Философия и культура - рубрика Идеология и психология масс
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Идеология и психология масс"
Идеология и психология масс
Поярков С.Ю. - Идейно-ценностные основания идеологии российского конституционализма
Аннотация: В статье рассматриваются идейно-ценностные основы идеологии российского конституционализма. Рассматриваются подходы к выделению ценностных оснований конституционализма, на основе которых автором определяются основные идеи и система ценностей идеологии конституционализма.
Апресян Р.Г., Глюкман В.х. - СМИ и виртуальная мораль в Словакии
Аннотация: Благодаря телевизионным камерам трагедии, преступность, насильственная смерть становятся ежедневной реальностью в Словакии сегодня, с которой телекомпании учат зрителя свыкаться. В итоге появляется демонстрируемая телекомпаниями виртуальная мораль, способная благодаря силе СМИ искажать восприятие реальности. В настоящее время, когда «выживание» коммерческих телекомпаний и их передач прямо зависит от рейтинга и продажи рекламы, кажется, СМИ позволено все, что прямо не запрещено законом. Виртуальная мораль в подаче наиболее известных словацких СМИ сегодня представляет собой очень редуцированное, упрощенное и в значительной степени искаженное отображение нашей действительности. Автором статьи является Васил Глюкман. Апресян - лишь посредник, НЕ автор
М.В. Бабалаева - Жестокость как антропологическая давность c. 0-0
Аннотация: Жестокость человека уникальна. В живой природе мы не встретим примеров необоснованной агрессии. Бить лежащего, наносить удар в спину себе подобного способны лишь люди. Добившись своего, покорив противника, человек на этом не останавливается. Он ещё долго может упиваться зрелищем униженности и порабощённости другого; наслаждается, причиняя заведомо покорному и обессиленному дальнейшие страдания, объясняя собственную жестокость необходимостью наиболее полного осознания наказуемым своей неправоты. Каковы антропологические корни данного феномена?
Г. Маркузе - Разум и революция. Гегель и подъем социальной теории. Перевод Е.Н. Фединой c. 0-0
Аннотация: Аннотация: отрывки из работы Г. Маркузе «Разум и революция», в которой он исследует диалектику Гегеля и его взгляды на человека как субъекта и объекта социальных процессов.
Мурадов А.Б. - Герои в первых многосерийных фильмах о Великой Отечественной войне: драматургические решения и исторический контекст c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.22413

Аннотация: В данной статье проанализированы некоторые сюжетно-композиционные аспекты и драматургические решения в создании образов героев трех телефильмов, посвященных Великой Отечественной войне («Вызываем огонь на себя» (1965); «Майор Вихрь» (1966) и «Щит и меч» (1968). Эти первые три телефильма, два из которых при этом являются вообще первыми многосерийными художественными фильмами в истории советского телевидения, демонстрируют нам эволюцию становления традиции и принципов телевизионного повествования: от реального героя – к вымышленному сверхчеловеку, лишенному слабостей, от сохранения и передачи памяти об исторических событиях – к приключенческому фильму, в котором решаются текущие идеологические задачи, от случайных решений – к формированию принципов создания многосерийного фильма. Результаты этой эволюции можно увидеть в сериалах о войне, снятых в последующие десятилетия, и именно на противопоставлении с ней, по мнению автора, будут построены первые постсоветские картины данной тематики.
В. Глухман - СМИ и виртуальная мораль в Словакии c. 44-50
Аннотация: Благодаря телевизионным камерам трагедии, преступность, насильственная смерть становятся ежедневной реальностью в Словакии сегодня, с которой телекомпании учат зрителя свыкаться. В итоге появляется демонстрируемая телекомпаниями виртуальная мораль, способная благодаря силе СМИ искажать восприятие реальности. В настоящее время, когда «выживание» коммерческих телекомпаний и их передач прямо зависит от рейтинга и продажи рекламы, кажется, СМИ позволено все, что прямо не запрещено законом. Виртуальная мораль в подаче наиболее известных словацких СМИ сегодня представляет собой очень редуцированное, упрощенное и в значительной степени искаженное отображение нашей действительности.
Суворов М.А. - Особенности современной религиозной ситуации и форм социального влияния на религиозную личность.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.14143

