по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 03-09-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2022
Философия и искусство
Копунова К.С. - Репетиционный процесс в хореографии как аспект творческой интеграции c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38638

EDN: UFBMMG

Аннотация: Предметом настоящего исследования является репетиционный процесс в хореографическом искусстве. Объектом исследования оказывается осмысление данного процесса как творческой интеграции артиста и педагога-репетитора. Автор работы подробно рассматривает такие аспекты темы, как амплуа артиста, подготовка артиста балета к спектаклю, приводит примеры произведений искусства, способствующих оттачиванию профессионального мастерства танцовщиков. Автор акцентирует внимание на важности участия в сценической практике в годы обучения, что позволяет более уверенно чувствовать себя на сцене в качестве профессионального артиста балета, а также указывает на основное противоречие – временную ограниченность на подготовку артиста к партии и необходимость демонстрации безупречного исполнения.   Важность данного исследования выражается в том, что в современном образовании и репетиторской работе в театре такое явление как творческая интеграция является важным фактором в достижении поставленных целей, а именно в получении и поддержании профессионального уровня академических театров. Результатом проведенного исследования оказывается оформление модели современной подготовки артистов к участию в спектаклях классического репертуара, с направленностью на сохранение хореографического текста и наследия в целом. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к характеристике творческой интеграции артиста балета и педагога в процессе подготовки к спектаклю, определении ведущих профессиональных черт танцовщиков, наличие которых позволяет реализовать задачу по созданию качественного продукта совместной деятельности исполнителя и педагога-репетитора.
Традиции и инновации
Лю Т. - Особенности развития глиняной игрушки на основе народных промыслов в современной России c. 9-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38489

EDN: XAYJVX

Аннотация: Современная ситуация в изготовлении и позиционировании глиняной игрушки в России — стране с богатыми традициями существования больших и малых промыслов такого рода —неоднозначна, но имеет позитивную динамику. Обращение к деятельности отдельных мастеров-игрушечников, как потомственных и самодеятельных, так и профессиональных художников, ищущих в пространстве образов народного искусства творческое развитие, дает основу для понимания актуального состояния ремесла. Интерес представляет анализ поиска мастерами из разных уголков страны новых художественных решений как в отношении формы изделий, так и их декорирования, в условиях следования принципам умельцев прошлого. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к глиняной игрушке в творчестве современных мастеров со стороны российских исследователей. Однако комплексного исследования ее бытования в различных деревнях и городах России не проводилось. Это определяет необходимость установления «очагов» развития ремесла, определения виднейших представителей, установления связи современной творческой деятельности с традициями прошлого, а также выявления нового, что художники предлагают в своей деятельности. В исследование включены также те промыслы, которые возникли недавно и не являются результатом преемственности, но имеют достаточно самобытную форму и используют элементы художественного языка других промыслов.
Диалог культур
Жукова Л.Е. - Философские взгляды Свами Вивекананды в комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали c. 24-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.37533

EDN: YVPSFD

Аннотация: Статья посвящена философским взглядам Свами Вивекананды, отраженным в его комментарии к «Йога-сутрам» Патанджали. Исследуемый текст является одним из немногих индийских комментариев к «Йога-сутрам», переведенных на русский язык. Объектом исследования служит широко распространенный перевод комментария, выполненный и изданный Я. К. Поповым в 1906 г. Популярность йоги как оздоровительной практики повышает интерес к ее духовной составляющей, поэтому изучение комментария Вивекананды к «Йога-сутрам» представляется актуальной задачей. Целью настоящей статьи является анализ комментария Вивекананды на предмет достоверности передачи содержания древнего текста и отражения положений учения бенгальского мыслителя. Поскольку комментарий Вивекананды к "Йога-сутрам" не исследован отечественными востоковедами, а в зарубежных исследованиях не получил полноаспектного освещения, результаты его анализа содержат научную новизну. С помощью герменевтического метода выявляется, что философ формирует комментарий к древнему тексту преимущественно для демонстрации основ своего учения. Работа Вивекананды выражает его востокоцентричную позицию, а также убеждения автора в соответствии положений йоги современной ему науке. Поскольку воззрения философа лежат в русле адвайта-веданты, онтологические основания йоги толкуются им согласно этой философской школе. Комментарий конца XIX в. предвосхищает современные идеи оздоровительного потенциала йоги и превосходства опытного познания Божественного, а также демонстрирует прогностической талант бенгальского мыслителя.
История гуманистической мысли
Розин В.М. - Реальность «ничто» как основание художественного мышления М.Ю. Лермонтова (отклик на новеллу С.С. Неретиной «Лермонтов: семантика повторов») c. 38-47

