Философия и культура - рубрика Спектр сознания
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Спектр сознания"
Спектр сознания
Бескова И.А. - перевод статьи Эдельмана
Аннотация: Статья Эдельмана посвящена анализу феномена сознания. Рассматриваются биололгические и эволюционные предпосылки возникновения первичного ивысокоуровневого сознания. Показывается, как на основе первого формируется второе.
Манев И.Б. - Почему малограмотная болгарская ясновидящая Ванга понимает любые незнакомые языки
Аннотация: Согласно обоснованным гипотезам, каждый человек, наряду со своим мозгом, являющимся источником сознания человека, обладает также дублирующим его невидимыми и материальными по своей сущности биополевым подсознанием и биополевой памятью. У всех людей существует обязательная защитная блокировка, предотвращающая передачу информации по направлению из их биополевой пямяти к их памяти с тем, чтобы не мешать мысловой деятельности их мозга. Ванга специфически выделяется тем, что у нее повреждена и не действует указанная защитная блокировка, в связи с чем ее мозг осведомлен о любой переданной ему информации, полученной из ее биополевой памяти. Вычисления доказывают, что биополевое подсознание и биопеловея память, уподобленные биополевому компьютеру, работают в каждом человеке со скоростью, примерно, в 10 миллионов выше, чем скорость человеческого мозга, если его тоже уподобить компьютеру. Биополевой компьютер осуществляет образно-словесный компьютерный перевод принятых телепатическим путем мыслей иностранцев и передает их, как голос, на родном языке Ванги. Этот голос звучит внутри ее головы.
Карпова Е.В. - Субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях
Аннотация: В статье рассматривается субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях как перцептивный комплекс и процесс внутреннего переживания индивида и регулирования его активности. Субъективная готовность к социокультурному восприятию пространства в философско-правовых представлениях объясняется наличием в сознании субъекта мифологических, религиозных, научных, философских представлений о пространстве.
Карпова Е.В. - Гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях
Аннотация: В статье анализируется социокультурное восприятие пространства в религиозных представлениях с гносеологической точки зрения как механизм, форма отражения действительности в сознании, а так же как целостный образ пространства, сформированный под влиянием религиозного опыта.
Яковлев В.А. - Сознание: информационно-синергетический подход
Аннотация: В работе обсуждается возможность построения информационно-синергетической модели сознания. Выдвигается принцип онтологической реальности информации – первичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантико-смысловой (идеальной). Предлагается новый подход к осмыслению антропного принципа и переинтерпретации философской категории сознания в качестве концепта теории информационной реальности.
Ефимова И.Я. - Многоликие парадигмы сознания: ортодоксальный подход. (название может быть изменено)
Аннотация: В статье представлен аналитических обзор основных философских концепций, рассматривающих проблему сознания
Карпова Е.В. - Онтологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях
Аннотация: В статье предпринимается попытка анализа социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях с онтологической точки зрения как разновидности перцептивного процесса восприятия, события, имеющего самостоятельный онтологический статус.
Труфанова Е.О. - Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий
Аннотация: Основной задачей данной статьи является прояснение термина «эскапизм», анализ истории его возникновения и использования в современных социо-гуманитарных науках. Показывается, что понятие эскапизма мало исследовано философскими науками и нуждается в подобном анализе. Предлагается рассматривать эскапизм не с точки зрения отрешенности индивида от внешнего мира, а как продуктивную творческую силу, как одну из важнейших составляющих индивидуального сознания. В качестве классификации различных типов и проявлений эскапизма предлагается разделение на «мягкий» и «жесткий» эскапизм. «Мягкий» предполагает любую деятельность, ведущую к отходу от предписанной социальной активности, тогда как «жесткий» эскапизм проявляется в полном уходе личности в «другой мир». Для описания способности человека к эскапистской деятельности вводится «эскапистское сознание». Наличие эскапистского сознания, как предполагает автор, является залогом полноты индивидуального бытия. В итоге, именно анализ эскапистского сознания показан как наиболее перспективное направление философского анализа проблемы эскапизма.
Трунов Д.Г. - Техника феноменологической εποχή
Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация феноменологической установки ("редукции", "эпохэ"), описанной Э.Гуссерлем. Сначала описывается сущность феноменологической установки, а затем на практическом примере - ее реализация. Особое внимание уделено языковому выражению феноменологической установки.
Торгашин А.Ю. - О невозможности онтологической несвободы
Аннотация: В статье обосновывается тезисы о структурной невозможности онтологической несвободы и безоговорочной совместимости свободы и детерминизма. При этом совместимыми оказываются самый «жесткий» механистический детерминизм и сущностная (неиллюзорная) свобода. Делается вывод о том, что компатибилизм и инкомпатибилизм являются устаревшими методами решения проблемы по аналогии с гипотезой существования теплорода в качестве теории, объясняющей феномен тепла.
Хомяков А.Б. - Свет в мозге
Аннотация: В статье представлено новое решение «трудной проблемы сознания», которое объясняет саму причину неудачи прежних решений проблемы «сознания-тело». В статье дается новая теория сознания, обосновывается ее структура, которая позволяет объяснить феномены сознания, а также исследовать сознание экспериментально. Решение основано на гипотезе модели среды, с позиций которой раскрывается трудная проблема и структура сознания.
Гончарова С.Ю. - Простое решение «трудной проблемы» (Критика сёрловского решения проблемы «сознание-тело»)
Аннотация: В статье приводятся доводы в пользу критических замечаний Б.Каплана и Т.Нагеля по поводу известного в философских кругах решения проблемы «сознание-тело» Джона Сёрла. Сёрл объясняет причину ментального, базируясь на концепции эмерджентности; при этом качество субъективной реальности исчезает и превращается в биологическое или физическое свойство, так что сознание становиться ментальным, а значит и физическим свойством мозга по аналогии с тем как жидкое состояние является свойством системы молекул. В противовес тезису Сёрла о том, что сознание - продукт деятельности мозга и одновременно его свойство, рассматриваются аргументы подрывающие логику размышлений философа как с научной, так и с общефилософской точки зрения.
Гончарова С.Ю. - О Джоне Сёрле и его философской деятельности