Аннотация: Объектом исследования является процесс трансформации социальных форм проявления религии в глобализирующемся обществе. Предметом исследования являются особенности современной религиозной ситуации, которая в условиях виртуализации и усиления насыщенности информационных потоков, превращается в качественно новое пространство коммуникации. Одной из особенностей его являются новые возможности воздействия на сознание верующих. Автор, используя терминологию меметики, проводит исследование современных технологий социального влияния и манипуляции сознанием нового поколения верующих с целью выявления его специфики. Основываясь на возможностях сравнительного и структурного подхода автор проводит анализ особенностей алгоритмов и механизмов социального влияния и манипуляции сознанием верующих в условиях современной культуры. В статье впервые обосновано, что меметика фиксирует внимание лишь на современных процессах социальной трансформации современной религиозной ситуации и религии, которая продолжает воспроизводить вечные идеалы и ценности, однако делает это в соответствии с условиями, требованиями и возможностями современной социальной действительности, непременным сопровождением которой является ее виртуальное сопровождение. В контексте данной проблематики автор определяет специфические черты современных форм социального развития религии, такие как интенсивное и целенаправленное смешение религии с другими сферами деятельности; массовое опубликование и тиражирование продуктов религии; нарастающее влияние виртуальности и сетевого общения, которые, по мнению автора не отменяют, а скорее подчеркивают авторский, интерсубъективный характер развития социальных форм религии в целом.
Суворов М.А. - Особенности современной религиозной ситуации и форм социального влияния на религиозную личность. c. 243-250

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.66247

Аннотация: Объектом исследования является процесс трансформации социальных форм проявления религии в глобализирующемся обществе. Предметом исследования являются особенности современной религиозной ситуации, которая в условиях виртуализации и усиления насыщенности информационных потоков, превращается в качественно новое пространство коммуникации. Одной из особенностей его являются новые возможности воздействия на сознание верующих. Автор, используя терминологию меметики, проводит исследование современных технологий социального влияния и манипуляции сознанием нового поколения верующих с целью выявления его специфики. Основываясь на возможностях сравнительного и структурного подхода автор проводит анализ особенностей алгоритмов и механизмов социального влияния и манипуляции сознанием верующих в условиях современной культуры. В статье впервые обосновано, что меметика фиксирует внимание лишь на современных процессах социальной трансформации современной религиозной ситуации и религии, которая продолжает воспроизводить вечные идеалы и ценности, однако делает это в соответствии с условиями, требованиями и возможностями современной социальной действительности, непременным сопровождением которой является ее виртуальное сопровождение. В контексте данной проблематики автор определяет специфические черты современных форм социального развития религии, такие как интенсивное и целенаправленное смешение религии с другими сферами деятельности; массовое опубликование и тиражирование продуктов религии; нарастающее влияние виртуальности и сетевого общения, которые, по мнению автора не отменяют, а скорее подчеркивают авторский, интерсубъективный характер развития социальных форм религии в целом.
Карагодина О.А. - Милосердие и благотворительность как концепты национальной идеи в России

