по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 14-03-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Актуальный вопрос
Кормин Н.А. - Эстетика и современные дискуссии о смысле искусства c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.28922

Аннотация: В статье анализируются результаты дискуссии о современном искусстве, выявляется место эстетической науки в изучении специфики художественных процессов, протекающих в наше время, определяется различие в подходах к эстетическому исследованию высокого искусства и так называемого актуального искусства, прослеживаются истоки представлений, формировавших идею мнимого противостояния искусства эстетике. Показано, что ответы на вопросы, поставленные исследователями так называемого современного искусства, возможно, и имеют какое-то значение для антропологии или психологии, но с точки зрения эстетики, философии искусства они малосодержательны. Отсюда понятно, почему аналитики так называемого современного изобразительного искусства подвергают критическим нападкам именно эстетику. Методология историко-философского и эстетического исследования, анализа искусства в системе культуры, междисциплинарная методология гуманитарных наук для описания художественной действительности. Основными выводами являются положения о возможностях эстетической аналитики так называемого современного изобразительного искусства, отрицаемых теоретиками актуального искусства. Выявлен эстетический инструментарий, с помощью которого могут быть изучены различные структуры поля современной художественной и творческой реальности. Особое внимание уделяется критике попыток изобрести новый аналитический язык для описания актуального искусства, отличный от языка эстетического. Обосновано новое понимание предмета эстетики, трактовка некоторых направлений актуального искусства (акционизм).
Попов Е.А. - Как найти оппонента для диссертации по философии c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.27108

Аннотация: В статье анализируется проблема, которую можно считать и научной, и социокультурной, и институциональной. Речь идет о поиске оппонента для диссертационных работ по философским наукам. Такая работа позволяет увидеть развитие философского мира и установить круг вопросов, которые волнуют современных исследователей. Как известно, сегодня философы редко интересуются трудами своих коллег, а потому образ царицы наук может измениться. В конечном итоге философия становится мозаичной, однако поиск оппонента позволяет увидеть то, чем живет отечественная философия и философы. Установление некоторых тенденций развития философии имеет важное значение для консолидации философского сообщества, усиления влияния философской науки на другие области знаний. Поиск оппонента превращается в страноведение и в анализ многих и многих работ соотечественников. В целом статья соотносит такой поиск с положительным моментом – изучением наработок философов и познанием самой философии, ее научных резервов и потенциала. Для решения задач, поставленных в работе, используется системная методология, позволяющая представить мир современной философии во взаимосвязи определенных тенденций и закономерностей. Основными положениями, раскрытыми в статье, являются следующие моменты: 1) показаны сложности поиска оппонента для диссертаций по философским наукам, связанные с экстранаучными и интранаучными проблемами; 2) проанализировано состояние современной философии, сосредоточенной, как правило, в вузах; 3) установлены особенности развития философии и дана характеристика положения философа в современном мире
Полякова И.П. - Повседневность как объект научного познания c. 24-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.29185

Аннотация: Современный интерес социальной философии к проблемам повседневности вызван тем, что на фоне глобальных изменений, затрагивающих все сферы жизни личности и общества, повседневная жизнь остается наиболее устойчивым социальным образованием. Однако скорость изменений в различных социальных сферах в настоящее время, а также глобализационные процессы, приводящие к бурным межнациональным культурным заимствованиям, затронули и способы повседневного существования человека. Изменения в сферах труда, быта, досуга современного человека вызвали бурный научный интерес к области, которая ранее считалась профанной и не заслуживающей отдельных научных исследований, выступая лишь фоном для каких-либо значимых исторических событий, а не предметом самостоятельного научного изучения. Междисциплинарный характер исследований в области изучения сферы повседневного требует, тем не менее, выработки методологических оснований, прежде всего, поиска легитимного научного метода, позволяющего построить научное знание о социокультурной реальности, в частности, о формах повседневного существования. Исследование повседневности носит комплексный междисциплинарный характер в виду сложности, многоуровневости и многоаспектности изучаемой проблемы, что обуславливает использование различных методов, составляющих методологический арсенал современной социальной философии. Автором показано, как аспекты повседневности рассматривались в рамках исторической, социологической, психологической науки, культурологии. Рассматриваются особенности повседневности как объекта научного познания. Повседневность представляется как атрибут социального бытия, область непосредственного присутствия субъекта повседневности. Делается вывод, что для получения целостного представления о повседневности необходимо использование методов исследования повседневной жизни личности и общества. Научное познание повседневности позволяет понять социальную реальность во всей ее полноте.
Философия науки
Суровягин Д.П. - К проблеме редукции нормативных высказываний c. 38-44

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.29080

Аннотация: В статье рассматривается проблема редукции нормативных выражений языка к дескриптивным высказываниям. Отправной точкой рассуждений является философский тезис «гильотина Юма», говорящий о логической несовместимости высказываний о фактах с высказываниями о ценностях и нормах. Выделяются три подхода к решению вопроса о редукции норм: семантико-онтологический, эмотивистский и натуралистический. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. Семантико-онтологический подход дает возможность построить и обосновать любую деонтическую систему, но не предлагает критерия выбора между этими системами. Эмотивистский подход отрицает наличие логического значения у нормативных предложений и не признает возможность их сведения к дескриптивным высказываниям. Однако преимущество этого подхода состоит в четком обозначении критериев истинности и ложности предложений. Натуралистический подход пытается обосновать нормативные предложения с помощью фактических данных о поведении животных и эволюционной теории, но сталкивается с философскими возражениями против физикализма и бихевиоризма. Научная новизна исследования состоит в сопоставлении данных подходов и выявлении их основных достоинств и недостатков.
Духовно-нравственные искания
Efimova L., Lopatinskaia V. - C. S. Lewis: the origins of the philosophical, religious and aesthetic views (based on autobiography “Surprised by Joy”) c. 45-54

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.2.28884

Abstract: This article examines the stages of establishment of the philosophical and religious-aesthetic views the British writer, poet, teacher, scholar and theologian Clive Staples Lewis. The authors explore the biographical and historical material of the essay "Surprised by Joy", analyze the impact of sociopolitical, literary and social life of England in the early XX century upon C. S. Lewis’ philosophical and religious views. Special attention is given to the evolution of the writer’s perception of Joy, which transformed from the childhood feeling of the joy of life through “approaching remoteness”, admiration with the beauty of nature, passion for occultism, fascination with literature, to the joy of genuine faith. The research is carried out via analyzing an extensive range of sources, including biographical, religious, philosophical works of C. S. Lewis, as well as memoirs of his contemporaries. The scientific novelty consists in systemic examination of the key landmarks in evolution of the spiritual world of the writer, his philosophic and theological views. The article reveals the influence of these stages upon further works of the writer, as well describes the factors of C. S. Lewis’ long path towards sincere and genuine faith.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.