Статья 'Постиндустриальная модернизация в контексте социальных мегатрендов' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Постиндустриальная модернизация в контексте социальных мегатрендов

Олейников Юрий Васильевич

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, Институт философии РАН

542500, Россия, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Карповская, 5/А

Oleinikov Yurii Vasilevich

Doctor of Philosophy

leading researcher at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

542500, Russia, Moscow Region, Pavlovsky Posad, str. Karpovskaya, 5/A ap. 7

mgcupp@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.7.18669

Дата направления статьи в редакцию:

06-04-2016


Дата публикации:

07-09-2016


Аннотация: Цель работы — выяснить с точки зрения перспектив будущего развития человечества место постиндустриального общества в эволюции планетарного социоприродного Универсума. Согласно формационной концепции, постиндустриальное общество - общество капиталистическое на этапе смены адекватных эпохе классического капитализма произодительных сил. Замена механических орудий труда объектами и процессами наноуровня ведет к становлению качественно нового технологического способа производства, которое коренным образом меняет место и роль современного человека в природе и обществе, пространстве и времени. Благодаря нанотехнологиям отдельный человек становится факторм, способным изменить эволюцию планетарного целого, а общество обретает возможность обеспечить свое безграничное существование в пространстве и времени. Однако фундаментальные константы капиталистического общества (частная собственность на средства производства, товарно-денежные отношения, прибавочная стоимость как цель производства и др.) подчиняют использование нанотехнологий целям производства прибыли, что ставит под вопрос их гуманистический потенциал и обусловливает обострение глобальных проблем, провоцирует отчуждение и инфантильное бытие человека, ограничивает достижения идеалов Модерна и Просвещения. В свете складывающейся новой мировоззренческой парадигмы и формационной методологии будущее человечества видится не на путях постиндустриальной модернизации, а связывается с коренной трансформацией общественного способа производства. Такое видение перспектив постиндустриального общества ориентирует социальные науки на поиски реальных путей гуманистической ориентации эволюции планетарного социоприродного целого.


Ключевые слова:

человек, общество, нанотехнологии, Модерн, Постмодернизм, модернизация, эволюция, развитие, кризис, мировоззрение

Abstract: The goal of this work is to determine the place of post-industrial society in evolution of the planetary socio-natural Universe from the position of the prospects for future development of humanity. According to the formational concept, the post-industrial society is a capitalist society at the stage of change of productive forces that are adequate for the era of classic capitalism. The replacement of the mechanical working tools by the objects and processes of nanolevel leads to the establishment of a qualitatively new technological way of production, which drastically changes the place and role of a modern human in nature and society, space and time. Because of nanotechnologies, a separate person becomes a factor that is able to change the evolution of planetary whole, and the society attains ability to ensure its limitless existence in space and time. However, the fundamental constants of capitalist society (private ownership of the means of production, trade and financial relations, surplus value as the goal of production, etc.) subject the use of nanotechnologies to the purpose for making profit, which questions their humanistic potential and justifies the escalation of global issues, provokes alienation and infantile existence of people, as well as limits the achievement of the ideals of the Modernity and Enlightenment. In light of the establishing of the new worldview paradigm and formation methodology, the future of humanity is seen not on the path of post-industrial modernization, but is associated with a fundamental transformation of social mode of production. Such vision of the future of post-industrial society targets social science towards searching the actual ways of humanistic orientation evolution of the planetary socio-natural whole.


Keywords:

people, society, nanotechnology, Modernity, Postmodernism, modernization, evolution, development, crisis, Outlook

