Философия и культура - рубрика Аксиология: ценности и святыни
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Аксиология: ценности и святыни"
Аксиология: ценности и святыни
Громов Ф.Ю. - Петербурский ландшафт в системе художественных ценностей "мирискусников"
Аннотация: Аксиологические аспекты петербургской культуры представляются чрезвычайно важными и актуальными, когда речь идет об изучении такого явления как «Серебряный век» русской культуры. В предлагаемой статье Петербург рассматривается как важнейший элемент в процессе «реконструкции исторических стилей» художниками объединения «мир искусств», а петербургская культура представляется как поле оригинального культурного эксперимента, где художественная традиция неразрывно связана с поисками нового художественного языка.
Яковлев В.А. - Христианские ценности науки Нового времени
Аннотация: Аннотация: в работе анализируется проблема взаимосвязи христианских религиозных ценностей, складывавшихся в Европе на протяжении более десяти веков, и аксиологических установок классической науки в лице её выдающихся представителей Галилео Галилея и Иоганна Кеплера. Даётся новое осмысление сути разногласий первых идеологических столкновений теологов и учёных. На конкретных примерах показывается, что учёные не только пытались установить объективную истину, но и согласовать её со Священным Писанием. Творцы науки искренне считали познание христианской ценностью, богоугодной деятельностью, сближающей человека со своим Творцом, которое возможно лишь с помощью данного Богом разума.
Хорина Г.П. - Власть и демократия в русской культуре
Аннотация: Показано, что глубинные корни сакрализации власти в современном российском обществе заключаются в исторических особенностях становления его культуры. Тем самым объясняются особенности становления демократии в России. Как показывает опыт российской истории, активность граждан в демократическом процессе и доверие власти зависит от способности властных структур всех уровней решать существующие и вникающие проблемы, затрагивающие интересы миллионов людей.
Л.В. Арефьева - Свобода совести как мировоззренческая категория c. 0-0
Аннотация:
Э.М. Спирова - Символ в трактовке Н.А. Бердяева c. 0-0
Аннотация: Анализируется мысль Н.А. Бердяева о том, что культура есть величайшая неудача человечества. Разъясняя это, казалось бы, парадоксальное суждение, автор показывает, что культура несет огромный трансцендентный опыт. Культура, согласно Н.А. Бердяеву, одухотворена символами, которые связывают людей с трансценденцией. Символ способен заместить духовность. Но его подлинное предназначение служить опознавательным знаком духовности.
А.П. Огурцов - Ценностные ориентации внутри корпоративной культуры: методы и итоги исследований c. 0-0
Аннотация: Процессы глобализации связаны прежде всего с усилением проницаемости межгосударственных перегородок, с возрастанием роли трансгосударственных, транснациональных трансфертов капитала, информации, услуг, человеческих ресурсов, с формированием виртуального пространства информационно-коммуникативного общения, глобальных информационных сетей, с возникновением идеологии глобализации – глобализма. Глобализацию обычно отождествляют с объективной тенденцией возникновения транснациональной корпоративной экономики. Объективные процессы глобализации культур при таком подходе элиминируются из сознания как обыденного, так и научного. Между тем процессы глобализации не только проникают в жизнь культуры той или иной страны, но и формируют новые культурные ценности и ценностные ориентации личности. Он стали предметом исследования не только за рубежом, но и в нашей стране.
Агапова В.Н. - Культурные ценности и способы их классификации: философско-культурологический аспект c. 1-5

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.9.27259

Аннотация: Объектом исследования работы являются культурные ценности как специфический феномен, представляющий невероятный интерес для современной гуманитарной мысли. Изучение понятия "ценности" ведется достаточно давно, еще со времен Античности. Однако до сих пор у данного термина нет универсальной дефиниции. Добавленный к термину предикат "культурный" еще больше усиливает широту и многогранность рассматриваемого понятия. В настоящей публикации под данным феноменом понимаются не только материальные объекты, но также идеалы (универсалии) духовного наполнения. Методологической основой для работы служит объективно-абсолютистский подход, позволяющий рассматривать ценности как некие вневременные, транслируемые идеалы, а также аксиологический подход, интерпретирующий культуру как комплексный набор ценностей. Новизна исследования состоит в переосмыслении способов классификации изучаемого объекта. В частности, автор делает вывод о том, что культурные ценности могут быть поделены не только на общечеловеческие и культуроспецифические, но светские и религиозные идеалы, способы передачи и освоения, коммуникаторы (трансляторы) и реципиенты (потребители) которых также отличны по своему характеру.
Копцева Н.П., Махонина А.А., Лозинская В.П. - Проблема культурных ценностей и ее решение в философии Генриха Риккерта

