по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Актуальный вопрос
Серов Ю.Э. - Юношеская симфония Бориса Тищенко c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.34982

Аннотация: Предметом исследования является юношеское произведение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко. Симфония «Кренкебиль» сочинена в 1958 году по одноименному остросоциальному рассказу Анатоля Франса, повествующему о злоключениях парижского зеленщика, «маленького человека», попавшего в жернова правосудия. В 1993 году композитор сделал новую редакцию «Кренкебиля», теперь симфония стала называться «Французской». Особое внимание в статье уделяется симфонической драматургии, программности в музыке, проблеме взаимоотношений музыки и литературы. Тищенко выбирает игровое начало: он создает виртуозный концерт для оркестра в рамках вполне классического симфонического цикла, насыщает его свежими композиторскими приемами, экспериментирует с оркестровыми красками и тембрами, последовательно проводит основной тематизм через все произведение и он, это совершенно очевидно, увлечен речевой интонацией, словом, переданным через инструментальный мотив.   Основным выводом проведенного исследования является то, что Тищенко решил оставить свою раннюю симфоническую работу практически без изменений, а само качество материала, созданного во время учебы на втором курсе Ленинградской консерватории, способствовало появлению на свет яркого, свежего симфонического опуса, написанного современным, актуальным, по оркестровому насыщенным, разнообразным и ярким языком. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном музыкознании «Французская» симфония Тищенко рассмотрена так полно и подробно – данная статья является единственным к ней обращением. В исследовании раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности и его сквозная драматургия.
Судьбы и контуры цивилизаций
Пушкарская Н.В. - Пять стихий в современной культуре Китая c. 10-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.33489

Аннотация: В данной статье рассматривается универсальная понятийная система Древнего Китая, неотъемлемой частью которой является так называемая пятеричная классификация или учение о пяти стихиях у син 五行, и ее влияние на современную культуру Китая (под современностью здесь понимается Новейшее время – период от начала XX в. по настоящее время). Учение о пяти стихиях, возникшее в период раннего категориального мышления (приблизительно 1045 – 221 гг. до н. э.) и составляющее основу традиционной китайской культуры инь-ян и у син (инь-ян у син вэньхуа 阴五行文化), продолжает оказывать активное воздействие на жизнь современного Китая, преодолев катастрофические последствия «Культурной революции» 1966-1976 гг. В рамках историко-философского исследования автор анализирует две традиционные сферы китайской культуры – боевое искусство тайцзицюань и музыку, выявляя в теоретической основе этих направлений значимые структурные компоненты, подтверждающие их глубокую понятийную укорененность в культуре инь-ян и у син.    В результате исследования оказывается, что концептуальный каркас тайцзицюань включает в себя не только базовые протокатегориальные понятийные конструкции инь-ян 阴阳, сань цай 三才 и у син 五行, но и тесно связанные с ними 8 триграмм ба гуа 八卦 и магический квадрат лошу 洛书. Пентатоника или пять тонов у шэн 五声 не случайно становится основной формой музыкального мышления в Китае. Наряду с музыкальной системой 12-ти люй (ши эр люй люй 十二律吕), пентатоника является продолжением древнего протокатегориального мышления, прочно вошедшего в китайскую ментальность.
История идей и учений
Александров А.И., Ковалев А.А. - Философское понимание зла в этическом пространстве конфуцианства c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.34791

