по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 10-11-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Философия культуры
Никифорова А.С. - Развитие идеи синтеза искусств в европейской культуре XIX–XX вв. c. 1-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.36686

Аннотация: Статья посвящена исследованию синтеза искусств как явления, распространившегося на различные сферы культуры и искусства XIX–XX вв. В этот период формируется иной визуальный язык и новые формы восприятия художественного творчества. В статье анализируются различные формы воплощения идеи Gesamtkunstwerk и их развитие на протяжении XX в.: мифологизация как особый метод мышления, стремление выйти за пределы чисто художественной образности, субъективизация восприятия времени и пространства, создание организованной эстетической среды, эстетическое измерение гуманизма, синтетизм мышления и универсализм художника. Особое внимание уделяется историко-культурному контексту, начиная со взглядов йенских романтиков, музыкальной теории Р. Вагнера и заканчивая обращением к творчеству мастеров модерна, авангарда и новаторов театральной сцены. В данном исследовании также рассматривается проблема возникновения новых форм художественного творчества. Анализ ключевых тенденций позволяет выявить значение идеи синтеза искусств для культуры в широком аспекте: философия, поэзия, архитектура, изобразительное искусство, дизайн и перформанс. Новизна исследования заключается в том, что идея синтеза искусств представлена как один из ключевых формо- и смыслообразующих факторов в европейской культуре XIX-XX вв. В статье подробно рассматривается проблема перформативности современного искусства как логического продолжения эволюции форм художественного творчества. Современные театральные и перформативные художественные практики («живые» выставочные пространства, «музей восприятия», «театр полноты», поисковый театр, променад-театр и др.) можно рассматривать как переосмысленный вариант той мечты о синтезе искусств, которая родилась в культуре немецкого романтизма.
Диалог культур
Суслов А.В. - Эволюция и кризис мультикультурализма в свете идей полиэтнической (межкультурной) справедливости c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.36625

Аннотация: Цель исследования – проанализировать сущность и проблемы генезиса мультикультурализма и его разновидностей, причины кризиса в его развитии, пути выхода из кризисной ситуации в широком этико-философском контексте. Автор показывает, что построение многокультурного общества должно опираться не на ограниченное понимание культуры как совокупности религиозных установлений, этнических норм, обычаев и традиций, а на философское понимание культуры как системы, формирующей глубинные ценности, важнейшей из которых является справедливость. Особое место уделено обоснованию категорий «социальная справедливость» и «право», выступающих как необходимые основания современного многокультурного общества. В статье показано, что социальная справедливость является определяющим основанием развития современных многокультурных обществ. Она выступает необходимым условием гармоничного сосуществования отдельных индивидов, групп и общества в целом. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что процессы глобализации, с одной стороны, усиливают интеграцию, формируя единое социокультурное пространство, а с другой усложняют адаптацию национальных культур и её представителей, что порождает напряженность в межкультурном взаимодействии, а учет и позитивная опора на социальную справедливость как фундаментальную ценность любого общества, помогает найти нравственную меру в регулировании проблем, возникающих в современных многокультурных обществах.
Эстетика
Коротких В.И. - Феноменологические основания эстетики Гегеля c. 32-46

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.36305

Аннотация: В качестве предмета рассмотрения выступает взаимосвязь "Феноменологии духа" и "Эстетики" как элементов системы философии Гегеля. Исходным пунктом исследования является установление зависимости "Феноменологии духа" от первоначального замысла философа, предполагавшего подготовку лекционного курса по эстетике. На этом основании ставится задача изучить влияние выросшего из этого замысла произведения, принявшего образ "первой части" "Системы науки", на курс эстетики, читавшийся Гегелем позднее в Гейдельберге и Берлине и получивший отражение в поготовленной к изданию Г. Г. Гото "Эстетике". Основное внимание в статье уделяется влиянию на сложившееся эстетическое учение Гегеля феноменологического метода, в частности, его значение для решения проблемы обоснования общезначимости эстетических суждений.    В статье впервые в отечественной литературе предпринимается попытка анализа роли феноменологического метода в становлении эстетики Гегеля. К числу полученных результатов относится выявление общефилософских и феноменологических оснований исключения "прекрасного в природе" из области эстетики как философской дисциплины, обоснование роли понятия наблюдателя в становлении метода рассмотрения искусства, выявление места понятия видимости в гегелевской эстетике, а также демонстрация концептуальной и стилистической однородности текстов "Феноменологии духа" и "Эстетики". Кроме того, в статье обобосновывается зависимость от "Феноменологии духа" гегелевского понимания возможности философского исследования искусства, а следовательно, и понимание статуса эстетики как философской дисциплины.
Философия и искусство
Афанасьев Н.В., Титова У.В. - Роль культурных индустрий в современной культурной жизни региона (на примере комедии Н.Д.Неустроева “Тиэтэйбит”) c. 47-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.34510

