Философия и культура - рубрика Натурфилософия
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Натурфилософия"
Натурфилософия
Ростова Н.Н. - Проект философской антропологии Павла Флоренского в свете концепции «русского космизма» и уранической философии Жиля Делеза
Аннотация: В статье реконструируется проект философской антропологии Павла Флоренского. Автор рассматривает такие аспекты человеческой природы, как телесность, пол, соотношение лика, лица и личины, а также тела, сознания и организма. Анализируя теорию телесности Флоренского, автор проводит параллели с философией Ж. Делеза и «русских космистов». Философия Ж. Делеза предстает во многом родственной интуициям русской философии, что видно не только по концептам тела без органов и машины желания, но и по представлению о человеке как существе из гелия и огня.
А.Д. Сухов - И.М. Сеченов — философствующий естественник c. 0-0
Аннотация: В 2009 г. исполняется 180 лет со дня рождения Ивана Михайловича Сеченова. Дата эта отмечается общественностью нашей страны, как естественнонаучной, так и философской. Среди русских ученых XIX-го столетия, многие из которых незаурядны, все же выделяется И.М.Сеченов. По словам К.А.Тимирязева, одного из учеников и интеллектуальных наследников его, он не только «неоспоримый отец» русской физиологии, но и «центральная фигура» того научного движения, которое проявляло себя, начиная с 60-х гг.
М.В. Мазарский - От Декарта к Левинасу: феноменология и натурфилософия c. 0-0
Аннотация: В статье рассматриваются две онтологические парадигмы интерсубъективность и транссубъективность, как развитие и опровержение картезианских представлений в 20в. Для полноты картины обе парадигмы иллюстрируются как метафизическими, так и натурфилософскими представлениями. Интерсубъективная парадигма представлена Левинасом и Гейзенбергом, транссубъективная – Хайдеггером и Эйнштейном. Проводится сравнительный анализ в области пространства и времени.
Болдин П.Н. - Семиотическая онтология науки в античности c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.20577

Аннотация: Построение онтологических моделей точного научного знания является актуальной задачей, разрабатываемой в рамках реалистических подходов. Основное внимание сосредоточено на проблеме соотношения теоретических объектов и реальности. Недостаточное внимание в данном контексте, обращается на исторические условия формирования метафизических основ точных наук. В то же время, исторический анализ первичных установок, позволяет выявить изначально заложенные смыслы, которые являются естественными. Поэтому актуальным является историческая реконструкция данного процесса. В статье даётся такая реконструкция, рассматривающая формирование онтологических моделей науки в период античности. Предполагается, что в основе таких онтологий лежит семиотическая аналогия, проводящая параллели между коммуникативными отношениями человек-человек и отношениями человек-природа, воплощённая в представлениях о Речи или Книге Природы Исходя из этого реконструкция онтологических моделей ведётся с опорой на выявление семиотических коннотаций понятийного аппарата онтологических моделей основных философских учений. Такой подход предполагает широкое использование методов сравнения и аналогии при проведении анализа фактического материала. Проведённый анализ позволяет утверждать, что развитие семиотических онтологических моделей в древнегреческой философии, как в процессе перехода от мифологии к философии, так и в рамках основных философских систем, было основано на реализации семиотической аналогии. Различие же между ними было обусловлено выбором науки, объекты которой принимались в качестве онтологической основы. В результате, в рамках древнегреческой философии, выявляются три таких линии развития онтологических моделей науки. Данные результаты могут быть использованы для разработки вопросов онтологии науки в настоящее время.
Болдин П.Н. - Семиотическая онтология науки в западноевропейской философии c. 53-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.20586

