по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 05-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Философия техники
Розин В.М. - Эффекты природы и социальности как источники техники, а также синтез инженерии и технологии в модерне c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.37653

EDN: GJGOIP

Аннотация: В статье предлагается новая интерпретация техники и ее эволюции. Разбираются представления о технике Аристотеля, Ф. Бэкона, П. Энгельмейра, Н.Бердяева, а также понимание природы, на основе которого техника осмысляется и концептуализируется. Гипотеза автора состоит в том, что необходимо различать два принципиально разных понимания техники и линии ее развития: одна, где техника понимается как инженерия и концептуализируется в рамках первой природы, и другая, техника как технология, концептуализируемая в рамках идеи второй природы. Кроме того, автор показывает, что в ХХ столетии происходит конвергенция обоих линий развития техники, влекущая за собой синтез инженерии и технологии. В качестве иллюстрации приводится атомный проект. На основе предложенных идей намечается объяснение своеобразного взрыва развития техники в XIX и ХХ столетиях и появление техноприроды. Для анализа особенностей второй природы рассматривается работа Дмитрия Ефременко, который предлагает генезис мегамашин, различая два основных их типа и намечая третий. Другая составляющая второй природы ‒ технология, в которой помимо последовательности операций и обеспечивающих их условий автор выделяет разделение труда, установки на экономию, стандартизацию и качество изделий, исследование и оптимизацию или перестройку производственной деятельности. В заключение статьи указываются три следствия синтеза инженерии и технологии, а также кризиса техники в современности: необходимость пересмотра представлений о природе, технике и проекте модерна, а также важность изучения второй природы.
Традиции и инновации
Круглова Е.В. - «Старинная музыка – Историческое пение» («Alte musick – Historischer Gesang») в немецких Высших школах музыки c. 12-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39688

EDN: DLVZHA

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме исторически обоснованного исполнения вокальной музыки эпохи барокко академическими вокалистами. Слушательская активность, востребованность старинной музыки в России выдвигает перед исполнителями вопросы, требующие своего решения в рамках исторической исполнительской практики. Для выполнения всех условий важным становится получение соответствующего специализированного образования. В России профессиональной подготовке академических вокалистов в области исторического пения или барочного пения уделяется незначительное внимание, тогда как в Италии и Германии интенсивно работают самостоятельные факультеты старинной музыки, включая, наряду с инструменталистами, обучение певцов. Автор раскрывает особенности содержания и организации образовательного процесса в вузах в Германии и России. Целью данной статьи является определение возможных путей формирования сольного академического певца исторической специализации. Методологическую основу работы составляют исторический, аналитический методы, раскрывающие тему в различных ракурсах. На примере ряда учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области исторического пения, таких как Высшая школа искусств в Бремене, Высшая школа музыки и театра «Феликс Мендельсон-Бартольди» в Лейпциге, Высшая школа музыки и танца в Кёльне и Высшая школа музыки в Нюрнберге, в статье представлен сравнительный анализ учебных планов, рассматриваются изучаемые дисциплины в рамках различных модулей. Делается вывод о перспективах использования опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области барочного пения.
Кафедра
Кошкарева Н.В. - Тринадцать пятиголосных мадригалов «Из Рубайят Омара Хайяма» Сергея Екимова: к проблеме современного метода анализа полифонических циклов для хора a cappella c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39817

EDN: IPVZWM

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление параметров циклизации, а также приемов обновления старинной формы и техники полифонического письма современными музыкальными средствами в хоровой музыке a cappella. Предметом исследования выступает хоровое творчество Сергея Екимова. Объектом исследования является изучение архитектоники циклической формы и рассмотрение полифонических приемов в тринадцати пятиголосных мадригалах «Из Рубайят Омара Хайяма» С. Екимова. Музыкальный язык петербургского мастера насыщен смысловой концентрацией, отличается экспрессией высказывания. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых циклах С. Екимова характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. С. Екимов воплощает образы поэзии Омара Хайяма в музыке и формирует свою авторскую концепцию всего цикла. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: архитектоника цикла, жанровая специфика и музыкальная. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора.    Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей западноевропейской полифонической традиции с достижениями русской музыкальной культуры сквозь призму современных техник композиторского письма (сонорика, алеаторика). Акцентируется внимание на необходимости изучения проблематики, связанной с архитектоникой современных хоровых полифонических циклов a cappella, обусловленной общим художественно-историческим потенциалом и значением русской хоровой музыки. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонический цикл хорового творчества a cappella современного отечественного композитора анализируется с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения Сергея Екимова «Из Рубайят Омара Хайяма» и введение его в современный научный обиход.
Философия и искусство
Ван Ф. - Влияние китайских традиционных философских идей на древнюю китайскую архитектуру c. 37-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39792

