по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 10, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 30-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2017
Традиции и инновации
Слепцова Т.В. - Спорт как форма досуга в дворянской культуре второй половины XIX-начала XX вв. (на примере текстов художественных произведений) c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.23190

Аннотация: Спорт рассматривается как форма активного и респектабельного досуга, получившая распространение в России во второй половине XIX-начале XX вв. в высших сословиях. Анализ причин смены в России греко-византийской модели досуга на западноевропейскую иллюстрируется примерами из текстов художественных произведений, в которых отражены генезис и развитие спорта, увлечение представителей дворянского сословия такими видами спорта и формами двигательной активности, как бильярд, лаун-теннис, крикет, фехтование, гимнастика, скачки, верховая езда, катание на коньках, езда на велосипеде. Методология системного и аксиологического подходов, используемых в исследовании, обусловливает включение примеров, иллюстрирующих отражение феномена спорта в русской классике. Анализ произведений Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова позволяет сделать вывод, что во многих дворянских семьях организация активного досуга, вопросы физического воспитания подрастающего поколения, формирование потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни имели большое значение, а увлечение спортом постепенно становилось составляющей повседневной культуры представителей высших сословий.
Пространство и время
Смирнова Е.В. - Дискретность и континуальность времени в рамках современных парадигм c. 12-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22427

Аннотация: Предметом исследования в данной работе являются современные представления о времени (ΧΙΧ-ΧΧ вв.). Рассматриваются философские, научные и религиозные подходы с позиции субъектного или объектного отношения к феномену времени, бесконечности и конечности, дискретности и континуальности. Цель статьи — новая классификация представлений об исследуемом феномене, анализ методологии говорения о времени в современной науке, исследование вопроса применимости языка математики для описания времени, выявление спорных и противоречивых аспектов данного вопроса. В качестве метода используется критический анализ существующих взглядов на природу и сущность времени. С разным позиций исследуется, каким может быть время, в рамках предложенной классификации. В качестве основного вывода можно назвать необходимость дискретности времени для развития, эволюции существующего мира. Эта позиция, тем не менее, не исключает возможности его континуальности, поскольку данные характеристики не противопоставляются, а дополняют друг друга. Ставится вопрос о возможности объективного критерия для для выбора окончательной позиции относительно основных свойств времени, о необходимости поиска нового языка для его описания
Рациональное и иррациональное
Наумова Н.В., Глушак А.С. - Рациональное и иррациональное в христианской средневековой философии c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.21936

Аннотация: Традиционно принято считать, что философия стремиться рационально, логично, категориально осмысливать то или иное явление, что благодаря рационализму человечество поступательно шагает в своем развитии. В этом совершенствовании практически не отводилось места иррационализму, который трудно выразим языком философской рациональности. Мистика, иррационализм, которые почти не осмысливаются в рациональных формах, провозглашались нефилософским абсурдом. В настоящее время возникла потребность пересмотреть наши исходные позиции в понимании роли рационалистических и иррационалистических философских направлений и принципов познания мира, поскольку пренебрежительное отношение ко всему не выразимому в понятиях логики, внерациональным аспектам духовной жизни, в целом к иррационализму еще доминирует в общественном сознании. Однако нам представляется, что история человеческого общества развивается в постоянном чередовании двух основных фаз: рацио и иррацио, чередования эпох господства рационализма с эпохами господства иррациональной веры. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Делается вывод, что рационалистические и иррационалистические учения используют смыслово разный категориальный аппарат и это надо учитывать при сравнении и сопоставлении как разных эпох, так и разных тенденций осознания смыслов человеческого бытия. Поэтому, характеризуя эпоху средневековья, полезно говорить языком самого читаемого автора той поры – Августина Аврелия, а не сухим рациональным языком «убивать» сущность иррационального приобщения к благодати веры в единого Бога. Философские искания XX и XXI веков не были исключением и явились своеобразным продолжением средневековых исканий сочетания и противопоставления рациональности и иррациональности в таких направлениях как прагматизм и экзистенциализм.
Сознательное и бессонательное
Касумов Т.К. - Тревога как таковая и как концепт c. 36-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22194

