по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Смысл и безмолвие
Климков О.С. - Боговидение и апофатическая теология в диспуте Паламы с Варлаамом c. 1-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22957

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является одна из наиболее значимых и актуальных проблем исихастской полемики, имевшей место в Византии XIV в., а именно смысл и соотношение двух подходов к познанию божественной реальности – боговидения и апофатической теологии, рассматриваемых как в гносеологическом, так и в экзистенциальном измерении. Предметом анализа служит дискуссия Григория Паламы с Варлаамом, в ходе которой формировались и кристаллизовались его воззрения на роль и место апофатической теологии в деле опытного богосозерцания. Используя феноменологически-аналитический метод, автор исследует проблему соотношения этих различных методов богопознания, что приводит к выводу о существовании двух противоположных подходов к практике духовной и мыслительной деятельности человека. Показано своеобразие апофатики исихазма, отличной от традиционной христианской апофатической теологии и особая роль религиозного опыта. Анализируется принципиальное для Паламы различение между сущностью и энергией ума и его учение о теозисе. Автор подчеркивает тесную взаимосвязь гносеологической и антропологической проблематики, поскольку возможность богопознания ставится в прямую зависимость от способа человеческого существования, включающего не только интеллектуальные и эмоциональные его сферы, но и телесные практики. Отмечаются элементы духовного преемства между византийским исихазмом и русской религиозной философией, получивших развитие на почве единой восточно-христианской традиции и осмыслявших ряд связанных между собой проблем. Исследуется проблема выразимости мистического опыта, с которой напрямую связана проблема религиозного и метафизического авторитета. Отстаивая онтологическое значение тела в целостном единстве человеческой личности, Палама преодолевает ограниченность античного идеализма и открывает пути для иного, экзистенциально ориентированного, типа философствования, более созвучного современной эпохе. Делается вывод, что паламитское требование очищения ума перерастает, в результате, изначальный этико-психологический уровень и раскрывает свой смысл в гносеологическом и онтологическом измерении.
Новая научная парадигма
Абрамова А.С. - Атмосфера: к вопросу о сущности феномена c. 20-41

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22908

Аннотация: В данной статье исследуется сущность феномена атмосферы и ее взаимосвязь с материальной культурой, субъективностью и аффектом. Выдвигается гипотеза о том, что атмосфера в своем феноменальном межпредметном качестве пребывает между материальным и нематериальным, практическим и идеальным, субъектом и объектом. С наибольшей очевидностью и частотой она упоминается и употребляется в разговорном языке в качестве неотъемлемой части реальности, между тем возникают трудности при ее гносеологическом выявлении и определении. В этой статье представлен перформативный, эстетический, эмоциональный, феноменологический метод измерения атмосферы, берущий свое начало в работах немецких философов Германа Шмитца и Гернота Бёме. Определяется актуальность такого подхода и сфера его применимости. Автор приходит к выводу, что атмосфера не может быть ограничена или точно определена пространственно или физически, между тем она обладает онтологической действительностью, которая определенным образом настраивает мир и каждое отдельное восприятие, не являясь данностью вещи, а скорее выходом вещи за свои пределы. Представленные в рамках статьи теоретические положения могут быть использованы для углубленного изучения феномена атмосферы в ее гуманитарной воплощенности, а также более тонкого прочтения культурных и социальных явлений в их самом широком смысловом контексте. Также положения статьи могут быть применимы в области архитектуры и дизайна, городского проектирования, ритэйлинге и многих других сферах человеческой жизни в силу вездесущности данного феномена.
Социальная динамика
Качулин А.Г. - Концептуальные предпосылки современной медиаэкологии: социально-философский анализ c. 42-53

