Статья 'Опыт христианской философии религии в слове Св. Афанасия Александрийского «Против Эллинов»' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Опыт христианской философии религии в слове Св. Афанасия Александрийского «Против Эллинов»

Саврей Валерий Яковлевич

доктор философских наук

профессор, кафедра философии религии и религиоведения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Savrei Valerii Yakovlevich

Doctor of Philosophy

119991, Russia, g. Moscow, GSP-1, Lomonosovskii prospekt, d. 27, korp. 4

v_svry@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.7.12446

Дата направления статьи в редакцию:

24-07-2014


Дата публикации:

07-08-2014


Аннотация: Александрийский святитель Афанасий Великий известен не только как богослов-полемист, но и как продолжатель традиции апологетов, которая имела целью проповедь язычникам. Ученые, исследующие историю христианства, единогласно дают самую высокую оценку деятельности св. Афанасия. В статье автором исследуются философские основания классификации типов религиозного поклонения и обоснований политеизма, приведенных в речи «Против эллинов» св. Афанасия Великого. Oratio contra gentes – не только полемическое, но и просветительское сочинение св. Афанасия. В нем богослов желает установить причину, по которой люди отдалились от естественного богопознания. Эту причину он находит в увлечении чувственными вещами. Однако сущность падения видится ему не просто в отходе от созерцания духовной реальности, но и конкретно – в обращении человеком внимания на самого себя, его замыкании на самом себе. Автор статьи показывает, как из набора основных предпосылок развивается у св. Афанасия все многообразие умозрительно воспринимаемых форм политеистического культа и мифа, в связи с чем его можно считать одним из основоположников философии религии в истории христианской мысли.


Ключевые слова:

Афанасий Великий, философия религии, язычество, политеизм, пантеизм, contra gentes, христианство, патристика, эллинизм, Александрийская школа

Библиография
1. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 1. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
2. Дмитревский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884.
3. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя, 2000.
4. Никанор, архиеп. Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения. СПб., 1893.
5. Скурат К.Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV–V вв.). М.: Свято-Троицкая лавра, 2003.
6. Altaner B., Stuiber A. Patrologie. Basel: Herder, 1966.
7. Athanasius Alexandrinus. Contra gentes / ed. J. P. Migne. PG vol. 25. Paris, 1857.
8. Quasten J. Patrology. Vol. 3: The Golden Age of Greek Patristic Literature. Utrecht; Antwerpen, 1960.
9. Rist J.M. Basil’s «Neoplatonism»: Its Background and Nature // Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic / ed. P.J. Fedwick Toronto, 1981. P. 173.
10. Prat J.-M. Histoire de l’eclectisme alexandrin considere dans sa lutte avec le christianisme. T. 1. Lyon, 1843.
11. Simone J. Historie de l’ecole d’Alexandrie. Vol. 2. Paris, 1845.
12. Socrates Scholasticus. Historia Ecclesiastica / ed. J. P. Migne. PG vol. 67. Paris, 1859.
References
1. Afanasii Velikii, svt. Tvoreniya. T. 1. M.: Izd. Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya, 1994.
2. Dmitrevskii V., svyashch. Aleksandriiskaya shkola. Ocherk iz istorii dukhovnogo prosveshcheniya ot I do nachala V veka po R.Kh. Kazan', 1884.
3. Dodds E.R. Greki i irratsional'noe. SPb.: Aleteiya, 2000.
4. Nikanor, arkhiep. Sv. Afanasii Velikii, arkhiepiskop Aleksandriiskii, i ego izbrannye tvoreniya. SPb., 1893.
5. Skurat K.E. Zolotoi vek svyatootecheskoi pis'mennosti (IV–V vv.). M.: Svyato-Troitskaya lavra, 2003.
6. Altaner B., Stuiber A. Patrologie. Basel: Herder, 1966.
7. Athanasius Alexandrinus. Contra gentes / ed. J. P. Migne. PG vol. 25. Paris, 1857.
8. Quasten J. Patrology. Vol. 3: The Golden Age of Greek Patristic Literature. Utrecht; Antwerpen, 1960.
9. Rist J.M. Basil’s «Neoplatonism»: Its Background and Nature // Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic / ed. P.J. Fedwick Toronto, 1981. P. 173.
10. Prat J.-M. Histoire de l’eclectisme alexandrin considere dans sa lutte avec le christianisme. T. 1. Lyon, 1843.
11. Simone J. Historie de l’ecole d’Alexandrie. Vol. 2. Paris, 1845.
12. Socrates Scholasticus. Historia Ecclesiastica / ed. J. P. Migne. PG vol. 67. Paris, 1859.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.