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.6862

Аннотация: В статье делается обзор современных российских исследований, посвященных категориальному анализу и философско-культурологическому исследованию понятий «ценность» и «культурная ценность». Тема культурных ценностей показана как актуальная для современной российской философии культуры и теории культуры. Перспективные линии исследований связаны с поиском выхода из аксиологического кризиса, который переживает современная российская культура. Делается предположение о том, что именно в философии культуры Генриха Риккерта можно найти концептуальное и методологическое обоснование главенства культурных ценностей для всех сфер бытия современного российского общества. Указывается на укорененность трансцендентального способа существования культурных ценностей в культуре.
Ф.Ю. Громов - Петербургский ландшафт в системе художественных ценностей «мирискусников» c. 16-120
Аннотация: аксиологические аспекты петербургской культуры представляются чрезвычайно важными и актуальными, когда речь идет об изучении такого явления как «Серебряный век» русской культуры. В предлагаемой статье Петербург рассматривается как важнейший элемент в процессе «реконструкции исторических стилей» художниками объединения «мир искусств», а петербургская культура представляется как поле оригинального культурного эксперимента, где художественная традиция неразрывно связана с поисками нового художественного языка.
Попов Е.А. - Солидарность как явление современной культуры c. 26-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37047

Аннотация: В статье раскрывается феномен солидарности с точки зрения ценностно-смысловой характеристики. Имеющиеся исследования солидарности между тем акцентируют внимание на социальной природе и на социальных аспектах формирования и развития данного феномена. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы иметь четкое представление о факторах, которые определяют солидарное взаимодействие индивидов. К числу таких факторов могут быть отнесены, например, сакральные ценности, а также ценности добра, исторической памяти и другие. Рассмотрение солидарности с этой точки зрения позволяет развивать самостоятельные направления исследований, например, аксиологию солидарности и т.д.   Основными выводами, полученными в ходе изучения солидарности как явления культуры, можно считать следующие положения: 1) ценности являются детерминантами солидарности, при этом вид ценностей (политические, идеологические, социальные) не имеет в данном случае большого значения; 2) солидарность в большей степени связана с универсальными ценностями, которые присутствуют в каждой культуре независимо от ее национального своеобразия; 3) в исследовании солидарности особое место занимают эмпирические методики, позволяющие конкретизировать ценностные аспекты проявлений солидарности в различных социальных группах, общностях, а также в тех или иных социокультурных системах
Ковалева С.В., Панова Е.П., Решетов Р.В. - Ценности и символизация успеха в современном кинематографе c. 34-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.1.68838

EDN: KCEKBD

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является пространство жизни человека, которое рассматривается в категории успешности. Само значение успеха, будучи общепризнанным мерилом состоявшейся социализации личности, носит аксиологический характер. Можно утверждать, что символы и концепты феномена успешности составляют определенный пласт культуры, главная функция которой реализуется в формировании и обеспечении жизнедеятельности социальной сферы на метафизическом уровне. В таком случае объектом представленного исследования является репрезентируемая в пространстве кинематографа система универсальных атрибуций феномена успеха. Цель работы – выявить и обосновать тенденции в развитии кинематографических текстов культуры, основанных на образно-символической репрезентации феномена успешности в экзистенциальном пространстве бытия человека.   Научная новизна работы представлена доказательной базой исследования, определяющей образное соответствие философско-социологической репрезентации кинематографических текстов феномену успешности как ценностно-символическому аспекту личностной деятельности. На основе анализа киноэкранной продукции, созданной на рубеже XX-XXI вв. и посвященной характеристике образа субъекта, экзистенциальный уровень бытия которого характеризуется в символах успеха/неуспеха, можно выделить несколько тенденций в развитии кинематографической культуры. Во-первых, характеристика «заката» ранее доминирующей идеологической тенденции символизации актуальной феноменологии успешности. Во-вторых, стадию аксиологической нестабильности и амбивалентности в оценке символов успеха, неравномерно реализуемой в сценарной и постановочной части. И, в-третьих, формирование и закрепление новых кинематографических парадигм путем постоянного конвергирования частных символов успеха, по-разному проявляющихся как в реальной действительности, так и на киноэкране, и сопровождаемых постоянными попытками их внеконтекстной универсализации.
Светлана Корох - К вопросу о моральной устойчивости (интервью профессора А.В. Разина) c. 35-39
Аннотация: This is the interview with Alexander Razin, the professor of the department of ethics, philosophical faculty at Moscow State University. In his interview Razin answered the main questions on the essence and nature of ‘moral motivation’.
Фетисова Е.Э. - Идеализм Платона в поэтической книге «Сад Мирозданья» О. Седаковой c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.21964

