по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 15-02-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Актуальный вопрос
Денисова З.М. - Художественный феномен монтажа в отечественном научном контексте c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28089

Аннотация: Объектом настоящего исследования является монтаж как художественный феномен в отечественном научном контексте. Предмет исследования — научная литература о монтаже в системе художественной культуры. Тема статьи представляется актуальной, позволяет оценить степень научной разработанности данного вопроса и обозначить еще не затронутые исследователями его аспекты. Автор подробно рассматривает изучение феномена монтажа в музыковедении. Особое внимание уделяется анализу исследований отечественной музыки XX столетия — творчества Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского и других композиторов. С целью систематизации материала автором статьи был избран путь анализа существующей литературы по отраслям: киноведению, искусствоведению, музыковедению, иным гуманитарным наукам. Выбранная методология позволила выделить смысловые грани, интересные той или иной отрасли, и определить, чем обусловлен этот интерес. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что монтаж как художественное явление широко представлен в трудах ученых. Все авторы стремятся раскрыть монтаж с позиций философских, культурологических, технических систем XX века. Впервые на основании последовательного анализа автором прослеживается постепенный процесс освоения данного художественного феномена научной мыслью, его «вхождение» в поле зрения исследователей. Новизна исследования также заключается в постановке автором статьи актуальных вопросов, нуждающихся в научном осмыслении и новой исследовательской интерпретации.
Петрухина О.В. - Графический дизайн и виртуальная среда: реальность и перспективы c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28736

Аннотация: Объектом исследования является современный графический дизайн. В статье автор рассматривает потенциал графического дизайна на стыке информационных технологий сегодняшнего дня и привычного контекста методов, средств и возможностей дизайнера-графика. Предметом исследования выступает влияние интерактивных медиа-технологий и прикладной анимации на современный облик графического дизайна, в контексте формирование актуальной модели графического дизайна. Приводятся примеры внедрения возможностей дополненной и виртуальной реальности в различные сферы деятельности человека. Как наиболее относящиеся к предмету исследования рассматриваются возможности виртуальных сред, в таких сферах как гейм-индустрия, музейная деятельность, сфера туризма и рекламы, визуальные коммуникации и интерактивные медиа. В работе использованы общенаучные методы исследования в рамках сравнительного и логического анализа, включающие приемы наблюдения, обобщения и сопоставления. Также работа опирается на аналитический и экспериментальный методы и носит системный междисциплинарный характер. Основными выводами проведенного исследования является определение факторов массовой культуры и современных технологий, влияющих на трансформацию графического дизайна. Проведенный анализ взаимодействия виртуальных сред и «новых электронных медиа» со сферой графического дизайна в контексте гейм-дизайна, музейной практики, сфер туризма и рекламы, позволяет сделать прогноз на перспективы дальнейшего развития и формирования облика графического дизайна.
Традиции и инновации
Хупения Н.Р. - Концепт традиции в контексте интеллектуального опыта интегрального традиционализма c. 20-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28813

Аннотация: В статье исследуется феномен традиции в трактовке социально-философского направления мысли, носящего неакадемический характер и обозначаемого в научной литературе как интегральный традиционализм. Автор обращается к основным положениям данной концепции, которые формируют концептуальный образ традиции в дискурсе традиционалистов, указывает на выделяемый ими трансцендентный аспект в этом явлении и обозначает их устремленность к первородной духовной реальности, воплощенной в аутентичной Традиции. Цель статьи - раскрыть содержащийся в интегральном традиционализме потенциал для выработки универсального определения традиции. С использованием логико-аналитического подхода и методов сравнительного анализа выявлены фундаментальные причины, обуславливающие неприятие современного мира последователями интегрального традиционализма. Автор приходит к заключению, что попытки раскрыть сущность традиции в рамках идеологического и эзотерического контекста, пронизывающего интегральный традиционализм, являются несостоятельными, а выявить ее гносеологическую ценность – трудноразрешимыми. Сформулированные выводы позволяют указать на проблематичность использования основополагающих положений интегрального традиционализма в целях объективно-научной интерпретации и определения феномена традиции.
Философская антропология
Бенгтсон Э., Розенгрен М. - Философско-антропологический подход в риторике. Случай Кассирера. c. 27-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28512