Аннотация: Обьектом исследования является роль комедии Н.Д.Неустроева “Тиэтэйбит” в культурную жизнь Республики Саха (Якутия). Предметом является влияние современных креативных индустрий в культурную жизнь региона. Авторы подробно рассматривают на примере комедийной драмы Николая Денисовича Неустроева "Тиэтэйбит" использование креативных подходов для сохранения и популяризации культурного наследия народа Саха. В работе отмечается, что за последние годы, большим событием в развитии духовной культуры и в целом культурной жизни региона, стало, вносимые современниками новшества в постановках якутских комедий. Так, по мотивам комедии "Тиэтэйбит" была поставлена первая якутская музыкальная комедия и снят фильм. В рамках исследовательской работы, авторами проведен опрос, отвечающие на вопросы, -"как Вы думаете, вводимые новшества в культуру народа ввиде экранизация классической литературы с использованием инноваций, побуждает ли молодое поколение к знанию, изучению якутского культурного наследия? -"в чем актуальность произведения Н.Д. Неустроева “Тиэтэйбит” на сегодняшний день". Основными выводами проведенного исследования являются, что комедия «Тиэтэйбит» Н.Д.Неустроева в ХХI в. стал одним из главных фундаментов становления креативной индустрии региона. Креативная индустрия как инструмент для развития региональной культуры может сыграть мощнейшую, высокоэффективную роль в развитии общественной жизни региона.
Розин В.М. - Анализ реальности произведения и художественной коммуникации как путь к уяснению сущности искусства c. 53-67

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.36794

Аннотация: В статье две основные темы: характеристика трех основных этапов изучения автором искусства и краткое изложение связанной с этим исследованием авторской концепции искусства. Отталкиваясь от концепции искусства Л.С. Выготского, автор указывает свой подход к изучению искусства. На первом этапе автор рассматривал искусство, сравнивая его со сновидениями, общением и игрой, анализируя какую роль эти процессы и семиотические средства выполняли по отношению к обычной жизни. Вводится представление о художественной реальности, которая выступает продолжением обычной жизни¸ позволяя реализовать в семиотической форме желания (психические программы), блокированные в обычной жизни, причем эта реализация представляет собой проживание событий, заданных специфическим семиозисом искусства и условностью. На втором этапе излагаются результаты генезиса искусства. В анализе происхождения и развития искусства автора интересовали три основные темы: 1) становление на основе семиозиса, сложившегося в обычной жизни, семиозиса искусства, 2) формирование сферы досуга, в рамках которого складывается искусство, 3) «концептуализация» (осознание в философии) искусства в античной культуре, позволившая охарактеризовать искусство как самостоятельную область жизни в отличие от других областей. На третьем этапе искусство и художественная реальность анализировались как особый тип коммуникации. С точки зрения автора, и художник (писатель, композитор) и зритель (читатель, слушатель), с одной стороны, создают и воссоздают художественную реальность (и не всегда имеет место совпадение), с другой ‒ в той или иной степени учитывают возможности и компетенции друг друга именно в плане коммуникации. Делается вывод, что искусство задается понятийным пространством, координатами которого выступают представления о художественной реальности, художественной коммуникации, способах жизни человека в искусстве, концептуализации искусства и его развитии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.