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.18355

Аннотация: Предметом исследования является место и роль милосердия и благотворительности в ценностно-смысловом поле становления национальной идеи в России. В статье предпринята попытка осмысления роли смысложизненных ориентиров общественно значимой деятельности в контексте поиска национальной идеи российского социума. Предполагается, что ее поиск должен осуществляться исходя из гуманистической идеи милосердия и основанной на ней экзистенциальной потребности человека творить благо. Такая идея будет способствовать выработке духовно-нравственных ориентиров, которые являются неотъемлемым компонентом гармонично развивающегося и «здорового» общества. В процессе подготовки статьи использовались такие методы, как сравнительный анализ и восхождение от абстрактного к конкретному. Автором предложены требования (критерии), которым должна соответствовать национальная идея. Сделан вывод о том, что милосердие и благотворительность могут стать концептами российской национальной идеи, отражающими субстанциальные ценности развития российского суперэтноса. Кроме того, это позволит избежать негативных последствий глобализации, которая идет по пути вестернизациии и формирования общества массового потребления, при котором личность отчуждают от ее экзистенциальных интересов и духовных начал. Внедряя в сознание народа паттерны потребительского общества, которые оказывают разлагающее воздействие на ее духовную жизнь, глобализация разрушает со-бытие Я с Другим. Российскому обществу важно отстоять свои ценности и идеалы, иначе оно потеряет свою идентичность, уникальность и растворится в глобальной «культуре» потребления. Российская национальная идея, включающая в себя концепты милосердия и благотворительности, сможет способствовать сохранению ценностей и идеалов нашей страны.
Карагодина О.А. - Милосердие и благотворительность как концепты национальной идеи в России c. 865-872

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.6.67936

Аннотация: Предметом исследования является место и роль милосердия и благотворительности в ценностно-смысловом поле становления национальной идеи в России. В статье предпринята попытка осмысления роли смысложизненных ориентиров общественно значимой деятельности в контексте поиска национальной идеи российского социума. Предполагается, что ее поиск должен осуществляться исходя из гуманистической идеи милосердия и основанной на ней экзистенциальной потребности человека творить благо. Такая идея будет способствовать выработке духовно-нравственных ориентиров, которые являются неотъемлемым компонентом гармонично развивающегося и «здорового» общества. В процессе подготовки статьи использовались такие методы, как сравнительный анализ и восхождение от абстрактного к конкретному. Автором предложены требования (критерии), которым должна соответствовать национальная идея. Сделан вывод о том, что милосердие и благотворительность могут стать концептами российской национальной идеи, отражающими субстанциальные ценности развития российского суперэтноса. Кроме того, это позволит избежать негативных последствий глобализации, которая идет по пути вестернизациии и формирования общества массового потребления, при котором личность отчуждают от ее экзистенциальных интересов и духовных начал. Внедряя в сознание народа паттерны потребительского общества, которые оказывают разлагающее воздействие на ее духовную жизнь, глобализация разрушает со-бытие Я с Другим. Российскому обществу важно отстоять свои ценности и идеалы, иначе оно потеряет свою идентичность, уникальность и растворится в глобальной «культуре» потребления. Российская национальная идея, включающая в себя концепты милосердия и благотворительности, сможет способствовать сохранению ценностей и идеалов нашей страны.
Шевякова А.В. - Феномен политического трикстера как базовый элемент политической динамики в России: опыт мифологического анализа

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.12868

Аннотация: Предметом исследования является роль политического трикстера как возможного стереотипа политического поведения в политической ситуации России конца ХХ в. Культурное измерение политической жизни является основой для формирования матрицы возможностей политических деятелей на том или ином этапе развития общества. Культура и массовый запрос на реализацию политическими элитами той или иной культурной парадигмы со стороны населения является прямым последствием становления и развития информационного общества и трансформации массового сознания. Политическая история России начала 1990-х гг. создала условия для проявления как культурных героев, так и трикстеров в политической жизни страны, именно поэтому автор рассматривает политическую деятельность А. Лебедя и Р. Кадырова в качестве примеров политического трикстеризма и культурного героизма. Анализ политического поведения субъектов политики является новым методологическим подходом, связанным с развитием междисциплинарного подхода и принципами методологического плюрализма. На основе культурологического анализа автор делает предположение, что культурный герой и трикстер на политической арене являются синкретическими проявлениями политической реальности в условиях нестабильности, так как выход из нестабильности и преодоление политической турбулентности определяет значимость динамики соотношений между трикстером и культурным героем.
Шевякова А.В. - Феномен политического трикстера как базовый элемент политической динамики в России: опыт мифологического анализа c. 1450-1457

