими общими положениями: достаточно низкий тип дыхания, повышенное внимание к выработке чувства опоры звука, осторожное отношение к развитию полного диапазона голоса, выработкой чёткой дикции, ровности звуковедения, сглаженности регистровых переходов; мягкой атаки звука; умения качественно вокализировать различные динамические градации вокализации; применение в педагогическом процессе «концентрического» метода обучения, повышенное внимание к воспитанию эмоционально-драматической составляющей личности исполнителя. Анализ также показал, что к особенности, отличающем педагогические взгляды профессоров начального периода деятельности Саратовской консерватории, можно отнести применение в классной работе на начальном этапе обучения певцов репертуара русских композиторов.
Хисамов Д.Н. - Русский балет и тенденции постмодернизма c. 66-74

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.10.38730

EDN: DLIVOD

Аннотация: В данной статье русский балет рассматривается с точки зрения особенностей эстетики постмодернизма и как одно из ярких проявлений постмодернистской культуры. Предмет исследования – тенденции постмодернизма, в современном русском балете. С точки зрения искусствоведения и балетоведения классический русский балет неоднократно становился объектом исследования. В то же время, изучение особенностей развития русского балета с позиций эстетики постмодернизма только начинается в контексте современных методологических подходов гуманитарных наук – искусствоведения, балетоведения, философии искусства и культурологии. Для раскрытия сущности и содержания явлений русского балета на современном этапе, необходимо выявление и обобщение тенденций и особенностей развития русского балета в контексте эстетики постмодернизма. Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени в научно-исследовательской литературе явления современного балета не подвергались научному теоретическому осмыслению с точки зрения тенденций эстетики постмодернизма. Выявлено, что с деятельностью балетной труппы С. Дягилева связан новый этап в развитии русского балета, характеризующийся отходом от традиций и формированием новой эстетики. Открытия, сделанные артистами и постановщиками «Русских сезонов», стали толчком для дальнейшего развития русского балета в контексте эстетики постмодернизма. В результате исследования сделан вывод, что на развитие современного русского балета значительное влияние оказали такие постмодернистские тенденции, как: деструктуризация языка классического танца, стремление к синкретизму разных видов искусства в контексте балетного спектакля, использование цитат, аллюзий и реминисценций, приобретающих условно-символическое значение, стремление к пластическим экспериментам.
Авдеева В.В. - Основные подходы в искусствоведческой экспертизе наивного искусства: позиции западноевропейских и отечественных исследователей c. 66-78

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39498

EDN: QIYBBB

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является наивное искусство, одно из важных художественных направлений ХХ - начала XXI вв. Объектом исследования становится основные подходы экспертов к изучению наивного искусства. На первом этапе: 1930–1950е гг. – сложился исторический подход, который связан с определением наивного искусства как одной из форм любительства, «хобби». На втором этапе – 1960–1990-е гг. рассматривается традиционный подход, который включает рассмотрение наивного искусства в качестве отдельного художественного направления. Новаторский подход: 1990–2000-е гг: определяется изучением наивного искусства с точки зрения искусства аутсайдеров. Основным вкладом исследования становится определение критериев наивного искусства как отдельного направления, так и в контексте целого спектра направлений непрофессионального искусства. К их числу относится самодеятельное творчество, наивное искусство, «художники-пограничники», ар брют, искусство аутсайдеров. Определяются их основные признаки. Новизной исследования является обобщающий анализ представленных подходов изучения наивного искусства ХХ века, уточнены и описаны основные критерии наивного искусства. При проведении его атрибуции и экспертизы позволит наиболее точно и полно давать искусствоведческую оценку, говорить о подлинности, авторстве, исторической ценности конкретных произведений наивного искусства.
Вечерина О.П. - Джордж Углоу Поуп — пандит, философ, миссионер c. 79-89

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39477

EDN: STMVHP

Аннотация: В статье рассматривается биография и основные научные достижения одного из основоположников тамильских исследований Дж. У. Поупа. Его многолетняя подвижническая деятельность на ниве индийского просвещения, создание базовых учебников и хрестоматий литературного тамильского языка, по которым учились многие поколения школьников и студентов, а также перевод основополагающих памятников древней и средневековой тамильской литературы снискали заслуженный почет и уважение со стороны тамилов, для которых он — национальный герой. Его выявление и исследование основных идей шайва-сиддханты на материале биографии и поэм тамильского поэта-бхакта Маниккавасахара с использованием трактатов «Тируварутпайян» и «Сиваппиракасам» Умапати Шивачарьи (все они были впервые введены им в академический дискурс) во-многом сохранили свое научное значение и сегодня.   Впервые в российской тамилистике показано, что Поуп был одним из первых, кто осознал ценность философии тамильской шайва-сиддханты для понимания южноиндийского шиваизма. В статье подробно рассматривается анализ основных положений и ключевых идей шайва-сиддханты, впервые сформулированных Поупом на основе компаративного метода, что позволило ему вовлечь в научный оборот как ранее не издававшиеся и до него никем не исследовавшиеся трактаты основного автора щайва-сиддханты Умапати Шивачарьи, так и священные писания индуизма, в сравнении с христианской религией, включая гностиков и апокрифы. В заключении автором кратко охарактеризованы основные научные достижения Поупа, которые повлияли не только на развитие академической тамилистики, но и на национальное самосознание тамилов, осознание ими своей уникальной идентичности, ценности и самобытности собственной культуры.
Г.Е. Смирнова - Сравнительный анализ в социокультурном регионоведении c. 558-564

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62658

Аннотация: Сравнительный анализ как метод научного исследования широко и эффективно используется во многих гуманитарных и естественных науках. Социокультурное регионоведение не является исключением, поскольку применение данного метода позволяет не только выявить закономерности и индивидуальные особенности развития региона, спрогнозировать возможные последствия тех или иных явлений и процессов, но и проследить, как одни и те же социокультурные факторы (процессы) трансформируются под влиянием специфики региона. В статье рассматриваются цели применения компаративистики в научном исследовании, показаны междисциплинарные основы социокультурного регионоведения, определены основные принципы и последовательные этапы применения сравнительного анализа в регионоведческих исследованиях. Примером использования метода сравнительного анализа в социокультурном регионоведении может служить проведенное в статье сопоставление восприятия понятия «отечество» в русской и английской культурах XVIII в. Именно это понятие занимает одно из основных мест в ментальности любой нации, входящего в число важнейших инструментов самоидентификации, интегрирующего личность и социум. Без реконструкции смысла, содержания и эволюции понятия «отечество» невозможно представить себе историю культуры и ментальности любого народа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.