Аннотация: В предложенной статье поэзия О. Седаковой, представительницы «задержанной литературы» 1970-1980-х годов, рассматривается сквозь вектор философского учения Платона, составные части которого - идеализм и космология - служат интерпретации и дешифровке художественной образности, и шире - поэтической миромодели. Поэтическая книга «Сад Мирозданья» О. Седаковой архетипически погружается в контекст «Божественной комедии» Данте, лирического цикла «Шиповник цветет» А. Ахматовой, поэзии «шестидесятника»-стоика А. Кушнера. В творчестве поэта выявляются реминисценции Золотого века русской литературы, библейские и фольклорные архетипы. Детально дифференцируется жанровая система творчества О. Седаковой. Прослеживается специфика межкультурной коммуникации традиционного и «ренессансного акмеизма» (неоакмеизма). Методологический инструментарий философии способствует интерпретации поэтического текста. Сопоставительный анализ, метод семиотической реконструкции и процедура движения по герменевтическому кругу, дополняя и взаимозаменяя друг друга, способствуют детальной расшифровке поэтического текста. В центре сопоставительного подхода - подобие литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, нумерологии, художественного пространства и времени - синхронно-реминисцентного хронотопа, сходным образом представленного в стихотворениях и лирическом цикле Ахматовой, «Божественной комедии» Данте, русской классической литературе. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованного поэта-неоакмеиста, представителя «задержанной литературы» 1980-х годов, рассматривается и анализируется многоаспектно, в свете механизма культурной памяти, как синтез формы и содержания, через призму философии и культурологии. Делается вывод о том, что творчество О. Седаковой насквозь онтологично. Платоновская идея Блага как кульминации его идеализма трансформируется в воссозданный поэтом-Демиургом Космос нового Сада-Мироздания. Анализируется характер взаимосвязи автора и созданного им Мироздания (Блага, Космоса) на основе трех видов отношений: подражания, причастности и присутствия. Зашифрованные отсылки и реминисценции в текстах неоакмеистов связаны с авторским приемом «полицитатности», носящей латентный характер. С формальной точки зрения это способствует возникновению не только жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей», но и принципиально новых жанровых форм и разновидностей. поэтическая миромодель О. Седаковой складывается как синтез элементов классической русской литературы, акмеизма, неоакмеизма и нарождающегося экзистенциализма русского типа («мистерия подсознания»). Таким образом, поколение «задержанной литературы» 1970-1980-х годов (О. Седакова, В. Кривулин, С. Стратановский, Л. Миллер, Г. Русаков, Г. Умывакина) образует внешний «концентрический круг» неоакмеизма и создает «метафизическую поэзию», приоритет которой отдается непрерывно осуществляемому цитатному диалогу с классическими текстами и необыкновенному чувству историзма. Книга стихотворений «Сад Мирозданья» О. Седаковой явилась своего рода образно-философским осуществлением Абсолюта, «Града Божьего». Связь прошлого и будущего из апокалиптического, экзистенциально развоплощенного настоящего, демиургическое возрождение нового Бытия из точки «невозврата», «бифуркации» - станет важнейшей художественной стратегией искусства и философско-культурной парадигмы неоакмеизма 1980-1990-х годов.
Сытых О.Л., Синцова Л.К. - Проблема смысла жизни в русской философии и её отражение в мировоззрении современной студенческой молодёжи c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33986

