по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 01-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Эстетика
Кормин Н.А. - Драматургия колористики c. 1-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32329

Аннотация: В статье анализируются подходы к пониманию эстетической архитектоники колористики, к трансцендентальному прояснению драматургии знания о цвете, выявляются возможности его духовного измерения. Рассматривая эстетику как форму метафизического основоведения, меняющего модус способности суждения, а саму эстетику цвета как то, что Р. Арнхейм называет метафорическим столкновением модальностей, автор показывает, как возникает текстология колористики как проявление увиденного на пределе, как представление непредставимого в созидании. До сих пор открытым остается вопрос, как можно говорить о трансцендентальном видении цвета, если само трансцендентальное невозможно заключить в страстном порыве, воодушевиться им. А ведь именно эти акты столь важны для понимания всего того, что предполагает наличие эстетических предикатов. Методология историко-философского и эстетического исследования, анализа искусства в системе культуры, междисциплинарная методология гуманитарных наук для описания художественной реальности. Впервые показано, что осуществленный Гуссерлем анализ проблемы восприятия цвета является важнейшей предпосылкой феноменологической концепции интенциональности эстетического сознания. Трансцендентальная феноменология отыскивает фундаментальные основания этой концепции (открывая возможность, в том числе и эстетической интерпретации самих феноменов сознания), модально интенционируя понимание смысла цветовосприятия, тонко структурируя и описывая его как проявление активности сознания на его различных уровнях.
Философия истории
Аникин Д.А. - Религиозное сообщество в современном культурном пространстве: трансформация идентичности и мемориальных практик c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32440

Аннотация: В статье разбирается проблема трансформации мемориальных практик религиозного сообщества в контексте современного культурного пространства. Предметом исследования являются мемориальные практики религиозных сообществ, а основной задачей исследования - определить их специфику в условиях усиления постсекулярных тенденций, а также индивидуализации культуры. Автор выявляет изначальную взаимосвязь религиозного сообщества с процессами поддержания коллективной идентичности и способами сохранения коллективных воспоминаний, а затем анализирует процесс их изменчивости, выделяет стадии развития и основные характеристики религиозных сообществ. На основании функционального подхода, представленного Э. Дюркгеймом, М. Хальбваксом и Д. Эрвье-Леже, анализируется ситуация изменения функций коллективной памяти и способов обращения к ней в контексте пространственной динамики. Основным вкладом автора является выделение стадий трансформации культурного пространства (культура канона, культура травмы, культура диалога) позволяет обозначить предпосылки секуляризации мемориальных практик, а также выявить возможность их изучения в контексте постсекулярных тенденций. Автор формулирует вывод, что в современной культуре религиозное сообщество строится на принципах индивидуализации, гомогенизации и миграции, что означает отказ от презумпции непрерывности коллективной памяти и переход к ее трактовке как конфигурируемого элемента идентичности религиозного сообщества. Возникающий разрыв между потребностью в верованиях и принадлежностью к традиции создает социальный запрос на формирование локальных религиозных сообществ.
Социальная философия
Прозументик К.В. - Феномен человеческого отчуждения: социально-онтологический аспект c. 45-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32269

Аннотация: Статья посвящена одной из ключевых проблем социальной философии – феномену человеческого отчуждения. Предметом исследования являются онтологические основания отчуждения. Цель статьи заключается в выявлении бытийного фундамента отчуждения как сложного социально-онтологического явления, а также в установлении различия между узким и широким смыслом понятия «отчуждение». Под отчуждением в узком смысле понимается процесс, в котором продукты человеческой деятельности и сама деятельность обретают статус автономных агентов, противостоящих человеку. В широком смысле отчуждение трактуется как онтологическое различие в структуре самого бытия. Для раскрытия онтологических оснований отчуждения привлекается и переосмысливается идейный арсенал философской антропологии, фундаментальной онтологии, экзистенциализма, персонализма, марксизма и постфеноменологии. Онтологическая интерпретация позволяет осмыслить антропогенез, историческое развитие человека и эволюцию человеческого сознания в терминах отчуждения. Так, первый трактуется как самоотчуждение мира; второе – как отчуждение человека от самого себя; третье – как идеальная обращенность мира к себе, осуществляемая посредством человеческой духовной деятельности. Все элементы триады образуют онтологическую основу для отчуждения в узком смысле.
Социальная динамика
Забнева Э.И. - "Русский путь" формирования гражданского общества c. 58-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32475

Аннотация: Предметом исследования является процесс формирования гражданского общества. Автором дается сравнительный анализ западной и отечественной моделей. На основе таких позиций, как отношение к частной собственности, особенности социальных общностей, субъектность общественных трансформаций и источник социальных инициатив, выделены ключевые отличительные черты двух представленных моделей. Особое внимание в статье уделяется проблеме духовной и экономической свободы личности, как одному о из основополагающих факторов формирования гражданского общества. Определяются его внешние и внутренние детерминанты. В основе методологии исследования лежит сравнительный анализ западной и российской моделей формирования гражданского общества в специфике культурно-исторического контекста. Российская модель гражданского общества, являясь функционально тождественной западным, представляет собой специфический социальный феномен, отличающийся как по типу, так и по генезису. В отечественном контексте гражданское общество приобретает своеобразное содержание, определяющееся характером и динамикой взаимодействия государства и народа. Особое значение при этом имеет формирование ментальности русского человека.
Философия и искусство
Батова М.А. - Драматургия образа антигероя: соблазн зла c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.3.32135

Аннотация: Предметом исследования являются основные драматургические приёмы создания образа антигероя в современном кинематографе. Подобный тип личности отличается деструктивным поведением, противоречивостью и неразрешённым внутренним конфликтом. Антигерой, стремящийся к разрушению как внешнему, так и внутреннему, страдает от уязвлённого самолюбия, а основной его целью становится попытка самоутверждения. Несмотря на свои негативные характеристики образ антигероя всегда дополняется личной философией или историей его формирования, что делает характер такого персонажа неоднозначным и привлекательным для зрительской аудитории. Метод исследования заключается в теоретическом анализе драматургического киноматериала. При подробном изучении образа антигероя применяется метод абстрагирования и обобщения, что позволяет подробно рассмотреть и выявить закономерные характеристики изучаемого персонажа. В контексте драматургии фильма подобное отображение человеческого характера позволяет выражать многогранность и неоднозначность персонажа, так как в основе негативных проявлений его личности героя лежит искажённая негативным опытом аксиологическая система, позволяющая нарушать социальную норму,что в результате приводит к хаосу и разрушению. Однако несмотря на отрицательные проявления, антигерой сохраняет в себе общечеловеческие качества, которые выражаются в потребности к реализации и достижении определённого социального статуса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.