по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-07-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Диалог культур
Любивая И.Ю., Королькова Н.Е. - Феномен личности Т.Л. Щепкиной-Куперник в контексте театрального процесса конца 19 века - первой половины 20 века c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.33305

Аннотация: В последние десятилетия возрос интерес к призабытым именам женщин-писательниц Серебряного века. В их число вошла известная талантливая русская и советская поэтесса, переводчица, писательница, драматург, мемуарист, журналист Т.Л. Щепкина-Куперник. Она посвятила литературной деятельности около шестидесяти лет жизни и в 1940 году была удостоена почетного звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Актуальность статьи заключается в том, что сегодня творческое наследие Т.Л. Щепкиной-Куперник оказалось незаслуженно забытым, хотя представляет собой огромную ценность не только для отечественного, но и для мирового искусствоведения.   Особенно для историков театра и литературоведов. Благодаря переводам Т.Л. Щепкиной-Куперник русская сцена пополнила свой репертуар, а зритель узнал драматургов мирового масштаба. Почитатели театрального искусства смогли оценить игру актеров благодаря мемуарам об актерах и рецензиям на их сценическую игру. Немаловажной деталью в биографии Татьяны Львовны является ее личный опыт работы на сцене в качестве актрисы. Личность Щепкиной-Куперник рассматривается с разных сторон ее творческой деятельности. Анализируется ее работа в качестве актрисы, писательницы, переводчицы и мемуаристки. Рассматривается ее вклад в историю русского театра.
Философия языка и общения
Нагорная Л.А., Нагорный Н.Н. - Популяризация русского жестового языка как одно из условий инклюзии глухих людей в современном российском обществе c. 9-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.33346

Аннотация: В статье говорится о значимости своевременного преодоления языкового барьера между обществом и глухим человеком для формирования и функционирования такой составляющей психики глухого человека, как образ мира. Поднимается вопрос о необходимости протекания процесса социализации людей с тяжелыми нарушениями слуха в среде словесно-жестового двуязычия. Взаимосвязь процесса популяризации русского жестового языка с процессом инклюзии глухих людей в современном российском обществе и является предметом нашего исследования. Междисциплинарный подход, а также принципы и методы диалектико-материалистической методологии научного познания составляют теоретико-методологическую основу исследования. Эмпирическая база исследования включает в себя: анализ ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения российского общества и глухих людей; обработку результатов социологического опроса, проведенного авторами. Новизна исследования заключается в том, что с социально-философской точки зрения раскрывается взаимная детерминированность процесса популяризации русского жестового языка и процесса инклюзии глухих людей в современном российском обществе. Доказывается, что без значительного увеличения количества слышащих агентов социализации, знающих русский жестовый язык, невозможна полная инклюзия глухих людей в социуме. Показано, что в современном российском обществе не только имеется необходимость в повышении уровня распространенности русского жестового языка, но и возникли определенные предпосылки для этого. Обозначены основные пути популяризации русского жестового языка. Материалы статьи могут быть применены, в частности, для дальнейших исследований различных аспектов процессов социализации и инклюзии глухих людей в социально-философском ключе; в лингвистике (в первую очередь, в психолингвистике, социолингвистике) и лингвофилософии для лучшего понимания психосоциального компонента жестовых языков; а также выступать в качестве теоретической основы для решения практических вопросов взаимоотношения общества и глухих людей.
Актуальный вопрос
Глазов Е.А. - Компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров при создании зрительного образа в театральных и концертных постановках в условиях инновационных решений c. 33-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.33167

