Статья 'Скептицизм как философский реализм' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Скептицизм как философский реализм

Гусев Дмитрий Алексеевич

доктор философских наук

профессор, Московский педагогический государственный университет; Московский университет им. С.Ю. Витте; Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

115432, Россия, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, 12, стр. 1, оф. 317

Gusev Dmitrii Alekseevich

Doctor of Philosophy

Doctor of Philosophy, professor of the Philosophy Department at Moscow State Pedagogical University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-Oi kozhukhovskii proezd, d. 12, str. 1, of. 317

gusev.d@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.1.13447

Дата направления статьи в редакцию:

26-10-2014


Дата публикации:

01-03-2015


Аннотация: Скептицизм как тип и стиль философского мышления в его соотнесенности с наивным реализмом как естественной установкой сознания и научным реализмом как убежденностью в том, что теоретическое мышление, на котором основана наука, может проникнуть в суть вещей и "открыть" то, как устроен мир "на самом деле". Скептицизм как философский реализм - третья и высшая ступень реализма (как дискурса) после наивного и научного реализма; скептицизм как самосомневающееся сомнение - наиболее последовательный тип и стиль философской рефлексии. Единство этимологического, логического и исторического подходов; принцип системности и некоторых герменевтических приемов (в частности, интерпретации и понимания); метод историко-философской реконструкции, который включает в себя приемы первичного (при рассмотрении источников) и вторичного (при привлечении различного рода литературы по изучаемой теме) исследования при отборе необходимого материала; методы имманентного интерпретирующего анализа и компаративистского анализа; метод синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Скептицизм - это философский реализм - как определенный тип дискурса: скептическая «картина мира» принципиально мобильна и пластична, и, как следствие, скептические философские построения обычно не приводят к каким-либо определенным результатам, но в то же время они открыты для различных точек зрения, и поэтому чужды произвольно и бездоказательно, в конечном итоге, принимаемым положениям. Поэтому скептицизм – это именно поиск истины, а не отрицание возможности ее достижения, как достаточно часто интерпретируется скептическая философия. Скептицизм в качестве философского реализма можно охарактеризовать как самосомневающееся сомнение, которое, являясь вполне нетрадиционным философским решением, представляет собой вечно ищущее, никогда не удовлетворенное, ни на чем окончательно не останавливающееся философское мышление.


Ключевые слова:

наивный реализм, научный реализм, философский реализм, скептицизм, сомнение, теоретическое мышление, парадигма, изостения, философское мышление, истина

