по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 22-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2017
Онтология: бытие и небытие
Скородумов Д.А. - Материалистическая теология А. Бадью и его критика С. Жижеком: между смертью и воскресением c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21586

Аннотация: Предметом исследования является проблема баланса между бытием и ничто, рассмотренная на примере материалистической теологии А. Бадью и С. Жижека. В статье раскрывается смысл того, почему для А. Бадью важно воскресение Христа, и почему это является событием, и взгляд С. Жижека на позитивное событие, как лишь на ещё один извод идеологии. Для А. Бадью событие воскресения становится универсальной силой, позволяющей человеку обрести подлинность, для С. Жижека эта подлинность становится повторением закона, от которого событие пыталось избавиться. Силу освобождения он видит в небытии, или смерти. В качестве методологии используется феноменологический метод, который позволяет работать с теологическими абстракциями без решения вопрос о их существовании или несуществовании. Основным вкладом автора в исследование темы являются сравнительно-аналитические выводы относительно позиций философов. Выясняется, что эти позиции родственны друг другу и преследуют одну цель – освободить человека, но в силу разных тактических задач – спора с Ницше, в случае с Бадью, и противостояния идеологии, в случае с Жижеком – они выбирают разные методы.
Спектр сознания
Гижа А.В. - Сознание в онтокосмической перспективе целевых полаганий c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.20310

Аннотация: Предметом исследования является феномен сознания (разумной жизни) в общемировом контексте его телеологического статуса. даются Общие контуры феномена сознания даются на основе выделения его ориентаций в масштабах Универсума, с позиций имманентного целеполагания. Раскрытие темы предполагает предварительное прояснение по трем основным позициям, касающимся (1) специфики философской теоретизации, (2) экспозиции типовых представлений сознания и (3) достижения осознанности выбора в области концептуальных расхождений. Необходимость предварительных установлений следует из методологического требования процесса познания по выявлению аксиоматической основы и условий должной обоснованности предлагаемых положений. Используемые методы могут быть охарактеризованы как понятийно-критический и конструктивно-аналитический, с упором на диалектический принцип конкретизации понятийного содержания. Основные результаты заключаются в прояснении логико-понятийной основы тех или иных трактовок сознания, их критической верификации, и в экспликации утверждения онтокосмической телеологии сознания. Сознание в его развитии полагается фактором, имеющем космическое значение, непосредственно формирующим дальнейшую эволюцию Вселенной. Доминирующим аспектом при этом, в конечном счете, выступает достигнутая моральная составляющая, дополняющая и естественно завершающая гегелевское единство соответственно теоретической и практической идей.
Новая научная парадигма
Головашина О.В. - Самоорганизованная критичность акторно-сетевой теории c. 23-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21658

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является сопоставление акторно-сетевой теории и теории самоорганизованной критичности. Несмотря на то, что анализируемые теории связаны с разными научными областями (социология и физика соответственно), обе они представляют собой дискурс нелинейного мира и основное внимание уделяют не сущностям (объектам), а взаимодействиям между ними. Автор обращает внимание как на отдельные компоненты анализируемых теорий, так и на их функции и эвристические потенциал в целом. Методология работы построена на использовании методологических приемов анализируемых теорий с применением общефилософских методов (анализ и синтез, сравнительный метод и т.д.) Автор показывает, что акторно-сетевая теория и теория самоорганизованной критичности представляют собой новый язык описания несимметричной вселенной, а также подчеркивают роль минимального воздействия, которое может привести к максимальному результату. Однако СОК представляет собой объяснительную метатеорию, направленную на выявление универсальных закономерностей, что противоречит принципу ирредукции, на котором настаивают сторонники АСТ. Сравнение акторно-сетевой теории и теории саморганизованной критичности проводится впервые.
Связь времен
Хусяинов Т.М. - От общества труда к обществу занятости c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21525