Аннотация: Объектом изучения является тревога как таковая, как то сущее, которое извлекается метафизически, а предметом - отношение к тревоге человека, где значимы желания, ожидания и страх. Опредмечивание тревоги осуществляется с использованием понятий "структура" и "смысл". Выделены три типа тревоги. Это тревога как таинственное действие; тревога как событийность; тревога как тотальный страх. В концепте тревога сгустки смыслов выражают её сущность, ибо вбирают чувственный опыт и дают мышлению проблемную точку локализации чувственного и интеллектуального. В своём исследовании автор исходил из того, что тревога есть "отколовшаяся" от страха психическая составляющая, испытывающая на протяжении веков воздействие различных культур и не утратившая от страха свою зависимость. Методология исследования базируется на метафизическом вопрошании и эпистемологическом анализе; понятийный язык тревоги разрабатывается, исходя из философских традиций. Идя "по кругу"в исследовании философских проблем тревоги, автор предлагает свою концептуальную схему перехода от тревоги как таковой, к тревоге как концепту. Будучи актом "схватывания," концепт включает различные вариации, где основными элементами автор различает ожидание, желание и страх. Однако как тайна тревога всё же не укладывается в прокрустово ложе концепта. Поэтому она остаётся больше объектом вопрошания, чем рационального осмысления. Ведь в тревоге исследуется то, что связано с поведением, и не затрагивается архетипическое.
История идей и учений
Абдуразаков Р.А. - Антуан Барнав – ранний апологет фундаментального геополитического дуализма c. 49-54

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22107

Аннотация: Объектом исследования выступает творчество видного деятеля Великой Французской буржуазной революции – Антуана Барнава. Это один из самых интересных и глубоких французских философов и общественных деятелей эпохи Просвещения. Депутат Учредительного собрания в 1789-1791 годах, сторонник конституционной монархии, казнённый якобинцами, короткое отведённое судьбой время прожил ярко, успев стать оратором, адвокатом, общественным деятелем, учёным. Статья посвящена изучению ещё одной, малоизвестной, – геополитической – стороне его научного наследия. В статье применён сравнительно-исторический и типологический анализ его самой известной работы «Введение во французскую революцию». Изучение его научного наследия позволило выявить применение этим философом задолго до Х. Макиндера и К. Хаусхофера методологии, основанной на фундаментальном геополитическом дуализме континентальных и морских держав – дуализме, возведённом в XX веке в ранг основного закона геополитики. Это позволило сделать вывод не только о возможности причислить А. Барнава к одному из первых классиков геополитики, но и о гораздо более раннем существовании методологии геополитического анализа и геополитических знаний в целом.
Философия науки
Жолков С.Ю. - О понятии информации в философии и теории информации c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.24183

Аннотация: В данной статье обсуждаются различные взгляды философии и теории информации на определение и структуру информации, средства ее получения и проверки; рассматриваются различные подходы к количественному описанию информации. Анализируется подход к определению информации, предложенный Л. Флориди. Выделяются основные типы формализации понятия «информация», виды информации и виды информационного взаимодействия. Обсуждается специфика информации в естественнонаучных и гуманитарных знаниях, ее полнота и достоверность. Анализируется, корректно ли понятие «ложный факт». В процессе исследований применяется междициплинарный подход: методы теории информации, логики и системного анализа, предметная интерпретация и анализ адекватности. В статье определены, классифицированы и исследованы различные виды информации и информационного взаимодействия. Проведен сравнительный анализ подходов теории информации и философии к определению информации. Даны определения прагматической информации и прагматического знания. Разделены информация и знание. Проанализирован подход теории информации к формированию и структурированию информации и определению ее адекватности.
Политическая философия
Захаров К.П. - Шариат в борьбе с исламистским терроризмом: возможности и пределы c. 67-75

