Статья 'От «голодной души» к «духовной ясности»: экзистенциально-теологические аспекты опыта болезни в средневековой культуре' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

От «голодной души» к «духовной ясности»: экзистенциально-теологические аспекты опыта болезни в средневековой культуре

Куксо Ксения Александровна

кандидат философских наук

доцент, кафедра истории и теории дизайна и медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, докторант, кафедра философии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

Kukso Kseniia Aleksandrovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of History and Theory of Design and Media Communications, St. Petersburg State University of Technology and Design; Doctoral candidate, the department of Philosophy, The Herzen State Pedagogical University of Russia

191186, Russia, St. Petersburg, Bolshaya Morskaya Street 18

korsbai@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.9.16703

Дата направления статьи в редакцию:

19-10-2015


Дата публикации:

24-10-2016


Аннотация: Статья посвящена процессу выделения экзистенциального измерения болезни в культуре высокого и позднего Средневековья. На материале теологических учений данного периода показывается, каким образом болезнь становится принципиальным и неизбывным параметром человеческого онтоса. Анализ взаимосвязей сформированных здесь трактовок телесных расстройств с фундаментальными понятиями христианской антропологии служит акцентированию этической продуктивности средневековой семиотики болезни. Автор уделяет преимущественное внимание теологическим истолкованиям страдания в средневековой культуре и рассматривает, каким образом последние предрешали экзистенциальный аутопоэзис больных. Прослеживаемая в статье генеалогия экзистенциально-феноменологического измерения опыта болезни осуществляется посредством методологических установок истории идей на материале традиции осмысления больной плоти теологической антропологии Средневековья. Основными выводами проведенного исследования выступают, во-первых, что открытию экзистенциального ресурса болезни европейская культура обязана средневековой эпохе. Во-вторых, в статье концептуализированы сформированные в данных хронологических рамках основания культурной экологии страдания, в границах которой такое проявление дефектности человека как болезнь выступает культуросозидательной силой.


Ключевые слова:

экзистенциал болезни, страдание, аутопоэзис, фактичность недуга, онтологическое измерение ущербности, рефлексия дефектности, грех, одухотворение факта, персонализация болезни, метанойя

Abstract: This article is dedicated to the process of determination of existential dimension of illness in the culture of high and late Middle Ages. Based on the material of theological doctrines of this period, it is demonstrated how the illness becomes crucial and inevitable parameter of the human ontology. The analysis of the interconnections between the formed interpretations of bodily disorders and fundamental definitions of Christian anthropology, contributes into accenting the ethical productiveness of the medieval semiotics of illness. The author gives attention primarily to the theological interpretations of suffering in medieval culture, as well as examines how the latter predestined the existential autopoiesis of the sick. The followed in the article genealogy of the existential-phenomenological dimension of the experience of illness is realized by means of methodological orientations of the history of ideas based on the material of the tradition of understanding the sick flash of theological anthropology of the Middle Ages. The author concludes that the European culture owes to the medieval era regarding the discovery of the existential resource of an illness. The article also conceptualizes the formed within the stated chronological framework grounds of the cultural environment of sufferings, within the limits of which such manifestation of illness acts as a cultural constructive power.


Keywords:

Metanoia, Personalization of illness, Spiritualization of the fact, Sin, Reflection of viciousness, Ontological dimension of inferiority, Facticity of the vice, Autopoiesis , Suffering, Existential of illness