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.7065

Аннотация: В статье рассматривается биография одного из самых влиятельных аналитических философов Дж.Сёрла, которая включает в себя интересные личные и исторические сведения о детстве философа, о периоде его обучения в Оксфорде и о философской деятельности в течение его сорокалетнего опыта работы в качестве профессора Калифорнийского университета Беркли (Калифорния, США). Его научная и творческая деятельность вносит существенный вклад в исследование языка, деятельности разума, сознания, человеческой рациональности и процессов конструирования социальной реальности. Философские исследования Дж.Сёрла получили международное признание, о чем свидетельствует его обширная библиография, переведённая на многие языки и тот факт, что в качестве приглашенного профессора философ читал лекции в различных университетах мира.
Н.Н. Ростова - Юродство и “смеховая культура” c. 0-0
Аннотация:
Е.Г. Балагушкин - Аналитика мистицизма. c. 0-0
Аннотация: Мистицизм расширяет свое влияние в «расколдованном мире», будущее науки, антропологии и философии связывают с усвоением идей каббалы или исихазма. В религиоведении мистика – деятельность человека, осваивающего мир с ориентацией на приоритет сакрального начала. Мистицизм – дискурс и рефлексия по этому поводу. Мистический опыт является первичным уровнем этой деятельности, которая институализируется на втором функциональном уровне и преследует общественно-политические цели на третьем уровне в форме клерикализма и теократии.
Гижа А.В. - Сознание в онтокосмической перспективе целевых полаганий c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.20310

Аннотация: Предметом исследования является феномен сознания (разумной жизни) в общемировом контексте его телеологического статуса. даются Общие контуры феномена сознания даются на основе выделения его ориентаций в масштабах Универсума, с позиций имманентного целеполагания. Раскрытие темы предполагает предварительное прояснение по трем основным позициям, касающимся (1) специфики философской теоретизации, (2) экспозиции типовых представлений сознания и (3) достижения осознанности выбора в области концептуальных расхождений. Необходимость предварительных установлений следует из методологического требования процесса познания по выявлению аксиоматической основы и условий должной обоснованности предлагаемых положений. Используемые методы могут быть охарактеризованы как понятийно-критический и конструктивно-аналитический, с упором на диалектический принцип конкретизации понятийного содержания. Основные результаты заключаются в прояснении логико-понятийной основы тех или иных трактовок сознания, их критической верификации, и в экспликации утверждения онтокосмической телеологии сознания. Сознание в его развитии полагается фактором, имеющем космическое значение, непосредственно формирующим дальнейшую эволюцию Вселенной. Доминирующим аспектом при этом, в конечном счете, выступает достигнутая моральная составляющая, дополняющая и естественно завершающая гегелевское единство соответственно теоретической и практической идей.
Дуплинская Ю.М., Шугуров М.В. - Мистический опыт в спектре измененных состояний сознания: наложение дискурсов теологии и светских наук c. 25-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.10.38787

