по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 22-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Актуальный вопрос
Бейшенова А.Т. - Восток и Запад: соотношение взглядов в конкретном историческом контексте c. 0-0

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25384

Аннотация: В статье выясняются причины, в той или иной мере повлиявших на формирование традиционных парадигм Востока и Запада, раскрываются причины противопоставления и несовпадения данных понятий, выявляются корни разногласий противоположных понятий. На сегодняшний день общепризнанным фактом является разность общественно-экономических и культурных особенностей Востока и Запада, которые существует в постоянной борьбе, в тоже время подразумевая наличие друг друга.И дабы понять данный процесс, необходимо уметь дифференцировать понятия "Восток" и "Запад". В зависимости цели, методологического подхода и угла зрения Восток и Запад можно дифференцировать разным способом:это может быть и цивилизационный подход к истории развития общества, так и натуралистический подход. По итогам данной статьи для нас больший интерес представляет то обстоятельство, что оценка того или иного явления или огромной совокупности фактов и отношение к ним в значительной мере определяются множеством внешних обстоятельств, реальным положением вещей, соотношением сил противоборствующих сторон, целесообразностью, текущими и стратегическими целями и интересами народов и государств, и в ощутимо меньшей мере бескорыстным поиском научной истины. С другой стороны, истина часто необходима для того, чтобы повысить эффективность предпринимаемых действий, благодаря чему она может быть востребована, вопреки текущим целям и краткосрочным интересам, сквозь которые часто пробивается научный анализ.
История идей и учений
Климков О.С. - Мистическое учение Симеона Нового Богослова и его роль в развитии афоно-византийского исихазма c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25413

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является мистико-аскетическое учение выдающегося представителя духовной традиции афоно-византийского исихазма преп. Симеона Нового Богослова. Рассматривается его значение в развитии богословско-мистических идей, получивших окончательное оформление в эпоху исихастского возрождения в Византии XIV в., в русле которого в течение нескольких десятилетий продолжались так называемые исихастские споры, повлекшие за собой победу исихастской партии, возглавляемой Григорием Паламой. Труды Симеона внесли значительный вклад в развитие этого духовного движения и в дальнейшую систематизацию и концептуальное осмысление этого учения в Византии и средневековой Руси, оказав влияние на формирование религиозно-обрядовой и философско-богословской культуры множества стран, входивших в православно-византийское цивилизационное пространство. Автор использует историко-аналитический и феноменологический методы, прибегая, при необходимости, и к методу сравнительного анализа и историко-философской реконструкции. Основными разделами данного исследования выступают следующие: обзор сочинений Симеона и истории их переводов; изучение его места в русле православно-исихастской традиции; краткое исследование учения Исаака Сирина как его духовного предшественника; анализ мистико-богословских идей Симеона; выяснение его роли и в развитии доктрины поздневизантийского исихазма; сопоставление ключевых моментов его учения с концепцией Григория Паламы; выявление религиозно-культурного значения рецепции его воззрений в русской средневековой мысли.
Социальная философия
Боровинская Д.Н. - Туризм: современные подходы к исследованию c. 14-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25391

Аннотация: Статья посвящена методологической проблеме исследования туризма на современном этапе развития научного знания. Основная цель работы заключается в выделении особенностей актуальных подходов к исследованию туризма в зависимости от таких научных сфер, как экономика, культура, философия. На междисциплинарном уровне автор подробно рассматривает пространственные подходы, подходы культурных, креативных индустрий, социокультурный подход, а также антропологический подход, который широко представлен в зарубежной литературе. Особое внимание уделяется философским концепциям, составляющих основу методологии туризма. В ходе подготовки данной статьи использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников, включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области организации и развития туризма. Для достижения поставленной цели автор использовал метод классификации актуальных научных подходов к исследованию туризма. В работе сделан акцент на необходимости использования философского подхода к пониманию специфики развития туризма. Автором проведён комплексный анализ современных научных подходов в сфере туризма, это позволило определить приоритеты исследований отечественных и зарубежных специалистов в данной области и систематизировать накопленный опыт.
Политическая философия
Захарченко Г.В. - О некоторых особенностях отрицания государства Максом Штирнером c. 24-32