Аннотация: Предметом исследования являются проблема смысла жизни в русской философии и в представлениях современной вузовской молодёжи. На основе анализа сочинений студентов Алтайского государственного университета «Проблема смысла жизни в русской философии и моё понимание проблемы» выявлены: популярность у студентов русских философов, понимание ими их позиций в этом вопросе, принятие и отрицание студентами отдельных положений, изложенных в их философских трудах. Главное внимание в статье уделено собственной позиции студентов в вопросе о смысле жизни. В статье содержится сравнение результатов анализа сочинений с социологическими исследованиями, представленными в литературе. Основными методами являются: диалектический метод, метод диалога, сравнение, обобщение, анализ. Результатом исследования являются выявление смысложизненных ориентаций современной студенческой молодежи, их отношение к одной из главных проблем русской философии. Стремление к свободе в выборе жизненного пути, и утверждение права на поиски собственного смысла жизни, самореализация в творчестве и добрых делах – эти идеи русских философов оказались наиболее близки современной студенческой молодёжи. Разнообразие точек зрения, выразившееся как в положительных, так и в отрицательных высказываниях студентов по поводу прочитанного (произведений русских философов) ¬ закономерный итог осмысления сложной темы и попытки собственного самоопределения в современном мире.
Г.П. Хорина - Власть и демократия в русской культуре c. 64-70
Аннотация: Показано, что глубинные корни сакрализации власти в современном российском обществе заключаются в исторических особенностях становления его культуры. Тем самым объясняются особенности становления демократии в России. Как показывает опыт российской истории, активность граждан в демократическом процессе и доверие власти зависит от способности властных структур всех уровней решать существующие и вникающие проблемы, затрагивающие интересы миллионов людей.
В.А. Яковлев - Христианские ценности науки нового времени c. 66-75
Аннотация: в работе анализируется проблема взаимосвязи христианских религиозных ценностей, складывавшихся в Европе на протяжении более десяти веков, и аксиологических установок классической науки в лице её выдающихся представителей Галилео Галилея и Иоганна Кеплера. Даётся новое осмысление сути разногласий первых идеологических столкновений теологов и учёных. На конкрет- ных примерах показывается, что учёные не только пытались установить объективную истину, но и согласовать её со Священным Писанием. Творцы науки искренне считали познание христианской ценностью, богоугодной деятельностью, сближающей человека со своим Творцом, которое возможно лишь с помощью данного Богом разума.
Миклина Н.Н., Тебуева Ш.Н. - Условия "абсолютного добра" в современной политической культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.17292

Аннотация: Неоднозначная реакция на глобальные изменения, происходящие в мире, инспирирует интерес к нравственным элементам политической культуры, которые содержат в себе «дух» того или иного народа. Для понимания основ политической культуры России, играющей всё более заметную роль на международной арене, существенным является понятие «абсолютного добра», разрабатываемое русскими религиозными философами. В сложной ситуации сегодняшнего дня важно выявить основополагающие смыслы данного понятия, которые определяют условия и возможности их реализации в современной политике. Основной метод исследования – анализ актуальных политических аспектов понятия абсолютного добра в опоре на труды русских мыслителей. Основные выводы исследования. Русские религиозные философы относили добро к абсолютной ценности, совпадающей с Богом, абсолютными ценностями красоты, истины, свободы, созиданием совершенного общества. Главное условие абсолютного добра – любовь к Богу, природе, людям, Отечеству. Недостаток такой любви порождает «нравственное зло» как относительную ценность и причину человеческих страданий, разобщенности, конфликтов, катастроф. Усиление межкультурных связей и обострение международных конфликтов повысили внимание к понятию "толерантность", претендующему на этический универсализм. Однако критика данного понятия отрицает его абсолютную ценность. Секуляризация и расширение толерантности, демонстрирующей отказ от оценочных суждений, приводит к мистификации и принижению морали, размыванию культурных идентичностей, вседозволенности, абсолютизации «сильной» стороной своих оценок происходящего, присвоению ею прав на силовое давление, которое вызывает сопротивление «слабой» стороны и порождает еще большее разъединение и усиление нетерпимости. Смыслы «абсолютного добра» в разных странах оставляют немало вопросов, но ведущие политики России провозглашают основанием своей деятельности традиционные представления о любви, добре и зле, о высших силах, объединяющих людей и все религии мира. Это пробуждает надежду на достижение порядка и согласия в политической и других сферах нашей жизни.
Миклина Н.Н., Тебуева Ш.Н. - Условия "абсолютного добра" в современной политической культуре c. 82-96