EDN: GRCWGE

Аннотация: Предметом исследования является мистический опыт как разновидность измененных состояний сознания. Цель статьи - осуществление философской рефлексии возможности различения в рамках междисциплинарного пространства теологии, с одной стороны, и психологии измененных состояний сознания – с другой, подлинного мистического опыта и разного рода суррогатных состояний сознания, имеющих квазимистическое содержание. В качестве теоретической основы решения данной проблемы выступило исследование панорамы моментов дивергенции и конвергенции дискурсов гуманитарных и естественных наук, а также теологии. В ходе проведенного исследования раскрыты инфраперсональные процессы, идущие в векторе растворяющегося и расплывающегося «я». Им соответствуют мистические (растворение в Божестве, в пустоте, в космическом сознании и т.д.) и клинические состояния (спутанное или плавающее сознание). Авторы также подробно рассматривают ультраперсональные процессы, происходящие в рамках диссеминации личностного сознания и которым соответствуют как мистические (рассыпание реальности на множество духов, душ, астральных проекций и квазиперсон), так и клинические состояния (расстройства шизофренического типа). Новизна статьи заключается в раскрытии многообразных направлений неподлинного мистического опыта на основе системного изучения измененных состояний сознания, а также в определении диапазона, в котором может открыться выход к аутентичным формам мистического опыта. Установлено, что в спектре инфраперсональных и ультраперсональных состояний имеет место такая черта мистических и оккультных практик с приставкой «нео», как достижение мистических состояний по программам «ускоренного курса». Однако в силу инверсии взгляда, характерного для современного сознания, в идеологеме неомистицизма деструктивные процессы зачастую воспринимаются как новый, более высокий этап эволюции человечества. При такой интерпретации возникают условия для восприятия науки в качестве «новой религии», а также стремления найти в научных концепциях опору для современного оккультизма и неомистицизма.
Е.В. Карпова - Субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско- правовых представлениях c. 28-35
Аннотация: в статье рассматривается субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях как перцептивный комплекс и процесс внутреннего переживания индивида и регулирования его активности. Субъективная готовность к социокультурному восприятию пространства в философско-правовых представлениях объясняется наличием в сознании субъекта мифологических, религиозных, научных, философских представлений о пространстве.
В.М. Розин - Эволюция представлений о мышлении Г.П. Щедровицкого c. 29-38
Аннотация: в статье анализируются три основные концепции мышления Г.П. Щедровицкого. В первой ставится задача построения теории мышления, а само мышление понимается как развивающееся, как семиотический процесс и деятельность. Во второй мышление сводится к деятельности методологов, а его изучение — к рефлексии. В третьей концепции мышление истолковывается как подсистема мыследеятельности, как обусловленная в том числе коммуникацией.
Е.В. Карпова - Гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях c. 32-37
Аннотация: в статье анализируется социокультурное восприятие пространства в религиозных представлениях с гносеологической точки зрения как механизм, форма отражения действительности в сознании, а так же как целостный образ пространства, сформированный под влиянием религиозного опыта.
Кормин Н.А. - Cogito ergo sum: постановка эстетического существования c. 39-47

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.6.26130

Аннотация: Предметом исследования является анализ процесса формирования эстетических представлений в философии Декарта, который резко поворачивает эпистемологический сюжет европейской культуры. Выявлено, как нити его рассуждений о cogito вплетены в ткань понимания эстетической постановки бытия ego, понимания трансцендентального изображения на театральной сцене, как когитальные установки конструируют язык целого движения в определенных видах искусства. Выясняется, на основе какого другого произведения создано это театральное произведение и в чем его замысел? Cogito как таковое представлено в качестве постановки существования мыслящего и переживания ее, оно придает этому существованию предельную форму эстетического проявления. Метод эстетической аналитики, методология историко-философского анализа явлений культуры, картирование посредством эстетических категорий поля философского дискурса Новизна исследования заключается в структурировании эстетических установок Декарта, связанных с диапазоном их условий: гармония, благоговение, великодушие, радость духа, смысловые программы для чувственного опыта, деятельность вплывающего в сознании воображения, способность суждения и совершенствование, выявление эстетического смысла основного декартовского постулата:cogito ergo sum, изображение того, как положение о cogito может быть конвертировано в эстетический формат
А.Б. Хомяков - Свет в мозге или простое решение «трудной проблемы сознания». c. 44-53
Аннотация: В статье представлено новое решение «трудной проблемы сознания», которое объясняет саму причину неудачи прежних решений проблемы «сознания-тело». В статье дается новая теория сознания, обосновывается ее структура, которая позволяет объяснить феномены сознания, а также исследовать сознание экспериментально. Решение основано на гипотезе модели среды, с позиций которой раскрывается трудная проблема и структура сознания.
Гасилин А.В. - Интуитивизм Анри Пуанкаре : опыт биографической реконструкции c. 45-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.19103