Аннотация: Предметом настоящего исследования является философское понимание зла в конфицианстве. Данная цель достигается решением следующих задач: 1) оценить конфуцианство как синтез философских воззрений Конфуция и Мэн-цзы; 2) выявить понятия добра и зла как противоположности в этическом пространстве, основанном на идеале «благородного мужа» Цзюнь-цзы (должное) и реальном мире «маленького человека» (сущее); 3) оценить зло как антипод добра, которое базируется на чувстве долга и уважении к моральному закону. В работе используются методы историко-философского анализа, применяется компаративистский подход. Новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историко-философской литературе сравнительно оценены воззрения Конфуция и Мэн-цзы на природу зла. Исследован генезис этих представлений и их актуальность для современной эпохи. Представления о природе добра и зла у Конфуция и Мэн-цзы базируются на противопоставлении в этическом пространстве идеала «благородного мужа» (должное) и реальности «маленького человека» (сущее). Добродетель «благородного мужа» – средство к достижению добра, и добродетельная жизнь приводит к процветанию государства. Зло «маленького человека», обуреваемого эгоистическими страстями, ведет к социальной смерти и политическому распаду. Мэн-цзы применяет те же самые принципы морали, которые управляют повседневной практикой индивида, к политической сфере социального бытия. Мыслитель указывал на ограниченность монархов, напоминая о том, что и монарх – если он не является «благородным мужем», а лишь «маленьким человеком», – может быть испорчен злом, и тогда государству грозит гибель
Духовно-нравственные искания
Подоксенов А.М., Телкова В.А. - Пришвин и Калинин: образ «всесоюзного старосты» в Дневнике писателя c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.35161

Аннотация: Предметом исследования является история отношений Пришвина с Калининым – видным революционным и партийным деятелем советской эпохи, который после Октябрьской революции многие годы занимал должность главы государства. Показано, что если биографический материал общения Пришвина с Калининым, содержащийся в воспоминаниях современников и творчестве самого писателя, изучены достаточно обстоятельно, то его дневниковые записи, в значительной мере меняющие представление о подлинном характере их отношений, пока находятся вне исследовательского поля. В статье используется метод исторической реконструкции идейно-политического контекста жизни советского общества, что позволяет лучше понять особенности отношения писателя к государственной деятельности Калинина. Новизна данного исследования заключается во введении в научный оборот новых фактов из изданного лишь в постсоветское время потаенного на многие годы 18-томного пришвинского Дневника (1991–2017), позволяющих открыть дополнительные грани творчества художника и новые аспекты его отношений с высшей государственной властью в коммунистическую эпоху. На конкретных примерах общения Пришвина с Калининым показано: роль последнего в решении важных государственных проблем была весьма ограничена, что предопределялось принципами управления страной, где монополия на принятие всех решений принадлежала высшему политическому руководству правящей партии в лице Сталина
Философия и искусство
Лю Я. - XIX век в истории оперы - Европа и Россия: точки соприкосновения и различий c. 54-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.1.34984

Аннотация: Развитие оперного жанра в Европе и России XIX века представляет особый интерес для изучения как китайскими, так и русскими искусствоведами. В настоящей статье история оперы в Европе и России в ХІХ веке выступает предметом исследования. В ходе анализа оперы обозначенного периода и регионов определен объект исследования, а именно - творчество ведущих оперных композиторов и то новое, что каждый из них привнёс в оперный жанр. Цель исследования - рассмотреть такие аспекты темы как: специфика появления оперы в России в XVIII веке, становление национальных оперных школ - итальянской, французской, немецкой с их видными представителями, а также - особенности русской оперной традиции XIX века. Методология исследования. В статье применены классические методы исследования, сложившиеся в теоретическом и историческом музыкознании: типологический, жанровый, структурно-композиционный, интонационный. Благодаря методу аналитического изучения источников осмыслено содержание феномена «оперного жанра». Для определения взаимосвязи истории русской и европейской музыкальной культуры актуальным стал метод сравнительного анализа. Концепция локальных культур помогла рассмотреть развитие оперного искусства XIX века в России и Европе.   Новизна исследования заключается в том, что в статье автор осуществляет попытку определить точки соприкосновения и различий европейской и русской оперы в XIX веке с точки зрения китайского искусствоведения. Особым вкладом автора в исследование темы является стремление перенести ее дальнейшее обсуждение в сообщество китайских искусствоведов, которые также, как и русские, и европейские ученые сегодня интересуются особенностями оперного творчества XIX века. В результатах работы констатируется, что развитие оперы в контексте вокально-музыкального исполнительства в XIX веке - это неповторимый социокультурный феномен. Он проявил себя посредством системы духовных ценностей и характера духовной жизни русского и европейского народов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.