по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2020
Актуальный вопрос
Павлова-Борисова Т.В., Кузьмина М.М. - Якутская национальная композиторская школа и творчество первого эвенского композитора П.М. Старостина: опыт обзора c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34736

Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора П.М. Старостина (1944-2013) в контексте развития национальных композиторских школ Востока. Целью исследования является обзор жизни и творчества эвенского композитора П.М. Старостина. Объектом исследования выступает профессиональное музыкальное искусство эвенского народа, предметом исследования – творческое наследие первого эвенского композитора. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном и типологическом методах с учетом теоретических разработок отечественных музыковедов в области изучения закономерностей развития молодых национальных композиторских школ (М.Н. Дрожжиной, М.Ю. Дубровской, Л.Л. Пыльневой и др.). К основным относятся следующие выводы. Становление первого эвенского композитора П.М. Старостина происходило в рамках якутской национальной композиторской школы. Главным источником творчества П.М. Старостина стал богатый эвенский фольклор: эпические сказания, обрядовые жанры, песенная лирика. Творческое наследие П.М. Старостина отличается самобытностью и жанровым своеобразием: от крупных форм – оперы и кантаты до камерно-вокальных произведений и сочинений для детей. География распространения молодых национальных композиторских школ продвинулась на северо-восток России, где достаточно активно в настоящее время функционирует якутская национальная композиторская школа. Якутская национальная композиторская школа уже сама становится новым центром, на периферии которой складываются предпосылки для формирования национальных композиторских школ малочисленных народов Севера, проживающих в арктической зоне. Рассмотренный нами в статье опыт обзора творчества первого эвенского композитора П.М. Старостина маркирует данный процесс. Новизна исследования состоит в том, что впервые вводятся в научный оборот данные о жизни и творчестве эвенского композитора П.М. Старостина. До настоящего времени его имя оставалось практически неизвестным музыковедению. Подобное рассмотрение проводится впервые.
Методология философского знания
Ковалев А.А. - Соотношение и диалектическая связь права и культуры как проблема философии права c. 11-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34508

Аннотация: Диалектическая взаимосвязь права и культуры является актуальным предметом исследования в философии, теории и социологии права – прежде всего, потому, что недостаток теоретического обоснования правотворчества политиков порождает в современную эпоху существенные проблемы. Носители одних культурно-правовых традиций не в состоянии понять своих партнеров, принадлежащих к другой правовой культуре. Любая современная правовая теория должна учитывать понятие культуры как системообразующего фактора для современной цивилизации. Новизна исследования состоит в рассмотрении наиболее существенных аспектов системы «право-культура» с анализом неизвестных отечественной науке воззрений западных исследователей. Цель данной статьи – осветить основные аспекты диалектической связи права и культуры и их соотношения в современную эпоху. Методология данной работы включает методы философско-правовой и культурно-правовой компаративистики, метод критической рефлексии и историко-логического анализа.   В философии права феномен права можно понимать двояко: 1) как одну из форм общественного сознания – наряду с культурой, моралью, философией, наукой или религией; 2) при предельно широком рассмотрении культуры как синонима цивилизации право будет выступать в качестве важнейшего компонента культуры, генерирующего многие реалии социокультурного бытия народа, общества и государства. Исследования диалектического соотношения права и культуры, сложившегося в современную эпоху, могут способствовать разрешению сложных проблем, возникающих в противоречивой системе «право-культура», жизненно важной как для существования отдельных государственных общностей, так и для выживания всего человечества.
Традиции и инновации
Пирязева Е.Н. - Цифровое музыкальное искусство с позиций междисциплинарности c. 25-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34491

