по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 11-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2017
Философия религии
Донец А.М., Нестеркин С.П. - Философ и философское познание в буддийской традиции школы Гелук c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.24823

Аннотация: В работе ставится задача эксплицировать представления буддистов школы Гелук о том, кто является философом, что есть верное философское познание и каково его место и роль в сотериологической системе буддизма. Выделяются и анализируются основные характеристики, определяющие буддийского философа: "приход к прибежищу" Будды, Дхармы и Сангхи; использование в качестве истинного аргумента (тиб. rtags yang dag) правильного умозаключения авторитетное мнение (тиб. lung); приобретение убежденности в истинности идей буддийской философии как особой формы Учения посредством доказательства; беспристрастное (тиб. ma chags pa, chags med) отношение к любым идеям, которое сочетается с убежденностью в правильности собственной позиции таким образом, что они (беспристрастность и убежденность) укрепляют друг друга. Дается анализ процесса философского познания как необходимой составляющей сотериологического проекта буддизма. Работа выполнена на основе референтных тибетоязычных источников, рассматриваемых в контексте живой традиции центрально-азиатского буддизма. В работе установлено, что буддийский философ традиции Гелук посредством прасанг (тиб. thal ‘gyur – особого вида умозаключений, которые выдвигаются в ответ на суждение оппонента, благодаря чему, опираясь только на признаваемое самим оппонентом суждение, вскрывается его ошибочность) и обычных доказательств формирует срединную позицию ума и, оставаясь в рамках философии, решает задачу опровержения ложных представлений. Сформировавшиеся при этом истинное представление и убежденность в его верности обладают специфическими особенностями, делающими их пригодными для дальнейшего использования в процессе реализации непосредственного ведания конечной истины с помощью применения медитативных техник.
Методология философского знания
Ветушинский А.С. - Аналогия как философский приём: действительно ли компьютер помогает познавать мир? c. 13-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.24967

Аннотация: Настоящая статья посвящена концептуальному затруднению, возникающему в философии, как только последняя пытается осмыслить аналогии, к которым постоянно прибегает. И действительно, чтобы понимать нечто непонятное, мы вынуждены опереться на то, что кажется нам привычным и понятным. В итоге, нечто непонятное начинает пониматься по аналогии с тем, с чем, как нам кажется, мы уже разобрались. Так человеческое сознание начинает мыслиться по аналогии с компьютером, общество – по аналогии с устройством интернета, а мир – по аналогии с компьютерной игрой. Можно ли в таком случае доверять философии, если ее результаты оказываются лишь следствием избранной аналогии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, автор специально обращается к анализу медиадетерминизма, негласной основы современных исследований медиа. Он показывает, что медиадетерминизм неизбежен, если видеть за аналогией не просто философский прием, но принципиальную возможность достичь "самого дела" (то есть медиадетерминизм неизбежен именно потому, что аналогия понимается превратно). В итоге, автор приходит к выводу, что аналогию следует признать важнейшим приемом философской работы. Следовательно, нужно специально исследовать аналогии, которыми пользуются философы, критически их осмыслять, а также проверять, действительно ли избранные аналогии ведут к значимым результатам или же, напротив, лишь запутывают исследователя.
Философия и искусство
Маслова В.А. - Советский дизайн как проект «нового человека» c. 24-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.25123

Аннотация: Предметом исследования является анализ взаимосвязи советского дизайна, включая промышленный дизайн, текстиль, архитектуру, и идеи проектирования нового человека в контексте его осмысления через предметный мир. Раскрывается эта тема через обращение к анализу развития предметного мира. Спецификой исследования является рассмотрение особенностей дизайна в СССР не только в рамках политических и экономических особенностей развития страны, но и идей, повлиявших на их формирования. Объектом работы также стало искусство авангарда, без которого невозможно было бы рождение художественного конструирования. Методология исследования была определена целью и задачами исследования. В основе методологии лежит, с одной стороны, историко-философский анализ, с другой – сопоставительный анализ. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что проводится междисциплинарный анализ формирования советского дизайна, доказывается факт того, что в отличие от зарубежного дизайна, который возник в связи с развитием промышленности, появление дизайна в России было неразрывно связано с искусством авангарда. Основным выводом работы является рассмотрение вопроса о том, почему проект «нового человека» так и не получил реального воплощения и почему передовые идеи советского дизайна так и не имели воплощения в промышленности.
Философия познания
Каримов А.Р. - Типология учений об интеллектуальных добродетелях c. 38-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.25046

Аннотация: Понятие интеллектуальной добродетели после долгого забвения вновь приобрело популярность в современной эпистемологии добродетелей (Э. Соса, Л. Загзебски). В отличие от традиционной теории познания с ее фокусом на эпистемических свойствах суждений (убеждений, предложений) эпистемология добродетелей акцентирует внимание на интеллектуальных арете (совершенствах, добродетелях) познающего субъекта. В то же время остается дискуссионным вопрос, по какому принципу мы должны включать те или иные качества в перечень интеллектуальных добродетелей. Цель данной статьи - показ возможности различных оптик, сквозь которые можно смотреть на такой феномен как интеллектуальные добродетели. В качестве методологии для этого рассмотрения выбрана концепция Г.Г. Майорова о трех типах философствования, в основе которых лежат греческие понятия, обозначающие интеллектуальные арете: «софия», «эпистеме», «техне». В статье использованы компаративный метод, метод интерпретации и концептуального анализа. Основываясь на концепции Г. Майорова мы показали, что для каждого типа философствования может быть сконструировано свое учение об интеллектуальных добродетелях: для софийного типа – софиология добродетели, для эпистемного типа – эпистемология добродетели, для технемного типа – технемалогия добродетели. Каждое из этих учений под понятием «интеллектуальная добродетель» будет понимать что-то свое. Для софиологии добродетелей – это интеллектуальное созерцание, практическая мудрость; для эпистемологии добродетелей – две группы качеств: «добродетели надежности» (хорошее зрение, память и т.д.) и «добродетели ответственности» (интеллектуальное смирение, интеллектуальная автономия и т.д.); для технемалогии добродетелей – интеллектуальная эквилибристика, интеллектуальное фокусничество, интеллектуальная акробатика.
Социальная философия
Немцев И.А. - Некоторые социальные аспекты в концепции устойчивого развития общества c. 46-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.23244