Библиография
1. Diogenes Laertius. De vitis, dogmatis et apophthegmatis clarorum philosophorum libri X. Vol. I-II. Lipsiae, 1828-1831. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М.Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1979.
2. Sextus Empiricus. Adversus mathematicos sive disciplinarum professores libri VI et Adversus philosophos libri V // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom II. Lipsiae, 1841; Секст Эмпирик. Против ученых. Пер. А.Ф. Лосева // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. Т. 2. С. 7-204.
3. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom. I. Lipsiae, 1840. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Пер. Н.В. Брюлловой-Шаскольской // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1976. Т.2. С.205-380.
4. Popper K.R. Conjectures and refutations: The growth of scientific knowledge. L., 1972.
5. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. М.: Наука, 1988. 7-е изд.
6. Гуревич П.С.. Глупость – родная сестра абсурда // Философия и культура. – 2014. – № 5. – С. 645 – 650. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.5.11963.
7. Гуревич П.С. Философские традиции в постижении человека // Философия и культура. – 2013. – № 2. – С. 141 – 143. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.1.
8. Гуревич П.С. Философское мировоззрение // Философия и культура. – 2012. – № 12. – С. 4 – 5.
9. Гусев Д.А. Античный скептицизм в перспективе эволюции философии науки и становления морали современного общества // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011. № 5. С.83-97. 0,7 п.л.
10. Гусев Д.А. Скептические элементы стоической теории познания и становление научного мышления в контексте эллинистической философии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2010. № 4. С. 38-45. 0,5 п.л.
11. Дмитриева Н.А. Кантианство на рубеже XIX-XX веков. К истории неокантианства в России // Иммануил Кант: наследие и проект. Под ред. В.С. Степина, Н.В. Мотрошиловой. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. С. 585-592.
12. Дмитриева Н.А. Религия в пределах человечности: к истории проблемы религии в философии Пауля Наторпа // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. Отв. ред. Д.Н. Разеев. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. С. 260-270.
13. Зима В.Н. Парменид и статическая концепция времени // Философия и культура. – 2013. – № 6. – С. 756 – 765. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8058.
14. Завьялова М.П., Сухушин Д.В. Ценность философского образования в современных условиях // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса в 5 томах. (Москва, 24–28 мая 2005 г.) Т. 2. М.: Современные традиции, 2005. С. 376-377.
15. Копцева Н.П. Истина в философии Платона // Философия и культура. – 2013. – № 4. – С. 429 – 436. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.04.2.
16. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. М., 1977.
17. Маркин А.В.. Алетейя // Философия и культура. – 2013. – № 11. – С. 1559 – 1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
18. Рябушкина Т.М. Саморефлексия субъекта познания // Философия и культура. – 2013. – № 7. – С. 985 – 995. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6803.
19. Семушкин А.В. Античный скептицизм. Лекция 1. Пирронизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Философия. Bulletin of Peoples Friendship University of Russia. Philosophy. М., 1997. № 1. С. 176-187.
20. Счастливцев Р.А. Редукция и эпохэ в феноменологии Э.Гуссерля // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. Ч. 2. С. 249-257.
21. Шагиахметов М.Р. Мировоззрение и методология // Философия и культура. – 2013. – № 8. – С. 1057 – 1064. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.8.4870.
22. Шелковников А.Ю. Смыслы без семиоза // Философские науки. 2008. № 12. С. 70-86.
23. Шугуров М.В.. Соотношение смысла и небытия в антропологической онтогерменевтике: культуро-философские проекции // Философия и культура. – 2013. – № 10. – С. 1353 – 1367.
References
1. Diogenes Laertius. De vitis, dogmatis et apophthegmatis clarorum philosophorum libri X. Vol. I-II. Lipsiae, 1828-1831. Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov. Per. M.L. Gasparova. M.: Mysl', 1979.
2. Sextus Empiricus. Adversus mathematicos sive disciplinarum professores libri VI et Adversus philosophos libri V // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom II. Lipsiae, 1841; Sekst Empirik. Protiv uchenykh. Per. A.F. Loseva // Sekst Empirik. Sochineniya v 2 tomakh. M.: Mysl', 1976. T. 1. T. 2. S. 7-204.
3. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom. I. Lipsiae, 1840. Sekst Empirik. Tri knigi pirronovykh polozhenii. Per. N.V. Bryullovoi-Shaskol'skoi // Sekst Empirik. Sochineniya v 2 tomakh. M.: Mysl', 1976. T.2. S.205-380.
4. Popper K.R. Conjectures and refutations: The growth of scientific knowledge. L., 1972.
5. Grigor'ev V.I., Myakishev G.Ya. Sily v prirode. M.: Nauka, 1988. 7-e izd.
6. Gurevich P.S.. Glupost' – rodnaya sestra absurda // Filosofiya i kul'tura. – 2014. – № 5. – S. 645 – 650. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.5.11963.
7. Gurevich P.S. Filosofskie traditsii v postizhenii cheloveka // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 2. – S. 141 – 143. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.1.
8. Gurevich P.S. Filosofskoe mirovozzrenie // Filosofiya i kul'tura. – 2012. – № 12. – S. 4 – 5.
9. Gusev D.A. Antichnyi skeptitsizm v perspektive evolyutsii filosofii nauki i stanovleniya morali sovremennogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2011. № 5. S.83-97. 0,7 p.l.
10. Gusev D.A. Skepticheskie elementy stoicheskoi teorii poznaniya i stanovlenie nauchnogo myshleniya v kontekste ellinisticheskoi filosofii // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Filosofiya». 2010. № 4. S. 38-45. 0,5 p.l.
11. Dmitrieva N.A. Kantianstvo na rubezhe XIX-XX vekov. K istorii neokantianstva v Rossii // Immanuil Kant: nasledie i proekt. Pod red. V.S. Stepina, N.V. Motroshilovoi. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2007. S. 585-592.
12. Dmitrieva N.A. Religiya v predelakh chelovechnosti: k istorii problemy religii v filosofii Paulya Natorpa // Vera i znanie. Sootnoshenie ponyatii v klassicheskoi nemetskoi filosofii. Otv. red. D.N. Razeev. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2008. S. 260-270.
13. Zima V.N. Parmenid i staticheskaya kontseptsiya vremeni // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 6. – S. 756 – 765. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.6.8058.
14. Zav'yalova M.P., Sukhushin D.V. Tsennost' filosofskogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh // Filosofiya i budushchee tsivilizatsii. Tezisy dokladov i vystuplenii IV Rossiiskogo filosofskogo kongressa v 5 tomakh. (Moskva, 24–28 maya 2005 g.) T. 2. M.: Sovremennye traditsii, 2005. S. 376-377.
15. Koptseva N.P. Istina v filosofii Platona // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 4. – S. 429 – 436. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.04.2.
16. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii. 2-e izd. M., 1977.
17. Markin A.V.. Aleteiya // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 11. – S. 1559 – 1563. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.5102.
18. Ryabushkina T.M. Samorefleksiya sub''ekta poznaniya // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 7. – S. 985 – 995. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6803.
19. Semushkin A.V. Antichnyi skeptitsizm. Lektsiya 1. Pirronizm // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Filosofiya. Bulletin of Peoples Friendship University of Russia. Philosophy. M., 1997. № 1. S. 176-187.
20. Schastlivtsev R.A. Reduktsiya i epokhe v fenomenologii E.Gusserlya // Prepodavatel' XXI vek. 2014. № 1. Ch. 2. S. 249-257.
21. Shagiakhmetov M.R. Mirovozzrenie i metodologiya // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 8. – S. 1057 – 1064. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.8.4870.
22. Shelkovnikov A.Yu. Smysly bez semioza // Filosofskie nauki. 2008. № 12. S. 70-86.
23. Shugurov M.V.. Sootnoshenie smysla i nebytiya v antropologicheskoi ontogermenevtike: kul'turo-filosofskie proektsii // Filosofiya i kul'tura. – 2013. – № 10. – S. 1353 – 1367.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.