Аннотация: Данное исследование представляет собой опыт биографической реконструкции стратегии научного познания французского математика Анри Пуанкаре. Предметом исследования выступает интуитивизм Анри Пуанкаре как смысловой стержень его философии науки. Основная цель работы – описать своеобразие интуитивистского метода Пуанкаре, основываясь на материале его биографии и научных работ. Исходным пунктом исследования выступает тезис о глубокой взаимосвязи между когнитивными и личностными особенностями конкретного учёного, присущим ему научным методом и сферой научных интересов. Основу исследовательского инструментария составляет метод биографического анализа. В ходе исследования анализируется взаимосвязь между характерными особенностями восприятия и мышления Пуанкаре, формирующими специфику его научного стиля, и ключевыми идеями его философии науки, такими как концепция удобства, конвенциональная природа истины, противопоставление двух стратегий математического познания – аналитической и интуитивистской. В ходе исследования в жизненном опыте Пуанкаре обнаруживаются особые познавательные структуры, такие как цветовой слух, мышечное мышление, макроскопическая концептуальная оптика. С помощью последних объясняется своеобразие интуитивизма Пуанкаре и его отличие от традиционных методов научного познания. Исследование показывает, как универсальные методы научного познания взаимообуславливаются специфическим взглядом на мир конкретного исследователя и его познавательными особенностями.
И.Я. Ефимова - Многоликие парадигмы сознания (ортодоксальный подход). c. 49-59
Аннотация: в статье представлен аналитических обзор основных философских концепций, рассматривающих проблему сознания.
В.А. Яковлев - Сознание: информационно- синергетический подход c. 66-75
Аннотация: в работе обсуждается возможность построения информационно-синергетической модели сознания. Выдвигается принцип онтологической реальности информации — первичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантико-смысловой (идеальной). Предлагается новый подход к осмыслению антропного принципа и переинтерпретации философской категории сознания в качестве концепта теории информационной реальности.
Акимов О.Ю. - Интроспекция Раймунда Луллия c. 74-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.6.41045

EDN: GIGYJM

Аннотация: Духовные искания Раймонда Луллия представляют интерес для современного философского дискурса как занимающие промежуточное положение между Средневековьем и Ренессансом и тем самым объединяющие в себе особенности этих двух эпох в истории развития человеческой мысли. Со средневековьем они связаны теоцентризмом и традиционализмом, а с Ренессансом акцентированием своеобразной полифоничности мира, преобладанием множественности над единством, данным в автономном диалогическом пространстве человеческой личности как постепенная имманентизация присутствия трансцендентного божества, связанная с принятием человеком внешнего мира как единственно возможного. Эта имманентизация осуществляется Лулием в символе Любви как Единстве Любящего и Возлюбленного, эксплицирующем интроспекцию мыслителя. Новизна работы заключается в применении к духовным исканиям Раймонда Лукллия учения А.Ф. Лосева об интерпретативном символе, что, позволило рассмотреть их как особую форму экспликации личности как ее трансценденции и одновременной имманенции, являясь особой формой интроспекции, что соотносится с учением Луллия о Любви как колебании, в котором Возлюбленный опускается, а Любящий восходит. Это способствует актуализации духовных исканий Луллия как целостности, неповторимого эйдоса, в котором каждая из сепаратных особенностей духовных поисков Раймонда Луллия реализуется особым образом, отражая промежуточное положение занимаемое мыслителем между мирами Античности и Средневековья. Предложенная модель взаимного полагания «компонентов» учения Луллия позволяет показать одну из возможностей взаимодействия логической системы мыслителя (понимания силы, ее носителя и пассивно воспринимающего ее начала) и его теологически ориентированных личностных духовных исканий как особого рода динамику, в которой ведущая роль отведена интроспекции как личностной интенции, своеобразной мифологической подоснове собственно логического измерения учения мыслителя.
Дулинец Т.Г., Бенькова О.А., Савельева Т.Г., Машанов А.А., Догадаев О.Н. - Благополучие личности и экзистенциальная исполненность: теоретико-философский аспект. c. 75-91

