по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 10, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-11-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2020
Актуальный вопрос
Попова О.В. - Новые генетические технологии и проблема антропологических границ: от этики индивида к этике вида c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.32916

Аннотация: Предметом исследования являются особенности трансформации антропологических границ в контексте развития технологий редактирования генома человека. Автор рассматривает развитие генетических технологий и вопросы этики. Автор рассматривает современные технологии изменения генома человека и показывает, что появление метода CRISPR/Cas 9 усилило уже существующий и широко распространенный в трансгуманистических кругах запрос на биотехнологическое улучшение человека. В дальнейшем при ослаблении нормативных регулятивов он будет только углубляться. Усиленный появлением нового технологического инструмента, данный запрос спровоцировал появление перфекционистского горизонта ожиданий и расширение представлений о границах физических и психических возможностях человека.    В статье использован общетеоретический философский подход, а также методология фантастического моделирования и ситуативного анализа (кейс-стади). Автор делает вывод о том, что появление в контексте развития биологии объектов человеческого происхождения, полученных искусственным путем, которые могут стать материалом для неограниченного манипулятивного вмешательства, всегда сопряжено с расплывчатостью этических стандартов. Грани жизни и смерти, полнота и неполноценность существования в этом случае предстают зыбкими, сформированными исключительно под запрос конкретных медицинских и исследовательских задач. В начальной стадии человеческого существования существует онтологическая неопределенность и этическая амбивалентность, не гарантирующая защиту человеческого существа. По этой причине развитие технологий редактирования генома ставит человека перед проблемой ограничения манипулятивных процедур, созданием необходимого нормативного каркаса, обеспечивающего антропологическую безопасность.
Суслов А.В. - Цифровое общество в этико-аксиологическом контексте: от постмодерна к обществу высоких технологий c. 12-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33079

Аннотация: Объектом исследования является современное цифровое общество как новая цивилизационная ступень в развитии человечества. Предмет исследования - эволюция нравственных ценностей и норм при переходе от постиндустриального этапа к информационному обществу, а также этические аспекты внедрения электронных технологий и систем искусственного интеллекта в пространство социального управления. Статья знакомит читателей с китайской системой социального кредита - самым масштабным социальным экспериментом на основе электронных технологий, а также с тенденциями и перспективами процесса цифровизации в современной России. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, автор показывает опасность поспешного внедрения цифровых решений на основе искусственного интеллекта без глубокой этической экспертизы, указывает на противоречие, существующее между научно-технологической и экономической свободой и необходимостью ограничения этих свобод во-имя благополучия человека.    Автор делает вывод о том, что несмотря на все свои преимущества, цифровые технологии несут риски неэтичного использования персональных данных и нарушения приватности. Превращение данных в товар как средство получения прибыли, трудности правового регулирования и надзора за их оборотом делают человека очень уязвимым в новом цифровом мире. Поэтому в процессе сбора и обработки данных, а также при создании робототехнических систем на основе искусственного интеллекта следует адекватно оценить риски и сформулировать этические ограничения, которые должны быть учтены при их проектировании и эксплуатации.
История идей и учений
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. - Философские представления о феномене зла в античной культуре c. 24-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33126

Аннотация: Предметом исследования являются существовавшие в античной культуре философские представления о феномене зла в его извечной диалектической взаимосвязи с добром. Данная цель достигается взаимосвязанным решением следующих задач: 1) выявить истоки античных философских представлений о добре и зле; 2) вычленить суть воззрений досократиков, мыслителей высокой классики и некоторых представителей эллинистической философии на проблемы добра и зла; 3) оценить влияние античных представлений о добре и зле на философские воззрения Средневековья и философию Нового времени. В работе применяются методы историко-философского анализа, используется компаративистский подход.     Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историко-философской литературе целостно оценены представления античной философии на природу зла. Исследованы генезис этих представлений и их духовное воздействие на дальнейшее развитие мировой философии.В античной Греции и во впитавшем ее интеллектуальное наследие Риме не сложилось концептуально выраженного понятия зла, но рассмотренные в данном исследовании мыслители в разнообразных афористичных формах предфилософского знания и в дошедших до нас трудах оставили ряд важнейших наблюдений и размышлений, позволивших впоследствии определить формирование и дальнейшее развитие теории зла в Средние века и Новое время.
Философия культуры
Мальцев Я.В. - Искусство и политика в структуре современности c. 38-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33223

Аннотация: Предметом исследования статьи является ситуация перманентной современности, понятая как феномен культуры, онтология и динамика которого находится в субъекте, рассматриваемом в картезианско-кантовской традиции: в качестве свободного, творческого, самодеятельного индивида, опирающегося на собственный разум, реализующего просвещенческий призыв sapere aude, понимающего игры микровласти (М. Фуко) и освободившегося из-под власти Большого Другого (Ж. Лакан), т. е. сознательно и самостоятельно сконструировавшего собственную самость, Я=Я (И. Фихте), Я говорит о Я (Ж. Лакан); и через Я осуществляющего познание и создание окружающего социально-культурного пространства, где искусство и политика оказываются симптомом и формой взаимодействия субъекта с перманентностью времени.     В статье, на основе теоретических концепций А.В. Павлова, Ж. Лакана, А. Бадью и Ж. Рансьера, исследуется отношение искусства и политики в структуре перманентной современности, делается вывод о том, что модерн и и постмодерн, цивилизация и культура, межцивилизационная эпоха (А.В. Павлов) — формы динамики перманентной современности, как попытки помыслить/схватить Время (феноменальное, ментальное, культурное), передающейся от одного субъекта к другому в горизонтали и вертикали времени (явления физики). Искусство — симптом, говорящий о состоянии Времени и служащий познанию истины единичного и множественного, перетекающий в политику — процедуру массовой причастности истине эмансипации человеческих существ, основными процессами которой являются борьба за равенство и свободу.
Русаков С.С. - Модель субъективации в философии пифагорейцев c. 50-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33263

Аннотация: В данной статье представлен анализ философии пифагорейцев, посвященный поиску и концептуализации идей субъективации. Цель этого небольшого исследования - дать общую характеристику пифагорейской модели субъективации, которая только частично была описана М. Фуко в исследованиях древнегреческой "заботы о себе". В работе используются как переводные источники, в виде отдельных фрагментов сочинений, написанных пифагорейцами, так и ряд аналитических работ отечественных и зарубежных исследователей. Понимая ограниченность материала, автор не претендует на всецелое обозрение идей пифагорейской школы, но стремится зафиксировать наличие у пифагорейцев особого отношения к субъективности и становлению личности через ряд духовных практик.   Новизна исследования заключается в попытке не только обрисовать общие идеи пифагорейцев в сфере этики, но и сформулировать пифагорейскую модель субъективации, чтобы заполнить существующие пробелы в поздних исследованиях М. Фуко. В качестве выводов можно отметить следующее. Во-первых, было установлено, что не только этическое, но и политическое наполнение истории пифагореизма не уступает сократо-платонической модели, которую М. Фуко характеризовал как политико-ориентированную модель (например, благодаря анализу "Алкивиада"). Во-вторых, были систематизированы и выведены четыре основные техники заботы о себе. В-третьих, было показано, что неопифагореизм, в отличие от стоицизма, не адаптировал свое учение в области этики и поэтому не получил значительного отражения в эллинистический период развития "культуры себя".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.