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.24188

Аннотация: Одной из актуальных проблем российского общества является организация эффективного противодействия исламистскому терроризму. Особую роль в профилактике подобной разновидности экстремизма играет идеологическая борьба с радикальным исламом, которая должна иметь комплексный характер. В условиях отсутствия целостной идеологии противодействия экстремизму, контуры которой еще только намечаются, необходимо обратить внимание и на собственно религиозные составляющие, которые могут быть питательной почвой для экстремизма. В процессе борьбы с исламским экстремизмом в настоящее время сохраняет свою актуальность установка «Ислам против ислама». Исследуется возможность использования шариата в идеологической борьбе с радикальным исламом. Используются научно-философская методология оценки особенностей функционирования религиозно-нормативной системы в определённых социокультурных условиях. В процессе анализа используются общелогические методы. Действенность подобной борьбы определяется современными возможностями иджтихада, способствующими реформированию шариата, спецификой общественного сознания мусульманского населения, а также особенностями социально-политических установок различных религиозно-политических течений, трактующих определённым образом соответствующие предписания шариата. Поиски непротиворечивого сочетания шариата и действующего государственного законодательства также представляются перспективными.
Диалог культур
Прядко И.П., Бурцева Ю.А. - Формирование мультикультурной архитектурной среды города: проблемы и возможные пути их преодоления c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22264

Аннотация: В статье авторы обращаются к проблеме применения принципов мультикультурности в организации архитектурно-планировочной среды европейских мегаполисов. Поднят вопрос о миссии архитектуры и дизайна в формировании комфортной мультикультурной среды современного города. В качестве примера проанализирован проект городского парка «Superkilen», расположенного в одном из округов Копенгагена, рассмотрены проекты по размещению беженцев в странах ЕС. В заключительной части работы опыт организации пространства в ЕС сравнивается с аналогичным опытом, имевшим место в СССР, намечаются направления дальнейшего изучения мультикультурного городского пространства. Предмет исследования определил методы, используемые в работе. Кроме ретроспективного анализа литературы предмета авторы обращаются к общенаучному методу аналогии, позволяющему сопоставить частные случаи применения, напр., этнокультурной символики в архитектурных проектах. В работе также учитываются принципы социального проектирования и «зеленой архитектуры», рассказывается об отдельных методах современного дизайна, о приеме конверсии, применяемой при реорганизации городской среды. Новизна настоящего исследования определяется тем, что проблема нерегулируемой или плохо регулируемой по причине внушительного своего масштаба миграции относительно нова для стран ядра мировой системы. Причем данная проблема вряд ли будет решена в ближайший период. В то же время влияние миграции, направленной главным образом в крупные города, на архитектурно-планировочные решения, на изменение как жилой застройки, так и рекреационных зон на урбанизированных территориях еще не становилось предметом исследования. Исключение представляют разработки, которые только сейчас начинают появляться в рамках проекта «Эразмус+ Жан Манне “Мультикультурная Европа: градоустройство на принципах социальной интеграции”». Предлагаемая статья написана в рамках данного проекта.
Теологические основы бытия
Ворохобов А.В. - Философско-антропологический анализ эссенциальной структуры человеческого бытия в творчестве Пауля Тиллиха c. 87-96