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.10.39033

EDN: DIZOTP

Аннотация: Актуальность работы обусловлена тем, что анализ показателей психического и физического здоровья человека и их взаимовлияния мало раскрыт в философской литературе. Возникает проблема изучения достижения благополучия в философском плане и факторов, влияющих на него, в том числе связи экзистенциальной наполненности (фундаментальных экзистенциальных мотиваций) с различными положительными сторонами функционирования личности, составляющими благополучие: автономией, компетентностью, личностным ростом, позитивными отношениями, самопринятием, жизненными целями. В связи с этим мы предприняли исследование, связанное с изучением на теоретическом уровне взаимосвязи между экзистенциальной наполненностью и благополучием. Цель исследования: выявить взаимосвязь компонентов жизненного благополучия и экзистенциальной наполненности. Степень экзистенциальной наполненности показывает, много ли в жизни смысла, живет ли человек внутренней гармонией, соответствуют ли его решения и действия его сущности. Жизненное благополучие - есть субъективное ощущение целостности удовлетворенности своим бытием. В ходе исследования выявлены значимые связи между компонентами таких личностных конструктов, как жизненное благополучие и экзистенциальная наполненность. В результате теоретического исследования были сделаны следующие выводы: Первая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся возможности существования в мире, в значительной степени связана с самопринятием и компетентностью. Вторая фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся ценности жизни, в значительной степени связана с самопринятием и позитивными отношениями. Третья фундаментальная экзистенциальная мотивация, касающаяся самооценки, в значительной степени связана с личностным ростом. Четвертая фундаментальная экзистенциальная мотивация, венчающая все предыдущие и касающаяся смысла, существенно связана с жизненными целями и автономией.
С.Ю. Гончарова - Простое решение «трудной проблемы» (Критика сёрловского решения проблемы «сознание-тело») c. 77-83
Аннотация: в статье приводятся доводы в пользу критических замечаний Б. Каплана и Т. Нагеля по поводу известного в философских кругах решения проблемы «сознание-тело» Джона Сёрла. Сёрл объясняет причину ментального, базируясь на концепции эмерджентности; при этом качество субъективной реальности исчезает и превращается в биологическое или физическое свойство, так что сознание становиться ментальным, а значит и физическим свойством мозга по аналогии с тем как жидкое состояние является свойством системы молекул. В противовес тезису Сёрла о том, что сознание – продукт деятельности мозга и одновременно его свойство, рассматриваются аргументы, подрывающие логику размышлений философа как с научной, так и с общефилософской точки зрения.
С.Ю. Гончарова - О Джоне Сёрле и его философской деятельности c. 78-84
Аннотация: В статье рассматривается биография одного из самых влиятельных аналитических философов Дж. Сёрла, которая включает в себя интересные личные и исторические сведения о детстве философа, о периоде его обучения в Оксфорде и о философской деятельности в течение его сорокалетнего опыта работы в качестве профессора Калифорнийского университета Беркли (Калифорния, США). Его научная и творческая деятельность вносит существенный вклад в исследование языка, деятельности разума, сознания, человеческой рациональности и процессов конструирования социальной реальности. Философские исследования Дж. Сёрла получили международное признание, о чем свидетельствует его обширная библиография, переведённая на многие языки и тот факт, что в качестве приглашенного профессора философ читал лекции в различных университетах мира.
А.Ю. Торгашин - О невозможности онтологической несвободы c. 82-87
Аннотация: В статье обосновывается тезисы о структурной невозможности онтологической несвободы и безоговорочной совместимости свободы и детерминизма. При этом совместимыми оказываются самый «жесткий» механистический детерминизм и сущностная (неиллюзорная) свобода. Делается вывод о том, что компатибилизм и инкомпатибилизм являются устаревшими методами решения проблемы по аналогии с гипотезой существования теплорода в качестве теории, объясняющей феномен тепла.
Е.О. Труфанова - Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий c. 96-107
Аннотация: основной задачей данной статьи является прояснение термина «эскапизм», анализ истории его возникновения и использования в современных социо-гуманитарных науках. Показывается, что понятие эскапизма мало исследовано философскими науками и нуждается в подобном анализе. Предлагается рассматривать эскапизм не с точки зрения отрешенности индивида от внешнего мира, а как продуктивную творческую силу, как одну из важнейших составляющих индивидуального сознания. В качестве классификации различных типов и проявлений эскапизма предлагается разделение на «мягкий» и «жесткий» эскапизм. «Мягкий» предполагает любую деятельность, ведущую к отходу от предписанной социальной активности, тогда как «жесткий» эскапизм проявляется в полном уходе личности в «другой мир». Для описания способности человека к эскапистской деятельности вводится «эскапистское сознание». Наличие эскапистского сознания, как предполагает автор, является залогом полноты индивидуального бытия. В итоге, именно анализ эскапистского сознания показан как наиболее перспективное направление философского анализа проблемы эскапизма.
Д.Г. Трунов - Техника феноменологической εποχή c. 163-162

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62326

Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация феноменологической установки («редукции», «эпохэ»), описанной Э. Гуссерлем. Сначала описывается сущность феноменологической установки, а затем на практическом примере - ее реализация. Особое внимание уделено языковому выражению феноменологической установки.
Паршикова Г.В. - Фрактальный подход к феномену сознания

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.14642

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является осмысление фрактальной инвариантности сознания на уровне концептов, мемов, ментальных конструктов. Сознание человека представляет собой сосуществование информационной компоненты субъекта и квалитативной составляющей, как феноменологического основания ментальной репрезентации реальности, т.е. сводится к знаменателю фрактала. Эти две компоненты можно рассматривать в качестве «переменных» сознания, заполняемых в ходе жизненного цикла. В статье показано, что самоподобие, как основной принцип фрактальности, заложено в основе языка и любых ментальных конструкций. Квалитативные состояния с разнообразными субстанциональными смыслами выступают связующим звеном между вещью и репрезентацией и проявляют фрактальные особенности. Методологической основой исследования является фрактально-синергетическая концепция, предполагающая исследование самоорганизации и структурного самоподобия на уровне систем и подсистем существования. Для анализа отдельных проблем сознания использовались когнитивно-информационный и феноменологический методы. Научная новизна статьи заключается в рассмотрении феномена сознания через призму фрактала. Применение фрактального подхода к исследованию феномена сознания, позволит обнаружить самоподобие целого во всех его взаимоделимых частях, а также наличие связей, ветвление глобальных конструкций, хранящихся в сознании, до малых составных частей (концептов).
Паршикова Г.В. - Фрактальный подход к феномену сознания c. 505-512