Аннотация: Проблема трудовой деятельности является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Поэтому понятие «труд» как определённый вид человеческой деятельности по праву занимает одно из центральных мест в большинстве философских, социологических и экономических теорий. В данной статье рассматривается проблема соотношения понятий «Труд» и «Занятость» и их место в деятельности человека. На протяжении многих веков понятие «труд» и вкладываемое в него значение существенно изменилось, оно трансформировалось вместе с самим трудом человека. В рамках данной работы автор, используя различные источники, делает попытку определить понятийно-терминологический аппарат. Благодаря общенаучным методам сравнения, автор разделяет понятия "труд" и "занятость". На основании анализа классических и неклассических трудовых теорий делается предположение о трансформации общества труда в общество занятости. В то время как общество прошлого можно было охарактеризовать как общество труда, то уже на более современном этапе оно стало обществом занятости. Кроме того, автор предлагает восприятие трудовой деятельности с трёх разных позиций: социально-философской, социологической и экономической.
Естественно-научная картина мира
Олейников Ю.В. - Верификация эколого-мировоззренческих прозрений В.И. Вернадского c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23517

Аннотация: В первой половине ХХ века В.И. Вернадский выдвинул ряд научных и философских идей мировоззренческого характера, касающихся понимания качественного изменения способа преобразования человеком материального мира, сущности экологического кризиса и связанного с этим изменения места и роли отдельного конкретного человека в природе и обществе. Эти идеи, в силу господствовавшей в научном сообществе физикалистской мировоззренческой парадигмы и узкой специализации ученых, не были оценены по достоинству. Сейчас эти идеи обрели чувственно-зримое воплощение в практике и настало время их верификации. Методология верификации эколого-мировоззренческих прозрений Вернадского предполагает сопоставление во многом априорных представлений академика с эмпирически наблюдаемыми реалиями эволюции современного социоприродного Универсума и их теоретическим обоснованием на основе новейших фундаментальных открытий и достижений конкретных естественных и социальных наук в контексте практического изменения бытия человечества. Коренная трансформация движущих сил и тенденций эволюции современного планетарного социоприродного Универсума однозначно подтверждает прогностическую значимость и правоту априорных эколого-мировоззренческих прозрений Вернадского и приоритет российско-советского ученого и философа в постановке и обосновании эколого-мировоззренческих представлений, обусловливающих необходимость пересмотра всей совокупности прежних представлений о месте и роли человека в природе и обществе, ценностей, приоритетов и социальной организации бытия общества, системы образования и воспитания человека и т. п. Подтверждение правоты концептуальных идей дает основание принять их в качестве основы формирования целостной мировоззренческой парадигмы, адекватной современным тенденциям эволюции социоприродного Универсума.
Политическая философия
Скороходова С.И. - И.С. Аксаков о «сербском племени» и славянском вопросе c. 53-64

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23433

Аннотация: В статье рассматриваются взгляды И.С. Аксакова на славянский вопрос сквозь призму тех событий и процессов, которые наиболее рельефно, явно, проходили на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Македонии. На основании работ философа и публицистики второй половины XIX в. показано, насколько неоднородно по своим политическим симпатиям было сербское общество: его «верхушка» преимущественно тяготела к Западу, а простой народ был представителем «русской партии». Обоснована мысль о том, что в русском обществе указанного периода, хотя и не было однозначно позитивного отношения к славянскому делу, значительно преобладала мысль об особом призвании России как страже справедливости и равновесия во всём мире. При рассмотрении и анализе философско-политических идей Аксакова, связанных со славянской темой, используются принцип историзма, принцип целостности, личностный подход, который предполагает, что взгляды философа не могут быть отчуждены и адекватно поняты вне контекста его духовной и практической жизни. Используется диалогическая парадигма, которая позволяет сопоставить его идеи со взглядами других мыслителей. Утверждается, что Аксаков своими философско-политическими статьями и выступлениями повлиял на общественно-политическую атмосферу, обострив интерес к славянскому вопросу. Делаются выводы о том, что славянская тема, которую углубили в своём творчестве славянофилы, по-прежнему актуальна в современную эпоху, что большинству русских философов XIX в. присуща глубокая интуиция в постижении универсального, вселенского.
Феноменология
Гасилин А.В. - Ревизия феноменологического метода в ранних философских эссе Ж.-П. Сартра c. 65-76

