по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 01-05-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Философия и искусство
Аль-Мамори Я. - Антиутопия, постапокалипсис и кинематографическое чтение c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37808

Аннотация: Предметом исследования является изучение такого специфического жанра как антиутопия, которая является доминирующей формой общества в постапокалиптических мирах. Объектом исследования выступает антиутопия и постапокалипсис в кино, а также их особенности в современных реалиях. В процессе исследования отдельное внимание уделяется изучению содержательной сущности таких дефиниций как «антиутопия», «апокалипсис» и «постапокалипсис». Особый акцент сделан на принципиальной разнице и отличиях апокалиптических и постапокалиптических событий. Также отдельное внимание уделено причинам и факторам, которые обуславливают возвращение популярности антиутопическим нарративам в кинематограф. Кроме того, рассмотрена социальная, политическая и философская направленность жанра антиутопии.      Основными выводами проведенного исследования является заключение, что кинематограф благодаря динамической аудиовизуальной природе позволяет антиутопии раскрыть свой потенциал как захватывающего и развлекающего жанра, одновременно провоцируя зрителя на критические размышления и действия. Особый вклад автора заключается в том, что в процессе анализа удалось обосновать утверждение, что видение антиутопического кинематографа и соответственно содержание фильмов меняется в зависимости от событий, происходящих в определенный исторический промежуток времени, что позволяет изображать различные характеристики постапокалиптического мира. Научная новизна исследования заключается в проведении дискуссии об историческом фоне терминов «апокалипсис», «постапокалипсис» и «антиутопия» в рамках нового тысячелетия и событий, которые произошли и повлияли на весь мир и его восприятие возможного конца.
Серов Ю.Э. - Обновление отечественного симфонизма 1960-х годов в творчестве молодых ленинградских композиторов c. 9-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37840

Аннотация: Предметом исследования является период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На советскую музыкальную сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Эпоха перелома диктовала новую реальность, требовала нового художественного мышления, генерировала многообразные творческие идеи. Панорама отечественной музыки была довольно пестрой, многое в искусстве появлялось и исчезало весьма стремительно, на музыкальную сцену возвращался стилевой плюрализм, утраченный на заре Советской власти. Особое внимание в исследовании уделяется сочинениям композиторов ленинградской школы — С. Слонимского, Ю. Фалика, Л. Пригожина и В. Гаврилина. Все они открыли новые стилистические горизонты и вобрали в свою звуковую орбиту основные тенденции современной музыки, включая завоевания западного авангарда.   Научная новизна работы состоит в том, что автор рассматривает яркие и самобытные сочинения молодых ленинградских авторов в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» композиторов-«шестидесятников». Основным выводом статьи становится мысль о том, что рассматриваемый нами период музыкального обновления 1960-х оказался предельно насыщен сложнейшей и разновекторной проблематикой: идейной, общеэстетической, музыкально-стилевой. С. Слонимский, Ю. Фалик, Л. Пригожин, В. Гаврилин стали бесспорными лидерами в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а их произведения-«символы» в полной мере отобразили напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов.
Диалог культур
Велединский О.В. - Современный этап взаимодействия театральных школ России и Китая в контексте диалога культур c. 25-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37839

