Статья 'Образы чернокожих в искусстве античности' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Образы чернокожих в искусстве античности

Терещенко Татьяна Сергеевна

соискатель, культурологии, философии культуры и эстетики, Санкт-Петербургский государственный университет

191144, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Старорусская, 5/3

Tereshchenko Tatiana Sergeevna

Post-graduate student, the department of Culturology, St. Petersburg State University

191144, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Starorusskaya, 5/3, kv. 151

tatere@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.5.14820

Дата направления статьи в редакцию:

28-03-2015


Дата публикации:

30-06-2016


Аннотация: Предметом исследования являются образы чернокожих в искусстве античности, объектом - произведения античного искусства (вазопись, скульптура, мелкая пластика). Автор подробно рассматривает ключевые составляющие трактовки образов чернокожих: характерные особенности их внешности, сюжеты и роли, в которых они изображаются, виды произведений искусства, в которых они присутствуют, их трансформацию во времени. Подробно анализируются версии трактовки их семиотики, выделяются общие тенденции в трактовки образов чернокожих, характерные для разных исторических эпох, а также видов искусства. В исследовании используется комплексная методология с применением сравнительно-исторического, семиотического и иконологического методов анализа произведений искусства в широком культурно-историческом контексте. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе образов чернокожих в контексте общекультурно- и общеисторической трансформации с привлечением англо-, немецко- и франкоязычных научных источников, выявлении в них общих и универсальных характеристик. Выводами исследования являются: 1) абсолютно уникальная роль чернокожих в античном искусстве: они были единственным видом Других, чьи изображения присутствовали не только в вазописи, но и в скульптуре (малых форм), произведениях ювелирного искусства, нумизматике; они присутствовали в греческом искусстве всех эпох: архаики, классики, эллинизма, а также выступали в самых разных ролях, изображаясь в качестве воинов, слуг, были связаны с театром, ритуалами и магией. 2) сложность, неоднозначность трактовки семиотики их изображений; 3) наличие в них двух слоев, один из которых связан с сюжетом изображения, а также функцией того произведения искусств, а второй - непосредственно с представлениями о тех или иных видах Других. 4) чрезвычайная устойчивость схемы репрезентации чернокожих, пережившая античность.


Ключевые слова:

образы Другого, Другой, чернокожие, античное искусство, древнегреческое искусство, вазопись, инаковость, фигурные сосуды, римское искусство, декоративно-прикладное искусство

Abstract: The subject of this research is the images of black people in the art of Antiquity, and the object is the compositions of antique art (vase painting, sculpture, small statuary). The author carefully examines the key components of interpretation of the images of black people: characteristic peculiarities of their appearance, plots and roles in which they are portrayed; types of art compositions in which they exist; their transformation within time. The article also thoroughly analyzes the versions of interpretation of their semiotics, determines the general trends in interpretations of the images of black people that are common to different historical eras and types of arts. Scientific novelty consists in the comprehensive analysis of the images of black people in the context of general cultural and general historical transformation, with attraction of English, German, and French scientific sources, as well as in detection of their common and universal characteristics. The author makes the following conclusions: An absolutely unique role of black people in the art of Antiquity: they were the only kind of Others, whose images existed not only in vase painting, but also in small statuary, jewelry art, and numismatics; they existed in the Greek art of all times: Antiquity, Classics, Hellenism, as well as they were portrayed as warriors, servants, or associated with theatre, rituals, and witchcraft; Complexity and ambiguity of the interpretation of semiotics of their images; An ultimate stability of the scheme of representation of black people which outlived the Antiquity.