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.66461

Аннотация: Предметом исследования в данной работе является осмысление фрактальной инвариантности сознания на уровне концептов, мемов, ментальных конструктов. Сознание человека представляет собой сосуществование информационной компоненты субъекта и квалитативной составляющей, как феноменологического основания ментальной репрезентации реальности, т.е. сводится к знаменателю фрактала. Эти две компоненты можно рассматривать в качестве «переменных» сознания, заполняемых в ходе жизненного цикла. В статье показано, что самоподобие, как основной принцип фрактальности, заложено в основе языка и любых ментальных конструкций. Квалитативные состояния с разнообразными субстанциональными смыслами выступают связующим звеном между вещью и репрезентацией и проявляют фрактальные особенности. Методологической основой исследования является фрактально-синергетическая концепция, предполагающая исследование самоорганизации и структурного самоподобия на уровне систем и подсистем существования. Для анализа отдельных проблем сознания использовались когнитивно-информационный и феноменологический методы. Научная новизна статьи заключается в рассмотрении феномена сознания через призму фрактала. Применение фрактального подхода к исследованию феномена сознания, позволит обнаружить самоподобие целого во всех его взаимоделимых частях, а также наличие связей, ветвление глобальных конструкций, хранящихся в сознании, до малых составных частей (концептов).
В.И. Олешкевич - Социология и культурология психологического знания (на материале советской психологии) c. 523-532

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62655

Аннотация: В статье ставится задача исследования советской психологии с точки зрения социологии и культурологии психологического знания или применения культурно-исторического подхода к концепциям советской психологии. Показывается, что советская психология несет в себе значительную идеологическую нагрузку, исследует именно советского человека и обслуживает господствующую во время ее формирования идеологию. Аналитическая реконструкция культурно-исторических оснований психологического знания осуществляется преимущественно на материале Московской школы деятельностной психологии. Главная задача статьи состоит, прежде всего, в том, чтобы показать принципиальную необходимость и возможность такого анализа.
Труфанова Е.О. - Социально-конструкционистский подход к сознанию в контексте классической и современной философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.16094

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования является подход к проблемам сознания, самосознания и Я в рамках такого направления современных гуманитарных наук как социальный конструкционизм. Основной задачей является рассмотрение основных положений подхода к сознанию и различным его проявлениям с позиций этого направления, и помещение данного подхода в контекст других исследований сознания – в классической и современной философии. Центральным вопросом исследования является вопрос о роли социальных и социокультурных факторов в процессе конструирования сознания и самосознания индивида. Основные методы исследования: историко-философский подход, сравнительный анализ, общенаучные методы исследования. Также в некоторых случаях автор обращается к методологии, предлагаемой социальным конструкционизмом. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: Социально-конструкционистский подход к сознанию делает чрезмерный акцент на роли социальных конструкций в формировании сознания и самосознания индивида и склоняется к отрицанию существования Я. Однако, критикуя социальный конструкционизм, автор показывает, что наличие единого опыта у каждого субъекта не зависит от социальных конструкций. В то же время, положительной чертой социально-конструкционистского подхода к сознанию является то, что социально-конструкционистский подход к сознанию и самосознанию продуктивен для понимания положения человека в современной информационной эпохе. Социальный конструкционизм не просто успешно фиксирует и описывает современную ситуацию, формируя представление о фрагментированном, сложносоставном, размытом Я, нуждающемся в том, чтобы быть проговоренным, оформленным в виде нарратива, но и предлагает свой подход к тем новым проблемам сознания и самосознания, которые данная эпоха ставит. Особым вкладом автора в проведенное исследование является выявление точек пересечения социального конструкционизма с другими подходами к сознанию в классической и современной философии. Новизна исследования заключается в том, что в отечественной философии практически отсутствуют работы, посвященные социально-конструкционистскому подходу к проблемам сознания.
Труфанова Е.О. - Социально-конструкционистский подход к сознанию в контексте классической и современной философии c. 785-796