Аннотация: В статье обсуждается актуальная тема международных межвузовских обменов в сфере театрального образования. Предмет исследования – взаимодействие театральных школ России и Китая в рамках экспериментального российско-китайского театрально-образовательного проекта Центральной академия драмы (Пекин) и Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург). Проект осуществляется с 2015 года. По условиям проекта российские и китайские преподаватели актерского мастерства и специальных дисциплин действуют совместно в Санкт-Петербурге и в Пекине. По окончании обучения студенты получают дипломы двух вузов, признаваемые в обеих странах. Автор, непосредственный участник проекта, анализирует результаты этого эксперимента с позиции соответствия принципам и требованиям диалога культур. Новизна исследования заключается в обосновании культурной ценности, перспективности современного варианта взаимодействия театральных школ России и Китая. Результатом исследования стали выводы: в реализации российско-китайского театрально-образовательного проекта присутствуют и выполняются все основные условия, позволяющие определять прошедшие в рамках проекта события, мероприятия и их результаты как полноценный диалог культур. Сегодня, как никогда раньше, наметились точки соприкосновения и взаимообогащения культур России и Китая. Здесь налицо обоюдно значимые культурные связи, диалог и взаимодействие культур. Этот вариант межкультурного взаимодействия продуктивен и с точки зрения инновационной деятельности, создавая уникальное поле кросс-культурных экспериментов.
Связь времен
Кошкарева Н.В. - «Veni Sancte Spiritus» Александра Вустина: к проблеме обновления техники письма на cantus firmus в современной хоровой композиции c. 41-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37791

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи, консолидации старинных форм и техник композиторского письма ХХ века. Предметом исследования выступает хоровое творчество Александра Вустина. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений приемов в сочинении А. Вустина «Veni Sancte Spiritus». Музыкальный язык А. Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией. Обращение к старинным полифоническим жанрам, формам и техникам письма в хоровых сочинениях А. Вустина характеризуется индивидуальным подходом к решению творческой идеи. Характер подачи первоисточника, методы работы с ним обретает уникальность в соответствии с новыми художественными задачами современной музыки. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: атрибутирован музыкально-текстовый источник, проанализированная жанровая специфика и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется старинной технике письма на cantus firmus в ее преломлении в современной хоровой композиции. Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей жанров, форм и техник старинной полифонии с современными средствами композиторского письма (сонорика, алеаторика и других). Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические техники в современной хоровой композиции анализируются с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающего объектом специального исследования сочинения «Veni Sancte Spiritus» А. Вустина и введение его в современный научный обиход.
Философия и искусство
Вань Ц. - Символизм в произведениях искусства цзяньчжи 剪纸 района Цзиньчжоу c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37901

Аннотация: В данной статье рассматривается символика, содержащаяся в произведениях искусства цзяньчжи. Как простое народное искусство, вырезание из бумаги в Цзиньчжоу имеет собственный эстетический и образовательный стиль, который проникает в сердца людей и поднимает их на более высокий духовный уровень. Цзяньчжи может представлять духовное мировоззрение определенной эпохи в регионе. Среди символических образов были изучены образы животных, растений, фигуры, предметы, иероглифы и узоры. Произведения искусства цзяньчжи представляют собой сочетания разнообразных узоров, форм и мотивов, которые содержат в себе глубокий символизм. Изучение образов и символических значений позволит расширить знания о культуре и обычаях региона, а также создать возможности для сохранения этого уникального вида искусства, содержащего в себе нематериальное культурное наследие Китая. В статье делается вывод об уникальности стилистики и символизма данного направления искусства в описанном регионе. Утверждается, что в произведениях цзяньчжи нашли отражения культура, обычаи и особенности общества района Цзиньчжоу. С точки зрения нематериального культурного наследия, искусство вырезания из бумаги в Цзиньчжоу является художественным воплощением материальной и духовной культуры народа. Делается вывод о необходимости сохранения данного вида искусства и последующего изучения его символизма с целью сохранения нематериального национального наследия Китая.
Эстетика
Кормин Н.А. - И. Кант: как возможно эстетическое? c. 60-112

