Статья 'Достижения историзма в английской культуре XIX века' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Достижения историзма в английской культуре XIX века

Токмачева Полина Анатольевна

лектор-искусствовед, ГМИИ им. А.С. Пушкина

111395, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 12

Tokmacheva Polina Anatolevna

lecturer, arts critic at Pushkin State Museum of Fine Arts

111395, Russia, Moscow, str. Volkhonka, 12

polina.tokmacheva@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.10.13404

Дата направления статьи в редакцию:

22-10-2014


Дата публикации:

1-4.8-2015


Аннотация: Статья посвящена феномену историзма как отличительному признаку, определяющему специфику европейского сознания XIX века, и его воплощению на почве викторианской культуры. Автор прослеживает предпосылки рождения и основные этапы становления историзма; характеризует жанры и стили, отмеченные историзмом, такие как исторический роман (на примере романов В. Скотта) в литературе; археологический натурализм в театре (постановки У.Ч. Макреди, Ч. Кина Г. Ирвинга); стиль «неоготика» в архитектуре (проекты О. Пьюджина и Ч. Бэрри); историзм в живописи (творчество братства прерафаэлитов). В исследовании применен описательный метод при изложении исторического, фактического материала (в том числе при характеристике новых исторических жанров и направлений в искусстве XIX века) и культурно-философский подход для интерпретации этого материала. Автор приходит к выводу о наличие двух основных направлений английского историзма: обращение к национальному Средневековью («медиевализм») и к наследию итальянского Ренессанса («итальянизм»). Богатство собранного и проанализированного материала позволяет заключить, что историзм был одним из ключевых факторов в процессе сложения английского национального искусства. Вчувствование в исторические тенденции века вывело его с периферии в авангард европейского искусства.


Ключевые слова:

историзм, викторианская культура, искусство XIX века, английское искусство, прерафаэлиты, неоготика, археологический натурализм, модерн, Ренессанс, итальянские образы

Abstract: The article is devoted to the phenomenon of historicism as a distinctive feature of the European mind in the XIXth century as well as the implementation of the phenomenon of historicism in Victorian culture. The author of the article traces back the prerequisites and the main stages of the development of historicism, describes the genres and styles influenced by historicism such as a historical novel in literature (illustrated by the novels of Walter Scott), archeological naturalism in theatre (plays staged by William Macready, Charles Kean or Henry Irving), the Neo-Gothic architecture (Augustus Pugin's and Charles Barry's projects), historicism in art (creative work of the Pre-Raphaelites). In her research the author has applied the descriptive method to state historical and factual material (including the description of new historical genres and movements in the art of the XIXth century) as well as the cultural-philosophical approach to interpreting this material. The author concludes that there were the two main directions of English historicism. The first one was addressed to the national Middle Ages (Medievalism) and the second one referred to Italian Renaissance (Italianism). The vastness of the material collected and analyzed by the author allows to conclude that historicism was one of the key factors in the process of development of the English national art. Projection on the historical trends of the century moved historicism from the periphery to the avant-garde of the European art. 


Библиография
1. Артамонова Ю.Д. Основные версии происхождения историзма // Эпистемология & Философия науки. М. , 2010. Т. 25. № 3.-C. 169-185.
2. Артамонова Ю.Д. Рубо, историцизм и историческая память. // Сократ. Журнал современной философии. № 2. 2010. – С. 192-197.
3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2008. – С. 368.
4. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории//Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. — С. 415.
5. Кириченко Е. И. Архитектурные формы XIX века в России. М.: Искусство, 1986. – С. 344.
6. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004. – C. 480.
7. Прерафаэлиты. Викторианский авангард. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. 10 июня-22 сентября 2013 М., 2013. – С. 196.
8. Свидерская М. И. История, историческое, «историзм» в культуре XIX столетия. // Лики истории в европейском искусстве XIX века. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. 30 ноября 2009-8 февраля 2010. М., 2009. С. 10 – 34.
9. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. – C. 720
10. Clive J. The Use of the Past in Victorian England//Salmagundi. No. 68/69. The Literary Imagination and the Sense of the Past. London: Skidmore College, 1985-1986. – P. 48-65.
11. Kenneth Cl. The Gothic Revival: An Essay in the History of Taste. New York: Holt, Renihart & Winston, 1950. – P. 272.
References
1. Artamonova Yu.D. Osnovnye versii proiskhozhdeniya istorizma // Epistemologiya & Filosofiya nauki. M. , 2010. T. 25. № 3.-C. 169-185.
2. Artamonova Yu.D. Rubo, istoritsizm i istoricheskaya pamyat'. // Sokrat. Zhurnal sovremennoi filosofii. № 2. 2010. – S. 192-197.
3. Vipper B. R. Vvedenie v istoricheskoe izuchenie iskusstva. M.: Izdatel'stvo V. Shevchuk, 2008. – S. 368.
4. Karleil' T. Geroi, pochitanie geroev i geroicheskoe v istorii//Teper' i prezhde. M.: Respublika, 1994. — S. 415.
5. Kirichenko E. I. Arkhitekturnye formy XIX veka v Rossii. M.: Iskusstvo, 1986. – S. 344.
6. Meineke F. Vozniknovenie istorizma. M.: ROSSPEN, 2004. – C. 480.
7. Prerafaelity. Viktorianskii avangard. Katalog vystavki v GMII im. A. S. Pushkina. 10 iyunya-22 sentyabrya 2013 M., 2013. – S. 196.
8. Sviderskaya M. I. Istoriya, istoricheskoe, «istorizm» v kul'ture XIX stoletiya. // Liki istorii v evropeiskom iskusstve XIX veka. Katalog vystavki v GMII im. A. S. Pushkina. 30 noyabrya 2009-8 fevralya 2010. M., 2009. S. 10 – 34.
9. Trel'ch E. Istorizm i ego problemy. M.: Yurist, 1994. – C. 720
10. Clive J. The Use of the Past in Victorian England//Salmagundi. No. 68/69. The Literary Imagination and the Sense of the Past. London: Skidmore College, 1985-1986. – P. 48-65.
11. Kenneth Cl. The Gothic Revival: An Essay in the History of Taste. New York: Holt, Renihart & Winston, 1950. – P. 272.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.