по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 09, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 25-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2017
Рациональное и иррациональное
Хлебникова О.В. - Потребление как гештальт c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.24046

Аннотация: Статья посвящена исследованию характерных особенностей современного гештальта потребления. Особое внимание уделяется онтологической значимости потребительства, а также его социальным и антропологическим эффектам. Раскрывается сущность потребления как акта присвоения мира, реализующегося посредством аккумуляции фигурой человека-потребителя всеобщих отношений долженствования. Показывается невротическая природа потребления, связанная с глобальной травмой его перманентной недостачи. Исследуются такие важные контексты бытования потребительства как отождествление человеческого и повседневного, включение в машинность желающего производства, подчиненность формациям системы моды. В русле действия постструктуралистской и постмодернистской методологии рассматривается мировоззренческая роль потребления и его влияние на формирование поведенческого сценария современного человека. Изучается влияние логики потребления на глобальные процессы объективации человеческой телесности, ведущие к социальной репрезентации современного человека в качестве сексуального тела. На основе проведенного анализа делается вывод о гештальте потребления как о механизме представления реальности в качестве места хранения инструментов человеческой самореализации.
История идей и учений
Коротких В.И. - «Реконструкция» или «интеграция»? Гегелевский историзм сквозь призму герменевтических стратегий c. 10-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23837

Аннотация: Предметом исследования является гегелевская концепция познания истории культуры, рассматриваемая с учётом различия "реконструкции" и "интеграции" как основных подходов к проблеме исторического познания в рамках философской герменевтики. Автор выделяет феноменологическую, спекулятивную и прагматическую модели осмысления истории культуры, последовательно выходившие на первый план в творчестве философа в процессе эволюции его представлений о строении системы философии, а также определяет предпосылки влияния модели познания истории культуры, представленной в "Феноменологии духа", на становление концепции философской герменевтики. Исследование основывается на использовании комплекса традиционных историко-философских методов, компаративного, герменевтического методов, элементов логической и историко-культурной реконструкции. Избранная точка зрения на специфику осмысления истории культуры в философии Гегеля позволяет выделить основные модели гегелевского историзма и поставить вопрос об основании их единства. Автор приходит к выводу о том, что разработанная в "Феноменологии духа" концепция "интеграции" сохраняла фундаментальное значение для философии Гегеля на всём протяжении его творчества.
Социальная философия
Рвалов П.Н. - Медиасфера в дискурсе эволюционирующих исследовательских программ c. 21-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.22046

Аннотация: Объектом исследования является феномен медиасферы, изучаемый в рамках активно и прогрессивно развивающихся исследовательских программ. Актуальность выделения сущностных характеристик понятия медиасферы, составляющих «концептуальное ядро», наряду с изучением эмпирических результатов изучения ее функциональных связей во всех областях общественной жизни, составляет содержание эволюционирующих исследовательских программ. Предмет исследования сосредоточен на содержании развивающихся исследовательских программ, в которых прогнозируются факты позитивного социокультурного воздействия медиаинформации, а также минимизации последствий ее негативного, манипулятивного влияния. Методологическим основанием исследования является анализ и осмысление современного эволюционирующего информационного общества в свете конкуренции исследовательских программ. Основными выводами проведенного исследования являются обоснование необходимости медиаграмотности и медиаобразования, распространяемых на широкие слои населения, в первую очередь, на детей, подростков и молодежь, как одного из актуальных исследовательских направлений, способных генерировать технологии компенсации негативных процессов в медиасфере; а также их включенность в эволюцию современного информационного общества.
Параметры общества
Дерябин М.Л. - Актуализация смыслов признания в дискурсивном пространстве спорта c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.15165