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.23113

Аннотация: В статье рассматриваются социально-философские предпосылки современной медиаэкологии. Показано, что поскольку медиаэкология как научная дисциплина была создана и обоснована в рамках социально-философских представлений крупнейшего представителя Торонтской школы коммуникаций – Маршала Маклюэна, — ее инструментарий до сих пор несет на себе печать основных воззрений философа. Несмотря на то, что многие современные исследователи, работающие в рамках этой дисциплины, не разделяют концепцию Маклюэна и полемизируют с ним по ряду ключевых вопросов теории коммуникаций, сама исследовательская перспектива медиаэкологии оказывает на их работы непосредственное влияние. В статье анализируются материалы актуальных публикаций по медиаэкологии на предмет наличия теоретических проблем, связанных с концептуальным обоснованием инструментария дисциплины. Среди наиболее значимых философских предпосылок медиаэкологии выделяются: концепция историцизма как предположение о наличии объективного смысла истории и возможности его постижения; концепция социального реализма как предположение о существовании социальных групп как самостоятельных сущностей; концепция технологического детерминизма как предположение, что технология оказывает непосредственное влияние на социум; и концепция унификации эффекта медиа как предположение, что средство коммуникации воздействует на все социальное пространство одинаковым образом.
Рациональное и иррациональное
Золотухина Е.В. - «Эзотерический опыт»: к вопросу о методологии исследования ( размышление над книгой П.Г.Носачева «Отреченное знание. Изучение маргинальной религиозности в ХХ и начале ХХI века» М. Изд. ПСТГУ. 2015) c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22905

Аннотация: Статья ставит задачу обсуждения тех методологических проблем, которые поставлены в книге П.Г.Носачева, представляющей панораму современных западных исследований эзотеризма, прежде не известных российскому читателю. П.Г.Носачев демонстрирует разные подходы к анализу эзотерического опыта, из них автор статьи выбирает один, наиболее спорный, а именно подход, именуемый в книге «классическим рационализмом» и обращается к его анализу и рассмотрению альтернатив. Для автора особо важным является различение иррационального и внерационального, где под внерациональным имеются в виду те черты внутреннего мира, которые не принимают логико-понятийных форм. Автор статьи стоит на позициях мировоззренческой открытости со стремлением к целостному, холистическому видению изучаемых предметов, склоняется к диалогической форме восприятия чужого опыта, применяет для квалификации познавательной ситуации понятия «идеализм и материализм», «рациональное и внерациональное». Главный методологический пафос статьи состоит в противостоянии редукционизму Автор считает, что похороненная в ХХ веке борьба материализма и идеализма никуда не делась, и остается столь же актуальной. «Классический рационализм» является по сути материализмом, причем достаточно агрессивным, хотя присущ он отнюдь не марксистам, а академическим ученым. Попытка говорить исключительно «от лица науки», понятой по образцу естествознания, мешает исследователю понимать чужую субъективность. В статье поднимается вопрос о том, каким же образом можно приблизиться к пониманию чужого мистического опыта, если сам не имеешь такового. Здесь, показано в статье, присутствуют два ракурса: первый связан со стремлением с помощью фантазии «выдвинуться в чужую субъективность», опираясь на повествование носителя опыта, но с последующим возвращением на собственные позиции; второй ракурс предполагает хотя бы кратковременное допущение со стороны исследователя «онтологической реальности» переживаемого мистиком образного ряда. В заключение автор делает выводы о необходимости при изучении эзотерического опыта учитывать специфику самой субъективности, относиться к этому опыту с уважением, а не только с «рационалистической критикой», и учитывать постоянный переход в субъективном опыте от рационального к внерациональному и обратно.
Традиции и инновации
Гижа А.В. - Исток и традиция: формообразующая творческая деятельность и её рутинные производные c. 68-79