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38681

EDN: VPYGIG

Аннотация: В статье обсуждается смысл и содержание представления о ничто, введенное С.С. Неретиной в книге «“Земля гудит метафорой”. Философия и литература» (новелла «Лермонтов: семантика повторов»). Автор выделяет в этом представлении пять основных характеристик: ничто как свобода (где свобода понимается Неретиной «как покой, тишина, молчанье, любовь и – как “я”); ничто как балансирование на грани бытия и небытия; как возможность выразить эту реальность в поэзии при том, что философия делает невозможным ничто помыслить»; ничто как отрицание всего, в том числе жизни; наконец, ничто задается как реальность, противопоставленная культуре. В такой трактовке ничто представляет собой довольно сложное смысловое образование, но вообще-то понятное, если иметь в виду задачу, которую Неретина решает: одной стороны, она выясняет отношение между литературой и философией, с другой – продумывает драмы Лермонтова. Неретина утверждает, что Лермонтов как и Гете был особым поэтом – поэтом-философом, он как думающая личность вслед за такими российскими мыслителями и поэтами как, например, Чаадаев и Пушкин, пытался понять, почему честному, образованному человеку «горе от ума», почему он часто плохо кончает жизнь. Обсуждается двойная позиция Лермонтова – как поэта и латентного мыслителя (философа), а также творчество современного писателя, продумывающего в художественной форме экзистенциальные проблемы времени. Автор приходит к выводу, что ничто, введенное Неретиной и приписанное Лермонтову, отличается от ничто св. Августина, задается пятью перечисленными характеристиками, и представляет собой проблему как самостоятельная реальность и целое.
Этика
Бродский А.И. - Этика без идеологии или новая теория синдерезиса c. 48-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38651

EDN: UJFQKL

Аннотация: Статья анализирует проблему соотношения морали и идеологии. Автор считает, что различие морали и идеологии можно провести только на уровне их генеалогии: если идеология является социокультурным продуктом, то мораль коренится в природе человека, в «нравственных интуициях», которые средневековая схоластическая философия называла синдерезисом. В современной этике синдерезис можно отождествить с нейрофизиологическим предпосылками морали. Противники такого подхода утверждают, что, во-первых, он исключает свободу воли, во-вторых, никак не обьясняет содержание моральных ценностей и норм. Автор статьи подвергает критике эти утверждения и предлагает свою оригинальную теорию синдерезиса.   В статье проводится аналогия между этикой и интуиционистской математикой, которая рассматривает математический объекты в качестве результатов интеллектуального конструирования, опирающегося на исходные интуиции. Этические объекты также следует рассматривать как конструкции, в основе которых лежат врожденные интуиции. Моральные интуиции не исключает свободы воли, так как они опираются на заложенную в нашу природу рациональность, основным свойством которой является способность принимать решения независимо от внешних стимулов и внутренних состояний. Кроме того, эти интуиции влияют на содержание наших норм, так как являются «операторами» их конструирования и входят в "конечный продукт".
Философия и искусство
Шаяхметова А.К. - Макам в контексте исламской музыкальной культуры c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.37525

