|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Гуревич П.С.
Пленительное мерцание цивилизации
// Философия и культура.
2014. № 10.
С. 1389-1392.
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.10.13119 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13119
Пленительное мерцание цивилизации
Гуревич Павел Семёнович
доктор философских наук, доктор филологических наук
главный научный сотрудник, Институт философии РАН
109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
Gurevich Pavel Semenovich
head of the division at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1, of. -
|
gurevich@rambler.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2014.10.13119
Дата направления статьи в редакцию:
16-10-2014
Дата публикации:
30-10-2014
Аннотация:
Автор статьи считает, что основные понятия цивилизационной теории нуждаются сегодня в аналитическом разборе. Эта концепция в нашей литературе заменила марксистское членение истории по формационному принципу. Но среди социальных философов нет согласия ни по одной из проблем историко-цивилизационного процесса. Длительное время под цивилизацией понимали переход от дикости и варварства к человечному укладу жизни. Однако это сопоставление варварства и цивилизации порождают множество вопросов. Один из них, что такое варварство, почему оно оказалось живучим и нередко обнаруживает себя как оборотная сторона цивилизации. Не разобравшись до конца в этом сопоставлении, исследователи начали сравнивать цивилизацию не с варварством, а друг с другом. Автор опирается на методы исторического анализа, используя при этом компаративистику. При анализе проблем он обращается к основным достижениям социальной философии. В статье применяются также принципы философского постижения человека. Новизна статьи в постановке целого ряда дискуссионных проблем. Автор критически оценивает определения варварства и цивилизации, которые обладают наибольшей известностью и популярностью. Он пытается расширить спектр признаков, по которым можно выделять отдельные цивилизации. В статье критика европоцентризма сопровождается рассмотрением новейших тенденций культурного сознания Востока. Ориентализм сопоставляется с оксидентализмом. Анализируются проблемы общепланетарного развития человечества.
Ключевые слова:
культура, цивилизация, варварство, дикость, цивилизованность, мировые религии, европоцентризм, оксидентализм, рациональность, гуманизм
Библиография
1. «Цивилизационная модель» международных отношений и ее импликации (Научная дискуссия в редакции «Полиса») // Полис. 1995. № 1.
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
3. Данилевский Н.А. Россия и Европа. М., 1991.
4. Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / Отв. ред. Г.Л. Белкина. М., 2014.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1992.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 1
References
1. «Tsivilizatsionnaya model'» mezhdunarodnykh otnoshenii i ee implikatsii (Nauchnaya diskussiya v redaktsii «Polisa») // Polis. 1995. № 1.
2. Global'nye problemy i obshchechelovecheskie tsennosti. M., 1990.
3. Danilevskii N.A. Rossiya i Evropa. M., 1991.
4. Mezhuev V.M. Gumanizm i sovremennaya tsivilizatsiya // Mesto i rol' gumanizma v budushchei tsivilizatsii / Otv. red. G.L. Belkina. M., 2014.
5. Toinbi A.Dzh. Postizhenie istorii. M., 1992.
6. Khantington S. Stolknovenie tsivilizatsii // Politicheskie issledovaniya. 1994. № 1
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|