Аннотация: Статья посвящена исторической реконструкции развития онтологических моделей науки в западноевропейской философии в средние века и эпоху Возрождения. Их развитие рассматривается в общефилософском контексте, в рамках которого основу мировоззрения составляло христианство, а основой онтологических представлений о предмете точных наук служила метафора Книги Природы. Метафора Книги Природы в своей основе имела семиотическую аналогию, которая проводила параллели между коммуникационными отношениями человек-человек и отношениями человек-природа. Такая установка является естественной и использование её в качестве фундамента для онтологических построений имело свою основу в предшествующий период в рамках древнегреческой философии. В средние века и в эпоху Возрождения семиотическая онтология получила своё развитие. Историческая реконструкция основана на выделении основных направлений развития онтологических представлений о реальности с единых позиций. Такой подход предполагает широкое использование методов сравнения и аналогии при проведении анализа фактического материала. Показано, что онтологические модели развиваются в рамках трёх линий, в зависимости от того, предмет какой науки берётся за основу представлений о реальности. Причиной, по которым семиотическая онтология в процессе развития научного знания была предана забвению, явилась натурализация, что и привело к утрате первичных смыслов. Историческая реконструкция позволяет восстановить эти смыслы, а её результаты могут быть актуальны в современных исследованиях в области онтологии науки.
Н.Н. Ростова - Проект философской антропологии Павла Флоренского (в свете концепци «русского космизма» и уранической философии Жиля Денёза) c. 64-75
Аннотация: в статье реконструируется проект философской антропологии Павла Флоренского. Автор рассматривает такие аспекты человеческой природы, как телесность, пол, соотношение лика, лица и личины, а также тела, сознания и организма. Анализируя теорию телесности Флоренского, автор проводит параллели с философией Ж. Делеза и «русских космистов». Философия Ж. Делеза предстает во многом родственной интуициям русской философии, что видно не только по концептам тела без органов и машины желания, но и по представлению о человеке как существе из гелия и огня
С.И. Жимбеева - Экологический кризис ‒ проблема мировоззренческая c. 90-97
Аннотация: Технико-технологическое совершенствование как благо для человека обернулось угрозой выживания человека и проблемой утилизации технологического мусора в околоземном пространстве и на Земле (заражение океанов и суши как следствие всяких видов испытаний). Спрашивается: зачем все это? Ответ: активистские притязания воли и разума, направленные на обуздание природы привели к вопросу осознания проблемы самоуничтожения живого вещества, если говорить языком В.И. Вернадского.
Кравченко Ю.П. - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПЕРИОД ОТ ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.7846

Аннотация: В статье предпринята попытка выделить экологические аспекты в Античной философии, в философии эпохи Средневековья а также в философии эпохи Возрождения. Также затронут вопрос о сущности человека и его происхождении, о взаимодействии человека с природой, человека с человеком, а также о месте человека в мире и его назначении. Одновременно с этим в статье рассмотрены основные мировоззренческие и методологические установки в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения. Выводом статьи служит утверждение о том, что человек и природа в эпоху Античности находятся в состоянии гармонического единства, в эпоху Средневековья эта гармония все еще не нарушена, но она уже иная. Но человек уже стремиться возвыситься над природой. Но уже в эпоху Возрождения человек начинает предпринимать попытки подчинить себе природу. Он уподобляется Богу на земле и пытается преобразовать природу по своему усмотрению в соответствии со своими потребностями и возможностями. Но этих возможностей все еще пока недостаточно, чтобы нарушить равновесие и гармонию во взаимоотношениях человека и природы.
Кравченко Ю.П. - Взаимоотношения человека и природы в период от эпохи Античности до эпохи Возрождения c. 195-203

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.2.63922

Аннотация: В статье предпринята попытка выделить экологические аспекты в Античной философии, в философии эпохи Средневековья а также в философии эпохи Возрождения. Также затронут вопрос о сущности человека и его происхождении, о взаимодействии человека с природой, человека с человеком, а также о месте человека в мире и его назначении. Одновременно с этим в статье рассмотрены основные мировоззренческие и методологические установки в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения. Выводом статьи служит утверждение о том, что человек и природа в эпоху Античности находятся в состоянии гармонического единства, в эпоху Средневековья эта гармония все еще не нарушена, но она уже иная. Но человек уже стремиться возвыситься над природой. Но уже в эпоху Возрождения человек начинает предпринимать попытки подчинить себе природу. Он уподобляется Богу на земле и пытается преобразовать природу по своему усмотрению в соответствии со своими потребностями и возможностями. Но этих возможностей все еще пока недостаточно, чтобы нарушить равновесие и гармонию во взаимоотношениях человека и природы.
Шираванд М., Нигоматуллина Р.М. - Разъяснение причин познания экологических кризисов в сопоставлении философских воззрений Ф.Бэкона и Муллы Садра