Аннотация: Процессы, происходящие в современной науке, направлены на объединение разных научных дисциплин при изучении какого-либо научного явления. В создавшейся ситуации объясним поиск методологии исследования, основанной на средствах различных наук, участвующих в формировании предмета исследования, каким в настоящей статье является цифровое музыкальное искусство. Интерпретируемое как ветвь музыкального искусства с цифровой спецификой, цифровое музыкальное искусство включает в себя электронную музыку, представленную конкретной, алгоритмической и электронной музыкой. Заметным свойством цифрового музыкального искусства является его междисциплинарность, предполагающая совместное воздействие отдельных частей системы, приводящее к ее самоорганизации, что соответствует научным задачам синергетики. В этой связи представляется актуальным выработать междисциплинарную методологию изучения цифрового музыкального искусства, обоснованную в контексте механизмов исследования, выработанных в синергетике.    Научная новизна представлена анализом цифрового искусства с позиций качеств, присущих синергетике. Дисциплины, объединенные цифровым искусством (математика, теория множеств, теория вероятностей, теория информации, комбинаторика, теория игр, кибернетика, информатика, акустика, социология, коммуникация, биология), представлены совокупностью предметно-содержательных областей, то есть сами междисциплинарны, а значит, в ансамбле с другими дисциплинами, образуют сложную междисциплинарную структуру знания цифрового музыкального искусства. При этом, составляющие научный базис цифрового музыкального искусства дисциплины относятся, в том числе, и к разным наукам: гуманитарным, естественным, математическим, общественным и техническим. В таком контексте исследования цифрового музыкального искусства приобретают не только междисциплинарный, сколько полинаучный характер. В результате исследования удалось установить особое взаимодействие междисциплинарности на цифровое искусство, порождающее качества (нелинейность, неравновесность, открытость, хаотичность, энтропийность, индетерминантность, диссипация), присущие синергетике.
Духовно-нравственные искания
Подоксенов А.М., Телкова В.А. - М. М. Пришвин и Н. А. Семашко: художественный образ «гимназического друга» в творчестве писателя c. 40-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34532

Аннотация: Предметом статьи является анализ истории взаимоотношений Пришвина и Семашко с гимназического детства до последних дней жизни. Показано, что если биографический материал многолетней дружбы Пришвина с Семашко, содержащийся в воспоминаниях современников и творчестве самого писателя, изучены достаточно обстоятельно, то его дневниковые записи, в значительной мере меняющие представление о подлинном характере их отношений, пока находятся вне исследовательского поля. В статье используется метод исторической реконструкции идейно-политического контекста жизни советского общества, что позволяет лучше понять особенности художественной интерпретации Пришвиным партийной и государственной деятельности Семашко. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых фактов из изданного лишь в постсоветское время 18-томного пришвинского Дневника (1991–2017), свидетельствующих, что его отношения с народным комиссаром советского здравоохранения Семашко зачастую омрачались непримиримыми идейными и мировоззренческими разногласиями. Не случайно в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель вывел его не только в образе убежденного сторонника идеологии партии Ленина, но и нигилиста-ницшеанца Ефима Несговорова. Кроме того, история отношений с Семашко проливает дополнительный свет на причины разочарования Пришвина в революционной идеологии большевизма.
Философия культуры
Пырова Т.Л. - Философско - эстетические основания афроамериканской хип-хоп музыки c. 56-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.12.34717

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению философско - эстетических оснований афроамериканской хип-хоп музыки второй половины XX века. Разработанная африканским философом Леопольдом Сенгором, автором теории негритюда, концепция негро-африканской эстетики заложила основы для формирования философско-политического осмысления и формирования принципов афроамериканской культуры второй половины XX века в работах основателей движения «Черные искусства». В статье мы рассмотрим основные тезисы эстетической теории Л. Сенгора. Проследим влияние Л. Сенгора на культурно – политическое движение «Черные искусства». Покажем какие положения эстетической теории Л. Сенгора и культурно-политического движения «Черные искусства» повлияли на хип-хоп музыку. Обратимся к понятию «вайб» для понимания влияния негро-африканской эстетики на разбитие хип-хоп музыки.   В данной статье автору удалось показать влияние эстетической теории Леопольда Сенгора на теоретические положения культурно-политического движения "Черные искусства". Так же автору удалось сопоставить характеристики негро-африканской эстетики и понятия, используемыми для описания хип-хоп музыки, и выявить между ними связь. Автор приходит к следующему выводу, что при исследовательской оценке хип-хоп музыки и сравнительной работе афроамериканского хип-хопа с образцами глобального хип-хопа необходимо обратить внимание на философско-эстетические основания афроамериканского хип-хопа и их связь с негро-африканской эстетикой, принципиально отличной от европейской эстетической традиции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.