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.67434

Аннотация: Неоднозначная реакция на глобальные изменения, происходящие в мире, инспирирует интерес к нравственным элементам политической культуры, которые содержат в себе «дух» того или иного народа. Для понимания основ политической культуры России, играющей всё более заметную роль на международной арене, существенным является понятие «абсолютного добра», разрабатываемое русскими религиозными философами. В сложной ситуации сегодняшнего дня важно выявить основополагающие смыслы данного понятия, которые определяют условия и возможности их реализации в современной политике. Основной метод исследования – анализ актуальных политических аспектов понятия абсолютного добра в опоре на труды русских мыслителей. Основные выводы исследования. Русские религиозные философы относили добро к абсолютной ценности, совпадающей с Богом, абсолютными ценностями красоты, истины, свободы, созиданием совершенного общества. Главное условие абсолютного добра – любовь к Богу, природе, людям, Отечеству. Недостаток такой любви порождает «нравственное зло» как относительную ценность и причину человеческих страданий, разобщенности, конфликтов, катастроф. Усиление межкультурных связей и обострение международных конфликтов повысили внимание к понятию "толерантность", претендующему на этический универсализм. Однако критика данного понятия отрицает его абсолютную ценность. Секуляризация и расширение толерантности, демонстрирующей отказ от оценочных суждений, приводит к мистификации и принижению морали, размыванию культурных идентичностей, вседозволенности, абсолютизации «сильной» стороной своих оценок происходящего, присвоению ею прав на силовое давление, которое вызывает сопротивление «слабой» стороны и порождает еще большее разъединение и усиление нетерпимости. Смыслы «абсолютного добра» в разных странах оставляют немало вопросов, но ведущие политики России провозглашают основанием своей деятельности традиционные представления о любви, добре и зле, о высших силах, объединяющих людей и все религии мира. Это пробуждает надежду на достижение порядка и согласия в политической и других сферах нашей жизни.
Попов Е.А., Забнева Э.И. - Теоретико-методологический вектор современных исследований духовной культуры Большого Алтая c. 98-109

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70081

EDN: EIQWCN

Аннотация: В статье особое внимание уделено выявлению эвристического потенциала теоретико-методологических подходов к исследованию духовной культуры, имеющей выраженную этнорегиональную специфику. В данном случае имеется в виду духовная культура Большого Алтая. Рассматриваются ценностно-нормативный подход, системный, дается оценка другим ракурсам исследования. Ключевым моментом является оценка возможностей применения интериоризационного подхода, позволяющего представить конкретную этнорегиональную культуру в ее целостности и единстве смыслов. Данный подход предлагается использовать для изучения процессов сакрализации и символизации человеческого индивидуального и коллективного бытия, происходящих через опыт носителей культуры. Такой ракурс исследования направлен на концептуализацию опыта, но также предполагает обращение к традициям, обрядам, религии и мифологии. Однако их анализ осуществляется именно через оценку опыта. Основная методология исследования связана с необходимостью представить этнорегиональную культуру Большого Алтая в ее ценностно-смысловом и целостном развитии. Основными результатами исследования являются следующие положения, сформулированные в статье: 1) проблематизация исследования этнорегиональной культуры разворачивается в сторону ее ценностно-смысловой рецепции, что подразумевает использование соответствующего ракурса изучения; 2) специфика этнорегиональной культуры складывается не только в соотношении ее традиционных ценностей и норм, но также и в установлении оснований ее целостности и системности, следовательно, для анализа важен такой подход, который позволяет раскрыть эти моменты; 3) для оценки самобытности культуры, ее системной целостности необходимо использовать интериоризационный подход, направленный на выявление триединства Бог - Мир - Человек в духовной культуре Большого Алтая; 4) социальный и экзистенциальный опыт носителей культуры, а не только, например, религия и мифология, должен стать предметом исследования в рамках предлагаемого интериоризационного подхода.
Семухина Е.А., Волошинов А.В., Кирюшкина В.В. - Культурологический анализ книги Ф. Р. Шатобриана «Гений христианства»: факторы успеха и культурная категория греховности c. 196-204