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21262

Аннотация: Предметом данного исследования является феноменологический метод Жан-Поля Сартра, представленный в его ранних философских эссе. Исследование ведётся на материале работ «Трансценденция эго», «Набросок теории эмоций», «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения». Основная задача работы – выявление особенностей сартровского понимания феноменологического метода в контексте генезиса его собственных философских методик. В работе представлен анализ сартровских теорий эмоций и воображения, а также понятия магического сознания в контексте проблемы генезиса сартровской философской антропологии и философии сознания. В исследовании используется ряд текстологических методов: метод сравнительного анализа, метод анализа когнитивного стиля, метод концептуального анализа. В ходе исследования выявляются методологические инварианты сартровской феноменологии, очерчивается круг интересующих его тем, обнаруживаются зачатки концепций, присущих его зрелой философии. Основные результаты исследования могут быть представлены в виде следующих тезисов: 1) Мышление Сартра имеет преимущественно визуальный характер. 2) В основе сартровской психологии лежит различение рационального и магического модусов сознания. Под магическим понимается способность человека мгновенно преобразовывать мир посредством эмоций и воображения. 3) Сартровское понимание магических модусов сознания формирует концептуальное ядро экзистенциальной антропологии, окончательно сложившейся в зрелый период его философского творчества.
Эстетика
Пырова Т.Л. - Слово и образ: эстетические особенности русского религиозного хип-хопа c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23525

Аннотация: Предметом исследования являются русский религиозный хип-хоп. Объектом исследования являются эстетические особенности русского религиозного хип-хопа. Анализируя материалы интервью рэп-артистов, тексты песен и визуальный ряд их видеозаписей, автор выявляет эстетические заимствования и особенности данного музыкального течения. Для работы с обозначенными типами материала автор обращается к основным понятиям постмодернистской эстетики, останавливаясь на культурных заимствованиях, метафорах и клише в нарративном и визуальном содержании анализируемого материала хип-хопа. В качестве теоретической рамки используется неопрагматический подход Р. Шустермана. Собранный материал изучался с использованием техник дискурс-анализа и визуальной семиотики. Основной вывод проведенного исследования следующий: заимствуя устойчивые образы хип-хоп культуры и нарративы религиозного повествования, русский религиозный хип-хоп добавляет свои отличительные эстетические особенности, но лишь в работе со звуком, как например, колокольный звон. Хотя в мире существует укоренившаяся традиция изучения хип-хоп культуры (Hip-Hop studies). На сегодняшний день в российской науке исследование хип-хоп культуры представлено одиночными попытками отдельных исследователей. Исследование же русского религиозного хип-хопа и его эстетических особенностей является первым. Кроме того, особый интерес для эстетических исследований представляет методология, избранная автором для анализа визульного ряда.
Философия культуры
Спирова Э.М. - Феномен культуры как объект осмысления в постсоветский период c. 88-99

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23546

Аннотация: В статье анализируются подходы к феномену культуры и культурной политики России в постсоветский период. В отечественной литературе и периодике данный этап нашей истории подвергается критике. Однако такой подход рассматривается в статье как односторонний. В постсоветский период в проведении культурной политики произошли радикальные перемены. В частности, феномен культуры стал объектом интенсивного теоретического интереса. В образовательные стандарты была включена культурология. Её рождение в нашей стране можно считать значительным достижением гуманитарной мысли. Данная дисциплина вызвала интерес к жизненным реалиям культуры, к множеству культурных феноменов. Введение новой дисциплины значительно расширило горизонт гуманитарного знания, внесло немалые перемены в сферу образования. Автор использует метод историзма, который позволяет сравнить теоретические концепции, связанные с культурой, в советский и постсоветский периоды. Впервые в отечественной литературе делается попытка проследить историю культурфилософской рефлексии в нашей стране – от классических трудов А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и В.С. Библера до рождения новой дисциплины в общеобразовательных стандартах российского образования. Автор прослеживает вехи становления культурологического знания и его связь с философией культуры. Особое внимание уделяется критическому разбору европоцентризма, который сужает горизонты историко-культурного процесса. Одновременно автор пытается раскрыть смысл культурной политики России в постсоветский период. Следует отметить, что этот опыт вызывает особый интерес во многих зарубежных странах, в частности, в Китае. В статье содержатся также критические оценки многих сторон этой политики.
Философия и искусство
Ковтун С.П. - Человеческое и сверхчеловеческое в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия» (диалог с Ф. Ницше) c. 100-112

