Статья 'Эстетические идеи Ю.Ф. Самарина и Н.В. Гоголя. ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Эстетические идеи Ю.Ф. Самарина и Н.В. Гоголя.

Скороходова Светлана Игоревна

доктор философских наук

профессор, доцент, Московский педагогический государственный университет

119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 88, ауд. 818

Skorokhodova Svetlana Igorevna

Doctor of Philosophy

Professor, Department of Philosophy, Moscow State Pedagogical University

119571, Russia, Moscow region, Moscow, Prospekt Vernadskogo str., 88, room 818

moscow.belgrad@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.2.16692

Дата направления статьи в редакцию:

18-10-2015


Дата публикации:

17-03-2016


Аннотация: Предметом исследования являются основные философско-эстетические идеи Ю.Ф. Самарина и Н.В. Гоголя. Выявляются характерные для обоих мыслителей пути решения проблемы преодоления границ искусства, являющейся особенно значимой в русской культуре. С точки зрения мыслителей, искусство должно выражать «народное начало» и служить ему: пробуждать созидательные силы, гармонизировать отношения в обществе и пр. Самарин был художественно одарённой личностью, а Гоголь, особенно в конце жизни, тяготел к религиозно-философскому осмыслению мира и человека. Таким образом, анализ различных текстов (писем, статей, художественных произведений) и сопоставление эстетических взглядов философа и писателя вполне обоснованы. Гоголь, согласно Самарину, во всей полноте уловил и передал в своём творчестве основные черты русского национального характера. В частности, неповторимый гоголевский смех является органическим выражением русского народного духа. Делается вывод о том, что взгляды Самарина и Гоголя на искусство и его роль в жизни во многом совпадали. С точки зрения обоих мыслителей, нет общечеловеческого без истинно народного, но смысл русского искусства - в его всемирном призвании.


Ключевые слова:

Гоголь, Самарин, искусство, национальный характер, народное начало, национальный дух, жизнь, творчество, музыка, смех

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-03-00761 а «Русская философская мысль XIX - первой четверти XX века в философско-историческом и антропологическом аспектах».

Abstract: The subject of this research is the fundamental philosophical aesthetic ideas of Y. F. Samarin and N. V. Gogol. The author determines the characteristic to both scholars ways for solution of the problem of transcending the boundaries of art, which is most significant in Russian culture. From the thinkers’ perspective, the art has to express “national beginning” and serve it: encourage constructive powers, harmonize relationship within the society, and other. Samarin was a creatively gifted individual, while Gogol, especially in his later years, was leaning towards religious-philosophical reasoning of the world and human. Thus, the analysis of various texts (letters, articles, creative oeuvres) and correlation of the aesthetic views of the philosopher and writer are justified. According to Samarin, Gogol captured and expressed in his works main features of the Russian national character. Particularly, the remarkable Gogol’s laugh is the representation of Russian folk spirit. The author concludes that views of Samarin and Gogol on art and its role in life coincided in many aspects. They both believe that there is no that of human without that which is truly national, but the meaning of the Russian art is in its global calling.