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.4.40388

EDN: RDTLPW

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают исторические факторы и единицы культурного знания, определившие успех и содержание книги Ф.Р. Шатобриана «Гений христианства». Среди исторических причин, повлиявших на внимание читателя к произведению: разочарование общества атеистическими идеалами революции, запрос на восстановление религиозного культа, желание власти прекратить религиозные распри в стране и наладить отношения с католической Европой. Смысловое содержание произведения также способствовало его популярности, т.к. отвечало на запрос на поиск логики в религии, отказ от иррациональности в вопросах веры, оказывало эмоциональное влияние, рассматривало актуальные вопросы нравственности через актуализацию культурной категории греховности. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые была проанализирована культурная категория греховности, объективированная в книге Ф.Р. Шатобриана «Гений христианства», выявлен подход автора к пониманию и рационализации культурной информации, связанной с исследуемой категорией. Также впервые были рассмотрены культурно-исторические факторы, способствовавшие популярности произведения у современников Шатобриана. Определено, что автор книги использует рациональный подход при объяснении читателю основ греховности, прибегает к стройной аргументации и доказательным методам, отвергая религиозную иррациональность. Проведенное исследование показало, что основными факторами, способствующими популярности книги, стали: запрос общества на возрождение религии, поддержка данной тенденции со стороны власти, диктуемая рядом политических причин.
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурный процесс: постановка проблемы

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.14168

Аннотация: Предметом исследования является феномен формирования в культуре личности и в социокультурной среде символов успешной деятельности, или, иными словами, феномен социокультурного процесса символизации успеха. Объектом исследования является социальная коммуникация, в рамках которой и осуществляется исследуемый процесс. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы как процессуальность феномена успеха, о чем свидетельствует изменчивость его философско-смыслового и повседневного содержания. Особое внимание уделяется постановке проблемы исследования на стыке феноменологии, герменевтики, семиологии и теории коммуникации. Что позволяет синтезировать авторскую культурологическую позицию в рассмотрении межпредметной проблематики. Методология исследования основана на синтезе философии и феноменологических наблюдений позитивистских дисциплин. Статья носит описательный характер постановки проблемы. Основным выводом проведенного исследования является утверждение возможности и актуальности исследования процессуальности символизации успеха как социокультурного феномена. Именно в постановке проблемы изучения символизации успеха в его имманентной процессуальности заключается новизна авторского научного подхода, диктующего развитие новых методик культурологического анализа феноменов социокультурной жизни.
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурный процесс: постановка проблемы c. 715-724

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66520

Аннотация: Предметом исследования является феномен формирования в культуре личности и в социокультурной среде символов успешной деятельности, или, иными словами, феномен социокультурного процесса символизации успеха. Объектом исследования является социальная коммуникация, в рамках которой и осуществляется исследуемый процесс. Автор подробно рассматривает такие аспекты проблемы как процессуальность феномена успеха, о чем свидетельствует изменчивость его философско-смыслового и повседневного содержания. Особое внимание уделяется постановке проблемы исследования на стыке феноменологии, герменевтики, семиологии и теории коммуникации. Что позволяет синтезировать авторскую культурологическую позицию в рассмотрении межпредметной проблематики. Методология исследования основана на синтезе философии и феноменологических наблюдений позитивистских дисциплин. Статья носит описательный характер постановки проблемы. Основным выводом проведенного исследования является утверждение возможности и актуальности исследования процессуальности символизации успеха как социокультурного феномена. Именно в постановке проблемы изучения символизации успеха в его имманентной процессуальности заключается новизна авторского научного подхода, диктующего развитие новых методик культурологического анализа феноменов социокультурной жизни.
Н.П. Копцева, В.П. Лозинская, А.А. Махонина - Проблема культурных ценностей и ее решение в философии Генриха Риккерта c. 974-984

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.62945

Аннотация: В статье делается обзор современных российских исследований, посвященных категориальному анализу и философско-культурологическому исследованию понятий «ценность» и «культурная ценность». Тема культурных ценностей показана как актуальная для современной российской философии культуры и теории культуры. Перспективные линии исследований связаны с поиском выхода из аксиологического кризиса, который переживает современная российская культура. Делается предположение о том, что именно в философии культуры Генриха Риккерта можно найти концептуальное и методологическое обоснование главенства культурных ценностей для всех сфер бытия современного российского общества. Указывается на укорененность трансцендентального способа существования культурных ценностей в культуре.
Ильин А.Н. - Индивидуализм – ценность, культивируемая культурой потребления