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.19719

Аннотация: Статья посвящена анализу философских оснований фильма «Меланхолия» датского режиссера Ларса фон Триера, связанных с учением Ф. В. Ницше о вечном возвращении, жизни как воле к власти и идеей сверхчеловека. В процессе подробного анализа данного кинематографического материала рассматривается значение идей Ф. Ницше о подлинном бытии, человеке и культуре для осмысления состояния современного общества. Исследуются религиозно-"антихристианские" образы фильма Л. фон Триера. Обращается внимание на культурный полифонизм, эстетический фон интертекстуальных взаимодействий. Идея Ф.Ницше о "вечном возвращении" сопоставляется с предназначением главной героини, образами вечности и времени в символике фильма. Впервые обосновывается рецепция метафизических категорий Ф. Ницше и некоторых аспектов его философского стиля в семиотическом пространстве фильма. Выявлено, что метафорические конструкции Л. фон Триера не только погружают реципиента в ницшевское мироощущение, но и порождают новые коннотации некоторых категорий его философии, возможность неоднозначных, порой противоположных интерпретаций. Взаимодействие категориальных образов философии Ницше с художественным контекстом фильма позволяет рассматривать апокалипсис, как имплицитное осознание спасения, а волю к жизни (власти), как волю к смерти, что соответствует интенциям современной культуры.
Философия науки и образования
Ростовцева М.В. - Управление процессом социальной адаптации c. 113-119

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23473

Аннотация: Предметом исследования статьи является практический аспект процесса социальной адаптации, связанный с поиском механизма управления данным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Рассматриваются проблемы адаптации первокурсников. Предлагается новый подход к исследованию процесса адаптации учащихся, связанный с изучением особенностей протекания этого процесса на каждом из его этапов: активизационном, поисковом, результативном. Рассмотрены критерии адаптированности как результата адаптационного процесса, которыми являются внутренняя удовлетворенность его исходом и «социально-одобряемые» мотивационные установки субъекта адаптации. В статье использовапн струрный подход к социальной адаптации, применяется методология деятельностного подхода и системного анализа социальных явлений и процессов. Делается выавод о том, что задача управления социальной адаптацией – довольно трудоемкая, но реально осуществимая на практике. Для достижения результативности и повышения качества обучения учащихся необходимо системно, с использованием деятельностного подхода и его различных аспектов исследовать социальный адаптационный процесс поэтапно. Необходимо "понять" как индивид разрешает противоречие, лежащее в основе адаптационного процесса, как строятся его взаимоотношения с социальной средой. Благодаря этому можно будет точечно корректировать, направлять, совершенствовать линию его адаптации. «Понять» как индивид разрешает противоречие, определить основные ментальные характеристики субъекта адаптации можно, используя уже разработанные методики исследования для определения имеющихся и потенциальных адаптивных ресурсов, специфики адаптивных стратегий и объективной (средовой) и субъективной (личностной) оценок результативности адаптации.
Переводы философской классики
Коростиченко Е.И. - Ханс-Юрген Грешат. Религия как феномен c. 120-128

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.21973

Аннотация: Мы предлагаем вниманию читателя перевод параграфа «Религия как феномен», представленный в разделе «Подходы» книги известного немецкого религиоведа Ханса-Юргена Грешата «Религия в религиоведческом освещении: как религия исследуется, переживается и существует» (2008). Автор, чьи работы ещё не были предметом пристального изучения российских исследователей и не переводились на русский язык, является учеником Фридриха Хайлера – одного из крупнейших исследователей религии первой половины ХХ века, классика феноменологии религии. Перевод оригинального текста снабжён комментариями переводчика, способствующими более глубокому и полному изложению позиции Х.-Ю. Грешата, поясняющими связь его тезисов с другими концепциями. В этой работе Грешат обращается к проблемам методологии религиоведения. Рассматривая феноменологический подход в целом и в применении к изучению религии, Грешат заключает, он является лучшим способом рассмотрения и описания религии из трёх возможных вариантов, которые он приводит в переведённом отрывке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.