Статья 'Кризис системы художественных видов и новое восприятие реальности в европейской культуре второй половины XIX — начала XX вв.' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Кризис системы художественных видов и новое восприятие реальности в европейской культуре второй половины XIX — начала XX вв.

Никифорова Анна Сергеевна

кандидат философских наук

сотрудник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

109316, Россия, г. Москва, Волгоградский проспект, 12

Nikiforova Anna

PhD in Philosophy

Academic staff member, the department of Philosophy and Humanities, M. V. Lomonosov Moscow State University

109316, Russia, g. Moscow, ul. Volgogradskii Prospekt, 12

annasn@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.6.15415

Дата направления статьи в редакцию:

29-05-2015


Дата публикации:

28-07-2015


Аннотация: В статье рассматриваются процессы, происходящие в европейской культуре второй половины XIX — начала XX вв. Особое внимание уделяется различным проявлениям кризиса прежней системы художественных видов и постепенному поиску выходов за границы установленных способов передачи реальности. Художники-импрессионисты, французские писатели и поэты формируют новое понимание искусства и его роли в человеческой жизни. Именно в этот период эстетическое восприятие и творческая интуиция поднимаются на уровень ведущих средств познания действительности. Исследование проводится методом последовательного отбора различных явлений культуры, которые помогают прояснить изменения не только в самом искусстве, но и в философской мысли, поскольку художественное творчество в этот период оказывается тесно связанным с проявившимся в философии интересом к сознанию, интуиции, новому осмыслению категории времени. Новизна настоящей работы заключается в выявлении причин разрушения прежней модели восприятия реальности, когда сама реальность теряет свой неизменный и цельный статус, а граница между внутренними ощущениями и внешней действительностью оказывается все более размытой. При таком подходе философские концепции Э.Кассирера и М. Мерло-Понти можно рассматривать как завершающие стадии процесса, берущего свое начало в «импрессионистическом» видении мира.


Ключевые слова:

европейская культура, искусство, философия культуры, реализм, импрессионизм, поэзия, интуиция, философия жизни, синтез искусств, субъективизация

Abstract: The article conciders the processes taking place in the European culture of the second half of XIX — early XX centuries. Particular attention is given to the various manifestations of the crisis of the old system of art forms and gradual search for other ways except for established ways of reality transmission. Impressionist painters, French writers and poets developed a new understanding of art and its role in human life. During that period aesthetic appreciation and creative intuition rose to the level of the leading means of knowledge of reality. The present study has been carried out through successive selection of various cultural phenomena that allowed to describe changes not only in the arts but also in philosophy as artistic creativity of that period was closely related to the interest demonstrated by philosophers towards consciousness, intuition and new understanding of the category of time. The novelty of this study is caused by the fact that the researcher has identified what caused the failure of the previous model of reality perception when reality lost its unchanging and solid status and the boundary between the internal feelings and external reality increasingly blurred. From this point of view, philosophical concepts of Ernst Cassirer and Maurice Merleau-Ponty can be considered as the final stages of the process that orignated from the «impressionist» vision of the world.


Keywords:

poetry, intuition, impressionism, realism, philosophy of culture, art, European culture, synthesis of the arts, subjectivization, philosophy of life

