по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 11-06-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Диалог культур
Соколова А.Н. - Визуализация музыки, музыкантов и музыкальных инструментов в художественном творчестве мастеров Адыгеи c. 1-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35413

Аннотация: Рассматривается живопись и графика художников Адыгеи, в сюжетах и образах которых изображаются музыкальные инструменты, музыканты и определенным образом визуализируется сама музыка. Выдвигается идея о том, что все наследие этого рода условно можно разделить на три группы. В первую входят произведения, воспринимаемые в качестве исторических документов, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных видов музыкальных орудий, способов игры на них, танцев, танцевальных позиций, движений и т.п. Сюда же входят живописные полотна с этнографически точным воспроизведением прошлой или настоящей реальности, через которую «слышится» музыка и «видится» движение. Вторая группа – это портреты известных музыкантов, оставивших заметный след в истории региональной культуры. Третья группа произведений, связанных с музыкой, музыкальными инструментами, танцем, – это произведения, в которых визуализируется нечто скрытое за привычной поверхностью вещей. В каждой группе существуют особая техника и способы визуализации музыки и музыкальных инструментов. Новизна исследования заключается в представлении художественных полотен мастеров Адыгеи, находящихся в фондах Северокавказского филиала Государственного музея Востока (г. Майкоп) и практически неизвестных широкому зрителю; в постановке темы, нацеленной на исследовании способов визуализации музыки, музыкальных инструментов и музыкантов в живописи и графике; в предложенной негомогенной классификации живописного наследия, связанного с музыкой, музыкальными инструментами и музыкантами, которая может быть имплицирована к любой другой региональной культуре; в определении роли этого вида культурного наследия для будущего поколения. Утверждается, что живопись и графика, экспонируемая в музеях, представляется не столько прошлым, сколько настоящим, включенным в культурную и эмоционально-психологическую жизнь современности.
Актуальный вопрос
Кормин Н.А. - И. Кант: совершенство в структуре эстетического поля метафизики c. 22-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35612

Аннотация: Предмет исследования – отношение между эстетикой и метафизикой, как оно прорисовывается в кантовском трансцендентализме. В «Критике способности суждения» Кант вообще полагает, что представление о совершенстве не коррелирует с представлением о чувстве удовольствия, а в первом введении в «Критику способности суждения» он далек от того, чтобы считать способы разрешения проблематики соотношения совершенства и эстетического чувства удовольствия убедительными. Но отношение к совершенству меняется в более поздних работах Канта, анализ которых показывает, что идея совершенства, по сути, мыслится в качестве способа основания всей эстетики, ее исходной категории – прекрасного, значение которой совпадает с выражением эстетического совершенства в случае, если это подлинная красота. Метафизика совершенства, содержащаяся в анализируемых работах Канта, побуждает по-новому взглянуть на категориальный аппарат кантовской эстетики, сформировавшийся в «Критике способности суждения», расширить представление о кантовской эстетике как части трансцендентальной метафизики. Понятие совершенства выражает различные моменты метафизического исследования, сохраняя свои имманентные качества и в эстетике. В предикации как акте современного эстетического высказывания трудно выделить какие-то этапы и структуры, которые могут специфически связываться с перфекционизмом. Вопрос о поле таких связей является достаточно дискуссионным, в том числе и в современной отечественной философии.
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко и новое поколение советских композиторов 1960-х годов: политический и экономический контекст c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35744

Аннотация: Предметом исследования стал период отечественной симфонической музыки первой половины 1960-х годов. На сцену вышло новое поколение композиторов-«шестидесятников», властно заявившее о себе яркими творческими достижениями, свежим и современным музыкальным языком. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как система музыкального образования, сложившая в СССР к середине ХХ века, на устойчивом положении советских композиторов в материальном плане и идеологическом давлении государства в обмен на заботу о создателях музыкальных произведений. Особое внимание в исследовании уделяется возникшим в результате политической «оттепели» новым творческим возможностям для молодых отечественных композиторов. Научная новизна работы состоит в том, что автор вводит в оборот большой пласт мемуарной литературы и критических статей самих участников движения «новой волны», приближаясь, таким образом, к более всестороннему осмыслению и пониманию сложных процессов, проявившихся в советской академической музыке. В статье подробно анализируются роль и место в борьбе за «новую музыку» самого молодого из музыкантов «шестидесятников» — выдающегося отечественного симфониста ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Основным выводом статьи становится мысль о том, что мы можем говорить об определенном триумфе советской композиторской школы и системы музыкального образования, наиболее ярко обрисованном именно тремя последними десятилетиями существования Советского союза.
История идей и учений
Коротких В.И. - Прошлое в настоящем: опыт структурно-семантического анализа образа Девы-Судьбы в «Феноменологии духа» Гегеля c. 73-84

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35052

Аннотация: В статье рассматривается гегелевская концепция познания истории культуры, нашедшая отражение в «Феноменологии духа» в образе Девы-Судьбы. В этой связи предлагается новая редакция перевода одного из фрагментов "Феноменологии духа" Гегеля, имеющего принципиальное значение для понимания замысла произведения и его структуры. Специальное внимание уделяется гегелевскому пониманию исторического познания, особенностям языка "Феноменологии духа", роли образности в описании "опыта сознания". Автор обосновывает положение, согласно которому признание универсальных взаимосвязей и целостности истории выступает предпосылкой возможности ее понимания. В статье указывается на зависимость развиваемой Гегелем концепции природы и предназначения философии от его учения об историческом сознании. В статье даётся детальный анализ образа Девы-Судьбы и изучается его значение в концептуальной структуре "Феноменологии духа". Автор демонстрирует роль рассматриваемого образа в гегелевской концепции познания истории культуры, анализирует место образных средств в описании опыта сознания, корректирует традиционные представления о характере и особенностях системы философии Гегеля. Автор подчёркивает значимость личностного аспекта в гегелевской концепции исторического познания и её связь с центральной для философии Гегеля интуицией истории как завершённого целого. Исследование выполнено на основе использования комплекса историко-философских методов и методов сравнительного анализа историко-культурных феноменов. В переводе гегелевского текста используется обращение к этимологии как способ уточнения имеющихся русских переводов.
Ковалев А.А. - Особенности диалектики добра и зла в работах философов раннего Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) c. 85-100

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.3.35851

Аннотация: Предметом исследования являются категории добра и зла в философии представителей раннего Нового времени (на примере трудов Т. Гоббса, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница). Эти философы осмысливали диалектику добра и зла, опираясь на сменившуюся парадигму на рубеже Средних веков и Нового времени. Однако в статье высказано предположение (гипотеза), что, несмотря на радикальный поворот в философии Нового времени, диалектика добра и зла, которая господствовала в философии Средневековья, оказывала серьезное влияние на воззрения философов раннего Нового времени. В качестве методов исследования были использованы диалектический метод и метафизика, применение которых позволило подойти к изучению категорий добра и зла с точки зрения логико-философской позиции их противоречия, а также понять их первоначальную природу и место в мире людей. Новизна исследования состоит в том, что в статье рассмотрена в некотором смысле двойная диалектика: с одной стороны, в работе исследуется поставленная еще несколько тысячелетий назад проблема добра и зла; с другой стороны, философия добра и зла раннего Нового времени сама по себе является неоднозначной и противоречивой, когда уже неактуальна прошлая парадигма, но еще и не до конца сформировалась новая философская концепция добра и зла. Выбор для анализа идей Т. Гоббса, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница неслучаен, изучение их подходов к проблеме добра и зла в традициях раннего Нового времени позволяет обозначить основные вехи в исследовании данных категорий в переходный исторический период.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.