Статья 'Эстетика возвышенного и канон в позднеантичном и византийском искусстве' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Эстетика возвышенного и канон в позднеантичном и византийском искусстве

Беликов Антон Витальевич

аспирант, кафедра эстетики, Институт Философии РАН

119333, Россия, г. Москва, ул. Вавилова, 48, кв. 247

Belikov Anton

119333, Russia, g. Moscow, ul. Vavilova, 48, kv. 247

b_ant@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.11.13368

Дата направления статьи в редакцию:

03-12-2014


Дата публикации:

17-12-2014


Аннотация: Вопрос о культурных и мировоззренческих причинах возникновения христианского искусства в позднеантичное время представляет собой и поныне малоизученную проблему. Истоки возникновения такого уникального явления как изобразительный канон, который определил самобытность византийского искусства также также остаются во многом неизвестны, на фоне сравнительной изученности канонического искусства. Статья затрагивает проблемы художественного освоения эстетического и духовного опыта в раннехристианскую и византийскую эпоху. Рассматривается проблема возникновения эстетических концепций и трансформация художественных канонов, смена эстетического модуса, отказ от идеи прекрасного и замена его идеей возвышенного. Особое внимание посвящено изучению путей и способов реализации анагогического опыта в искусстве и рассмотрению места творческой фантазии как особой формы эстетического опыта, суть которого заключается в способности человека усилием воли увидеть в уме образ, не являющийся воспоминанием реального. Специфика проблемы, лежащей на стыке эстетики, теологии, культурологии и искусствознания диктует необходимость применения междисциплинарных методов с привлечением максимально широкого круга источников. Канон предстает как набор правил и рекомендаций, обеспечивающих художественную фиксацию специфического для восточного христианства духовно-мистического опыта, называемого анагогическим. Канон выступает как механизм, регламентирующий работу творческого воображения мастера-иконописца. Само воображение определено как специфическая форма мнимого пространства, в котором и получают визуальное оформление, становятся образами умозрительные категории, постижение которых является целью и смыслом анагогического опыта.


Ключевые слова:

византийский канон, икона, мистический опыт, фантазия, эстетический опыт, символ, художественный образ, возвышенное, миметическое изображение, анагогия