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.19615

Аннотация: Рассматриваются философские проблемы познания, связанные с прояснением сущностных сторон истоков культурных традиций, их онтологической основы. Это означает поворот исследования традиций от частных описаний и перечислений к установлению их понятия. В чистом виде проблемы трактовок традиций как таковых проявлены в рассмотрении традиции философской. Проблематизация понимания традиции и её сущностного истока возможна в ракурсе установления их смыслового единства. Этот подход достижим именно философским рассмотрением. Историко-культурные традиции образуют мир человеческого бытия, а те или иные их трактовки определяют степень гуманности общества. Автор использует метод понятийной проблематизации, конкретности, а также принцип семантического единства и содержательной связности предмета исследования Тема традиций представлена тремя составляющими: истоком, исторической реализацией традиции и продуктами её распада. В целях конкретности в качестве примера рассматриваются различные традиции толкования истории. Показывается, что истинностность тех или иных классификаций определяется кругом заявленных начальных условий, тех задач и интересов, которые решаются и реализуются именно в выделенном авторском контексте. Утверждается семантическая полнота философских суждений, из которой впоследствии вырабатывается преимущественная трактовка с оговоренными рамками своего применения.
Философия науки
Баканова Е.А. - Трансформация науки в информационном социуме c. 80-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.23031

Аннотация: В представленной статье автором исследуются причины и процессы трансформации, происходящие в современной эпистемологии, изучается изменение соотношения фундаментального и прикладного знания, а также выявляется доминирующая роль прикладных исследований. Особое внимание уделяется исследованию феномена технонауки, который свидетельствует об изменениях, происходящих в эпистемологической схеме современной науки. Автором выявляется, что технонаука является "лицом современной науки" и ей свойственны такие основные характеристики, как прикладная и сугубо прагматическая ориентация, междисциплинарность и экстернализм. Использованы социокультурный, аналитический методы, метод аналогии и обобщения, компаративистский анализ, использован метод конструктивного реализма, синергетический метод. Внесен определенный вклад в осмыслении сущности технонауки, на основании сравнительного анализа научных мнений отечественных и зарубежных исследователей. Сформулирована собственная позиция. Выявлена экстерналистская сущность технонауки, проявляющаяся в создании новых социальных институтов, способствующих развитию гражданского общества. Обоснована необходимость гармоничного развития фундаментального и прикладного знания, что послужит основой устойчивого инновационного технологического развития. Актуализирована проблема исследования соотношения «науки и технологии» или STS ( Science and Technology Studies ).
Социальная философия
Шарнаускене Т.В. - Прецедент как регулятор социальных отношений (к истории вопроса) c. 89-94

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.19511

Аннотация: Опыт юридической практики прецедента, прецедентного права стимулирует обобщающий методологический подход к важному аспекту изучения общества в целом, культуры, образования, становления личности, что позволяет выйти на уровень их социально-философского осмысления. Отсутствие в статутном праве достаточного правового основания решения какого-либо казуса компенсируется обращением к прошлой судебной практике, к прецедентам. Их поиск лишь особый аспект решений, постоянно формируемых человеком в окружающей действительности, социокультурной реальности. Крайне важно, что во всех сферах деятельности, а не только в судебной практике, возникает необходимость обращаться к соответствующим прецедентам. В юридической практике это стремление доводится до юридической формализации. В статье сделана попытка социально-философского осмысления общества, правовой культуры, культуры в целом, социализации личности, процесса познания путем социокультурного подхода, методом прецедента. Концептуальной основой осуществленного анализа стало изучение общественных отношений, человеческой деятельности, культуры в качестве универсальных измерений общества, описание которых позволило охарактеризовать последнее как явление, сущность, действительность. Иными словами, социально-философские категории «человеческая деятельность – социальные отношения – культура» являются ключевыми логическими средствами осмысления общества как уникального феномена реальности, сложного по уровню организации образования реальной действительности. В качестве конкретно-исторического источника для методологических обобщений в статье используется история, правовая культура России и Великобритании, их влияние на становление и развитие социальных институтов общества. Анализируются основные понятия английского общего права и права справедливости, прецедентное и статутное право, система источников действующего права Англии.
Философия религии
Пупышева Н.В. - Онтологические основы буддийской этики в символике Ваджраяны c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22646

