по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 04-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2022
Актуальный вопрос
Давыдова О.С. - Пластические рифмы модерна. К вопросу о визуальной поэтике символизма c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37229

Аннотация: В статье впервые в отечественном и западном искусствознании понятие визуальной поэтики модерна выдвинуто в качестве самостоятельного искусствоведческого предмета исследования. На основе анализа иконографических и теоретических поисков мастеров символизма, нашедших отражение исключительно в границах выразительных средств изобразительного искусства, автор приходит к выводу о поэтических принципах мышления художников-символистов как основополагающих источниках формирования стиля модерн – нового пластического языка конца XIX – начала XX века. Емкая характеристика философско-эстетического содержания, скрытого за видимыми формами визуального символистского образа, в своих научных истоках опирается как на возможности искусствоведческого сравнительно-формального анализа, так и на иконологический метод, адаптированный к исследуемому периоду. Новаторское значение реализованного в статье концептуального подхода к изучению искусства символизма заключается в том, что поэзия как понятие выводится автором за границы литературной сферы и рассматривается в качестве специфического типа художественного мировоззрения, повлиявшего на развитие визуального языка искусства в эпоху модерна. При этом сама визуальная поэтика уподобляется сложной системе внутренних образов, которые сопровождают творчество мастера на протяжении всего пути его самовыражения и оказываются напрямую связанными с глубиной поэтического начала души художника, с его лирико-метафорической интуицией. Данный подход позволяет не только расширить представление об эстетических ориентирах художников-символистов, но и обозначить новые методологические координаты в области исследования искусства символизма как в национальном, так и в интернациональном контексте.
Серов Ю.Э. - Первая симфония Бориса Тищенко: на пути к «новым берегам» (к вопросу об обновлении отечественного симфонизма в 1960-е годы) c. 13-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37517

Аннотация: Предметом исследования является период советской музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими художественными достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Статья посвящена симфоническому творчеству выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко. Особое внимание в исследовании уделяется его Первой симфонии. Она появилась на свет, когда ее автору было всего двадцать два года. С пылкостью и творческим жаром Тищенко ворвался в советское музыкальное пространство, заявив о себе как о большом и самобытном таланте. Его, во многом стихийное, звукотворчество шло в ногу со временем, в унисон с глобальными переменами, случившимися в отечественном симфонизме. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает Первую симфонию композитора в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место Тищенко — самого молодого из поколения «шестидесятников» — в борьбе за «новую музыку». Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко оказался одним из лидеров в деле обновления отечественной музыки второй половины ХХ века, а его ранняя Первая симфония в полной мере отобразила напряженные искания послевоенного поколения советских композиторов и открыла путь к «новым берегам» в симфонической музыке того времени.
Кошкарева Н.В. - Семантика литературно-текстовых источников в полифонических произведениях для хора a cappella отечественных композиторов второй половины XX – начала XXI веков c. 26-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37510

Аннотация: Целью настоящей статьи является выявление тесной, «полифонической» связи слова и музыки в хоровой музыке. Предметом исследования выступает синергизм литературно-текстовых источников и полифонической формы. Объектом исследования является рассмотрение полифонических произведений для хора a cappella современных отечественных композиторов. Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение, поэтику и хороведение, выявлены параметры музыкальной композиции: литературно-текстовый источник и музыкальная форма. Автор подробно рассматривает такой аспект темы как диалектическое взаимодействие конструктивных и деструктивных формант архитектоники музыкальной формы полифонических сочинений для хора. Особое внимание уделяется дифференцированию структуры литературно-текстового источника и атрибуции полифонических форм мотета, мадригала, фуги, фугато.   Основным выводом проведенного исследования становится парадигма художественных связей литературного и нотного текста как паралингвистических средств, являющихся носителями разнородной информации и вносящих дополнительные оттенки в содержание произведения. Акцентируется внимание на необходимость изучения проблематики, связанной с архитектоникой современной хоровой композиции, обусловленной не только общим художественно-историческим потенциалом хоровой культуры в целом, но и особенно его большим значением в современном музыкальном искусстве. Новизна исследования заключается в том, что впервые полифонические формы хоровых произведений a cappella анализируются как мультимодальные тексты, синтезируя научные достижения лингвистики и музыковедения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение ранее не выступающих объектом специального исследования сочинений для хора a cappella А. Королёва и Ю. Евграфова и введение их в современный научный обиход.
Ким В.Г. - Музыкальный театр в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740): воплощение честолюбивых замыслов и эстетические предпочтения императрицы c. 35-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37508