EDN: FVHFXM

Аннотация: Формирование и развитие любой архитектурной формы и системы имеет свою историко-культурную подоплеку. Древнекитайская архитектурная система имеет давнюю историю и характеристики, неотделимые от исторического развития китайской традиционной философии. Китайская философия, как теория человеческого самосознания, не дает знания, а в основном дает идеи и способы мышления для нужд человеческого саморазвития; При этом древнекитайская архитектура стала физическим объектом, отражающим идею традиционной китайской философии. Поэтому, чтобы исследовать древнюю китайскую архитектуру, необходимо анализировать и изучать ее с точки зрения традиционной китайской философии. как мысли Конфуция об этикете, идея «учения о середине» и концепция иерархического разделения;     Данные идеи оказали глубокое влияние на древнюю китайскую архитектуру, включая городское планирование, традиционные жилища, окружающую среду стремление Лао-цзы к гармонии и единству между человеком и природой, поклонение богам и т. д., а также возникшая позднее теория «фэн-шуй» и т.д.. храмового пространства и садовую архитектуру на юге реки Янцзы. Данная статья посвящена анализу влияния конфуцианства и даосизма на общий принцип проектирования пространств древней китайских архитектуры. В статье выбраны некоторые типичные примеры древней китайской архитектуры для анализа. Проявляются следующие принципы проектирование пространств китайской архитектуры под влиянием конфуцианства и даосизма: умеренность жизненного пространства; принцип симметрии, баланса и координации; архитектурная иерархия, сформированная на основе потребностей «ритуалов»; интеграция архитектуры и окружающей среды; проектирование пространств по «фэн-шуй».
Новая научная парадигма
Попов Н.А. - Философский анализ специальной теории относительности на соответствие её содержания необходимому условию его объективности c. 49-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39819

EDN: IXFHBB

Аннотация: Предметом данного исследования является специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна, споры о которой продолжаются уже более ста лет. Целью исследования является оценка СТО со стороны того, возможно ли в самой природе всё то, о чём идёт речь в этой теории и тем самым в новой, релятивистской физике. При этом особое внимание автор уделяет трём вопросам: принципу относительности, необходимому условию объективности содержания научных теорий и эйнштейновскому стилю научного мышления, предопределившему мировоззренческую составляющую СТО и всей релятивистской физики. Но не остаются без внимания и такие вопросы, как релятивистские сокращения длин и длительностей, относительность одновременности и единое пространство-время.   В ходе исследования выявлена ошибочность давно возникшего и широко распространённого мнения об относительности свойств. Выявлено необходимое условие объективности научных теорий. Выявлена природная форма выражения величин и показан безотносительный характер всех природных величин. Выявлена скрытая форма относительности, присущая постулату СТО о постоянстве скорости света во всех инерциальных системах отсчёта и распространяемая в СТО на величину всех рассматриваемых в ней длин и длительностей. Показано, что в основе такой относительности лежит зависимость величин от выбора систем их отражения. Показано, что в самой природе такая зависимость невозможна. Делается вывод об ошибочности СТО. При этом перечисляются факторы, выступившие благоприятной почвой для появления и распространения этой ошибочной теории.
Духовно-нравственные искания
Суслов А.В., Гусев Д.А. - Две вертикали, или Парадокс и трагедия советского атеизма c. 76-90