Библиография
1. Оруджев З.М. Формирование природы человека и назначение истории. М.: Культурная революция, 2014. С. 149.
2. Любарский Г.Ю. Мифология истории: сравнительный метод и историческое развитие. М.: Изд-во КМС, 2000. С. 44.
3. Визгин В.П. На пути к другому. От школы подозрения к философии доверия. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 224, 228.
4. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. – М., СПб.: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга», 2009. С. 377.
5. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1929. Т. 2. С. 32.
6. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 101-102.
7. Гачев Г.Д. Русская душа. Портреты русских мыслителей. М.: Изд-во «Новости», 1981. С. 243.
8. Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Антропогенез и архитектоника мозга // Человек. 2014. № 2. С. 20-21.
9. Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты: Материалы Первой Всероссийской конференции. Белгород, 11-12 апреля 2013 / Под ред. Д.И. Дубровского, С.М. Климовой. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2014. 352 с.
10. Смирнов С.А. Антропология намадизма (Антропологические тренды и северный культурный код) // Человек. 2014. № 3. С. 5.
11. Дугин А.Г. Логос и мифос. Социология глубин. М.: Трикса, 2010. С. 201-215.
12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности // Мировая мысль сквозь призму веков. В 5 т. Т. 5. М.: Мысль, 2004.-С.901-902.
13. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998. С. 324;
14. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 475.
15. Овчинников В. Полтора миллиарда «человеко-ртов» //Российская газета. от 13.02.2014. С. 25.
16. Кожевников Н.Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. Якутск: ИД СВФУ, 2014. С. 127.
17. Дильман В.М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину). М.: Знание, 1981. С. 22-51.
References
1. Orudzhev Z.M. Formirovanie prirody cheloveka i naznachenie istorii. M.: Kul'turnaya revolyutsiya, 2014. S. 149.
2. Lyubarskii G.Yu. Mifologiya istorii: sravnitel'nyi metod i istoricheskoe razvitie. M.: Izd-vo KMS, 2000. S. 44.
3. Vizgin V.P. Na puti k drugomu. Ot shkoly podozreniya k filosofii doveriya. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. S. 224, 228.
4. Man'kovskaya N.B. Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskii rakurs. – M., SPb.: Izd-vo «Tsentr gumanitarnykh initsiativ. Universitetskaya kniga», 2009. S. 377.
5. Gegel' G.V.F. Sochineniya. M., 1929. T. 2. S. 32.
6. Markuze G. Kriticheskaya teoriya obshchestva: Izbrannye raboty po filosofii i sotsial'noi kritike. M.: AST: Astrel', 2011. S. 101-102.
7. Gachev G.D. Russkaya dusha. Portrety russkikh myslitelei. M.: Izd-vo «Novosti», 1981. S. 243.
8. Andreev I.L., Nazarova L.N. Antropogenez i arkhitektonika mozga // Chelovek. 2014. № 2. S. 20-21.
9. Global'noe budushchee 2045: Antropologicheskii krizis. Konvergentnye tekhnologii. Transgumanisticheskie proekty: Materialy Pervoi Vserossiiskoi konferentsii. Belgorod, 11-12 aprelya 2013 / Pod red. D.I. Dubrovskogo, S.M. Klimovoi. M.: «Kanon+», ROOI «Reabilitatsiya», 2014. 352 s.
10. Smirnov S.A. Antropologiya namadizma (Antropologicheskie trendy i severnyi kul'turnyi kod) // Chelovek. 2014. № 3. S. 5.
11. Dugin A.G. Logos i mifos. Sotsiologiya glubin. M.: Triksa, 2010. S. 201-215.
12. Soros Dzh. Krizis mirovogo kapitalizma. Otkrytoe obshchestvo v opasnosti // Mirovaya mysl' skvoz' prizmu vekov. V 5 t. T. 5. M.: Mysl', 2004.-S.901-902.
13. Moiseev N.N. Rasstavanie s prostotoi. M.: «Agraf», 1998. S. 324;
14. Safranski R. Khaidegger: germanskii master i ego vremya. M.: Molodaya gvardiya, 2002. S. 475.
15. Ovchinnikov V. Poltora milliarda «cheloveko-rtov» //Rossiiskaya gazeta. ot 13.02.2014. S. 25.
16. Kozhevnikov N.N. Sistema koordinat mira na osnove predel'nykh dinamicheskikh ravnovesii. Yakutsk: ID SVFU, 2014. S. 127.
17. Dil'man V.M. Bol'shie biologicheskie chasy (Vvedenie v integral'nuyu meditsinu). M.: Znanie, 1981. S. 22-51.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.