Аннотация: Предметом данного исследования являются символически обозначенные в буддийских тантрических текстах, относящихся к колеснице ваджраяны, эмоциональные проявления высшего уровня, или эмоции альтруистической природы (любовь/доброта, сострадание, радость, равное отношение ко всем и блаженство), культивирование которых в уме человека, практикующего буддизм, в качестве мотивов деятельности, является основой процесса нравственного самовоспитания личности. Показано, что базовые эгоистические эмоции, такие как неведение, страсть, гнев, гордость, зависть и упомянутые высшие альтруистические эмоции составляют двухуровневую структуру эмоциональной сферы сознания. Объектом исследования стали оригинальные тексты буддийской тантры, содержащие информацию о структуре эмоциональной сферы психики человека. На базе оригинальных тибетских источников (садханы Ваджрабхайравы, Ваджрасаттвы и др.) показана основа буддийской мандалы, где обозначены пять априорных структур сознания, которые характеризуются с трех сторон, что символически выражается как мужской аспект, женский аспект и аспект особенности структурирования, или принадлежности к определенному «великому элементу» (махабхуте). Исследования показали, что эти тексты в символической форме содержат информацию о процессе очищения сознания. Природа высших, альтруистических эмоциональных проявлений идентична глубинной природе сознания, а импульсы этих эмоций, проявляясь в обычной жизни человека наряду с импульсами эгоистических эмоций (неведения, страсти, гнева, гордости/жадности и зависти), становятся ценностями, культивирование которых происходит в процессе самовоспитания, самосовершенствования личности и обретения ею реальной внутренней свободы. Процесс очищения сознания, символически представленный в буддийской мандале, отражает онтологическую основу буддийской этики.
Философия культуры
Кутырев В.А. - Бытие человека в постчеловеческом мире (пролегомены к философии феноменологического субстанциализма) c. 104-122

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22593

Аннотация: Выявляются-конструируются (конструвляются) основные этапы «забвения бытия» в истории философии. Окончательным отказом от него стала трансцендентальная феноменология Гуссерля. Как спекулятивно-философское предвидение информационной революции она стала первым опытом возникновения на Земле постчеловеческой формы мышления. Логос и макрореальность отступают под натиском дигитализма и виртуализма.Мир реален как тождественная себе Мысль. Здесь происходит отказ от бытия как вещности, предметности, сопротивляемости в пользу бытия как отношений, которые можно только мыслить, через его переопределение и «рокировку» с Ничто. Сохранение человеческого жизненного мира должно опираться на субстанциальную (реалистическую) феноменологию = феноменологический субстанциализм. Очерчиваются контуры этой новой методологии, вводится понятие феномена-субстанции (онтофании), противостоящего принципу научно-редукционистского моделирования мира. Показано, что бытие несводимо ни к какой форме знания. В таком случае будет другая реальность. Инобытие = «тот свет». В свете задач реконструкции философии оценивается современное состояние феноменологического движения. Раскрывается смысл антропоконсерватизма как идеологии сохранения «нашей реализации» возможных миров. Вводится концепт «вечное обновление того же самого».
Философия и искусство
Коптев Л.Н. - Театрализация и игра: человекотворческий подход c. 123-140

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.18480

Аннотация: Объектом исследования является соотношение театрализации и игры. Предметом исследования становится человекотворческий фактор, позволяющий объединить в одном исследовании театрализацию и игру. Цель исследования – выявить возможности человекотворческого подхода к анализу соотношения театрализации и игры. Автор рассматривает соотношение театрализации и игры двойственно: в её театрально-художественной ипостаси и как игровое моделирование жизни средствами театра, для чего вводится и обосновывается концепт творческой готовности, которая и понимается как человекотворческий фактор. Методологический инструментарий почерпывается из разработок крупнейших зарубежных и современных российских философов, активно использовавших универсальную категорию «готовности» как способ осмысления существования человека в процессе развития и как способ его творческого бытия. В результате исследования автор обнаруживает четыре системообразующие позиции в соотношении театрализации и игры:готовность к созданию иллюзии реальности, готовность к сакрализации иллюзорной реальности, готовность к групповому существованию в театрализованной игре, готовность к жертвенному исполнению роли. Вокруг основных позиций группируются другие, располагаясь по соответствующим уровням. В опоре на творческую готовность создаётся театрализация как новая иллюзорная, игровая реальность, стремящаяся заместить реальность действительную.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.