Аннотация: В статье рассматривается актуализация смыслов спорта в дискурсивном пространстве признания. Основное представление дискурса признания задается через герменевтическое толкование работ П. Рикера, которое позволяет обнаружить в социальном необходимость конструирования особого пространства спортивной дискурсивности. Тело спортсмена, предъявляющее естественные, как бы природные характеристики человека, первоначально задается в дискурсе признания как идентификации. Социальное идентифицирует атлета как предъявление особых характеристик природного, которые оказываются значимыми для структурирования самого общества, других социальных дискурсов. Методологически автор понимает бытие человека как языковую социальную реальность, которая наполнена смыслами существования человека. Это предполагает понимание целостного бытия человека в пространстве присутствия и пространстве значения, выделяемых в частности в работах Х.У Губрехта. Новизна исследования заключается в интерпретации необходимости появления пространства спорта в социальном в структурах дискурса признания. В работе обнаруживается актуализация смыслов социального через конструирование особого как бы природного тела, пространства и времени спорта, посредством которых общество одновременно предъявляет и усваивает обще-родовые смыслы.
Философия истории
Дёмин И.В. - Трактовка истории в философской концепции Хосе Ортеги-и-Гассета c. 39-56

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23912

Аннотация: Анализируется философско-историческая концепция Ортеги-и-Гассета. Особое внимание уделяется учению об историческом (жизненном) разуме и понятию «историология». Проясняется соотношение понятий «методология истории», «философия истории», «историология». Выявляются основные пункты расхождения Ортеги-и-Гассета с историософскими построениями немецкого романтизма, Гегеля, Канта и неокантианцев. Определяется место историософской концепции испанского философа в контексте классической и неклассической европейской философии XIX-XX вв. Проводятся параллели между трактовкой истории у Ортеги-и-Гассета и неклассическими философско-историческими концепциями Дильтея, Кроче, Хайдеггера, Сартра. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. К наиболее значимым идеям философско-исторической концепции Ортеги-и-Гасета следует отнести: отказ от субъект-объектной оппозиции в описании и объяснении истории и жизни, трактовка прошлого как «жизненного опыта», постулирование изоморфизма индивидуального и социального прошлого, преодоление концептуального разрыва между эмпирическим историописанием и философским осмыслением истории, исторической наукой и историософией.
Аксиология: ценности и святыни
Фетисова Е.Э. - Идеализм Платона в поэтической книге «Сад Мирозданья» О. Седаковой c. 57-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.21964

Аннотация: В предложенной статье поэзия О. Седаковой, представительницы «задержанной литературы» 1970-1980-х годов, рассматривается сквозь вектор философского учения Платона, составные части которого - идеализм и космология - служат интерпретации и дешифровке художественной образности, и шире - поэтической миромодели. Поэтическая книга «Сад Мирозданья» О. Седаковой архетипически погружается в контекст «Божественной комедии» Данте, лирического цикла «Шиповник цветет» А. Ахматовой, поэзии «шестидесятника»-стоика А. Кушнера. В творчестве поэта выявляются реминисценции Золотого века русской литературы, библейские и фольклорные архетипы. Детально дифференцируется жанровая система творчества О. Седаковой. Прослеживается специфика межкультурной коммуникации традиционного и «ренессансного акмеизма» (неоакмеизма). Методологический инструментарий философии способствует интерпретации поэтического текста. Сопоставительный анализ, метод семиотической реконструкции и процедура движения по герменевтическому кругу, дополняя и взаимозаменяя друг друга, способствуют детальной расшифровке поэтического текста. В центре сопоставительного подхода - подобие литературоведческих приемов, общих фраз, цитат, аллюзий вплоть до общности авторской концепции лирического сюжета, нумерологии, художественного пространства и времени - синхронно-реминисцентного хронотопа, сходным образом представленного в стихотворениях и лирическом цикле Ахматовой, «Божественной комедии» Данте, русской классической литературе. Новизна работы заключается в том, что творчество малоисследованного поэта-неоакмеиста, представителя «задержанной литературы» 1980-х годов, рассматривается и анализируется многоаспектно, в свете механизма культурной памяти, как синтез формы и содержания, через призму философии и культурологии. Делается вывод о том, что творчество О. Седаковой насквозь онтологично. Платоновская идея Блага как кульминации его идеализма трансформируется в воссозданный поэтом-Демиургом Космос нового Сада-Мироздания. Анализируется характер взаимосвязи автора и созданного им Мироздания (Блага, Космоса) на основе трех видов отношений: подражания, причастности и присутствия. Зашифрованные отсылки и реминисценции в текстах неоакмеистов связаны с авторским приемом «полицитатности», носящей латентный характер. С формальной точки зрения это способствует возникновению не только жанров на стыке двух и более жанровых «валентностей», но и принципиально новых жанровых форм и разновидностей. поэтическая миромодель О. Седаковой складывается как синтез элементов классической русской литературы, акмеизма, неоакмеизма и нарождающегося экзистенциализма русского типа («мистерия подсознания»). Таким образом, поколение «задержанной литературы» 1970-1980-х годов (О. Седакова, В. Кривулин, С. Стратановский, Л. Миллер, Г. Русаков, Г. Умывакина) образует внешний «концентрический круг» неоакмеизма и создает «метафизическую поэзию», приоритет которой отдается непрерывно осуществляемому цитатному диалогу с классическими текстами и необыкновенному чувству историзма. Книга стихотворений «Сад Мирозданья» О. Седаковой явилась своего рода образно-философским осуществлением Абсолюта, «Града Божьего». Связь прошлого и будущего из апокалиптического, экзистенциально развоплощенного настоящего, демиургическое возрождение нового Бытия из точки «невозврата», «бифуркации» - станет важнейшей художественной стратегией искусства и философско-культурной парадигмы неоакмеизма 1980-1990-х годов.
Смысл и безмолвие
Яковлева Е.Л. - Осмысление слова гламур и его рецепций в массовом сознании c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23929

