по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 21-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2021
Философия культуры
Жерносенко И.А. - Культура как ключевой фактор становления ноосферогенеза c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37048

Аннотация: Предметом статьи является обоснование фундаментальной связи культуры с насущной современной проблемой поиска вектора позитивного социального развития. Объектом исследования является концепция ноосферного развития как одна из реально продуктивных футурологических стратегий, дающая адекватные ответы на вызовы современности. Отталкиваясь от единой природы сферы ноуменов, независимо от способов познания бытия (наука, религия, искусство), и интегрируя концептуальные основания теорий ноосферы и пневматосферы, автор доказывает, что явления культуры способны выполнять функции аттрактора социального развития как носители научных идей, аксиологических и эстетических ценностей, стремлений к духовным идеалам. А также еще не воплощенные артефакты, но пребывающие в виде идей, уже оказывают влияние на будущее. Ноосферная стратегия общественного развития, в свою очередь, требует разработки новых образовательных подходов. В работе автором уделяется особое внимание обоснованию культуротворческой образовательной модели как действенной методологии в деле подготовки «человека будущего».        В ходе анализа работ основоположников теории ноосферы и учения о пневматосфере, а также их современных последователей, автор приходит к выводу о естественной интеграции концептов В.И. Вернадского и П.А. Флоренского в современной концепции ноосферогенеза, т.к. и научные, и художественные, и социальные идеи имеют единую (информационную природу). Основные выводы проведенного исследования позволяют эксплицировать культурологическую составляющую концепции ноосферогенеза и обосновать эффективность культуротворческой образовательной модели, способствующей формированию ноосферного типа сознания у подрастающего поколения. Особым вкладом автора в исследовании названной проблемы является представление модели культуротворческой школы, апробированной на общеобразовательных школах Алтая, но имеющей высокий эвристический потенциал также для гуманитарных и художественных вузов.
Актуальный вопрос
Бондарева Н.И., Мамаева Ю.В. - Городские усадьбы Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в.: типологический аспект c. 11-25

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37089

Аннотация: Предметом исследования в статье являются типологические группы городских усадеб Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в. Объектом исследования выступает вопрос об особенностях городских усадеб России XVIII-начала ХХ в.в. Цель исследования – изучить городские усадьбы Астрахани второй половины XVIII-начала ХХ в.в. с позиции их типологизации. В статье затрагивается вопрос о феноменологии русской усадьбы, изучаются некоторые исследования, рассматривающие архитектуру и типологию городских усадеб русской провинции, кратко освещается архитектура городских усадеб Астрахани. В статье применяются такие методы исследования, как общенаучный метод (анализ исторического и логического), историко-архитектуроведческий подход в исследованиях, искусствоведческие методики, связанные с изучением усадеб как в пространстве городской среды, так и на фотофиксациях. Также проводилась работа с историческими справками, архивными и другими документами. Теоретической базой исследования служат труды М. Б. Михайловой и Е. И. Кириченко об усадебном строительстве в русских городах; Т. В. Вавилонской и Г. Г. Нугмановой о типологизации городских усадеб. Научная новизна исследования заключается в выявлении типологических групп астраханских городских усадеб с точки зрения их архитектурно-художественных качеств и социального ранга владельцев усадеб. В результате определено, что городские усадьбы Астрахани подразделяются на богатые усадьбы купцов-промышленников, выступающие в качестве художественного явления в архитектурном облике города; зажиточные и средние усадьбы купцов и чиновников, ориентированные на классицистические образцовые проекты; зажиточные и средние усадьбы купцов чиновников и служащих, ориентированные на архитектуру эклектики; средние деревянные городские усадьбы небогатых купцов и мещан, обладающие определённой художественной ценностью. Практическая значимость исследования состоит в определённом вкладе в создание общей картины развития архитектуры Астрахани.
Аксиология: ценности и святыни
Попов Е.А. - Солидарность как явление современной культуры c. 26-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37047