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.12279

Аннотация: Одна из главных бед эры постмодернизма - это проявление экологических кризисов. К осуществлению этой мировой катастрофы причастны многие факторы. Эти кризисы, еще до того как они стали эмпирическими и биологическими, были кризисами познания. Между тем, весьма важно и необходимо учитывать роль мнений и философских школ в возникновении этих кризисов или указывании пути философского решения для их устранения. Мы верим, что одни из главных факторов познания в проявлении экологических кризисов являются воззрения и философские идеи Френсиса Бэкона. С другой стороны, взгляды и философские воззрения Муллы Садра имеют весьма высокий потенциал решения этих кризисов. Целью этого исследования является объяснение роли познавательных причин в трёх сферах: в научной методологии, антропологии и эпистемологии в зарождении кризисов окружающей среды и достижения философского пути решения для их устранения. Для разрешения экологических кризисов, возникающих по причине несбалансированности отношений между человеком и природой, в первую очередь необходима революция в трех областях – методологии, антропологии и мировоззрении, чтобы в результате этой революции произошла реконцептуализация этих трех областей в соответствии с тем, что имеется в трансцендентной философии. В свете этой трансцендентной концептуализации все три понятия – методология, человек и природа – считаются сакральными, так что природа рассматривается как святыни, человек – как связующее звено между миром повеления и миром творения, защитник и хранитель святыни, наука и научная методология – как сакральное средство, представляющее собой связующее звено между человеком и природой. Только в этом случае происходит взаимодействие между человеком и природой, а наука с научной методологией становятся не мечом в руках сумасшедшего, а священным и острым орудием в руках врачевателя природы.
Шираванд М., Нигоматуллина Р.М. - Разъяснение причин познания экологических кризисов в сопоставлении философских воззрений Ф.Бэкона и Муллы Садра c. 977-985

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.66782

Аннотация: Одна из главных бед эры постмодернизма - это проявление экологических кризисов. К осуществлению этой мировой катастрофы причастны многие факторы. Эти кризисы, еще до того как они стали эмпирическими и биологическими, были кризисами познания. Между тем, весьма важно и необходимо учитывать роль мнений и философских школ в возникновении этих кризисов или указывании пути философского решения для их устранения. Мы верим, что одни из главных факторов познания в проявлении экологических кризисов являются воззрения и философские идеи Френсиса Бэкона. С другой стороны, взгляды и философские воззрения Муллы Садра имеют весьма высокий потенциал решения этих кризисов. Целью этого исследования является объяснение роли познавательных причин в трёх сферах: в научной методологии, антропологии и эпистемологии в зарождении кризисов окружающей среды и достижения философского пути решения для их устранения. Для разрешения экологических кризисов, возникающих по причине несбалансированности отношений между человеком и природой, в первую очередь необходима революция в трех областях – методологии, антропологии и мировоззрении, чтобы в результате этой революции произошла реконцептуализация этих трех областей в соответствии с тем, что имеется в трансцендентной философии. В свете этой трансцендентной концептуализации все три понятия – методология, человек и природа – считаются сакральными, так что природа рассматривается как святыни, человек – как связующее звено между миром повеления и миром творения, защитник и хранитель святыни, наука и научная методология – как сакральное средство, представляющее собой связующее звено между человеком и природой. Только в этом случае происходит взаимодействие между человеком и природой, а наука с научной методологией становятся не мечом в руках сумасшедшего, а священным и острым орудием в руках врачевателя природы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.