по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 21-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2021
Актуальный вопрос
Серов Ю.Э. - Новаторские тенденции в симфоническом творчестве советских композиторов 1960-х годов и Третья симфония Б. Тищенко. Часть 1 c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36478

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на нескольких ключевых симфонических произведениях Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, Ю. Фалика, А. Шнитке, Н. Каретникова, Л. Пригожина, внесших самый серьезный вклад в дело обновления отечественной музыкальной культуры. Особое внимание в исследовании уделяется Третьей симфонии Б. Тищенко, вобравшей в свою стилистическую орбиту основные тенденции современной музыки и открывшей новые музыкальные горизонты. Научная новизна работы состоит в том, что автор впервые рассматривает выдающуюся Третью симфонию Тищенко в контексте стилевых и языковых новаций 1960-х годов. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что Тищенко стал одним из лидеров в деле обновления отечественного симфонизма второй половины ХХ века, а его Третья симфония в полной мере отобразила напряженные искания целого поколения советских композиторов.
Кормин Н.А. - Метафизическая метафора c. 19-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36589

Аннотация: Задача исследования – определить значение метафоры для выявления метафизических оснований эстетики, проанализировать, как прорисовываются способы этого определения в философии Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Деррида, Мамардашвили. Их работы помогают уяснить, как строится метафизическая метафора, ее эстетическая матрица. Эстетическая мысль издревле рассматривала концепцию языка метафоры с его двойной неопределенностью, разнообразные метафорические фигуры как структуры, внутренне связанные с категориальной рефлексией над системой искусства, а сама метафора мыслилась как форма смыслового восприятия и создания художественного ландшафта. Выявляя место эстетики в структуре метафизики, автор рассматривает эстетическую роль метафорического внутри метафизики, сложность отношений между понятием метафоры и фундаментальной метафизической категорией бытия В мировой научной литературе существует необозримое количество работ, в которых метафора рассматривается как риторическая фигура. Но исследования метафизической метафоры – редкость. В статье впервые в русскоязычной литературе намечены подходы к эстетическому пониманию метафизической метафоры, как они сложились в основном в философии Хайдеггера и Деррида. В их концепциях выявляется интуиция самой метафоры как метафизики, раскрывается представление о метафизической метафоре света, понимание трансцендентального эго как метафоры и проясняется понятие субстанции самой метафоры. Особое внимание уделяется эстетико-метафизическим трактовкам метафоры в современной отечественной философии.--
Актуальный вопрос
Рыбалкина П.В. - "Государство" Платона: образец протопроектной мыследеятельности и первичный опыт проектирования новых социальных форм. c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.27062

Аннотация: Статья посвящена аналитике работы «Государство» Платона в контексте генезиса проектного мышления и проектной деятельности как антропологического результата, восходящего к ранним стадиям культуры и первичным личностно ориентированным античным практикам. С этой целью автором осуществляется переход в плоскость историко-культурной ретроспективы зарождения феномена проектного мышления с объективными перипетиями его генезиса; предпринимается попытка отрефлектировать данный процесс, изучить и прояснить для себя ряд моментов, связанных с прелюдией и динамикой развития проектного подхода к организации современной действительности. Одновременно по тексту обосновывается авторская позиция относительно трактовки «Государства» Платона как раннего типического образца протопроектного мышления, формирующегося в недрах античных культурных практик. Проектное мышление является перспективным проектом бытия культуры, своего рода матрицей самореализации значительной части наших современников. Основными выводами проведенного исследования является возможность признать работу Платона «Государство» одним из первейших образцов протопроектирования на основании наличия в ней большего количества типологических признаков проектирования и отсутствия меньшего количества таковых.Мы считаем, что работа Платона «Государство» по большинству параметров подпадает под понятие «проектная деятельность», поскольку в ней нам удалось выявить большинство составляющих социокультурного проектирования.
Связь времен
Шушаков Е.С. - Концепция развития природы и социума в трудах П.Тейяра де Шардена и сравнение его воззрений с представлениями о глобализации З. Баумана c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.26204

Аннотация: Объектами данного исследования являются концепция эволюционного развития универсума П. Тейяра де Шардена и концепция «текучей реальности» З. Баумана, а предметами, соответственно, методология П. Тейяра де Шардена и его представление о будущем развитии социума, и описание основных характеристик глобализации З. Бауманом. Особый акцент делается на тейярдистской методологии (взаимодействие тангенциальной и радиальной энергий) в силу того, что в рамках концепции Тейяра де Шардена социальные, биологические и физические феномены не имеют качественных различий и подчиняются общим универсальным законам. Используется метод текстуального анализа и сравнительно-исторический метод. В статье в общих чертах реконструируются представление П. Тейяра де Шардена о социальном развитии и тезисы З. Баумана об основных характерных чертах современной глобализации. Новизна исследования заключается, во-первых, в попытке представить методологию П. Тейяра де Шардена, как приемлемую для современной науки и обладающую прогностической силой; во-вторых, в сравнительном анализе представлений З. Баумана и П. Тейяра де Шардена о процессах глобальной социальной интеграции. Выводы: 1) У обоих учёных присутствует представление об углубляющейся поляризации общества; 2) Для обоих авторов глобализация коррелирует с процессом индивидуализации социальных акторов, с отстаиванием ими собственной идентичности.
Диалог культур
Гнилов Б.Г., Никольцев И.Д. - О некоторых аспектах влияния западноевропейской музыки на творчество Сергея Рахманинова c. 75-85

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36642

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются некоторые проявления влияния западноевропейской музыкальной культуры на музыку Сергея Васильевича Рахманинова. Объектом исследования является творчество Рахманинова, в первую очередь его фортепианная, фортепианно-оркестровая и симфоническая музыка. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как конкретные проявления влияния ритмики, характерной для западноевропейской музыки и возникшей в ее недрах, некоторых мелодических формул, таких как Dies Irae. Особое внимание уделяется рассмотрению вопроса о воздействии ритмоформул, откристаллизовавшихся в эпоху борокко, таких как «восьмая с точкой, шестнадцатая и восьмая», полифонической ритмики (с её особой манерой «лигования» нот и синкопирования), а также ритмофактурой, свойственной прелюдиям и токкатам.   Новизна данной статьи состоит в попытке вскрыть ещё малоизученные аспекты воздействия европейской музыки на музыкальный язык Рахманинова. Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что в музыке Сергея Васильевича Рахманинова мы можем обнаружить мощное влияние европейской музыки, причем несколько неожиданно (на первый взгляд) оно обнаруживается даже в характерной для него ритмике. Истоки «ритмоформулы Рахманинова» обнаруживаются в западноевропейской полифонической музыке. Но и другие аспекты культурного взаимодействия также выявляются без труда. Полученные результаты исследования могут применяться в педагогической практике, но также будут полезны музыковедам, музыкантам и любым людям, интересующимся музыкой Рахманинова.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.