по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 03-06-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2020
Социальная философия
Юсупов Р.Н. - Индивидуация как ключевой фактор современной социально-философской методологии c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.32862

Аннотация: Переходя от обыденных представлений об обществе на уровень его теоретического осмысления, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, как формирующие общество структуры перевести из области чистых абстракций в сферу живого опыта людей. Эта проблема и составляет основной предмет нашего исследования. Учение об индивидуации ведущего теоретика в этой области К. Г. Юнга требует определённой доработки с учётом замечаний, сделанных Г. Г. Гадамером относительно изменения характера дискурса, произошедшего в христианстве. М. К. Мамардашвили в своих лекциях демонстрирует то, как искусство словесного построения может стать способом существования истины и воплощения её в действительности. Мы не только описываем, но одновременно и демонстрируем, применяем индивидуацию как то, что становится методологическим ключом к осмыслению современного общества. При этом оказывается необходимым рассуждение о понятии «индивидуация» перевести из плана психологического в более широкий онтологический план. Новизна исследования заключается в том, что в качестве ключевого фактора в решении указанной выше проблемы представлена индивидуация. Основной вывод состоит в том, что индивидуацию действительно можно представить в качестве способа выработки форм деятельности, познания и мышления, которые обеспечивая со-бытиé субъекта с другими субъектами и системами, не стирают, а напротив, выявляют и вырабатывают формы его самобытности. При этом деятельное освоение людьми бытия оказывается возможным соизмерять со стандартами привычного опыта и повседневными представлениями. Таким образом может быть восстановлена логика здравого смысла, а вместе с ней и надёжные структуры практики.
Сознательное и бессонательное
Tomyuk O.N. - Creativity through the prism of the unconscious in S. Freud's concept of psychoanalysis c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.32868

Abstract: The modernizing global world with new sociocultural practices actualizes the study of creativity as a constitutive phenomenon of human personality in the context of the challenges of modern era. The object of this research is creativity as a cultural phenomenon. The subject is creativity in the S. Freud's concept of psychoanalysis. In the era of change and uncertainty, when the role of creativity is increasing, the ideas of S. Freud acquire special significance. The article considers the unconscious in the context of the social, in correlation with social factors and as a key position in creativity. The theoretical and methodological framework of the study includes cultural-historical and comparative methods. The systemic approach allowed viewing the phenomenon of creativity as a system in combibation of elements. The author also used the methods of analogy, analysis, comparison, and generalization. The discovered by Freud mechanism of sublimation is considered through the lens of creativity, as a way of redirecting energy displaced into the field of the unconscious by social factors, the sphere of creativity. The psychoanalytic concept serves as the methodological basis for explaining creativity as a complex process in combination of the conscious and unconscious.
Философия культуры
Пигалев С.А. - Детектив в культуре: эволюция жанра и кризис культурной парадигмы модерна c. 21-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.33073

Аннотация: Предметом исследования является феномен детективного повествования и его эволюция в контексте развития социокультурного проекта модерна. Последний рассматривается нами как сложная система, фундаментальные принципы которой пронизывают всю ткань европейской культуры, порождая, в частности, такое явление, как детективный сюжет. Анализ разновидностей последнего призван углубить понимание специфики модерна и природы охватившего его кризиса. Герменевтический анализ дает нам возможность выйти за рамки узко дисциплинарного рассмотрения соответствующих текстов, позволяя обнаружить в феномене детективного повествования неочевидные пласты. Исходным методологическим пунктом выступает концепция В. П. Руднева, выявившего взаимосвязь между детективными сюжетами и господствующей гносеологической парадигмой.   В результате герменевтической работы с соответствующими текстами мы выделяем четыре уровня детективного повествования: онтологический, гносеологический, антропологический и этико-нормативный. В классическом (аналитическом) детективе реальность описывается соразмерной человеческому разуму (онтологический уровень), расследование предстает как строгий анализ (гносеологический уровень), сыщик выступает «частным мыслителем», дистанцированным как от общества, так и от самого преступления (антропологический уровень), а само преступление трактуется как отклонение, нарушающее гармонию рационального порядка (этико-нормативный уровень). В этом смысле классическое детективное повествование предстает отражением метанарратива модерна, направленного на построение завершенной системы, исключающей Другого. В то же время, кризис оснований модерна с необходимостью отражается в метаморфозах детективного жанра. В экзистенциальном и прагматическом детективах реальность не рациональна, а границы между нормой и девиацией размываются. Эта ситуация может быть описана как разочарование в метанарративе – она указывает на неспособность современной культуры адекватным образом выполнять свои фундаментальные функции. Другой укореняется в культурном пространстве, однако само это пространство принципиально не упорядочивается, существуя по принципу постмодернистской анархии.
Горохов А.А. - Личность как субъект творчества в концепциях Новалиса и Ф. Шлегеля c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.32536

Аннотация: Предметом статьи является учение о личности в философии раннего немецкого романтизма. В качестве основного источника становления романтического понятия личности автор рассматривает учение И. Канта о гениальной природе творчества. Подробно анализируются художественно-философские фрагменты Новалиса и Ф. Шлегеля, в которых концепция личности как субъекта творчества представлена наиболее ярко. В статье обосновывается фундаментальная значимость понятия личности для всех элементов философии романтизма, в особенности, для учения романтиков о понимании. В исследовании использовался метод историко-философской реконструкции, а также элементы герменевтического и компаративного методов. Автор учитывал не только философские исследования о романтизме, но и литературоведческие, культурологические и религиоведческие публикации по данной теме. В статье систематически обосновывается положение, согласно которому творчество в философии романтизма выступает в качестве универсальной субстанции человеческого духа, которая получает индивидуальное выражение в каждом конкретном человеке и становится основой его развития, образования. Особенность романтического учения о творческой личности состоит в том, что она не может быть исчерпывающе постигнута рациональными средствами, и только в художественно-эстетическом и религиозном сознании открывается возможность приближения к пониманию природы творчества.
Философия науки и образования
Суровягин Д.П. - К проблеме редукции диспозиционных терминов научной теории c. 46-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.5.32504

Аннотация: В статье рассматривается проблема редуцируемости диспозиционных терминов в научной теории. Диспозиционные термины – это предикаты, выражающие предрасположенность тела реагировать определенным образом при определенных условиях. Отличие диспозиционных предикатов от прочих дескриптивных терминов заключается в том, что для определения их значения необходимо знать эмпирическое условие, при котором проявляется диспозиционное свойство. Поскольку диспозиция не наблюдается непосредственно, необходимо провести эксперимент, в котором проявится нужное свойство предмета. В статье устанавливается, что для диспозиционных предикатов определение следует рассматривать как частный случай редукции. Этот вывод обусловлен тем, что двустороннее редукционное предложение представляет собой частный случай редукционной пары предложений. При постоянном уточнении значения диспозиционного термина экспериментальным путем задание референции с помощью редукционных предложений удобнее потому, что оно может быть дополнено новым предложением, описывающим дополнительные проверочные условия. Присутствие в языке наблюдения диспозиционных предикатов, не определимых обычным способом и возможность их редукции указывают на неравнозначность методологических операций редукции и определения в содержательных научных теориях, что также является аргументом в пользу дальнейшего изучения редукции в естествознании и в социально-гуманитарных научных дисциплинах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.