Аннотация: В статье раскрывается феномен солидарности с точки зрения ценностно-смысловой характеристики. Имеющиеся исследования солидарности между тем акцентируют внимание на социальной природе и на социальных аспектах формирования и развития данного феномена. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы иметь четкое представление о факторах, которые определяют солидарное взаимодействие индивидов. К числу таких факторов могут быть отнесены, например, сакральные ценности, а также ценности добра, исторической памяти и другие. Рассмотрение солидарности с этой точки зрения позволяет развивать самостоятельные направления исследований, например, аксиологию солидарности и т.д.   Основными выводами, полученными в ходе изучения солидарности как явления культуры, можно считать следующие положения: 1) ценности являются детерминантами солидарности, при этом вид ценностей (политические, идеологические, социальные) не имеет в данном случае большого значения; 2) солидарность в большей степени связана с универсальными ценностями, которые присутствуют в каждой культуре независимо от ее национального своеобразия; 3) в исследовании солидарности особое место занимают эмпирические методики, позволяющие конкретизировать ценностные аспекты проявлений солидарности в различных социальных группах, общностях, а также в тех или иных социокультурных системах
Философия культуры
Зайцева Н.В. - «Естественное» в философской и моралистической литературе XVII века c. 33-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.36779

Аннотация: «Естественное» рассматривается в философии как онтологическая характеристика объектов внутренней и внешней реальности наряду с понятием «искусственного». Однако, в XVII веке в философской и моралистической литературе происходит ее эстетизация. Многочисленные обращения писателей, моралистов и философов, диалоги и рассуждения на тему «естественного» говорят о том, что это было необычайно важно для эстетической мысли XVII века. Ответ на вопрос «что такое естественное?» был краеугольным камнем новой галантной эстетики и ассоциировался в поведении с непринужденностью, аристократической небрежностью и легкостью, которые противостоят напыщенности и аффектации. В искусстве «естественное» воспринималось как стремление очиститься от барочной нарочитости и перегруженности. В литературе - это итог сложной работы над языком, который позволяет достичь легкости и непосредственности. И, наконец, «естественное» утверждается в философской мысли как соответствие истине. До настоящего времени вопрос эстетизации «естественного» в XVII веке не привлекал внимания отечественных исследователей. Объясняется это отчасти исторической традицией. Россия входит в европейскую философскую мысль лишь в эпоху Просвещения в XVIII веке, поэтому XVII век, на фоне существующих актуальных проблем, представлялся чем-то архаичным. Однако, XVII век открывает историю философской и эстетической мысли нового времени и закладывает основы современной европейской ментальности. В это время происходит формирование нового эстетического идеала и, как следствие, новых эстетических норм и системы оценок произведений искусства, в которых «естественному» уделяется важное место.
Философия и искусство
Попов Е.А. - Философская рецепция в современном искусствоведении c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.11.37070

Аннотация: Статья посвящена анализу возможностей применения философской рецепции в анализе феномена и сущности искусства и произведений искусства. Цель исследования – обосновать необходимость распространения философской рецепции в искусствоведении для полноты исследования искусства в аспекте его «онтологизации». Акцент сделан на том, что современное искусствоведение задает тон в изучении формальной и содержательной сторон искусства и его различных видов и жанров. Опорой методологической и теоретической для искусствоведения является философия искусства, которая, однако, в последнее время не занимает ведущих позиций в анализе искусства и даже уступает в этом эстетике.     Между тем проблема понимания сущности искусства и ценностной роли произведения искусства в жизни человека и общества остается открытой. Она скорее не является предметом пристального внимания искусствоведов, но вполне может стать таковой. Для этого искусствоведческий анализ необходимо дополнить философской рецепцией. Именно этому аспекту проблемы в настоящей статье уделяется особое внимание. Философская рецепция предстает как особенный алгоритм понимания смыслов и идей произведения искусства, а также как осознание сущности данного феномена. Часто искусство рассматривается как одна из форм общественного сознания (наряду с другими, например, наукой, мифологией и т.д.), однако философская рецепция помогает установить ценностно-смысловой характер искусства, который преобладает над социальным и эстетическим. Понимание любого жанра, любого вида искусства сквозь призму искусствоведения необходимо преломляется в философской рецепции. В этом случае у исследователя появляется возможность не только оценить стилистику и жанровую природу произведения искусства, но и проследить его положение в смене эпох, концепций личности, мировоззрений и картин мира. Безусловно, это дает очевидное преимущество любому современному исследователю, который ставит сложную цель постижения сущности искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.