Статья 'Христианизация как псевдоморфоза' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Христианизация как псевдоморфоза

Королев Сергей Алексеевич

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, Институт философии Российской академии наук

119991, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14/1, стр. 5, оф. 428

Korolev Sergei Alekseevich

Doctor of Philosophy

Leading research assistant at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

119991, Russia, g. Moscow, ul. Volkhonka, 14/1, str. 5, of. 428

s_a_korolev@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.8.12466

Дата направления статьи в редакцию:

31-08-2014


Дата публикации:

14-09-2014


Аннотация: В статье в контексте предложенной автором концепции псевдоморфности развития России рассматривается важнейшая и определяющая фаза первой российской псевдоморфозы, связанная с утверждением христианства в качестве государственной религии и христианизацией Древней Руси. Автор исходит из того, что христианизация была псевдоморфным по своей сути процессом, и после наложения христианизированной социокультурной оболочки на древнерусский макросоциум подавленное культурное, в частности, религиозное языческое содержание вынуждено было в течение длительного времени развиваться и выживать в установленных извне рамках. При этом под псевдоморфозой (термин, введенный в философию О. Шпенглером) автор подразумевает процесс, предполагающий навязывание макросоциуму определенной культурной оболочки, в которой обречено далее существовать и развиваться (или существовать и деградировать) некое автохтонное содержание, некие присущие данному социуму социокультурные матрицы, практики и системы жизнеустроения. В частности, в статье анализируется феномен двоеверия; автор различает двоеверие, сложившиеся до «крещения Руси», предполагавшее параллельное развитие язычества и христианства, и двоеверие после принятия Владимиром Святославичем христианства, когда язычество существовало под наложенной на социум христианской оболочкой. В качестве составляющей псевдоморфного процесса рассматривается также взаимодействие русской летописной культуры с устной языческой мифологической традицией. Автор констатирует, что новый, национальный по своей сути, тип литературы, летописи, трансформировал и деформировал мифологическую традицию, сформировавшуюся в языческой, бесписьменной Руси. В статье вводится понятие «локальной псевдоморфозы», т.е. псевдоморфозы, осуществляемой в ограниченном, локальном пространстве, но сохраняющей в себе все признаки и механизмы глобальной псевдоморфозы. В качестве модели локальной псевдоморфозы рассматривается христианизация язычников-«инородцев» в Поволжье и на Урале в XVIII–XIX вв. Наконец, автор анализирует своеобразный феномен псевдоморфной инверсии, когда подавленное ранее автохтонное содержание под воздействием определенных обстоятельств ревитализируется и создает угрозу наложенной на социум культурной оболочке. В частности, речь идет о феномене «отпадения» крещеных мусульман от православия, неоднократно фиксировавшемся на протяжении XIX в.


Ключевые слова:

псевдоморфоза, культура, христианизация, язычество, двоеверие, ислам, инверсия, летопись, Россия, Шпенглер