Аннотация: Статья посвящена интерпретации слова гламур в научно-исследовательской литературе и его трансформированном восприятии массовым сознанием. Последнее связано с историей слова, в процессе формирования и распространения которого образовались разрывы: гносеологический, связанный с потерей его значения как познавательно-образовательного процесса, онтологический, обусловленный пропастью между реальностью и фантазийным гламурным миром, и аксиологический, приведший к смене акцентов в ценностной шкале личности, мечтающей о вхождении в мир гламура. При этом данные разрывы оказались неизвестными и незаметными для массовой аудитории. Обозначенная проблема рассматривается на основе герменевтического и феноменологического методов, помогающих прояснить особенности современного понимания слова гламур. Впервые история слова гламур рассматривается через призму гносеологического, онтологического и аксиологического разрывов, несколько обеднивших его смысловую наполненность. В слове остались коннотации, связанные с магичностью, колдовством и очарованием, которые легли в основу понимания массовой аудиторией. Как правило, гламур интерпретируется как мир магии и чудес, в котором господствует праздник, а попавший в него человек, преображаясь, становиться не только очаровательным, но и счастливым. Положения и выводы статьи можно использовать при дальнейшем исследовании гламура как социокультурного феномена и его различных проявлений.
Мифы и современные мифологии
Галанина Е.В., Салин А.С. - Мифическое в виртуальных мирах видеоигр c. 76-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.24153

Аннотация: Современные информационно-коммуникационные технологии, технологии виртуальной реальности, индустрия видеоигр делают актуальными вопросы сущности виртуальных объектов и миров. Насколько подобные миры реальны или иллюзорны? В какой степени они мифичны? Предметом исследования выступают видеоигры и виртуальные миры. Цель статьи – исследование мифического в виртуальных мирах видеоигр. Методологической основой исследования выступают: феноменологическая концепция мифа А.Ф. Лосева, Ю.С. Осаченко, семиотическая трактовка мифа Р. Барта, теория симулякра Ж. Делёза, Ж. Бодрийяра. Авторами показано, что видеоигры конструируют собственные виртуальные миры, которые мифичны по своей природе. В качестве примера мифологического конституирования приведена видеоигра «Assassin’s Creed Unity», в которой посредством удвоения знакового порядка формируется мифологическое повествование о Великой французской революции. На примере другой видеоигры серии – «Assassin’s Creed II» – авторы демонстрируют, что видеоигры способны выстраивать мифологический нарратив иначе, чем другие медиа, используя формальные конвенции, свойственные видеоиграм. Использование интегрированного пользовательского интерфейса и встраивание отношения «геймер–аватар» внутрь виртуального пространства «Assassin’s Creed» позволяют геймеру оказаться в позиции творца своего виртуального мира, а не его стороннего наблюдателя. Научная новизна исследования заключается в обосновании мифичности виртуальных миров видеоигр, а также выявлении специфики мифологического конструирования мира средствами видеоигр, которая осуществляется за счет интерактивности (игрок становится со-творцом виртуального мира) и перформативности (использования формальных конвенций, например, пользовательского интерфейса, свойственных видеоиграм как медиуму).
Философия культуры
Воронкова И.Е., Киселева Н.А. - Духовный смысл русской культуры и православие: историко-философское исследование c. 89-98

