Статья 'Становление античного мышления: (методологические, феноменологические, технологические и институциональные аспекты)' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Становление античного мышления: (методологические, феноменологические, технологические и институциональные аспекты)

Розин Вадим Маркович

доктор философских наук

главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук

109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310

Rozin Vadim Markovich

Doctor of Philosophy

Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences 

109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310

rozinvm@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.3.9638

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.33333333333-2014


Аннотация: В статье предлагается новая реконструкция и версия становления античного мышления. Новизна состоит в том, что автор старается показать, что с самого начала мышление включало в себя методологическую и феноменологическую установки, хотя последние, конечно, не осознавались специфически, поскольку соответствующие философские дисциплины сложились только в культуре Нового времени. Кроме того, автор предлагает посмотреть на работу Аристотеля, создавшего правила и категории мышления, как на построение своего рода интеллектуальной технологии, а также первую попытку спроектировать институт мышления. Обоснование этих новых представлений об античном мышлении осуществляется в рамках генезиса становления античной философии, а также реконструкции взглядов Парменида, Платона и Аристотеля. При этом автор показывает, что представление о мышлении, сформулированное Парменидом, представляло собой образ интеллектуального пути и обсуждение критериев его правильности. Дальше Платон и Аристотель обсуждают, как реализовать этот замысел и передать другим найденное решение (метод). Решение этих задач и выливается в построение античной концепции мышления.


Ключевые слова:

мышление, методология, феноменология, технология, институт, рассуждение, познание, личность, правила, категории

Библиография
1. Подстрочник из http://ancientrome.ru/antlitr/parmenid/parmen.htm в издании: «Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э.», М., 1999. Там же сноска: «Парменид из Элеи в Южной Италии (конец VI — начало V в. (ок. 540—470? ок. 520—450?)..
2. Вспомним, кстати, и Ф.Бэкона, который спустя две тысячи лет использует ту же метафору пути («разум, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы…»), и обсуждает условия успешности научного путешествия в познании природы («Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить всю дорогу, начиная от первых восприятий чувств необходимо ввести лучшее и более совершенное употребление человеческого духа и разума путь к этому нам открыло не какое-либо иное средство, как только справедливое и законное принижение человеческого духа»). Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1971. С. 68-69.
3. Платон. Парменид. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С. 357.
4. Аристотель. Аналитики первая и вторая. М., 1952. С. 14.
5. В зависимости от использования одно и то же общее знание могло быть категорией и не являться таковой. Если это знание использовалось для задания характеристик идеального объекта, особенно в случае применения определенного правила, то оно выступало как категория. Вне этого контекста это было просто общее знание. Вот почему в разных книгах Аристотель дает разные перечни категорий.
6. Аристотель. Аналитики... Стр. 14.
7. Аристотель. Первая Аналитика. Сочинения в четырех томах, т. 2. М., 1978. С. 119.
8. Аристотель. О душе. М., 1937. С. 288.
9. Аристотель. О душе. С. 73.
10. Там же. С. 97, 99.
11. Аристотель. Метафизика. М.,-Л., 1934. С. 211.
12. Розин В.М. История становления монашества как социального института // NB: Исторические исследования. - 2012. - 1. - C. 212 - 263. DOI: 10.7256/2306-420X.2012.1.335. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_335.html
References
1. Podstrochnik iz http://ancientrome.ru/antlitr/parmenid/parmen.htm v izdanii: «Ellinskie poety VIII—III vv. do n.e.», M., 1999. Tam zhe snoska: «Parmenid iz Elei v Yuzhnoi Italii (konets VI — nachalo V v. (ok. 540—470? ok. 520—450?)..
2. Vspomnim, kstati, i F.Bekona, kotoryi spustya dve tysyachi let ispol'zuet tu zhe metaforu puti («razum, kotoryi vstrechaet zdes' povsyudu stol'ko zaputannykh dorog, stol' obmanchivye podobiya veshchei i znakov, stol' izvilistye i slozhnye petli i uzly prirody…»), i obsuzhdaet usloviya uspeshnosti nauchnogo puteshestviya v poznanii prirody («Nado napravit' nashi shagi putevodnoi nit'yu i po opredelennomu pravilu obezopasit' vsyu dorogu, nachinaya ot pervykh vospriyatii chuvstv neobkhodimo vvesti luchshee i bolee sovershennoe upotreblenie chelovecheskogo dukha i razuma put' k etomu nam otkrylo ne kakoe-libo inoe sredstvo, kak tol'ko spravedlivoe i zakonnoe prinizhenie chelovecheskogo dukha»). Bekon F. Velikoe vosstanovlenie nauk // Bekon F. Sochineniya v dvukh tomakh. T.1. M., 1971. S. 68-69.
3. Platon. Parmenid. Soch. v 4 t. T.2. M., 1993. S. 357.
4. Aristotel'. Analitiki pervaya i vtoraya. M., 1952. S. 14.
5. V zavisimosti ot ispol'zovaniya odno i to zhe obshchee znanie moglo byt' kategoriei i ne yavlyat'sya takovoi. Esli eto znanie ispol'zovalos' dlya zadaniya kharakteristik ideal'nogo ob''ekta, osobenno v sluchae primeneniya opredelennogo pravila, to ono vystupalo kak kategoriya. Vne etogo konteksta eto bylo prosto obshchee znanie. Vot pochemu v raznykh knigakh Aristotel' daet raznye perechni kategorii.
6. Aristotel'. Analitiki... Str. 14.
7. Aristotel'. Pervaya Analitika. Sochineniya v chetyrekh tomakh, t. 2. M., 1978. S. 119.
8. Aristotel'. O dushe. M., 1937. S. 288.
9. Aristotel'. O dushe. S. 73.
10. Tam zhe. S. 97, 99.
11. Aristotel'. Metafizika. M.,-L., 1934. S. 211.
12. Rozin V.M. Istoriya stanovleniya monashestva kak sotsial'nogo instituta // NB: Istoricheskie issledovaniya. - 2012. - 1. - C. 212 - 263. DOI: 10.7256/2306-420X.2012.1.335. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_335.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.