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.12332

Аннотация: В статье подвергается критическому осмыслению индивидуализм как основная ценность, тиражируемая культурой потребления. Анализируется связь между ростом индивидуалистических установок и снижением нравственных ценностей. Индивидуализм рассматривается в качестве основного фактора социальной атомизации и деконсолидации. Доказывается следующая гипотеза: 1) благодаря индивидуализму в обществе происходит утрата семейных ценностей, солидарности, патриотизма, интереса к политике и надиндивидуальным общественно значимым проблемам, 2) индивидуализация сопряжена с замещением интереса к серьезным социальным проблемам интересом к личному благу. Nеоретическими и методологическими основами исследования являются современные работы отечественных авторов в области социокультурного и культур-философского подходов. Индивидуализм является основной ценностью потребительской культуры. Рост индивидуалистических практик оказывает деструктивное влияние на индивидуальное и социальное бытие. Культуру потребления нельзя считать состоятельным и нравственно здоровым типом культуры. Автор также касается проблематики диалектики индивидуального и коллективного в культуре и постулирует принцип единства личного и социального.
Ильин А.Н. - Индивидуализм – ценность, культивируемая культурой потребления c. 1055-1067

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.66789

Аннотация: В статье подвергается критическому осмыслению индивидуализм как основная ценность, тиражируемая культурой потребления. Анализируется связь между ростом индивидуалистических установок и снижением нравственных ценностей. Индивидуализм рассматривается в качестве основного фактора социальной атомизации и деконсолидации. Доказывается следующая гипотеза: 1) благодаря индивидуализму в обществе происходит утрата семейных ценностей, солидарности, патриотизма, интереса к политике и надиндивидуальным общественно значимым проблемам, 2) индивидуализация сопряжена с замещением интереса к серьезным социальным проблемам интересом к личному благу. Nеоретическими и методологическими основами исследования являются современные работы отечественных авторов в области социокультурного и культур-философского подходов. Индивидуализм является основной ценностью потребительской культуры. Рост индивидуалистических практик оказывает деструктивное влияние на индивидуальное и социальное бытие. Культуру потребления нельзя считать состоятельным и нравственно здоровым типом культуры. Автор также касается проблематики диалектики индивидуального и коллективного в культуре и постулирует принцип единства личного и социального.
Маркин А.В. - Алетейя

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.5102

Аннотация: Настоящая работа - эссе о философии, творчестве, искусстве; о силе и ценности образного мышления и слова; о неразрывной связи философии и поэтики; об истине как о красоте. Эссе пронизано идеей, будто знание творческой пропорции дается самим содержанием бытия и выравнивает всех представителей мысли о нем, знатоков художественной формы и гармонии прекрасного: философов, поэтов, писателей, художников, скульпторов, архитекторов в едином философском статусе постижения действительности и в едином стремлении к эстетической пропорциональности своих произведений, всем предназначением своим служащих лишь формой воплощения сказочного образа снизошедшей до них интеллектуальной благодати. В очерке не обосновывается и не отрицается существование конкретной истины, не обсуждаются ее характеристики. Эссе посвящено возвышенному отношению к вере в истину и несомненной ценности такой веры для раскрытия всего потенциала сознания. Мы не считаем необходимым останавливаться на буквальном прочтении и произношении греческого слова, тем более что не претендуем ни на его достоверный перевод, ни на правильность произношения на языке происхождения. В нашем понимании, в рамках этой работы, Алетейя – символ открытого, непосредственного, эвристического знания, интенциональной истины, обретению которой придается легкий сакральный смысл.
Маркин А.В. - Алетейя c. 1559-1563

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63549

Аннотация: Настоящая работа - эссе о философии, творчестве, искусстве; о силе и ценности образного мышления и слова; о неразрывной связи философии и поэтики; об истине как о красоте. Эссе пронизано идеей, будто знание творческой пропорции дается самим содержанием бытия и выравнивает всех представителей мысли о нем, знатоков художественной формы и гармонии прекрасного: философов, поэтов, писателей, художников, скульпторов, архитекторов в едином философском статусе постижения действительности и в едином стремлении к эстетической пропорциональности своих произведений, всем предназначением своим служащих лишь формой воплощения сказочного образа снизошедшей до них интеллектуальной благодати. В очерке не обосновывается и не отрицается существование конкретной истины, не обсуждаются ее характеристики. Эссе посвящено возвышенному отношению к вере в истину и несомненной ценности такой веры для раскрытия всего потенциала сознания. Мы не считаем необходимым останавливаться на буквальном прочтении и произношении греческого слова, тем более что не претендуем ни на его достоверный перевод, ни на правильность произношения на языке происхождения. В нашем понимании, в рамках этой работы, Алетейя – символ открытого, непосредственного, эвристического знания, интенциональной истины, обретению которой придается легкий сакральный смысл.
Клецкин М.В. - Интерпретация ценностного отношения в античности и в Новое время