Аннотация: В статье затрагивается проблема влияния личностных качеств Анны Иоанновны на становление российского музыкального театра. Несмотря на то что историки в целом критически оценивают итоги правления этой царицы, ее вклад в развитие русского музыкального театра был значителен и, по мнению автора, до конца не оценен. Как отмечают исследователи, именно благодаря инициативам племянницы Петра Великого, в Россию пришла и воцарилась на долгие года опера seria. Однако вопрос «была ли заслуга Анны Иоанновны в том, что после ее правления, в последней четверти XVIII века оперное искусство в России переживало подъем?» поставлен не был. Научная новизна исследования состоит в установлении причинно-следственной связи между эстетическими предпочтениями императрицы и музыкально-историческими процессами, которые за несколько десятилетий привели к рождению русской оперы. В работе использованы методы анализа и синтеза найденных исторических свидетельств с учетом трудов отечественных и зарубежных ученых. Основными выводами проведенного исследования является переоценка исторической роли Анны Иоанновны как инициатора развития отечественного музыкального театра. В действительности императрица сыграла одну из ключевых ролей в подготовке Русского Просвещения. Информация, приведенная в статье, имеет практическую значимость и может быть рекомендована для использования в учебном процессе в качестве дополнения к лекционным материалам.
Философия познания
Попов Н.А. - Информатика и информационное видение мира с позиции принципа материалистического монизма c. 47-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37482

Аннотация: Предметом данного исследования является проблема безуспешности попыток научного сообщества придти к единому пониманию того, что же именно может представлять собой информация как нечто кодируемое в материальные структуры и перемещаемое вместе с ними. При этом подробно рассматриваются следующие аспекты этой проблемы: в чём непосредственная причина появления проблемы информации; каковы объективные и субъективные предпосылки её появления; почему нерешённость этой проблемы нисколько не мешает созданию и развитию систем связи, управления и других «умных» устройств; имеется ли какой-то общий ориентир для поиска решения подобных проблем, и каков он; какую роль сыграла философия информации в превращении проблемы информации из частной научной проблемы в проблему мировоззренческого уровня. Основные результаты проведённого исследования состоят в следующем: выявлена непосредственная причина появления проблемы информации и дано всесторонне обоснованное решение этой проблемы; выявлено, что благодатной почвой для появления этой проблемы стала незавершённость материалистической теории познания; выявлены обстоятельства, мешавшие её завершению; выявлен природный механизм управления и познания, в результате чего получила дальнейшее развитие материалистическая теория познания; выявлен источник идеального в материальном мире; показано, что механистическая идея кодирования информации сделала понятие информации несовместимым с наличием у него какого-либо объективного содержания; выявлено, что же на самом деле скрывается за словами о кодировании информации и её измерении; выявлена природа сигналов и знаков; выявлена своеобразная ангажированность философии информации и общая ошибка всех известных концепций информации.
Муки коммуникации
Семухина Е.А., Шиндель С.В. - О функциях и свойствах универсальной категории культуры «греховность», репрезентированной в медиапространстве c. 73-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37598

Аннотация: Целью настоящей статьи является анализ манифестации универсальной аксиологической культурной категории греховности в медиапространстве. Предметом исследования стали свойства и функции данной категории, актуализирующиеся при ее репрезентации в цифровых СМИ. В соответствии с поставленной целью нами использовались такие методы, как метод сплошной выборки и наблюдение за фактами репрезентации культурных категорий, позволившие определить языковой материал для анализа, а также статистический метод для проведения количественного анализа. Контент-анализ единиц, отобранных для исследования, использовался для выявления роли, свойств и основных функций универсальной аксиологической категории греховности.      Новизна исследования заключается в том, что впервые была рассмотрена универсальная природа категории греховности, ее функции и свойства, репрезентированные в медипубликациях. Основные выводы: изучение фактов актуализации категории греховности в медиапространстве позволил утверждать, что исследуемый феномен связан с такими темами, как политика, криминал (в новостных СМИ) и оценка поведения граждан и нравственность (в религиозных СМИ). Данные факты указывают, что основной функцией категории греховности является регулирующая, направленная на эвальвацию и коррекцию действий членов социума, а также создание общественного мнения. Кроме того, в статье доказывается, что категория греховности имеет транскультурные свойства, пронизывая и реализуясь во всех культурных слоях, от локального до глобального. В этих культурных слоях характер категории приобретает разный оттенок, в частности на глобальном уровне категория греховности приобретает значение вины (или виновности), что является следствием значительного влияния западной культуры на глобальную. Представляется, что выявленные свойства категории указывают на ее высокую значимость для современного российского общества. Установленная регулирующая функция позволит применять данную категорию в том числе в рамках задач по регламентации и управлению общественным мнением и в сфере пропаганды основных ценностей.
Философская антропология
Куликов А.К. - Проблема действия и проблема языка: "поздний" Витгенштейн как антрополог c. 83-100