Аннотация: В этой статье мы утверждаем, что философия символических форм Эрнста Кассирера является незаменимым философско-антропологическим партнером риторики. Мы предполагаем, что освоение риторикой теории символических форм Кассирера позволит вывести риторику за пределы её доминирующей трактовки как теории, ориентированной на языковое выражение, и позволит ей полностью соответствовать широкому пониманию риторики как учения о том, каким образом создаётся, утверждается и изменяется социальное значение. Чтобы сделать наше расширенное понимание риторико-философско-антропологического подхода более ясным, мы построили наше рассуждение частично на критике недавней попытки Томаса А. Дишенны (Discenna, Rhetorica 32/3, 2014) включить Кассирера в риторическую традицию в ходе анализа давосских дебатов между Кассирером и М. Хайдеггером 1929 года; и частично на разъяснении тех аспектов мысли Кассирера, которые мы считаем наиболее важными для развития риторико-философской антропологии социального значения. Основным выводом проведенного исследования является тезис о том, что философия символических форм Кассирера создает теоретические основы современной риторической философской антропологии как учения о формировании социального значения.
Философия культуры
Хасиева М.А. - Психосоциальный анализ архитектуры XX в. в философии П. Слотердайка c. 42-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28705

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является теория взаимосвязей между архитектурной тектоникой XX в. и изменениями в социальном пространстве и, как следствие, в индивидуальной психической жизни человека. Исследование проводится на материале работ одного из наиболее значимых представителей антропологического подхода в философии архитектуры, немецкого философа П. Слотердайка. Свою концепцию архитектуры Слотердайк выстраивает через определение сущности сознания современного человека, которое отражает в себе явления социальной реструктуризации, изменения в общественно-политической и культурной жизни. В статье рассматриваются анализируемые философом стратегии и закономерности, характерные для градостроительства и архитектурного проектирования XX в. Методология исследования включает в себя описательную характеристику философии архитектуры П. Слотердайка, герменевтический анализ текстов его работ, а также сравнительный анализ его идей с теориями других значимых представителей философии архитектуры. Научная новизна данной темы обусловлена малоисследованностью философии архитектуры Слотердайка в русскоязычной научной литературе. В выводах, сформулированных в статье, систематизируются и обобщаются его ключевые идеи, касающиеся взаимообусловленности архитектуры XX в. со сферой психосоциального, а также проводится сопоставление его философской концепции с содержанием теорий других философов архитектуры.
Философия и искусство
Подоксенов А.М. - Михаил Пришвин и Анри Бергсон: философский контекст творчества c. 49-58

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.1.28864

Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния идей философа и писателя Анри Бергсона на мировоззрение и творчество Михаила Пришвина. Показано, что для раскрытия сущностных смыслов реальности Пришвин активно использует самые разные исторические, культурные, религиозные, философские и политические концепты, о чем свидетельствует целый ряд актуальных философских выводов, присутствующих в семантическом поле его дневниковых записей, публицистических и художественных текстов. Автор подробно анализирует влияние идей отечественных и зарубежных мыслителей на художественный дискурс Пришвина. В статье используется метод историко-философской реконструкции. Образы, символы и высказывания Пришвина в художественных произведениях сравниваются с метатекстом, реализующим философемы писателя, которые реконструируются путем соотнесения их с философскими текстами Бергсона. Новизна исследования заключается в анализе процесса развития художественной мысли писателя, который обнаруживает в большевизме не только перекличку марксизма с философией Бергсона, но и сопоставляет их с идеями христианства, а затем накладывает различные образы, символы и концепты друг на друга. Соединяя противоположные идеологемы, Пришвин выявляет те сущностные изменения общественного бытия, которые принесла революция и которые трудно раскрыть с одной лишь мировоззренческой позиции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.