Библиография
1. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки к друзьям. Спб.: Азбука-Аттикус, 2012. - 291 с.
2. Самарин Ю.Ф. Сочинения: Т. 1-10, 12. 1877-1911. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, Т.12, Письма 1840-1853. - 477 с.
3. Репин И. Е. Репин об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1960.
4. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 504 с.
5. Лапшин И.И. Пушкин и русские композиторы. // Художественное творчество. Пг.: Центральное кооперативное издательство "Мысль", 1923. - 336 с.
6. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма (1840-1976). М.: Терра, 1997. - 280 с.
7. Самарин Ю. Ф. Князь. НИОР РГБ Ф. 265. Оп. 221. Ед. Хр. 14. Работа 1845 г.
8. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 1—3. — 2-е изд. — М., 1878—1882, T. 1.
9. Самарин Ю.Ф. Сочинения Ю.Ф. Самарина: Т. 1-10, 12. 1877-1911. Т. 1. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1900. - 403 с.
10. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. - 440 с.
11. Самарин Ю.Ф. Письма И. С. Аксакову. НИОР РГБ Ф. 265. Оп. 38. Ед. Хр. 2.
12. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: В 2 т. М.: Издательство "Правда", 1990. Т. 1. Ч. 1. - 493 с.
13. Гоголь Н.В. Петербургские повести. М.: Издательство "Детская литература", 2012.- 240 с.
14. Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996. - 608 с.
15. Самарин Ю. Ф. Статья о Гоголе. НИОР РГБ Ф. 265. Оп. 73. Ед. Хр. 5.
16. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 22-х тт. Т. 15. М.: "Художественная литература", 1983. - 430 с.
17. Платон. Пир // Платон. Собр. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2. С. 96.
18. Музыкальная эстетика России в XI-XVIII веков. М.: Музыка, 1973. - 238 с.
19. Блок А.А. Интеллигенция и революция // А. Блок. Собр. Соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1982. Т. 4. - 464 с.
20. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 656 с.
21. Сухов А. Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии. М.: ИФРАН, 1998. - 198 с.
22. Эймонтова Р. Г. Непризнанный пророк примирения. (Гоголь и просвещение России).// В раздумьях о России. XIX в., М.: Археографический центр, 1996. С. 155 - 188.
23. Лапшин И. И. Законы мышления и формы познания. Спб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1906. - 458 с.
24. Поддубная Р. П. Самарины. Самара: Офорт, 2008. - 584 с.
References
1. Gogol' N.V. Vybrannye mesta iz perepiski k druz'yam. Spb.: Azbuka-Attikus, 2012. - 291 s.
2. Samarin Yu.F. Sochineniya: T. 1-10, 12. 1877-1911. M.: Tovarishchestvo tipografii A.I. Mamontova, T.12, Pis'ma 1840-1853. - 477 s.
3. Repin I. E. Repin ob iskusstve. M.: Akademiya khudozhestv SSSR, 1960.
4. Koshelev V. A. Aleksei Stepanovich Khomyakov. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2000. - 504 s.
5. Lapshin I.I. Pushkin i russkie kompozitory. // Khudozhestvennoe tvorchestvo. Pg.: Tsentral'noe kooperativnoe izdatel'stvo "Mysl'", 1923. - 336 s.
6. Samarin Yu.F. Stat'i. Vospominaniya. Pis'ma (1840-1976). M.: Terra, 1997. - 280 s.
7. Samarin Yu. F. Knyaz'. NIOR RGB F. 265. Op. 221. Ed. Khr. 14. Rabota 1845 g.
8. Khomyakov A.S. Poln. sobr. soch. T. 1—3. — 2-e izd. — M., 1878—1882, T. 1.
9. Samarin Yu.F. Sochineniya Yu.F. Samarina: T. 1-10, 12. 1877-1911. T. 1. M.: Tovarishchestvo tipografii A.I. Mamontova, 1900. - 403 s.
10. Kireevskii I. V. Kritika i estetika. M.: Iskusstvo, 1979. - 440 s.
11. Samarin Yu.F. Pis'ma I. S. Aksakovu. NIOR RGB F. 265. Op. 38. Ed. Khr. 2.
12. Florenskii P. A. Stolp i utverzhdenie istiny: V 2 t. M.: Izdatel'stvo "Pravda", 1990. T. 1. Ch. 1. - 493 s.
13. Gogol' N.V. Peterburgskie povesti. M.: Izdatel'stvo "Detskaya literatura", 2012.- 240 s.
14. Samarin Yu. F. Izbrannye proizvedeniya. M.: ROSSPEN, 1996. - 608 s.
15. Samarin Yu. F. Stat'ya o Gogole. NIOR RGB F. 265. Op. 73. Ed. Khr. 5.
16. Tolstoi L.N. Chto takoe iskusstvo? // Sobr. soch. v 22-kh tt. T. 15. M.: "Khudozhestvennaya literatura", 1983. - 430 s.
17. Platon. Pir // Platon. Sobr. Soch.: V 4 t. M.: Mysl', 1993. T.2. S. 96.
18. Muzykal'naya estetika Rossii v XI-XVIII vekov. M.: Muzyka, 1973. - 238 s.
19. Blok A.A. Intelligentsiya i revolyutsiya // A. Blok. Sobr. Soch.: V 6 t. L.: Khudozh. lit., 1982. T. 4. - 464 s.
20. Losev A.F. Muzyka kak predmet logiki // A.F. Losev. Iz rannikh proizvedenii. M.: Pravda, 1990. - 656 s.
21. Sukhov A. D. Stoletnyaya diskussiya: zapadnichestvo i samobytnost' v russkoi filosofii. M.: IFRAN, 1998. - 198 s.
22. Eimontova R. G. Nepriznannyi prorok primireniya. (Gogol' i prosveshchenie Rossii).// V razdum'yakh o Rossii. XIX v., M.: Arkheograficheskii tsentr, 1996. S. 155 - 188.
23. Lapshin I. I. Zakony myshleniya i formy poznaniya. Spb.: Tip. V. Bezobrazova i K°, 1906. - 458 s.
24. Poddubnaya R. P. Samariny. Samara: Ofort, 2008. - 584 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.