EDN: YJKEIU

Аннотация: Макам, тесно связанный поначалу именно с культово-ритуальной практикой, вобрал в себя и отразил философско-этические представления. Эти представления, зафиксированные в системе макамов, несмотря на их четкую канонизацию, менялись; претерпевали определённую историческую трансформацию, обусловленную изменениями в социальной структуре самого общества. Однако основная эстетическая функция макама, природа его эмоционально-психологического воздействия на человека, глубокая связь с миром, его окружающим, оставалась в представлении восточных мыслителей и музыкантов незыблемой вплоть до XX века. Сегодня макам следует понимать с одной стороны как парадигматическую структуру, с другой стороны, как композиционную форму. Тончайшая градация человеческих чувств, эмоциональных и психологических состояний определила также тщательно разработанную (в теоретическом плане) ладовую, интонационную, звуковысотную систему образов, символов, знаков, их связь с конкретными проявлениями духовных переживаний и эмоциональных состояний. В макаме соблюдены определённые универсальные принципы музыкальной драматургии, основанные на разноплановом контрасте: ладовом, темброво-регистровом, динамическом, вокально-инструментальном, ритмическом. Эти внутренние контрасты бесконечно разнообразны, но они очерчены настолько тонко, еле уловимы. Инструментальная и вокально-инструментальная музыка в исламской культуре была преимущественно средой профессиональных музыкантов, владеющих искусством макамного мышления. Макам представлял собой единство теории практики исполнительства для музыкантов.
У Ц. - Мультипликационные образы как средство национально-культурной самоидентификации в современном Китае c. 65-76

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38490

EDN: YJRIOQ

Аннотация: Китайская анимация начала XXI века показывает значительные успехи. В свет вышел целый ряд мультфильмов и мультипликационных сериалов. Гипотеза исследования заключается в том, что их образный ряд, сюжеты, художественные особенности отличаются от иностранных мультфильмов и постепенно обретают национальное своеобразие. Данный процесс начался в 2000-х годах, и его темпы только нарастают, при этом он вызывает интерес со стороны иностранных исследований, в том числе и российских. Типологический анализ образов героев известных китайских мультфильмов, созданных в начале XXI века, а также анализ стилевых и художественных особенностей, которыми пользовались авторы, чтобы передать своеобразие персонажа, а также подчеркнуть его принадлежность к китайской культуре, является главной проблемой статьи. Цель настоящего исследования заключается в изучении специфики современных китайских мультипликационных героев, выявлении особенностей процесса разработки и формирования их индивидуальных черт в соответствии с национальными характеристиками. Мультипликаторы Китая стремятся использовать язык традиционного искусства, атрибутику и символику, характерные для национальной культуры. Обращение к анализу современных мультипликационных картин позволяет выделить основные черты анимационных героев «с китайской спецификой». Кроме того, интерес представляет сопоставление особенностей формирования образов, связанных с Китаем, в зарубежных анимационных фильмах и характерных черт персонажей, фигурирующих в творчестве современных китайских художников-мультипликаторов.
Се Ю. - Особенности образа Петербурга в акварельной живописи c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.8.38549

EDN: YYAUHU

Аннотация: Образ Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью русского искусства, в частности, акварельной живописи. Данная статья посвящена анализу творчества русских художников-акварелистов, выявлению специфики и характерных черт образа города на Неве в их творчестве. Объектом исследования являются акварели русских художников, предметом – выразительные средства, приемы и методы, посредством которых воплощается образ Петербурга. На примере акварельных работ Э.П. Гау, И.А. Владимирова, А.С. Ведерникова, А.П. Остроумовой-Лебедевой, П.П. Григорянца, Г.П. Фитингофа, А. Ермолаева, В.В. Прошкина, К. Куземы, В. Колбасова, О. Литвиненко и др. показана историческая трансформация художественного образа Петербурга, его обусловленность культурно-историческими факторами и характером жизни обитателей города.   В ходе исследования сделан вывод о важности образа Санкт-Петербурга для русских художников, а также о значительном многообразии его творческих интерпретаций. Каждая акварельная работа демонстрирует субъективное отношение художников к Петербургу, благодаря чему реальные городские пейзажи обретают одухотворенность и неповторимую выразительность. Сложная историческая судьба этого культурного и художественного центра России, бывшего некогда великолепной столицей, испытавшего революционные события и прошедшего военные разрушения, обусловила многогранность творческих подходов к воплощению города, в результате тех или иных поворотов истории то терявшего, то вновь обретавшего свое величие, красоту и привлекательность. Петербург в акварелях неизменно наполнен жизненными силами, лирическими чувствами и любовью художников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.