Библиография
1. Тертуллиан (De Carne Christi. 9), цит. по Тертуллиан. Апология. М.: АСТ. 2004. – Режим доступа: http://www.biblestudy.ru/lib/patrologia/27383-apologiya-tertullian
2. Пропретрик, гл.4. Цит. по Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. / Пер. А. Ю. Братухина. – СПб.: Издательство РХГИ, 1998. 208 С.
3. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. – М.: Наука, 1985. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/03/1/filostrat_00.htm
4. Дионисий Ареопагит. Корпус Ареопагитикум. О церковной иерархии. цит. по Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. – М.: Издательство МФТИ, 2000. Режим доступа: http://krotov.info/acts/05/antolog/page26.htm
5. Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. − СПб., 1863. С. 128.
6. Плотин. Эннеады. Т. V – С-Пб.: Изд. Олега Абышко, 2005.
7. Василий Великий. Беседа на день святых четыредесяти мучеников и О Святом Духе, 18, 27. Беседы. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.-Режим доступа: http://www.pagez.ru/lsn/0290.php
8. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф. А. Петровского. Т. 1. — М.: Изд-во Всес. Академии архитектуры, 1936. — 331 с.
9. Альберти Л-Б. Три книги о живописи // Альберти Л-Б. Десять книг о зодчестве. В2-х тт. Т. 2. М., 1937.
10. Дюрер А. Трактаты. т.2 – Л.-М.: Искусство, 1957. – 254 с.
11. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. — Сергиев Посад: ТСЛ, 1993.-168 с.
12. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты.-СПб.: Алетейя, 2003.-256 с.
13. Максим Исповедник. Избранные творения / Пер. и комментарии А. И. Сидорова.-М.: Паломникъ, 2004.-494 с.
14. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тыс. н. э. — М., Ладомир. 1994. Пер. Аверинцев С.С.
15. Немезий Эмесский, епископ. О природе человека / Перевод Ф.С. Владимирского. М., 1998.
16. Ориген. О началах. – СПб.: Амфора, 2000. – 382 с.
17. Отцы и учители церкви III века: Антология в двух томах / Сост. Илларион (Алфеев). – М.: Либрис, 1996. – 464 с.
18. Dvořák M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte («Katakombenmalereien. Die Anfänge der christlichen Kunst»)− München 1924. S. 3–40.
19. Grabаr A. Plotin et les origines de l'esthétique médiévale. // Cahiers archéologiques. Fin de l'antiquité et Moyen Age, vol. 1, 1945, p. 15-34.
20. Mango C. The art of the Byzantine Empire 312-1453. − New Jersey, 1972.
21. Schweizer B. Mimesis und Phantasia // Philologus.1934. Bd.39. S. 286-300.
22. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. — СПб: Азбука-классика, 2004. С. 404-422.
23. Аверинцев С.C. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской культурной традиции. — М., 1996. — стб. 319—329, 347—367.
24. Аверинцев С.С. Символ // Аверинцев С. С. София-Логос: Словарь. — 2-е изд. испр. — Киев: Дух i Лiтера, 2001. — С. 155—161.
25. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов. // Византийский временник. 1972.-Т.ЗЗ.-С. 190-202.
26. Бельтинг X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / пер. с нем. К.А.Пиганович.-М.: Прогресс-Традиция, 2002.-752 с.
27. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. – СПб.: Алетейя, 1999. – 216 с.
28. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев: Путь к Истине, 1991.-407 c.
29. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2009.-344 с.
30. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.: Искусство, 1986.-341с.
31. Дворжак М. История искусства как история духа.-СПб.: Академический проект, 2001. – 336 с.
32. Демус О. Мозаики византийских храмов.-М.: Индрик, 2001.-160 с.
33. Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 108-127.
34. Кассирер Э. Философия символических форм. // тт. 1-3. М.: Академический проект, 2011.
35. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре.-М.: Феория, 2009. – 352 с.
36. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
37. Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля. — «Вопр. эстетики», 1964, № 6, с. 351—399; Он же. О понятии художественного канона. — В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки, с. 6—15.
38. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве.-М., 1973.-С.16-22.
39. Панофский, Э., Перспектива как «символическая форма». — СПб,: Азбука-классика, 2004. – 336 с.
40. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи.-М . : Наука, 1975.-185 с.
41. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. − СПб.: Азбука-классика, 2001. 320 С.
42. Ротенберг Е.И. От канона к стилю. // Вопросы искусствознания 2-3/94. М., 1994. С. 175-187.
43. Успенский Б. А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении. // Сборник статей по вторичным моделирующим системам.-Тарту, 1973,-с. 137–145.
References
1. Tertullian (De Carne Christi. 9), tsit. po Tertullian. Apologiya. M.: AST. 2004. – Rezhim dostupa: http://www.biblestudy.ru/lib/patrologia/27383-apologiya-tertullian
2. Propretrik, gl.4. Tsit. po Kliment Aleksandriiskii. Uveshchevanie k yazychnikam. / Per. A. Yu. Bratukhina. – SPb.: Izdatel'stvo RKhGI, 1998. 208 S.