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67928

Аннотация: Предметом проведенного в статье исследования является подход к проблемам сознания, самосознания и Я в рамках такого направления современных гуманитарных наук как социальный конструкционизм. Основной задачей является рассмотрение основных положений подхода к сознанию и различным его проявлениям с позиций этого направления, и помещение данного подхода в контекст других исследований сознания – в классической и современной философии. Центральным вопросом исследования является вопрос о роли социальных и социокультурных факторов в процессе конструирования сознания и самосознания индивида. Основные методы исследования: историко-философский подход, сравнительный анализ, общенаучные методы исследования. Также в некоторых случаях автор обращается к методологии, предлагаемой социальным конструкционизмом. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: Социально-конструкционистский подход к сознанию делает чрезмерный акцент на роли социальных конструкций в формировании сознания и самосознания индивида и склоняется к отрицанию существования Я. Однако, критикуя социальный конструкционизм, автор показывает, что наличие единого опыта у каждого субъекта не зависит от социальных конструкций. В то же время, положительной чертой социально-конструкционистского подхода к сознанию является то, что социально-конструкционистский подход к сознанию и самосознанию продуктивен для понимания положения человека в современной информационной эпохе. Социальный конструкционизм не просто успешно фиксирует и описывает современную ситуацию, формируя представление о фрагментированном, сложносоставном, размытом Я, нуждающемся в том, чтобы быть проговоренным, оформленным в виде нарратива, но и предлагает свой подход к тем новым проблемам сознания и самосознания, которые данная эпоха ставит. Особым вкладом автора в проведенное исследование является выявление точек пересечения социального конструкционизма с другими подходами к сознанию в классической и современной философии. Новизна исследования заключается в том, что в отечественной философии практически отсутствуют работы, посвященные социально-конструкционистскому подходу к проблемам сознания.
Дмитриева А.А. - Плюралистические модели интроспекции: основные идеи и некоторые их следствия

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.12039

Аннотация: Статья анализирует содержание плюралистических моделей интроспекции современных аналитических философов сознания Джесси Принца, Эрика Швитсгебеля и Джесси Батлера, сопоставляя их подход с перцептивным пониманием интроспекции, характерным для философии Нового времени, и с критикой интроспекции, характерной для ранней аналитической философии сознания. Кроме того, в статье предпринята попытка в свете плюралистических моделей интроспекции решить вопросы о том, может ли термин «интроспекция» считаться научным, соотнести плюралистические модели интроспекции с теорией перцептивного сознания, а также обсудить вопрос о достоверности видов интроспекции. В статье используются сравнительный и исторический методы, основанные на детальном концептуальном анализе различных подходов к интроспекции. Автор приходит к следующим выводам. Во-первых, перцептивные модели интроспекции представляют собой «срединный путь» между наивной верой в интроспекцию и абсолютным скептицизмом по отношению к ней. Если перцептивные модели интроспекции в целом верны, то, во-вторых, термин «интроспекция» не может употребляться в научных контекстах без уточнения, о каком виде интроспекции идет речь. В-третьих, виды интроспекции могут быть соотнесены с модулями внимания, рабочей памяти и др. В-четвертых, устанавливается, что различные виды интроспекции обладают различной достоверностью.
Дмитриева А.А. - Плюралистические модели интроспекции: основные идеи и некоторые их следствия c. 793-803

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.6.65119

Аннотация: Статья анализирует содержание плюралистических моделей интроспекции современных аналитических философов сознания Джесси Принца, Эрика Швитсгебеля и Джесси Батлера, сопоставляя их подход с перцептивным пониманием интроспекции, характерным для философии Нового времени, и с критикой интроспекции, характерной для ранней аналитической философии сознания. Кроме того, в статье предпринята попытка в свете плюралистических моделей интроспекции решить вопросы о том, может ли термин «интроспекция» считаться научным, соотнести плюралистические модели интроспекции с теорией перцептивного сознания, а также обсудить вопрос о достоверности видов интроспекции. В статье используются сравнительный и исторический методы, основанные на детальном концептуальном анализе различных подходов к интроспекции. Автор приходит к следующим выводам. Во-первых, перцептивные модели интроспекции представляют собой «срединный путь» между наивной верой в интроспекцию и абсолютным скептицизмом по отношению к ней. Если перцептивные модели интроспекции в целом верны, то, во-вторых, термин «интроспекция» не может употребляться в научных контекстах без уточнения, о каком виде интроспекции идет речь. В-третьих, виды интроспекции могут быть соотнесены с модулями внимания, рабочей памяти и др. В-четвертых, устанавливается, что различные виды интроспекции обладают различной достоверностью.
Руднев В.П. - Заметки о теории мышления (К философскому осмыслению позднего творчества Бетховена)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.15064