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24394

Аннотация: Предметом исследования является комплекс социально-философских проблем, связанных с особенностями современного понимания идей отрицания политической и социальной роли государства.Объектом исследования являются социально-философские и социально-политические идеи Макса Штирнера. Автор рассматривает особенности понимания им исторической роли государства и его отрицания в процессе социального развития. Особое внимание уделяется современной интерпретации мыслей и идей Макса Штирнера, их созвучности с новыми вызовами и проблемами возникающими в процессе жизнедеятельности государства. Автор настаивает на актуальности многих идей и положений Макса Штирнера и их теоретической и практической применимости в современном понимании сложных и противоречивых тенденций развития общества .Автор также убежден в ценности штирнеровского понимания человека, общества и государства в создании новых, альтернативных форм общественно-политической организации человечества. Основным методом предпринятого автором исследования стал анализ текста «Единственного и его собственности» направленный на выявление недостаточно ясных смыслов его понимания отрицания государства и социальных функций «союза эгоистов». Было использовано также сравнение некоторых теоретических положений Макса Штирнера с идеями Канта и Фихте. Научная новизна работы состоит в том, что автор отказывается воспринимать сложившуюся трактовку творческого наследия Макса Штирнера как ортодоксального анархизма индивидуалистического толка. Основные выводы проведенного исследования состоят в том, что некоторые идеи Макса Штирнера несводимы к чисто анархистскому отрицанию государства, а его концепция «союза эгоистов» содержит в себе практически ценные для современности положения , помогающие лучше понять сущность и смысл происходящих в современном мире изменений в понимании социальной роли и функций государства. Кроме того автор рассматривает определенные аспекты философии Штиренра в качестве своеобразной социальной утопии в которой присутствует определенная научная ценность для понимания возможных перспектив эволюции человека и общества.
Теологические основы бытия
Тимощук Е.А. - К столетию «Das Heilige» Рудольфа Отто c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24092

Аннотация: Объектом исследования выступает влияние книги одного из лучших авторов XX века, Рудольфа Отто. Предметом исследования является концептуальное ядро его учения: состояние инаковости и его трансцендировнаие через нуминозное чувство. Феноменология религии Р. Отто созвучна теме межконфессионального и межрелигиозного диалога, формулирует перед исследователями актуальные вопросы взаимодействия светского и религиозного, либерального и консервативного, юридического и нравственного. Каковые принципы и уровни межрелигиозного и межконфессионального диалога? Возможно ли взаимодействие между религиозным и секулярным дискурсами? Допустимы ли религиозный дискурс и религиозная риторика в политике, образовании и других «секуляризованных» сферах общественной жизни?. Замысел статьи заключается в том, чтобы раскрыть феноменологию Отто как метод трансцендирующей гуманитарной коммуникации. В статье задействованы общенаучные методы теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) конституирование социокультурных объектов связано с индивидуацией и конкретизацией разнородных культурных миров; 2) феноменология религии Рудольфа Отто выступает методом контекстного соотнесения разных духовных практик, способствует формированию консенсусных образований, смысловых кластеров; 3) «Das Heilige» устанавливает коммуникацию между рациональными и иррациональными направлениями в философии, стремится урегулировать их споры; 4) феноменологии Отто имеет ценность для государственной политики в области репрезентации религиозного в светских обществах. Новизна исследования заключается в позиционировании Отто на поле плюралистическо-синергийного процесса ноосферы среди К. Юнга и Р. Фрике, У. Джемса и М. Элиаде. Область применения результатов: история философии, феноменология религии, межкультурная коммуникация.
Мифы и современные мифологии
Плахин В.Т., Коростелёва О.Т. - От меда к “Pepsi” (проблема метаморфоз в архаическом мифе и современной рекламе) c. 43-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.25487