3. Flavii Filostrat. Zhizn' Apolloniya Tianskogo. – M.: Nauka, 1985. – Rezhim dostupa: http://krotov.info/acts/03/1/filostrat_00.htm
4. Dionisii Areopagit. Korpus Areopagitikum. O tserkovnoi ierarkhii. tsit. po Vostochnye ottsy i uchiteli Tserkvi V veka. Antologiya. – M.: Izdatel'stvo MFTI, 2000. Rezhim dostupa: http://krotov.info/acts/05/antolog/page26.htm
5. Stoglav. Izd. D. E. Kozhanchikova. − SPb., 1863. S. 128.
6. Plotin. Enneady. T. V – S-Pb.: Izd. Olega Abyshko, 2005.
7. Vasilii Velikii. Beseda na den' svyatykh chetyredesyati muchenikov i O Svyatom Dukhe, 18, 27. Besedy. M.: Izd-vo Moskovskogo podvor'ya Svyato-Troitskoi Sergievoi Lavry, 2001.-Rezhim dostupa: http://www.pagez.ru/lsn/0290.php
8. Vitruvii Mark Pollion. Desyat' knig ob arkhitekture / Per. F. A. Petrovskogo. T. 1. — M.: Izd-vo Vses. Akademii arkhitektury, 1936. — 331 s.
9. Al'berti L-B. Tri knigi o zhivopisi // Al'berti L-B. Desyat' knig o zodchestve. V2-kh tt. T. 2. M., 1937.
10. Dyurer A. Traktaty. t.2 – L.-M.: Iskusstvo, 1957. – 254 s.
11. Ioann Damaskin. Tri zashchititel'nykh slova protiv poritsayushchikh svyatye ikony ili izobrazheniya. — Sergiev Posad: TSL, 1993.-168 s.
12. Isaak Sirin. O bozhestvennykh tainakh i o dukhovnoi zhizni: Novootkrytye teksty.-SPb.: Aleteiya, 2003.-256 s.
13. Maksim Ispovednik. Izbrannye tvoreniya / Per. i kommentarii A. I. Sidorova.-M.: Palomnik'', 2004.-494 s.
14. Mnogotsennaya zhemchuzhina. Literaturnoe tvorchestvo siriitsev, koptov i romeev v 1 tys. n. e. — M., Ladomir. 1994. Per. Averintsev S.S.
15. Nemezii Emesskii, episkop. O prirode cheloveka / Perevod F.S. Vladimirskogo. M., 1998.
16. Origen. O nachalakh. – SPb.: Amfora, 2000. – 382 s.
17. Ottsy i uchiteli tserkvi III veka: Antologiya v dvukh tomakh / Sost. Illarion (Alfeev). – M.: Libris, 1996. – 464 s.
18. Dvořák M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte («Katakombenmalereien. Die Anfänge der christlichen Kunst»)− München 1924. S. 3–40.
19. Grabar A. Plotin et les origines de l'esthétique médiévale. // Cahiers archéologiques. Fin de l'antiquité et Moyen Age, vol. 1, 1945, p. 15-34.
20. Mango C. The art of the Byzantine Empire 312-1453. − New Jersey, 1972.
21. Schweizer B. Mimesis und Phantasia // Philologus.1934. Bd.39. S. 286-300.
22. Averintsev S. S. Poetika rannevizantiiskoi literatury. Zoloto v sisteme simvolov rannevizantiiskoi kul'tury. — SPb: Azbuka-klassika, 2004. S. 404-422.
23. Averintsev S.C. Khristianskii aristotelizm kak vnutrennyaya forma zapadnoi traditsii i problemy sovremennoi Rossii // Ritorika i istoki evropeiskoi kul'turnoi traditsii. — M., 1996. — stb. 319—329, 347—367.
24. Averintsev S.S. Simvol // Averintsev S. S. Sofiya-Logos: Slovar'. — 2-e izd. ispr. — Kiev: Dukh i Litera, 2001. — S. 155—161.
25. Alpatov M.V. Iskusstvo Feofana Greka i uchenie isikhastov. // Vizantiiskii vremennik. 1972.-T.ZZ.-S. 190-202.
26. Bel'ting X. Obraz i kul't. Istoriya obraza do epokhi iskusstva / per. s nem. K.A.Piganovich.-M.: Progress-Traditsiya, 2002.-752 s.
27. Burkkhardt T. Sakral'noe iskusstvo Vostoka i Zapada. Printsipy i metody. – SPb.: Aleteiya, 1999. – 216 s.
28. Bychkov V.V. Malaya istoriya vizantiiskoi estetiki. — Kiev: Put' k Istine, 1991.-407 c.
29. Vel'flin G. Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv. M.: V. Shevchuk, 2009.-344 s.
30. Vygotskii L.S. Psikhologiya iskusstva.-M.: Iskusstvo, 1986.-341s.
31. Dvorzhak M. Istoriya iskusstva kak istoriya dukha.-SPb.: Akademicheskii proekt, 2001. – 336 s.
32. Demus O. Mozaiki vizantiiskikh khramov.-M.: Indrik, 2001.-160 s.
33. Zhivov V.M. «Mistagogiya» Maksima Ispovednika i razvitie vizantiiskoi teorii obraza // Khudozhestvennyi yazyk srednevekov'ya. M.: Nauka, 1982. S. 108-127.
34. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. // tt. 1-3. M.: Akademicheskii proekt, 2011.
35. Lidov A.M. Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiiskoi kul'ture.-M.: Feoriya, 2009. – 352 s.
36. Losev A. F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. — 2-e izd., ispr. — M.: Iskusstvo, 1995. — 320 s.
37. Losev A. F. Khudozhestvennye kanony kak problema stilya. — «Vopr. estetiki», 1964, № 6, s. 351—399; On zhe. O ponyatii khudozhestvennogo kanona. — V kn.: Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve Azii i Afriki, s. 6—15.
38. Lotman Yu.M. Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyi paradoks // Problema kanona v drevnem i srednevekovom iskusstve.-M., 1973.-S.16-22.
39. Panofskii, E., Perspektiva kak «simvolicheskaya forma». — SPb,: Azbuka-klassika, 2004. – 336 s.
40. Raushenbakh B.V. Prostranstvennye postroeniya v drevnerusskoi zhivopisi.-M . : Nauka, 1975.-185 s.
41. Raushenbakh B.V. Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie. − SPb.: Azbuka-klassika, 2001. 320 S.
42. Rotenberg E.I. Ot kanona k stilyu. // Voprosy iskusstvoznaniya 2-3/94. M., 1994. S. 175-187.
43. Uspenskii B. A. «Pravoe» i «levoe» v ikonopisnom izobrazhenii. // Sbornik statei po vtorichnym modeliruyushchim sistemam.-Tartu, 1973,-s. 137–145.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.