Аннотация: Будем считать, что философская мысль это пропозиция, которая отрицает предыдущую философскую мысль, ставшую обыденной пропозицией. Философу нужно сказать что-то новое, чего еще раньше никто не говорил. Если безумие это неспособность безмятежно пребывать среди вещей (Людвиг Бинсванегр), а мысль это то же самое, что отсутствие вещи (Уилфред Бион), то из этого следует, что безумие – это и есть то самое место, где рождается мысль? Любое мышление является процессом психопатологическим. Это соотносится с теорией Тимоти Кроу, что homo sapiens стал таковым только после формирования шизофренического генa [12], или, что, по словам Ю. М. Лотмана, способность разума мыслить это в определенном смысле способность человека сходить с ума. Все эти размышления, однако, расходятся с другой мыслью Биона, в соответствии с которой мышление связано со способностью претерпевать фрустрацию: способность выдерживать фрустрацию позволяет психике образовать мысль как средство, благодаря которому выносимая фрустрация становится более выносимой. В статье применяется выработанный автором за долгие годы работы метод, названный им психосемиотикой патографического текста Научной новизной данного исследования является рассмотрение теории мышления под углом зрения психоаналитических и дазайн-аналитических концепций Людвига Бинсвангера и Уилфреда Биона. Мышление является одно из алтернативных реакций ребенка не фрустрацию. Ребенку предостален выбор: либо кричать, либо начать думать. Эта вторая реакция ведет к развитию мышления.
Руднев В.П. - Заметки о теории мышления (К философскому осмыслению позднего творчества Бетховена) c. 969-976

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.66781

Аннотация: Будем считать, что философская мысль это пропозиция, которая отрицает предыдущую философскую мысль, ставшую обыденной пропозицией. Философу нужно сказать что-то новое, чего еще раньше никто не говорил. Если безумие это неспособность безмятежно пребывать среди вещей (Людвиг Бинсванегр), а мысль это то же самое, что отсутствие вещи (Уилфред Бион), то из этого следует, что безумие – это и есть то самое место, где рождается мысль? Любое мышление является процессом психопатологическим. Это соотносится с теорией Тимоти Кроу, что homo sapiens стал таковым только после формирования шизофренического генa [12], или, что, по словам Ю. М. Лотмана, способность разума мыслить это в определенном смысле способность человека сходить с ума. Все эти размышления, однако, расходятся с другой мыслью Биона, в соответствии с которой мышление связано со способностью претерпевать фрустрацию: способность выдерживать фрустрацию позволяет психике образовать мысль как средство, благодаря которому выносимая фрустрация становится более выносимой. В статье применяется выработанный автором за долгие годы работы метод, названный им психосемиотикой патографического текста Научной новизной данного исследования является рассмотрение теории мышления под углом зрения психоаналитических и дазайн-аналитических концепций Людвига Бинсвангера и Уилфреда Биона. Мышление является одно из алтернативных реакций ребенка не фрустрацию. Ребенку предостален выбор: либо кричать, либо начать думать. Эта вторая реакция ведет к развитию мышления.
Гончарова С.Ю. - Научный натурализм Дж. Сёрла

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.10056

Аннотация: В статье рассматривается фундаментальная онтология Джона Сёрла, представляющая собой позицию представителя научного натурализма. Для Сёрла, «философия начинается с фактов науки», что в целом противоречит посылу о том, что мир приблизительно таков, каким его описывает наука, поэтому философ задаёт основной вопрос своей философии: «Как человек – сознательное существо вписывается в нашу физическую реальность?». Сёрл выявляет основные особенности сознания: оно едино, обладает сферой фокусировки, функционирует под воздействием определённого настроения, многие сознательные состояния требуют фона понимания и т.д. Однако для Сёрла именно субъективный квалитатвный опыт является принципиальным различием между сознанием и телом. Философ видит себя сторонником идеи автономности ментального, в тоже время избегая крайнего дуализма сознание-тело и пытается достичь согласованности с научным натурализмом, не посредством упрощения или элиминации ментального, чтобы соответствовать указанным параметрам физического, а расширяя наше понимание физического так, чтобы охватить ментальное.
Гончарова С.Ю. - Научный натурализм Дж. Сёрла c. 1680-1686

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.63601

Аннотация: В статье рассматривается фундаментальная онтология Джона Сёрла, представляющая собой позицию представителя научного натурализма. Для Сёрла, «философия начинается с фактов науки», что в целом противоречит посылу о том, что мир приблизительно таков, каким его описывает наука, поэтому философ задаёт основной вопрос своей философии: «Как человек – сознательное существо вписывается в нашу физическую реальность?». Сёрл выявляет основные особенности сознания: оно едино, обладает сферой фокусировки, функционирует под воздействием определённого настроения, многие сознательные состояния требуют фона понимания и т.д. Однако для Сёрла именно субъективный квалитатвный опыт является принципиальным различием между сознанием и телом. Философ видит себя сторонником идеи автономности ментального, в тоже время избегая крайнего дуализма сознание-тело и пытается достичь согласованности с научным натурализмом, не посредством упрощения или элиминации ментального, чтобы соответствовать указанным параметрам физического, а расширяя наше понимание физического так, чтобы охватить ментальное.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.