Статья 'Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель?' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель?

Консон Григорий Рафаэльевич

доктор искусствоведения

профессор, кафедра искусств и художественного творчества, ФГБОУ ВПО "Российский государственный социальный университет"

107076, Россия, г. Москва, ул. Стромынский Пер., д. 5.

Konson Grigorii

Doctor of Art History

115035, Russia, g. Moscow, ul. Sadovnicheskaya Ulitsa, 52/45, of. 225

gkonson@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2014.7.12174

Дата направления статьи в редакцию:

24-07-2014


Дата публикации:

07-08-2014


Аннотация: Предмет исследования — нравственная сущность молодого маркиза Рафаэля де Валантена в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Основное внимание в статье фокусируется на изучении аморальных аспектов личности главного героя, который подвержен губительной страсти к нескончаемым плотским удовольствиям, вследствие чего в его сознании, в конечном итоге, формируется идея вседозволенности. Главным в настоящем эссе становится следующий парадокс: что́ же привело маркиза к смерти — нищета, богатство, какие-либо иные явления или силы, заставляющие человека сводить счёты с жизнью? Для ответа на поставленный вопрос образ Рафаэля де Валантена рассматривается в контексте нависшего над ним катастрофизма. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил.


Ключевые слова:

Оноре де Бальзак, Рафаэль де Валантен, Феодора, человек и дьявол, желание, талисман, катастрофизм, душа и сознание, смерть, образ

Библиография
1. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» // Бальзак О. Человеческая комедия. Собрание сочинений в 24 тт. / Сост. Д. Обломиевский. — М.: Правда, 1960. Т. I. — С. 21–38.
2. Бальзак О. Шагреневая кожа // О. Бальзак. Человеческая комедия: Этюды о нравах. Сцены сельской жизни // Собрание сочинений в 24 тт. / Пер. Б. Грифцова. — М.: Правда, 1960. Т. 18. — С. 337–591.
3. О. Бальзак: Шагреневая кожа. URL: http://hohleinsidler.livejournal.com/9350.html.
4. Кантор В. К. О кодах цивилизации // Цивилизации. Выпуск 2. — M., 1993. URL статьи: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Kant_KodCiv.php. [Дата обращения: 16.05.2013.]
5. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака / Пер. с франц. Н. Немчиной и Я. Лесюка; Предисл. Ф. Наркирьера; Ред. Е. Бабун. — М.: Прогресс, 1967. — 639 с.
6. Приап / Боги и божества Греции. URL: http://www.greekroman.ru/priapus.htm. [Дата обращения: 05.12.2012.]
7. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века: Учеб. пособ. для филолог. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. Изд. 2-е. — М.: Высшая школа, 1977. — 304 с.
References
1. Bal'zak O. Predislovie k «Chelovecheskoi komedii» // Bal'zak O. Chelovecheskaya komediya. Sobranie sochinenii v 24 tt. / Sost. D. Oblomievskii. — M.: Pravda, 1960. T. I. — S. 21–38.
2. Bal'zak O. Shagrenevaya kozha // O. Bal'zak. Chelovecheskaya komediya: Etyudy o nravakh. Stseny sel'skoi zhizni // Sobranie sochinenii v 24 tt. / Per. B. Griftsova. — M.: Pravda, 1960. T. 18. — S. 337–591.
3. O. Bal'zak: Shagrenevaya kozha. URL: http://hohleinsidler.livejournal.com/9350.html.
4. Kantor V. K. O kodakh tsivilizatsii // Tsivilizatsii. Vypusk 2. — M., 1993. URL stat'i: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Kant_KodCiv.php. [Data obrashcheniya: 16.05.2013.]
5. Morua A. Prometei, ili zhizn' Bal'zaka / Per. s frants. N. Nemchinoi i Ya. Lesyuka; Predisl. F. Narkir'era; Red. E. Babun. — M.: Progress, 1967. — 639 s.
6. Priap / Bogi i bozhestva Gretsii. URL: http://www.greekroman.ru/priapus.htm. [Data obrashcheniya: 05.12.2012.]
7. Reizov B.G. Frantsuzskii roman XIX veka: Ucheb. posob. dlya filolog. spetsial'nostei un-tov i ped. in-tov. Izd. 2-e. — M.: Vysshaya shkola, 1977. — 304 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.