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.18120

Аннотация: Предметом исследования является понимание категории «благо» в философии Платона, Аристотеля и стоика Зенона. Рассматривается становление праксеологического понимания ценностного отношения в философии Нового времени. Реализация основной задачи исследования предполагает решения вопроса о природе и смысле ценностного отношения, а также о месте бессознательного мышления в становлении наличного бытия. Необходимо показать причины формирования специфического античного представления о благе как высшей "идеи" бытия в целом, и формирования содержания понятие "ценность" в новоевропейской философии. В исследовании применены: системный анализ, исторический подход и общенаучные методы рационального познания и описания действительности. Основным выводом проведённого исследования является тот, что в античном мировоззрении не человек творил мир вокруг себя, а бог, природа или логос через человека, вынужденного, вместо утверждения своей власти над природой, подчиняться силе необходимости. Также проводится идея, что ценность – атрибут всякого предмета наличного бытия, поскольку душа воплощает в них свои имманентные потребности, создаёт их как орудия реализации телоса.
Клецкин М.В. - Интерпретация ценностного отношения в античности и в Новое время c. 1654-1663

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.68513

Аннотация: Предметом исследования является понимание категории «благо» в философии Платона, Аристотеля и стоика Зенона. Рассматривается становление праксеологического понимания ценностного отношения в философии Нового времени. Реализация основной задачи исследования предполагает решения вопроса о природе и смысле ценностного отношения, а также о месте бессознательного мышления в становлении наличного бытия. Необходимо показать причины формирования специфического античного представления о благе как высшей "идеи" бытия в целом, и формирования содержания понятие "ценность" в новоевропейской философии. В исследовании применены: системный анализ, исторический подход и общенаучные методы рационального познания и описания действительности. Основным выводом проведённого исследования является тот, что в античном мировоззрении не человек творил мир вокруг себя, а бог, природа или логос через человека, вынужденного, вместо утверждения своей власти над природой, подчиняться силе необходимости. Также проводится идея, что ценность – атрибут всякого предмета наличного бытия, поскольку душа воплощает в них свои имманентные потребности, создаёт их как орудия реализации телоса.
Полтораков А.Ю. - Украинские национальные ценности в геокультурном (цивилизационном) контексте

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.7350

Аннотация: Украина в геокультурном измерении является частью т.н. «Макрохристианского цивилизационного мира». Он характеризуется: внешне – единством прежде всего религиозных основ (христианство), внутренне – близостью основ аксиологических (ценностных), а также определенной историко-географической целостностью. «Украинская цивилизация» сочетает в себе элементы как «западной» модели, так и модели «восточной». По большинству историко-культурных «параметров» Украина явно тяготеет к Восточной, а не Западной составляющей Макрохристианского мира. Однако в разрезе иерархии ценностных приоритетов (свобода, равенство, братство) явной близости не наблюдается. Производная нечеткость иерархии ценностных приоритетов, характерная для украинского «национального характера», придает всей структуре достаточную гибкость для развития – достаточный уровень адаптативности. «Украинская идея» как национально-государственный проект не сводится к «подстраиванию» под определенную схему (ни Восточную, ни Западную), но тяготеет к творческому переосмыслению и адаптации возможных заимствований, доказавших свою перспективность.
Полтораков А.Ю. - Украинские национальные ценности в геокультурном (цивилизационном) контексте c. 1741-1746

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.63607

Аннотация: Украина в геокультурном измерении является частью т.н. «Макрохристианского цивилизационного мира». Он характеризуется: внешне – единством прежде всего религиозных основ (христианство), внутренне – близостью основ аксиологических (ценностных), а также определенной историко-географической целостностью. «Украинская цивилизация» сочетает в себе элементы как «западной» модели, так и модели «восточной». По большинству историко-культурных «параметров» Украина явно тяготеет к Восточной, а не Западной составляющей Макрохристианского мира. Однако в разрезе иерархии ценностных приоритетов (свобода, равенство, братство) явной близости не наблюдается. Производная нечеткость иерархии ценностных приоритетов, характерная для украинского «национального характера», придает всей структуре достаточную гибкость для развития – достаточный уровень адаптативности. «Украинская идея» как национально-государственный проект не сводится к «подстраиванию» под определенную схему (ни Восточную, ни Западную), но тяготеет к творческому переосмыслению и адаптации возможных заимствований, доказавших свою перспективность.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.