Библиография
1. Куксо К. А. Без боли. Очерк генезиса массовой анальгезии // Человек. № 6, 2013. С. 81–95.
2. Платон. Пир // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 81–134.
3. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 421–500.
4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.
5. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 369–448.
6. Койре А. Галилей и Платон // Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 128–153.
7. Грякалов Н. А. Христология науки. URL: http://philosophy.spbu.ru/library/11544/13834 (дата обращения: 13. 10. 2015 г.).
8. Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм и другие работы. М.: Праксис, 2006. С. 416–428.
9. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т.3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.
10. Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2007. 464 с.
11. Августин Блаженный. О блаженной жизни // Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 1: Об истинной религии. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 86–113.
12. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии // Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии и другие творения. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла,1997. С. 45–94.
13. Амвросий Медиоланский. Слово на смерть Феодосия Великого // Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии и другие творения. М., Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1997. С. 170–185.
14. Перну Р. Хильдегарда Бингенская. М.: Изд-во Францисканцев, 2014. 133 с.
15. Цветочки Франциска Ассизского. СПб.: ИД «Азбука-классика», 2007. 224 с.
16. Жуанвиль Ж., де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб: Евразия, 2007. 400 с.
17. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 677 с.
18. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 376 с.
19. Парамонова М. Ю. Мученики // Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 331–336.
20. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: «Гнозис», 1994. 112 с.
21. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс, 1997. 264 с.
22. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела. М.: Текст, 2008. 189 с.
23. Панченко А. М. Летописный рассказ об Андрее Первозванном и флагелланство // URL: http://panchenko.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2332#_ednref12 (дата обращения: 15. 10. 2015 г.).
24. Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. М.: Наука, 2002. 208 с.
25. Шихов Г.Л. Медикализация боли посредством религиозной драмотерапии: опыт Средневековья // Омский научный вестник. № 5 (122), 2013. С. 124–128.
26. Августин Блаженный. О граде Божием // Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 4: О граде Божием (Книги XIV – XXII). СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.
27. The Etymologies оf Isidore of Seville / translated with introduction and notes by A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, Oliver Berghof. New York: Cambridge University Press, 2006. 475 p.
28. Фруассар Ж. Хроники. 1325–1340. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2009. 656 c.
29. Егорова И. В. За что мы страдаем? // Педагогика и просвещение.-2012.-4.-C. 6-12.
References
1. Kukso K. A. Bez boli. Ocherk genezisa massovoi anal'gezii // Chelovek. № 6, 2013. S. 81–95.
2. Platon. Pir // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 2. M.: Mysl', 1993. S. 81–134.
3. Platon. Timei // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T. 3. M.: Mysl', 1994. S. 421–500.
4. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoi istorii. T. 1. Geshtal't i deistvitel'nost'. M.: Mysl', 1993. 663 s.
5. Aristotel'. O dushe // Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomakh. T. 1. M.: Mysl', 1976. S. 369–448.
6. Koire A. Galilei i Platon // Koire A. Ocherki istorii filosofskoi mysli. M.: Progress, 1985. S. 128–153.
7. Gryakalov N. A. Khristologiya nauki. URL: http://philosophy.spbu.ru/library/11544/13834 (data obrashcheniya: 13. 10. 2015 g.).
8. Kozhev A. Khristianskoe proiskhozhdenie nauki // Kozhev A. Ateizm i drugie raboty. M.: Praksis, 2006. S. 416–428.
9. Platon. Gosudarstvo // Platon. Sobranie sochinenii v chetyrekh tomakh. T.3. M.: Mysl', 1994. S. 79–420.
10. Origen. O nachalakh. SPb.: Amfora, 2007. 464 s.
11. Avgustin Blazhennyi. O blazhennoi zhizni // Avgustin Blazhennyi. Tvoreniya: v 4 t. T. 1: Ob istinnoi religii. SPb.: Aleteiya; Kiev: UTsIMM-Press, 2000. S. 86–113.
12. Amvrosii Mediolanskii. Dve knigi o pokayanii // Amvrosii Mediolanskii. Dve knigi o pokayanii i drugie tvoreniya. M.: Uchebno-informatsionnyi ekumenicheskii tsentr ap. Pavla,1997. S. 45–94.
13. Amvrosii Mediolanskii. Slovo na smert' Feodosiya Velikogo // Amvrosii Mediolanskii. Dve knigi o pokayanii i drugie tvoreniya. M., Uchebno-informatsionnyi ekumenicheskii tsentr ap. Pavla, 1997. S. 170–185.
14. Pernu R. Khil'degarda Bingenskaya. M.: Izd-vo Frantsiskantsev, 2014. 133 s.
15. Tsvetochki Frantsiska Assizskogo. SPb.: ID «Azbuka-klassika», 2007. 224 s.
16. Zhuanvil' Zh., de. Kniga blagochestivykh rechenii i dobrykh deyanii nashego svyatogo korolya Lyudovika. SPb: Evraziya, 2007. 400 s.
17. Fuko M. Germenevtika sub''ekta. Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981–1982 uchebnom godu. SPb.: Nauka, 2007. 677 s.
18. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya Srednevekovogo Zapada. M.: Izdatel'skaya gruppa «Progress», «Progress-Akademiya», 1992. 376 s.
19. Paramonova M. Yu. Mucheniki // Slovar' srednevekovoi kul'tury. M., 2003. S. 331–336.
20. Zhivov V.M. Svyatost'. Kratkii slovar' agiograficheskikh terminov. M.: «Gnozis», 1994. 112 s.
21. Kardini F. Istoki srednevekovogo rytsarstva. M.: Progress, 1997. 264 s.
22. Le Goff Zh., Tryuon N. Istoriya tela. M.: Tekst, 2008. 189 s.
23. Panchenko A. M. Letopisnyi rasskaz ob Andree Pervozvannom i flagellanstvo // URL: http://panchenko.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2332#_ednref12 (data obrashcheniya: 15. 10. 2015 g.).
24. Kolyazin V.F. Ot misterii k karnavalu. Teatral'nost' nemetskoi religioznoi i ploshchadnoi stseny rannego i pozdnego srednevekov'ya. M.: Nauka, 2002. 208 s.
25. Shikhov G.L. Medikalizatsiya boli posredstvom religioznoi dramoterapii: opyt Srednevekov'ya // Omskii nauchnyi vestnik. № 5 (122), 2013. S. 124–128.
26. Avgustin Blazhennyi. O grade Bozhiem // Avgustin Blazhennyi. Tvoreniya: v 4 t. T. 4: O grade Bozhiem (Knigi XIV – XXII). SPb.: Aleteiya; Kiev: UTsIMM-Press, 2000.
27. The Etymologies of Isidore of Seville / translated with introduction and notes by A. Barney, W. J. Lewis, J. A. Beach, Oliver Berghof. New York: Cambridge University Press, 2006. 475 p.
28. Fruassar Zh. Khroniki. 1325–1340. SPb.: Izd. S.-Peterburgskogo universiteta, 2009. 656 c.
29. Egorova I. V. Za chto my stradaem? // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-4.-C. 6-12.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.