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.37992

EDN: EBCNOG

Аннотация: Объектом исследования являются атеизм и теизм как важные идейные составляющие двух противостоящих друг другу решений «основного вопроса философии» – материализма и идеализма, – образующих две системы жизненной навигации человека. Предметом исследования являются две мировоззренческие парадигмы – советского атеизма и православного христианства. Материализм и атеизм – принципиальные элементы марксистского учения, лежащего в основе философии и культуры советского периода российской истории, – противостоящие теизму, креационизму и провиденциализму христианского понимания мира и человека, – характерным для мировоззренческой парадигмы дореволюционной России. Целью исследования является выяснение и обоснование идейного пересечения данных несовместимых, кажется, мировоззренческих позиций. Одной из задач исследования является обоснование их вертикальной смысловой и ценностной ориентации. Новизна проведенного исследования, в частности, заключается в обосновании утверждения о том, что два несовместимых друг с другом мировоззренческих полюса представляют собой разновидности классической философской традиции с ее вертикальной ценностно-смысловой ориентированностью, и вместе противостоят основной направленности неклассической философии, базирующейся на горизонтальной шкале смыслов и ценностей. Один из основных выводов состоит в том, что в вертикали советского материализма и атеизма заключается парадокс и одновременно – его трагедия: как то ни удивительно, в силу вертикальной ориентированности советской культуры, – формально атеистической, – она фактически пронизана религиозными интуициями, вопросами, проблемами, идеями и сюжетами, замаскированными под светские понятия и термины, что находит свое проявление в разнообразных произведениях советской художественной культуры.
Эстетика
Бычков В.В. - Эстетические воззрения Э.Т.А. Гофмана c. 91-109

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39345

EDN: GVOOFX

Аннотация: Статья посвящена анализу эстетического сознания одного из крупнейших немецких романтиков, которое особенно полно проявилось в его художественной прозе. Эстетические взгляды Гофмана сосредоточены вокруг его понимания искусства. Он убежден, что искусство имеет анагогический характер – возводит человека от обыденной жизни к божественной сфере, чем облагораживает и саму повседневную жизнь. Искусство удаляет художника от мира, являя миру его пророческий дар, который нередко воспринимается как «поэтическое безумие». Фантастическое в искусстве не противоречит художественной правде, как и ужасное и страшное. Элементы ужасного придают художественному произведению философскую значительность и доставляют удовольствие реципиенту. Искусство наделено высокой познавательной способностью, т.к. природа сама открывает художнику свои тайны, позволяя ему узреть «истину природы». Гофман убежден в бытийственном статусе искусства – оно должно «не означать что-либо, но быть».    Художественное творчество полностью вершится во внутреннем мире мастера, в его стремлении к идеалу. При этом Гофман допускает определенную недосказанность в конкретном произведении, что ориентировано на дополнительную эстетическую работу субъекта восприятия, который должен быть внутренне подготовлен к общению с искусством. Творчество основывается на воображении и разуме, опираясь на природные основания и вдохновляясь осиянием божественной энергией. Высшим художеством и идеалом для всех искусств является музыка. Ее Гофман почитает подлинно романтическим искусством, смысл которого видит в опоре на природу, устремленности к небесам, включенности в ее орбиту мира духов и в возбуждении в слушателе томления по непостижимому. Немало внимания Гофман уделил иронии как одному из свойств романтического искусства.
Конференция
Никонова С.Б. - Обзор XX Международных Лихачевских научных чтений c. 110-120

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.39014

EDN: HWUOKS

Аннотация: В данном обзоре рассматривается основная проблематика прошедших в июне 2022 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов XX Международных Лихачевских научных чтений. Чтения состоялись после двухлетнего перерыва и проблематика их переместилась с традиционного вопроса о диалоге культур к вопросу о современной конфликтной напряженности в мире. В рамках Чтений был проведен ряд секционных заседаний, посвященных различным сторонам гуманитарного знания в контексте современной политической ситуации. Предметом рассмотрения стала дискуссия, состоявшаяся в рамках пленарного заседания, а также тематика секции, в рамках которой анализировалась этико-культурологическая проблематика. Автор обзора уделил особое внимание мнениям, высказанным иностранными участниками конференции относительно конфликтной ситуации в мире и сделанным ими предположениям о способах ее разрешения. Общей идеей этих докладов стала мысль о желательной политической многополярности глобального пространства и критика в адрес изменения в структуре понимания либеральных ценностей в современном западном мире. Также была описана тематика докладов отечественных исследователей, ученых-гуманитариев, касавшихся этих ценностных трансформаций. Автором были высказаны критические замечания по поводу общего тона дискуссии и делавшихся докладчиками выводов, поскольку, критикуя западную "культуру отмены", участники, в основном, склонялись к идее зеркального ответа - а таким образом, также к идее "отмены", что делает этот ответ неотличимым от того, что он критикует, и лишь способствующим эскалации напряженности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.