Keywords:

images of the Other, Other, black people, art of Antiquity, Ancient Greek art, vase painting, Otherness, figure vessels, Roman art, applied art

Библиография
1. Лиссараг Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира. М.: НЛО, 2008.
2. Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов, СПб: Алетейя. 2001.
3. Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. Германомахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. М.: Наука. 1989.
4. Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Vol. 2-4. Harvard: Harvard University Press, 2010-2012.
5. Buschor E. Das Krokodil des Sotades / Münchner Jarbuch des bildendenden Kunst. #11-13. 1919. SS. 1-43.
6. Kehnscherper G. Kreta. Mykene. Santorin. Leipzig et. al., 1973.
7. Lissarague F. The Athenian Image of the Foreigner / Greeks and Barbarians. Harrison T. (Ed.). Edinburgh, Edinburg University Press, 1988, pp. 101-124.
8. Lissarague F. L’autre guerrier. Archers, peltastes, cavaliers dans l’imagerie attique. Paris-Rome, Editions La Découverte / Ecole française de Rome. 1990.
9. Miller M.C. The Myth of Bousiris: Ethnicity and Art // Cohen B. (Ed.). Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, Brill Academic Publishers. 2000, pp. 413-442.
10. Raeck W. Zum Barbarenbild in der Kunst Athens im 6. und 5. Jahrhundert v. Chr. Bonn: Habelt, 1981.
11. Snowden F. M. Jr. Iconographical Evidence of the Black Populations in Greco-Roman Antiquity // Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010, pp. 141-250.
12. Tanner J. Introduction to the New Edition: Race and Representation in Ancient Art: Black Athena and After / Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010, pp. 1-40.
13. Tsiafakis D. The Allure and Repulsion of Thracians in the Art of Classical Athens / Cohen B. (Ed.). Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, Brill Academic Publishers. 2000, pp. 338-363
14. Vercoutter J. The Iconography of the Black in Ancient Egypt: From the Beginnings to the Twenty-fifth Dynasty / Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010., pp. 41-94.
References
1. Lissarag F. Vino v potoke obrazov. Estetika drevnegrecheskogo pira. M.: NLO, 2008.
2. Skrzhinskaya M.V. Skifiya glazami ellinov, SPb: Aleteiya. 2001.
3. Shtal' I.V. Epicheskie predaniya Drevnei Gretsii. Germanomakhiya. Opyt tipologicheskoi i zhanrovoi rekonstruktsii. M.: Nauka. 1989.
4. Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Vol. 2-4. Harvard: Harvard University Press, 2010-2012.
5. Buschor E. Das Krokodil des Sotades / Münchner Jarbuch des bildendenden Kunst. #11-13. 1919. SS. 1-43.
6. Kehnscherper G. Kreta. Mykene. Santorin. Leipzig et. al., 1973.
7. Lissarague F. The Athenian Image of the Foreigner / Greeks and Barbarians. Harrison T. (Ed.). Edinburgh, Edinburg University Press, 1988, pp. 101-124.
8. Lissarague F. L’autre guerrier. Archers, peltastes, cavaliers dans l’imagerie attique. Paris-Rome, Editions La Découverte / Ecole française de Rome. 1990.
9. Miller M.C. The Myth of Bousiris: Ethnicity and Art // Cohen B. (Ed.). Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, Brill Academic Publishers. 2000, pp. 413-442.
10. Raeck W. Zum Barbarenbild in der Kunst Athens im 6. und 5. Jahrhundert v. Chr. Bonn: Habelt, 1981.
11. Snowden F. M. Jr. Iconographical Evidence of the Black Populations in Greco-Roman Antiquity // Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010, pp. 141-250.
12. Tanner J. Introduction to the New Edition: Race and Representation in Ancient Art: Black Athena and After / Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010, pp. 1-40.
13. Tsiafakis D. The Allure and Repulsion of Thracians in the Art of Classical Athens / Cohen B. (Ed.). Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, Brill Academic Publishers. 2000, pp. 338-363
14. Vercoutter J. The Iconography of the Black in Ancient Egypt: From the Beginnings to the Twenty-fifth Dynasty / Bindman D. (ed.). The Image of the Black in Western Art, Volume I: From the Pharaohs to the Fall of the Roman Empire. Harvard: Harvard University Press, 2010., pp. 41-94.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.