Статья 'Истоки экзистенциальной версии культуры' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Истоки экзистенциальной версии культуры

Палеева Наталья Николаевна

доктор философских наук

профессор, Институт повышения квалификации, Московский государственный университет культуры и искусств

141406, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7

Paleeva Natal'ya Nikolaevna

Doctor of Philosophy

Professor, Institute of Advanced Training, Moscow State University of Culture and Art

141406, Russia, Moscow Oblast, Khimki, Bibliotechnaya Street 7

natalia@paleeva.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.9.19767

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2016


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: Статья посвящена возникновению и развитию экзистенциальной версии культуры. Философия культуры как особый блок философского знания возник в минувшем столетии. Разумеется, появлению данной дисциплины предшествовал длительный период постижения культуры как особого феномена. Новое направление осмысления культуры задало появление философии истории. Раскрыв различные возможности культурного бытия, историческое знание содействовало рождению смежной области философской рефлексии. Введённое в обиход А. Мюллером понятие «Kulturphilosophie» окончательно сформировало новую дисциплину. В. Виндельбанд указывал, что академическая философия культуры противостояла, с одной стороны, позитивизму, а с другой – философии жизни. Однако это вовсе не перечёркивает достижения в области понимания культуры, сложившиеся в позитивизме и в философии жизни. В результате сформировалось два разных подхода к осмыслению культуры. Неокантианцы, обнаружив разнообразие культур, обратили свои усилия на поиск универсальных основ культуры. Что касается философии жизни и экзистенциализма, то представители этих направлений исходили из того, что постижение культуры невозможно без погружения в экзистенциальный опыт, в пучины внутреннего мира человека как творца этого феномена. Автор использует принцип историзма для сопоставления различных подходов к культуре. Это даёт возможность видеть не только универсалии культуры, но необычные варианты культурного творчества. Многие исследователи считают, что ни философия жизни, ни экзистенциализм не проявили интереса к культуре. Экзистенциализм направил свои усилия на постижение экзистенции, неповторимости и индивидуальности человеческого существования. Такая позиция, по мнению автора, является односторонней. Экзистенциалисты действительно не стремились сделать культуру объектом самостоятельного изучения. Однако они показали, что без раскрытия экзистенциальной практики невозможно анализировать специфику культуры и закономерности историко-культурного процесса. Эти идеи содержатся в философском наследии С. Кьеркегора, в статье в основном речь идёт о его взглядах. Однако неслучайно известный религиозный экзистенциалист Пауль Тиллих уделяет много внимания разбору идей Кьеркегора в своей работе «Теология культуры».


Ключевые слова:

философия, культура, экзистенция, выбор, бытие, универсалии, история, человек, экзистенциализм, трансцендентальный идеализм

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-03-00350а «Культура как кризис – неудача или возможность?»).

Abstract: This article is dedicated to the emergence and development of the existential version of culture. The philosophy of culture as a specific sector of philosophical knowledge occurred in the pas millennium. Certainly a long period of the comprehension of culture as a peculiar phenomenon has preceded the emergence of the aforementioned discipline. The new direction of the understanding of culture originated the appearance of the philosophy of history. Having revealed the various opportunities of the cultural being, the historical knowledge contributed into the conception of adjacent area of philosophical reflection. The introduced into the discourse by Müller notion “Kulturphilosophie” has conclusively formed a new discipline. W. Windelband indicated that the academic philosophy of culture stood against positivism on one hand, and philosophy of life on the other. Nevertheless, it does not undermine the achievements in the area of understanding of culture that have established in positivism, as well as philosophy of life. As a result, the two different approaches towards comprehension of culture have formed. Neo-Kantians, having detected the multiplicity of cultures, turned the efforts towards the search of the universal foundations of culture. As far as the philosophy of culture and existentialism, the representatives of these directions based themselves upon the fact that the understanding of culture is impossible without submerging into the existential experience, as well as the roots of the inner world of a human as a creator of this phenomenon. The author uses the principle of historicism for comparison of the various approaches towards culture.  This allows observing not only the universalities of culture, but also the unusual versions of the cultural creativity. Many researchers believe that neither philosophy of life nor existentialism did not show interest towards culture. However, it is demonstrated that without revelation of the existential practice it is not possible no analyze the specificity of culture alongside the regularities of the historical-cultural process. These ideas are contained in the philosophical heritage of Søren Kierkegaard, whose views are being examined in this article.


Keywords:

Transcendental idealism, Existentialism, Human, History, Universalities, Being, Choice, Existence, Culture, Philosophy

Библиография
1. Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология. М.: Ладомир. 2006. 742 с.
2. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
3. Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие, время, любовь. М.: Академический проект, 2013. 526 с.
4. Сёрен Киркегор. Сам о себе: в изложении Пастера П. Роде. Челябинск: Урал-ЛТД, 1988. 434 с.
5. Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript. Princeton, 1941. P. 173, 279.
6. Тиллих Пауль. Избранное. Теология культуры. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 352 с.
7. Великовский Самарий. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015, 208 с.
8. Гуревич П.С., Палеева Н.Н. Философия культуры. 2-е изд., доп. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 424 с.
9. Зотов А.Ф. Современная западная философия. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация, 2011. 568 с.
10. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1979. 199 с.
11. Спирова Э.М. Отечественные традиции философского постижения культуры // Философия и культура. 2015. № 12(96). С. 1832-1840.
References
1. Batai Zh. Proklyataya chast'. Sakral'naya sotsiologiya. M.: Ladomir. 2006. 742 s.
2. K'erkegor S. Strakh i trepet. M.: Respublika, 1993. 383 s.
3. Motroshilova N.V. Martin Khaidegger i Khanna Arendt: bytie, vremya, lyubov'. M.: Akademicheskii proekt, 2013. 526 s.
4. Seren Kirkegor. Sam o sebe: v izlozhenii Pastera P. Rode. Chelyabinsk: Ural-LTD, 1988. 434 s.
5. Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript. Princeton, 1941. P. 173, 279.
6. Tillikh Paul'. Izbrannoe. Teologiya kul'tury. M.; SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015. 352 s.
7. Velikovskii Samarii. Grani «neschastnogo soznaniya». Teatr, proza, filosofskaya esseistika, estetika Al'bera Kamyu. M.; SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015, 208 s.
8. Gurevich P.S., Paleeva N.N. Filosofiya kul'tury. 2-e izd., dop. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2014. 424 s.
9. Zotov A.F. Sovremennaya zapadnaya filosofiya. Uchebnik, 3-e izd., pererab. i dop. M.: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya, 2011. 568 s.
10. Kuz'mina T.A. Problema sub''ekta v sovremennoi burzhuaznoi filosofii: Kritika nekotorykh kontseptsii. M.: Nauka, 1979. 199 s.
11. Spirova E.M. Otechestvennye traditsii filosofskogo postizheniya kul'tury // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 12(96). S. 1832-1840.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.