Аннотация: В современной социальной философии уже в течение нескольких десятилетий формируется концепция устойчивого развития, как ответ на глобальные проблемы человечества. В трудах ученых уже достаточно подробно раскрыта экологическая составляющая устойчивого развития, в то время как социальная составляющая только начинает формулироваться. В статье дана попытка рассмотреть некоторые (наименее разработанные) социальные аспекты через призму устойчивого развития человеческой цивилизации: городская среда, транспорт, институт семьи, социальная стратификация и социальная справедливость. Методологической основой работы являются следующие методы: методы моделирования и прогнозирования; принцип причинности, системности, единства анализа и синтеза. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, анализ и др. Достижение поставленной цели осуществляется на основе положений о человечестве, как глобальной взаимосвязанной и саморазвивающейся системе (глобальный эволюционизм) и на основе принципа всеобщей связи явлений, принципа развития и др. Подняты проблемы формирования социальной компоненты устойчивого развития, такие как: организация экологически безопасной транспортной инфраструктуры, семья в «устойчивом» будущем, обоснована трансформация социальной стратификации в глобальном обществе с целью достижения социальной справедливости. И несмотря на утопичность некоторых элементов модели "устойчивого" общества, мы уже сейчас имеем реальные технические решения, разработки, а также ресурсный и интеллектуальный потенциал для реализации обозначенных идей.
Теологические основы бытия
Климков О.С. - Философские воззрения Максима Грека и их связь с исихастской гносеологией c. 53-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.24844

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является философия Максима Грека (Михаила Триволиса), наиболее выдающегося мыслителя, переводчика и религиозно-культурного деятеля в России XVI в. На основе анализа его творений, принадлежащих к различным жанрам и стилям и многообразным по тематике автор составляет единую и связную картину его философских воззрений. Изучение идей и мышления философа проводится в контексте религиозно-культурной ситуации эпохи и особенностей его личности и публичной деятельности. Автор использует историко-аналитический и феноменологический методы, прибегая, при необходимости, и к методу историко-философской реконструкции. В ходе анализа текстов Максима было сформулировано его понимание философии и внешних наук, что дало возможность обратиться к его гносеологии, включающей два различных способа познания. Далее была установлена принципиальная связь его философии с традицией византийско-афонского исихазма, в лоне которой вызревали основные интенции его творчества. Проанализировано учение Максима об уме и душе, восходящее к античной философии, но наполненное христианским содержанием. Изучена концепция мыслителя о самовластии человека и свободе воли. Отмечена актуальность данной проблематики в контексте изучения русской мысли.
Философская антропология
Гурьянов А.С. - Дело и деятельность в контексте антропологической проблематики c. 66-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.24904

Аннотация: Автор рассматривает категорию деятельности в контексте ее антропологического значения. Хотя деятельность в отечественной философии и психологии традиционно расценивается как присущая специфически человеку, ее использование в спекулятивной диалектике Гегеля и естественном языке выходит за пределы человекоразмерности. Цель статьи заключается в уточнении традиционного марксистского подхода к определению сущности человека, в связи с чем предлагается использование категории дела для подчеркивания субъектного характера определения человека как ансамбля общественных отношений. В качестве методологии исследования используется марксистская диалектика и общелогические методы анализа и синтеза при рассмотрении содержания категории "деятельность" и ее связи с другими смежными понятиями. Новизна исследования заключается в выявлении эвристического потенциала категории "дело": дело как дело жизни выявляет творческий, неотчужденный и свободный характер деятельности вовлеченного в свое общественно-историческое бытие человека, т.е. с позиций его индивидуального, а не общественного бытия. Лишь в этом экзистенциальном измерении деятельность носит действительно антропоразмерный, а не социологизаторский характер. Категория дела может быть использована в качестве объяснительной в исследованиях по категории деятельности в философской антропологии и психологии.
Философия и искусство
Деменёв Д.Н. - О логике художественного процесса c. 72-82

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.12.24932

Аннотация: Предметом исследования является логика художественного процесса. Анализируется логика взаимосвязи микро и макроуровня художественного процесса: 1) логика становления художественного образа (или поэтизация) событий мира; 2) логика структурирования (или формообразования) художественного произведения. Сложившись определённым образом хотя и в виде «неопределённой туманности», художественный образ всей своею сущностью диктует или подсознательно подталкивает к выбору тех или иных художественных средств. Выстраивая структуру художественного процесса, автор руководствовался идеей диалектической взаимосвязи содержания и формы. Также использованы элементы комплексного подхода, применены принцип историзма, методы анализа и синтеза, обобщения, системный и социокультурный подходы. Новизна исследования заключается в том, что введено понятие «эстетологика» – как логика эстетической деятельности художника, выраженная во взаимосвязи формы и содержания его произведения, которая обнаруживает себя посредством фактора времени. Данная логика может быть вариативной в зависимости от вариативности самого художественного процесса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.