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.22293

Аннотация: Предметом исследования является проблема эссенциального личностного бытия человека в философско-религиозном наследии Пауля Тиллиха. Антропология в творчестве П. Тиллиха неразрывно связана с общей онтологической проблематикой. Мыслитель исходит из того, что механистически-объективированное сциентическое рассмотрение человека является ложным, поскольку упускает из вида холистический аспект и свободу индивида. Выступая против трансформации личности в вещь, которая может быть контролируема и рассчитана техническими науками, против «природного» или «биологического» понимания человека, П. Тиллих имеет дело с «экзистенциальным человеком», который участвует в любой ситуации как целостная личность, существующая в многообразии взаимодействия ее диалектических уровней. Для достижения поставленной задачи используются эволюционно-генетический, сравнительно-исторический и аналитический научно-исследовательские методы. Учение о личности П. Тиллиха рассматривается с точки зрения происхождения и развития творческих подходов мыслителя в контексте их эристической направленности в отношении других моделей и проблематики филиации идей. Научная новизна исследования обуславливается тем, что, несмотря на неизменный пристальный интерес к творчеству П. Тиллиха, в отечественной историко-философской литературе персоналистическая тиллихова проблематика не нашла широкого освящения, обычно присутствуя в отечественных исследованиях в качестве одной из составных частей, без акцентуации на проблему личности как таковую. Данная статья ставит целью восполнить этот пробел.
Тайны человека
Рахмановская Е.А. - Парадоксы властолюбия c. 97-109

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.21908

Аннотация: При том что властная тематика всегда находилась в центре философской мысли, она преимущественно связывалась с вопросами государственного устройства и политики – происхождения, передачи власти, механизмами её удержания и приращения, выступала как инструмент обеспечения стабильности общества. Иначе говоря, власть рассматривалась как явный и самоочевидный феномен, тем не менее требовавший политологического, социального и этического анализа. Лишь начиная с ХIX в. происходит радикальное переосмысление власти, преодолеваются господствовавшие субстанциональные представления, выявляются значительные противоречия, свойственные власти как таковой, как явлению самому по себе. Наиболее значительный вклад в переоценку философии власти внёс Ф. Ницше, утвердивший волю к власти в качестве первореальности человеческого бытия. Философ убедительно показал, что влечение к власти не удел избранных, а безотчётный порыв любого индивида. Власть хотя внешне и обусловлена социальными причинами, но интроспективно, исходя из внутренней логики своего развития, в них не нуждается, оказываясь причиной самой себя и подчиняясь закону саморазворачивания и самоутверждения. Будучи глубоко укоренённым в человеческой природе, властное стремление обнаруживает себя и как инстинкт, безотчётный неустранимый порыв, и как страсть, чувство захваченности и упоения собственной силой. В статье автор использует методы историко-философского анализа, компаративистики и философского постижения человека, также применяется герменевтический подход. Автор делает попытку реконструировать взгляды Ф. Ницше на феномен человеческих страстей и делает вывод, что страсти в восприятии философа выражают высшую степень индивидуального, сокровенного, вступившего в противостояние с надличным, общественным, моральным. Подчёркивается, что власть можно рассматривать как способ экспансии собственного Я, метафорического расширения границ своего «тела». Особое внимание уделяется состоянию безвластия, которое привычно ассоциируется с хаосом и разрушениями, но в интерпретации Ницше предстаёт высшей степенью власти.
Философия и искусство
Переверзева М.В. - Джон Кейдж в перспективе дзен-буддизма c. 110-123

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.24103

Аннотация: Предметом исследования становятся художественно-эстетические принципы американского авангардиста Джона Кейджа, сформировавшиеся на основе религиозно-философских принципов и категорий дзен-буддизма и применявшиеся им в музыкальном творчестве. Такие принципы, как ненамеренность, случайность, индетерминизм, всеизменчивость и вариабельность, всеединство, одновременная множественность, взаимопроникновение искусства и жизни сложились под влиянием четырех благородных истин буддизма, категорий недеяния, Ничто, пустоты, а также важнейших основ дзен-буддизма, включая представления о мире (человеке и природе), духовную практику и др. Все эти принципы найдут применение в конкретных техниках письма, жанрах, формах и видах музыкально-творческой деятельности Кейджа. Методом исследования стал смысловой анализ понятий и категорий дзен-буддизма и художественно-эстетический анализ связанных с ними творческих принципов Кейджа. Новизна исследования заключается в первой в российском музыковедении попытке связать религиозно-философские принципы и категории дзен-буддизма с художественно-эстетическими принципами Кейджа, провести аналогии между ними, дать конкретное объяснение тому, что они собой представляют и как отражаются на музыкальном творчестве композитора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.