Аннотация: В статье поднимается вопрос о сущности, видах и роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке режиссеров. Предметом исследования является компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров при создании зрительного образа в театральных и концертных постановках в условиях инновационных решений. Целью статьи выступает обоснование значения компетентностного подхода в подготовке студентов-режиссеров к профессиональной самореализации, выявлению профессиональных актерских и музыкальных компетенций, которые могут и должны стать основными результатами профессионального образования. Методология работы предопределена целью исследования, а также самобытностью исследуемого материала. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «компетентностный подход в профессиональном образовании режиссеров»; методы сравнительного анализа для определения качества художественного образования, его функций.   Научная новизна статьи заключается в том, что впервые в рамках профессионального образования режиссеров учитывается комплексный подход в осуществлении современных замыслов режиссуры. Основным параметром является умение использования современного инновационного оснащения зрительных залов. Примером развития использования современных технических возможностей являются мероприятия, проводимые в Государственном Кремлевском дворце. Результат работы. Исследование любого педагогического явления требует выяснения его составляющих. На определение сущности компетенций, выделения составляющих, необходимости их структурирования обращают внимание многие исследователи. Вопросы компетентностного подхода в области художественного образования, его функций в подготовке будущих режиссеров также неоднократно становились предметом исследования. Анализ научной литературы дает основания утверждать, что профессиональные компетенции студентов-режиссеров в вузе определены недостаточно. Художественное образование сегодня переживает сложный период современных преобразований, где на фоне традиционной классической методологии развивается практика внедрения инновационных технологий обучения.
Философия науки
Умылина Д.В. - Типы рациональности и генезис науки: компаративный анализ двух мировоззренческих систем c. 45-59

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.32774

Аннотация: В статье рассматривается аспект «проблемы Нидэма», связанный со спецификой научной рациональности, сложившейся в рамках новоевропейского мировоззрения. Исследование посвящено компаративному анализу новоевропейского и китайского типов рациональности. На основе изучения специфики доминирующих культурных установок выделяются и описываются характерные особенности китайской и европейской систем мировоззрения. Автор дает характеристику китайской и новоевропейской рациональности, акцентируя внимание на их сущностных различиях при определенной доле внешнего сходства. Целью работы является определение характерных черт европейской и китайской мировоззренческих систем, которые предопределили сущностные особенности типов рациональности, сложившихся в рамках этих цивилизаций, и повлияли на процесс становления науки. Основным методом исследования является историко-философский анализ компонентов культурно-смыслового окружения китайской и новоевропейской науки, а также сравнительное сопоставление этих компонентов. Научная новизна работы заключается в исследовании мировоззренческих компонентов новоевропейской и китайской культуры в качестве конкретных проявлений различных типов рациональности. На основе проведенного исследования автор делает вывод о том, что структурные элементы двух картин мира привели к складыванию двух различных типов рациональности. В числе таких фундаментальных различий обозначаются расхождения в понимании концепта «закон природы», в представлениях о единообразии законов мира, онтологическом статусе человека, целях познания мира и характера познавательной деятельности. Автор приходит к заключению о практическом характере европейской рациональности и о преимущественно этическом характере рациональности китайской. Вывод исследования заключается в том, что для объяснения процесса генезиса науки, наряду с выявлением рационализирующего компонента мировоззрения, необходимо и прояснение характера этой рациональности.
Социальная динамика
Линченко А.А. - Культурная память мигрантов и принимающего общества в России и за рубежом: конфликтное измерение c. 60-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.6.32793

Аннотация: Целью данной статьи являлась социально-философская концептуализация конфликтов памяти в миграционном обществе, а также сравнительный анализ российского и зарубежного контекстов. Зарубежный опыт был проанализирован в статье в контексте политики ассимиляции, политики мультикультурализма, политики, направленной на формирование транснациональных идентичностей. Анализ российского контекста был проведен на основе выделения и классификации конфликтогенных факторов, основных сторон конфликтов, стратегий протекания и типов конфликтов в условиях внутренних и внешних миграционных вызовов. Автор статьи опирался на конструктивистский подход, который предполагает, что восприятие прошлого предопределяются и формируются социально-культурными контекстами и практиками памяти и забвения. В сравнении с зарубежным контекстом российский вариант в большей степени демонстрирует преобладание неявных форм конфликтов. В России складываются «параллельные» сообщества памяти, когда между мигрантами и принимающим обществом сохраняется вынужденный нейтралитет. Если за рубежом исследования указывают в большей мере на статусные конфликты, то в российских условиях мигранты ориентированы на защитный тип конфликтов памяти. Конфликты памяти за рубежом указывают на столкновение модернизма с традиционализмом, в то время как в России приходится говорить о столкновении различных вариантов традиционализма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.