Библиография
1. Земпер Г. Практическая эстетика / Пер с нем. яз. В.Г. Калиша. М.: Искусство, 1970. 320 с.
2. Моррис У. Будущее архитектуры в условиях цивилизации // Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма / Пер.с англ. Р. Ф. Усмановой. М.: Искусство, 1973. С. 352 — 387
3. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX — начало XX века. М.: Наука, 1987. 320 с.
4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
5. Гонкур Э. и Ж. де. Жермини Ласерте. Братья Земгано. Актриса Фостен / Перевод с франц.Э. Линецкой. М.: Художественная литература, 1972. 494 с.
6. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни. Избранные страницы. В 2-х т. Т.1. М.: Художественная литература, 1964. 709 c.
7. Мопассан Г. де. Полное собр. соч. в 12 т. Т.
8. М.: Правда, 1958. 500 с. 8. Яворская Н.В. Пейзаж Барбизонской школы. М.: Искусство, 1962. 348 с.
9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. 591 с.
10. Прокофьев В. Н. Постимпрессионизм. М.: Искусство, 1973. 184 с.
11. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Наука, 1970. 479 с.
12. Бодлер Ш. Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже // Музыкальная жизнь. 1988. N12. С.19 — 21.
13. Верлен П. Избранное / Пер. с франц. Г. Шенгели. М.: Моск. рабочий, 1996. 238 с.
14. Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М.: Наука, 1982. 507 с.
15. Михайлов А.Д. Поэтика Пруста. М.: Языки славянской культуры, 2012. 504 с.
16. Пруст М. По направлению к Свану / Пер. с франц. Н. Любимова. М.: Художественная литература, 1973. 464 с.
17. Тэн И. Философия искусства / Пер. с франц. А. Н. Чудинова. М.: Республика, 1996. 351 c.
18. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М.: Территория будущего, 2005. 304 с.
19. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки / Пер. с франц. Е.Г. Соколова. СПб.: Алетейя, 1999. 190 с.
20. Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 760 с.
21. Бергсон А. Длительность и одновременность / Перевод с франц. А. А. Франковского. Пг.: Academia, 1923. 154 с.
22. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
23. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 523 с.
24. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т. Т.1. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 272 с.
25. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. Д. Калугина, Л. Карягина, А. Маркова, А. Шестакова, под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. М.: Ювента, Наука, 1999. 608 с.
26. Merleau-Ponty M. Le doute de Cézanne // Merleau-Ponty M. Sens et non-sense. P., 1996. P.13-33
27. Мерло-Понти М. Око и дух / Пер. с франц. А.В. Густыря. М.: Искусство, 1992. 63 с.
28. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / Пер. с франц. О.Н. Шпараги. Мн.: Логвинов, 2006. 400 с.
29. Крэри Дж. Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке / Пер. с англ. Д. Потемкина. М.: V-A-C press, 2014. 249 с.
30. Buck-Morss S. Aesthetics and Anaesthetics: Walter Benjamin's Artwork Essay Reconsidered. October 62, Fall 1992. MIT Press. P. 3-41
31. Krauss R. The Optical Unconscious. Cambridge, Massachusetts, London, England: The MIT Press, 2003. P. 1-27.
References
1. Zemper G. Prakticheskaya estetika / Per s nem. yaz. V.G. Kalisha. M.: Iskusstvo, 1970. 320 s.
2. Morris U. Budushchee arkhitektury v usloviyakh tsivilizatsii // Morris U. Iskusstvo i zhizn'. Izbrannye stat'i, lektsii, rechi, pis'ma / Per.s angl. R. F. Usmanovoi. M.: Iskusstvo, 1973. S. 352 — 387
3. Bozhovich V.I. Traditsii i vzaimodeistvie iskusstv. Frantsiya, konets XIX — nachalo XX veka. M.: Nauka, 1987. 320 s.
4. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1975. 504 s.
5. Gonkur E. i Zh. de. Zhermini Laserte. Brat'ya Zemgano. Aktrisa Fosten / Perevod s frants.E. Linetskoi. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1972. 494 s.
6. Gonkur E. i Zh. de. Dnevnik. Zapiski o literaturnoi zhizni. Izbrannye stranitsy. V 2-kh t. T.1. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1964. 709 c.
7. Mopassan G. de. Polnoe sobr. soch. v 12 t. T.
8. M.: Pravda, 1958. 500 s. 8. Yavorskaya N.V. Peizazh Barbizonskoi shkoly. M.: Iskusstvo, 1962. 348 s.
9. Vipper B.R. Stat'i ob iskusstve. M.: Iskusstvo, 1970. 591 s.
10. Prokof'ev V. N. Postimpressionizm. M.: Iskusstvo, 1973. 184 s.
11. Bodler Sh. Tsvety zla. M.: Nauka, 1970. 479 s.
12. Bodler Sh. Rikhard Vagner i «Tangeizer» v Parizhe // Muzykal'naya zhizn'. 1988. N12. S.19 — 21.
13. Verlen P. Izbrannoe / Per. s frants. G. Shengeli. M.: Mosk. rabochii, 1996. 238 s.
14. Rembo A. Stikhi. Poslednie stikhotvoreniya. Ozareniya. Odno leto v adu. M.: Nauka, 1982. 507 s.
15. Mikhailov A.D. Poetika Prusta. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2012. 504 s.
16. Prust M. Po napravleniyu k Svanu / Per. s frants. N. Lyubimova. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1973. 464 s.
17. Ten I. Filosofiya iskusstva / Per. s frants. A. N. Chudinova. M.: Respublika, 1996. 351 c.
18. Makh E. Analiz oshchushchenii i otnoshenie fizicheskogo k psikhicheskomu. M.: Territoriya budushchego, 2005. 304 s.
19. Delez Zh. Marsel' Prust i znaki / Per. s frants. E.G. Sokolova. SPb.: Aleteiya, 1999. 190 s.
20. Dil'tei V. Vvedenie v nauki o dukhe. Sobr. soch. v 6 t. T. 1. M.: Dom intellektual'noi knigi, 2000. 760 s.
21. Bergson A. Dlitel'nost' i odnovremennost' / Perevod s frants. A. A. Frankovskogo. Pg.: Academia, 1923. 154 s.
22. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya. Materiya i pamyat'. Mn.: Kharvest, 1999. 1408 s.
23. Valeri P. Ob iskusstve. M.: Iskusstvo, 1993. 523 s.
24. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. V 3-kh t. T.1. / Per. s nem. S. A. Romashko. M.; SPb.: Universitetskaya kniga, 2002. 272 s.
25. Merlo-Ponti M. Fenomenologiya vospriyatiya / Per. s frants. D. Kalugina, L. Karyagina, A. Markova, A. Shestakova, pod red. I.S. Vdovinoi, S.L. Fokina. M.: Yuventa, Nauka, 1999. 608 s.
26. Merleau-Ponty M. Le doute de Cézanne // Merleau-Ponty M. Sens et non-sense. P., 1996. P.13-33
27. Merlo-Ponti M. Oko i dukh / Per. s frants. A.V. Gustyrya. M.: Iskusstvo, 1992. 63 s.
28. Merlo-Ponti M. Vidimoe i nevidimoe / Per. s frants. O.N. Shparagi. Mn.: Logvinov, 2006. 400 s.
29. Kreri Dzh. Tekhniki nablyudatelya. Videnie i sovremennost' v XIX veke / Per. s angl. D. Potemkina. M.: V-A-C press, 2014. 249 s.
30. Buck-Morss S. Aesthetics and Anaesthetics: Walter Benjamin's Artwork Essay Reconsidered. October 62, Fall 1992. MIT Press. P. 3-41
31. Krauss R. The Optical Unconscious. Cambridge, Massachusetts, London, England: The MIT Press, 2003. P. 1-27.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.