Аннотация: Объектом статьи является различие архаического (первобытного) мифа и современной коммерческой рекламы, которая в зарубежной и отечественной литературе нередко трактуется как одна из мифологических практик, мистифицирующих общественное сознание. Предметной областью исследования выступает специфика представленных в данных дискурсах метаморфоз, рассмотренная в рамках бинарной оппозиции «закономерность – произвольность». Цель работы – выявить эти особенности и показать, что они детерминированы природой и предназначением той или иной наррации как исторически и функционально определенного элемента социокультурной системы. Для достижения поставленной цели была использована компаративистская методология, дополненная на уровне рекламного семиозиса методами семантического и дискурсивного анализа. В результате исследования установлено, что метаморфозы, значимые для мифа и рекламы, относятся к разным – онтологическому и структурно-семантическому – измерениям дискурсивного пространства. Если для классического мифа сущностными трансформациями являются собственно предметные метаморфозы, выражающие его космогоническую суть, то ключевая идея рекламы связана с превращением товарного имени из денотативного знака в преимущественно коннотативный. При этом показано, что в отличие от мифологических превращений, подчиненных ряду устойчивых принципов, коннотативное развертывание в рекламе имеет ярко выраженный произвольный характер.
Эстетика
Кудаев А.Е. - Теургия и трагедия творчества в эстетике Н. А. Бердяева c. 56-68

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24280

Аннотация: Статья является продолжением предыдущей работы автора «Феномен теургии в эстетике Н. А. Бердяева: истоки и подходы к проблеме» («Философия и культура», 2017. № 8), в которой анализируется ключевая проблема бердяевского наследия – проблема теургии, неразрывно связанная с его концепцией трагедии творчества. Именно понимание творчества как трагического по своей природе обусловило обращение Бердяева к проблеме теургии, в которой автор видел возможность преодоления творческой трагедии. Данный аспект и является предметом статьи. В центре ее внимания – наиболее характерные признаки, из которых складываются общие контуры будущей эпохи и особенности нового творчества, выделяемые автором в первую очередь. Это и богочеловеческий характер творчества, и понимание его природы как имманентно-религиозной. Рассматривается интерпретация Бердяевым символизма как выражения глубочайшего кризиса культуры и одновременно – завершающего акта трагедии творчества, которые призвана преодолеть теургия. Но поскольку теург будет «творить мир в красоте», то новое творчество окажется способным выявить и собственно эстетическую основу и сущность мироздания. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке философии, эстетики, религиоведения, культурологии, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции бердяевской концепции теургии. Раскрывается ключевая роль данной проблемы как для философско-эстетической мысли Бердяева, так и концепции трагедии творчества. Анализируются определяющие, согласно Бердяеву, признаки будущей эпохи Творчества и особенности творчества теургического, а также связь последнего с «неудачей культуры», символизмом и собственно эстетической проблематикой.
Философия и искусство
Михайлов Н.Э. - «Аполлон» и «Тюхе»: порядок и случайность как фундаментальные формообразующие начала в дизайне c. 69-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24322

Аннотация: В работе на основе рассмотрения дизайнерской деятельности проводится анализ творческого акта и подходов к формообразованию, определяются фундаментальные принципы творения, обозначаемые как «порядок» и «случайность», обладающие онтологическим основанием. В статье приводится исторический обзор роли этих принципов в формировании античных философских концепций и связанных с ними эстетических представлений, раскрывается влияние на творческую деятельность человека принципов «порядка» и «случайности». Автор, проводя параллель между формообразованием в природе и формообразованием в культуре, разбирает эволюцию математико-геометрической концепции мироустройства античной мысли, как выражение принципа «порядка», а также демонстрирует развитие этой концепции в последующих воззрениях на формообразование в трудах теоретиков искусства и дизайна. Понимание эллинским мифологическим сознанием принципов «порядка» и «случайности» представлено в работе благоприятным фоном для успешной дивергенции фундаментальных начал творческого акта. Методология исследования заключается в сочетании эстетического и социокультурного подходов, которые позволяют раскрыть диалектическую природу феномена культурного формообразования. Автор приходит к выводу о том, что творческий акт человека не только уподобляется природному формообразованию, но и ограничивается им – культурное преобразование осуществляется посредством абсолютной пары онтологических принципов, «порядка» и «случайности», преодолеть которые человеческое творчество не в состоянии. В работе также отмечается, что современный дизайн, как род духовно-практической деятельности, нацеленный исключительно на чистый культурно-эстетический морфогенез, наиболее наглядно демонстрирует свою зависимость от «порядка» и «случайности», однако, указанные принципы, являясь основой прекрасного, проявляют себя и в историческом развитии всего искусства как универсальные эстетические парадигмы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.