Библиография
1. Абдрашитова А.Р. Деятельность Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в 1889–1917 годах и его взаимоотношения с государственными органами власти. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2001.
2. Багин С.А. Об отпадениях в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Казань: Центральная типография, 1910.
3. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М.: Мысль, 1987.
4. Верещагин Гр. Остатки язычества у вотяков. Вятка: Губернская типография, 1895.
5. Верещагин Гр. Человеческие жертвоприношения вотяков // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. №№ 10, 12.
6. Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона. Сб. док-тов / Науч. ред. К. Мацузато. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2002.
7. Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009.
8. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002.
9. Климович Л. Ислам в царской России. Казань: Иман, 2003.
10. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 // Ключевский В.О. Соч. в 8-и тт. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1956–1959.
11. Королев С.А. «Норманнский фермент» в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философия и культура. 2014. № 3.
12. Королев С.А. Псевдоморфоза как тип развития: случай России // Философия и культура. 2009. № 6.
13. Кузьмин А.Г. Крещение Руси: концепции и проблемы // Вопросы религии и религиоведения. М., 2009. Вып. 1. Ч. 2.
14. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII: эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.
15. Малов Е. О татарских мечетях в России // Православный собеседник. 1867. Кн. 12.
16. Понятов А.Н. Некоторые аспекты перехода крещеных татар из православия в ислам в Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. // http://www.missiakryashen.ru/history/isss/Ponytov/
17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
18. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Исследования об инородцах Казанской губернии. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2004.
19. Сызранов А.В. Ислам в Астраханском крае. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007.
20. Толочко А.П. Князь в Древней Руси. Власть, собственность, идеология. Киев: Наукова думка, 1992.
21. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М.: Алгоритм, 2007.
22. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. № 6.
23. Хамайко Н. Древнерусское «двоеверие»: происхождение, содержание и адекватность термина // RUTHENICA. 2007. № 6.
24. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998.
References
1. Abdrashitova A.R. Deyatel'nost' Orenburgskogo Magometanskogo Dukhovnogo Sobraniya v 1889–1917 godakh i ego vzaimootnosheniya s gosudarstvennymi organami vlasti. Dis. ... kand. ist. nauk. M., 2001.
2. Bagin S.A. Ob otpadeniyakh v magometanstvo kreshchenykh inorodtsev Kazanskoi eparkhii i o prichinakh etogo pechal'nogo yavleniya. Kazan': Tsentral'naya tipografiya, 1910.
3. Vvedenie khristianstva na Rusi / Otv. red. A.D. Sukhov. M.: Mysl', 1987.
4. Vereshchagin Gr. Ostatki yazychestva u votyakov. Vyatka: Gubernskaya tipografiya, 1895.
5. Vereshchagin Gr. Chelovecheskie zhertvoprinosheniya votyakov // Izvestiya Arkhangel'skogo obshchestva izucheniya Russkogo Severa. 1911. №№ 10, 12.
6. Vesna narodov: etnopoliticheskaya istoriya Volgo-Ural'skogo regiona. Sb. dok-tov / Nauch. red. K. Matsuzato. Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2002.
7. Gurevich A.Ya. Izbrannye trudy. Norvezhskoe obshchestvo. M.: Traditsiya, 2009.
8. Zhivov V.M. Razyskaniya v oblasti istorii i predystorii russkoi kul'tury. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2002.
9. Klimovich L. Islam v tsarskoi Rossii. Kazan': Iman, 2003.
10. Klyuchevskii V.O. Kurs russkoi istorii. Ch. 1 // Klyuchevskii V.O. Soch. v 8-i tt. T. 1. M.: Gospolitizdat, 1956–1959.
11. Korolev S.A. «Normannskii ferment» v kontekste kontseptsii psevdomorfnogo razvitiya Rossii // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 3.
12. Korolev S.A. Psevdomorfoza kak tip razvitiya: sluchai Rossii // Filosofiya i kul'tura. 2009. № 6.
13. Kuz'min A.G. Kreshchenie Rusi: kontseptsii i problemy // Voprosy religii i religiovedeniya. M., 2009. Vyp. 1. Ch. 2.
14. Likhachev D.S. Razvitie russkoi literatury X–XVII: epokhi i stili. L.: Nauka, 1973.
15. Malov E. O tatarskikh mechetyakh v Rossii // Pravoslavnyi sobesednik. 1867. Kn. 12.
16. Ponyatov A.N. Nekotorye aspekty perekhoda kreshchenykh tatar iz pravoslaviya v islam v Kazanskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX vv. // http://www.missiakryashen.ru/history/isss/Ponytov/
17. Rybakov B.A. Yazychestvo Drevnei Rusi. M.: Nauka, 1987.
18. Sboev V.A. Zametki o chuvashakh. Issledovaniya ob inorodtsakh Kazanskoi gubernii. Cheboksary: Chuvashskoe knizhnoe izd-vo, 2004.
19. Syzranov A.V. Islam v Astrakhanskom krae. Astrakhan': Izdatel'skii dom «Astrakhanskii universitet», 2007.
20. Tolochko A.P. Knyaz' v Drevnei Rusi. Vlast', sobstvennost', ideologiya. Kiev: Naukova dumka, 1992.
21. Froyanov I.Ya. Zagadka kreshcheniya Rusi. M.: Algoritm, 2007.
22. Froyanov I.Ya. Istoricheskie realii v letopisnom skazanii o prizvanii varyagov // Voprosy istorii. 1991. № 6.
23. Khamaiko N. Drevnerusskoe «dvoeverie»: proiskhozhdenie, soderzhanie i adekvatnost' termina // RUTHENICA. 2007. № 6.
24. Shpengler O. Zakat Evropy. Ocherki morfologii mirovoi istorii. T.2. Vsemirno-istoricheskie perspektivy. M.: Mysl', 1998.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.