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37550

Аннотация: Теоретический разрыв с реально совершаемым действием – одна из фундаментальных проблем антропологии и теории действия. Для ее осмысления стоит обратиться к антитеоретическому и антиформалистскому пафосу "позднего" Витгенштейна, противостоящему всем попыткам описания действия и языка (понятого как деятельность) в терминах правил и абстрактных структур. Критический анализ заимствованных из простого здравого смысла предпосылок интеллектуализма (например, о следовании правилу) позволяет показать, что логический анализ действия и языка имеет дело не с реальным языком, а с искусственно созданной абстракцией. В статье предпринимается попытка показать позитивное значение этой критики. Основной вывод исследования состоит в том, что мыслитель способен адекватно понять действие и язык, если делает предметом своего анализа также и свое собственное ученое отношение к ним. Только на этом пути можно рассчитывать преобразовать антитеоретический пафос Витгенштейна в основание конструктивного исследования действия и языка. Инструменты научного анализа часто оказываются куда более строги и логичны, чем его предмет. Витгенштейнов анализ языковых игр и стоящей за ними формы жизни – это попытка избежать таких слишком строгих и слишком логичных методов и построении в антропологии, философии действия и философии языка. Новизна исследования заключается в применении идей Витгенштейна для прояснения слабостей и затруднений, с которыми сталкиваются гуманитарные науки (лингвистика, антропология) в XX веке и сегодня, а также для отыскания выхода из этих затруднений. Актуальность работа связана огромным интересом современных логиков и философов к творчеству Витгенштейна, с насущной потребностью определения новых путей развития философской антропологии.
Философия и искусство
Зайцева Н.В. - Полемика вокруг французского классицизма XVII века. Историография вопроса. c. 101-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.2.37321

Аннотация: Вопросы стиля в искусстве являются основополагающими вопросами современной эстетики, поскольку стиль выдвигается в ряд главных категорий искусства, выступая в качестве принципа организации эстетической формы. Не случайно на протяжении последнего столетия внимание многочисленных исследователей было обращено к XVII веку - началу истории эстетики нового времени, в котором, возможно, заключен корень современных проблем. XVII век представляется в этом отношении самым благодарным материалом для дискуссии о стиле, поскольку в XVII веке возникают великие стили, которые будут развиваться и трансформироваться в последующие века и определят развитие искусства на многие десятилетия - классицизм и барокко. C 30-х годов XX века в исследованиях, посвященных изучению литературы и искусства XVII века намечается отход от теории классицизма XIX века. Первый этап такого поворота - исследование творчества «столпов классицизма», которое продемонстрировало, что оно не имеет ничего общего с иерархизированным академизмом и благоговением перед нормами. Желание нравиться публике, воспринимавшееся вначале как главный парадокс в теории классицизма, в дальнейшем формулируется исследователями, как присутствие иной эстетики. Следующий этап - подвергается критике сам термин «классицизм», как поздний, оценочный, придающий этой эпохе значение абсолюта. В силу чего, многие исследователи приходят к выводу, что во Франции XVII века не было литературной и эстетической доктрины в качестве единой и «классической». Наконец, третий этап изучения - обращение к единой антропо-социо-культурной концепции истории, использование социологических методов для выделения галантного этоса позволяет сделать заключение, что классицизм - это явление в сфере искусства, галантность – это не только феномен художественный, но и социальный.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.