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23686

Аннотация: Предметом исследования является феномен духовности русской культуры с точки зрения его национально-культурной специфики. В работе анализируется метафизической аспект духовности русской культуры. Автор, апеллируя к мнению отечественных философов, обосновывает положение о том, что специфика духовности русской культуры состоит в ориентации на абсолютные ценности, национальный смысл которых определило православие. В частности, идея преображения человека и мира, привнесенная православием, стала основой духовного единства многосторонней русской культуры. Отражение онтологического смысла духовности в русской культуре обозначилось через отождествление духовности с любовью, где любовь выступает условием целостности человека и его духовной эволюции. Именно подобное восприятие духовности во многом обусловило метафизическую сущность русской культуры. Методологическую базу исследования составляют принципы культурно-исторического и логического исследования социокультурных явлений. Историко-генетический метод помогает выявить причинно-следственные связи, которые раскрывают формирование особого типа духовности русской культуре, открывающей высшие пути и смыслы самореализации человека. В процессе анализа использовался компаративистский подход в осмыслении исследуемого материала в разных культурно-исторических традициях. Метод системного и комплексного анализа, предусматривающий изучение любого явления как динамической системы, обладающей своей функциональной значимостью, позволил представить комплексный анализ духовности русской культуры и выделить ее метафизическую составляющую. Научная новизна исследования заключается в обосновании положения о метафизическом смысле духовности русской культуры как национальной специфики и может быть сформулирована в следующих выводах: -русская духовность имеет собственные социокультурные истоки и традиции, среди которых православие занимает значимое место, именно оно открывает онтологическое значение духовности, в русской культуре закрепившееся как универсальный принцип гармоничного устройства мира; -на основе православного представления об аксиологической значимости духовности, дается ее восприятие в русской культуре как осуществление «перестройки»/ преображения телесно/душевной структуры человека, что связано с постижением смысла духовности и закономерностей её развития через освоение универсального пути преображения – божественной любви, которая отечественной философией эксплицируется как нравственно-этическая доминанта духовности.
Философия и искусство
Переверзева М.В. - Открытая форма Берио: от концепции к композиции c. 99-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23620

Аннотация: Предметом исследования является так называемая открытая форма Лючано Берио - одного из новаторов европейского авангарда. Он писал музыку в подвижных формах, меняющихся по материалу и структуре. Объектом изучения становятся произведения Берио в открытой форме разных жанров. Берио применял алеаторную технику письма и написал ряд статей об открытой форме. Он стремился воплотить в музыке философско-эстетические принципы Дж. Джойса и У. Эко. В статье рассматривается концепция открытой музыкальной формы Берио и ряд произведений, в которых она нашла отражение. Методологией исследования становится эстетический и теоретический анализ идей и концепций Берио, высказанных им в статье об открытой форме, а также музыкально-теоретический анализ произведений композитора с применением нового понятий ной терминологического аппарата. Новизна исследования заключается в первом на русском языке анализе концепции открытой формы в творчестве Лючано Берио и её конкретном воплощении в музыкальных произведениях, выявлении и представлении основных признаков открытой формы, изучении нотного текста и его звуковой реализации, демонстрирующей подвижность композиции на уровне текста и структуры, прослеживании практического применения алеаторной техники письма и её влияния на формообразование. К статье также прилагается перевод статьи Берио о форме с английского на русский язык.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.