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37815

Аннотация: Предметом исследования являются способы обоснования фундаментального понятия эстетической науки – категории эстетического в философии Канта. Автор рассматривает такие аспекты темы, как содержание трансцендентальной философии, в которой разум предается сугубо эстетическому занятию, – рисует для самого себя строение целого, конгруэнтность условий произведения искусства априорной выполнимости чувств, понимание категории прекрасного под знаком эстетической интенции cogito, анализ того, как художник соединяет эстетические стороны вещи в себе с несоизмеримыми мирами в произведении искусства. Эстетическое существует в некоем универсальном пространстве, которое задается трансцендентальным как «последней основой», светящейся смыслом. Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что по аналогии с трансцендентальной эстетикой Кант допускает не тождественную ей эстетику чистого практического разума, выражая надежду на то, что в будущем удастся постигнуть ту и другую в качестве элементов единства всей способности чистого разума. Особым вкладом автора в исследование темы оснований является их поиск в контексте философской интерпретации понятия эстетического удовольствия, как она осуществляется в рамках моральной философии Канта. Новизна исследования заключается в выявлении драматургии оснований эстетического, не предполагающей какого-то его сценария как основы для построения эстетического мышления, в раскрытии того, как система эстетических взаимодействий и синтезов соотносится с идеально исходными по отношению к миру и человеку структурами, с абсолютными основаниями, без которых никакой эстетики нет.
Новая научная парадигма
Герасимов Г.И. - Музеология как гуманитарная наука c. 113-125

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37794

Аннотация: Целью статьи является обоснование главных теоретических и методологических положений музеологии как гуманитарной науки. С идеалистических позиций сформулированы ее основные понятия, определена методология. В качестве объекта рассматриваются идеи человека, создающего музейную реальность для достижения влияния на сознание других людей. В качестве предмета определена идея конкретного музея, реализованная в объективной реальности. Предметом музеологии является также процесс реализации идей – функционирование музейной реальности и процесс ее восприятия посетителями. Цель музея – произвести определенные изменения в сознании и мироощущении другого человека – посетителя. В основе методологии музеологии как гуманитарной науки лежит метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Особую роль играют методы: коммуникативный и конструирования. Цели музея определяют его функции, важнейшей является коммуникативная, именно она реализует главную цель музея – передать идеи и ощущения от музейного сотрудника – посетителю. Способы достижения цели могут меняться с изменением взглядов в обществе, при этом меняются сами музеи и их функции. Главным фактором, определяющим роль и общественную значимость музеев, является интерес к ним человека, который проявляется в том случае, когда идеи, заложенные в их основание, соответствуют главным мировоззренческим идеям, господствующим в обществе, и помогают людям в решении их жизненно важных проблем. Музей должен быть актуальным только когда он играет важную роль в жизни общества. Следующим этапом развития музеологии как гуманитарной науки является ее апробация в ходе решения научных и практических задач, стоящих перед музейным сотрудником.
Традиции и инновации
Грищенко А.П. - Этнографический мотив в декоративно-прикладном искусстве Красноярска. История и современность c. 126-133

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.4.37756

Аннотация: В статье рассматривается профессиональное декоративно-прикладное искусство г. Красноярска с 50х годов ХХ века до современности. Аспектом рассмотрения является использование этнографического мотива Красноярского края и особенности его воплощения в изделиях красноярских художников декоративно-прикладного искусства. На примере творчества Н.В. Касаткиной, А.Г. Ткачева, А.С. Москвитина, А.С. Мигаса, С.Е. Ануфриева и Е.А. Красновой показаны аспекты использования этнографического мотива и их трансформация с течением времени, которое привело к формированию археоарта в современном декоративно-прикладном искусстве и особенности его воплощения в произведениях Основными выводами исследования являются принципы использования, функционирования и трансформации знаков этнографического мотива в произведениях декоративно-прикладного искусства в Красноярском крае. Процесс формирования нового стиля в искусстве происходил от цитирования и простой стилизации отдельных предметов этнографии в произведениях художников к постепенному нарастанию знаков этнографического мотива в творчестве мастеров который привел к формированию нового понимания региона в искусстве. Основное визуальное понятие современного археоарта заключается в представлении Енисейской Сибири как "колыбели человечества". Этнографический мотив, связанный с историей и мифологией коренных народов, становится отправной точкой в художественном образе, через который происходит возвышение региональных визуальных знаков до символов понятных каждому человеку.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.