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65537

Аннотация: Предметом исследования является роль политического трикстера как возможного стереотипа политического поведения в политической ситуации России конца ХХ в. Культурное измерение политической жизни является основой для формирования матрицы возможностей политических деятелей на том или ином этапе развития общества. Культура и массовый запрос на реализацию политическими элитами той или иной культурной парадигмы со стороны населения является прямым последствием становления и развития информационного общества и трансформации массового сознания. Политическая история России начала 1990-х гг. создала условия для проявления как культурных героев, так и трикстеров в политической жизни страны, именно поэтому автор рассматривает политическую деятельность А. Лебедя и Р. Кадырова в качестве примеров политического трикстеризма и культурного героизма. Анализ политического поведения субъектов политики является новым методологическим подходом, связанным с развитием междисциплинарного подхода и принципами методологического плюрализма. На основе культурологического анализа автор делает предположение, что культурный герой и трикстер на политической арене являются синкретическими проявлениями политической реальности в условиях нестабильности, так как выход из нестабильности и преодоление политической турбулентности определяет значимость динамики соотношений между трикстером и культурным героем.
Жемчугова О.А. - Противоречивость образа супергероя в современной массовой культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.21100

Аннотация: Объектом исследования является массовая культура. Предметом исследования является супергероический дискурс, зародившийся в комиксах - ключевых текстовых структурах массовой культуры. Автор рассматривает амбивалентность образов супергероев, которые, с одной стороны, являются воплощением надежды о спасении от внешних угроз, а с другой стороны, представляют собой символ внутренней угрозы, исходящей от тех, кому общество привыкло доверять. Современный супергероический дискурс ставит в перед собой вопросы инаковости, духовного саморазвития, а также обретения собственной идентичности. В качестве методологической основы исследования применялся философско-культурологический подход, подразумевающий использование общенаучных методов как системного, так и структурно-функционального анализа. Выявлены ключевые противоречия в образе супергероев по трем направлениям: форма, содержание и развитие. Определено, что внешний облик супергероя символизирует его сверхчеловеческий статус, но также видимо помещает его вне рамок социума. Внутреннее содержание супергероического образа наполнено противоречиями между его идентичностями, а также неизбежно включает в себя антагонистические образы. Развитие супергероя никогда не может завершиться - он вынужден вечно пребывать на этапе инициации, всегда перемещаясь между божественной и человеческой идентичностью.
Жемчугова О.А. - Противоречивость образа супергероя в современной массовой культуре c. 1506-1510

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.11.68308

Аннотация: Объектом исследования является массовая культура. Предметом исследования является супергероический дискурс, зародившийся в комиксах - ключевых текстовых структурах массовой культуры. Автор рассматривает амбивалентность образов супергероев, которые, с одной стороны, являются воплощением надежды о спасении от внешних угроз, а с другой стороны, представляют собой символ внутренней угрозы, исходящей от тех, кому общество привыкло доверять. Современный супергероический дискурс ставит в перед собой вопросы инаковости, духовного саморазвития, а также обретения собственной идентичности. В качестве методологической основы исследования применялся философско-культурологический подход, подразумевающий использование общенаучных методов как системного, так и структурно-функционального анализа. Выявлены ключевые противоречия в образе супергероев по трем направлениям: форма, содержание и развитие. Определено, что внешний облик супергероя символизирует его сверхчеловеческий статус, но также видимо помещает его вне рамок социума. Внутреннее содержание супергероического образа наполнено противоречиями между его идентичностями, а также неизбежно включает в себя антагонистические образы. Развитие супергероя никогда не может завершиться - он вынужден вечно пребывать на этапе инициации, всегда перемещаясь между божественной и человеческой идентичностью.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.